Рабочая программа по ИЗО в 5 классе
Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» для 5 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству - издательство «Просвещение», 2011г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» М., «Просвещение», 2011.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачамикурса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Актуальность программыв том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основепрограммы- эмоционально-деятельностный подход:переживание художественного образа в форме художественных действий.Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программысостоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 35 часов. Все уроки сопровождаются ИКТ.
Содержаниепрограммы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства.
Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Содержание учебной программы
I четверть — «Древние корни народного искусства». Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного быта. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздники.
II четверть — «Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.
III четверть — «Декор, человек, общество, время». Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
IV четверть — «Декоративное искусство в современном мире». Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно). Декоративно-прикладное искусство в жизни.
Тематическое планирование - 5 класс | ||
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 8 |
3 | Декор – человек, общество, время | 12 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 7 |
Всего | 35 |
Все уроки сопровождаются ИКТ.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2014г.
Пособие для учителей
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Дополнительная литература.
а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008.
б) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
Интернет-ресурсы,которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов
http://school-collection.edu.ru/
http://festival.1september.ru/
Оборудование
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Таблицы (комплекты)
Хохлома
Гжель
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
Введение в цветоведение.
Декоративно-прикладное искусство.
Методический фонд
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования.
Серии цифровых фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические.
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учащиеся должны научиться:
- понимать значение древних корней народного искусства;
- определять связь времён в народном искусстве;
- понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- различать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Проверка знаний учащихся
Принципы на которых основана оценка результатов учебной деятельности учащихся:
объективность;
гласность;
систематичность;
всесторонность;
индивидуализация учета;
дифференцированность учета.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
Активность участия.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.
Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Устный опрос
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категориисущественных ошибок относятся такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категориинесущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Оценка результатов учебной деятельности по предмету
Отметка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
Оценка «5»(отлично) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету. |
Оценка «4»(хорошо) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в практических работах делает незначительные ошибки. Обучающийся воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла |
Оценка «3» (удовлетворительно) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта. Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагменты содержания теоретического учебного материала. |
Оценка «2» (неудовлетворительно) | У ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||||||
личностные | метапредметные | предметные | по плану | фактически | ||||||
8ч | ||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.. | Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Образ в узоре | |||||
2 | Убранство русской избы. | Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Эскиз избы | |||||
3 | Внутренний мир русской избы. | Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома | Закончить работу | |||||
4 | Конструкция и декор предметов народного быта и | Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. | Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Эскиз декора | |||||
5 | Русская народная вышивка | Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. | Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. | Эскиз вышитого полотенца | |||||
6 | Народный празд- ничный костюм | Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.. | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.. | Эскиз народного костюма | |||||
7 | Народный празд- ничный костюм | Закончить работу | ||||||||
8 | Народные праздничные обряды | Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. ритающей живительными соками современное днкоративно-прикладное искусство. | Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Фото сельского праздника | |||||
8 ч | ||||||||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Распознать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Народные промыслы | |||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках | С.74 | ||||||||
11 | Искусство Гжели | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. | Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - "мазка с тенями". Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | С. 76-81 | |||||
12 | Городецкая роспись | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. | Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. | Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | С.82-84 | |||||
13 | Хохлома | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.. | Иметь представление о видах хохломской росписи ("травка", роспись "под фон", "кудрина"), различать их | Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | С.86-90 | |||||
14 | Жостово. Роспись по металлу. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Осваивать основные приемы жостовского письма.. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | С.92-94 | |||||
15 | Жостово. Роспись по металлу. | Разгадать кроссворд | ||||||||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. | Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».. | С.96-102 | |||||
12 ч | ||||||||||
17 | Зачем людям украшения | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). | Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.. | Эскиз украшения | |||||
18 | Декор и положение человека в обществе | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. | Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Сообщение «Древний Египет» | |||||
19 | Декор и положение человека в обществе | Закончить эскиз украшения | ||||||||
20 | Одежда "говорит" о человеке | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | С.118-123 | |||||
21 | Одежда "говорит" о человеке | С.124-127 | ||||||||
22 | Одежда "говорит" о человеке | С.128-132 | ||||||||
23 | Одежда "говорит" о человеке | С.133, вопросы | ||||||||
24 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Подобрать изображе- ния гербов разных стран, клубов, семей | |||||
25 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | С.134-138 | ||||||||
26 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Придумать и нарисовать герб семьи. | ||||||||
27 | Роль декоратив- ного искусства в жизни человека и общества | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.. Использовать в речи новые художественные термины.. | Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. | Подготовиться к игре-викторине | |||||
28 | Роль декоратив- ного искусства в жизни человека и общества | Присмотреться к образцам современного деко- ративного искусства | ||||||||
7 ч | ||||||||||
29 | Современное выставочное искусство | Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.. | Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.. | Подобрать материал для работы | |||||
30 | Ты сам — мастер декоративно- прикладно- го искусства | Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого -. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объесных декоративных композиций. | Присмотреться к образцам современного ис- кусства | |||||
31 | Ты сам — мастер декоративно- прикладно- го искусства | Присмотреться к образцам современного ис- кусства | ||||||||
32 | Ты сам — мастер декоративно- прикладно- го искусства | Присмотреться к образцам современного ис- кусства | ||||||||
33 | Ты сам — мастер декоративно- прикладно- го искусства | Присмотреться к образцам современного ис- кусства | ||||||||
34 | Обобщение и систематизация изученного материала | Присмотреться к образцам современ- ного искусства | ||||||||
35 | Итоговая выставка творческих работ | |||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста