Рабочая программа по изо 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования (УМК «Школа России») Москва «Просвещение» 2012г, авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева и др. «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России, Москва «Просвещение» 2015г
Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.
Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Содержание курса.
ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА(9ч.)
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Материалы:гуашь, мелки, бумага.
Зрительный ряд:слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Музыкальный ряд:русские народные песни.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.
Зрительный ряд:слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев.
Задание на дом:найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Материалы:белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.
Зрительный ряд:слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».
Литературный ряд:В. Белов. «Лад».
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы:гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Материалы:бумага, гуашь, клей, ножницы.
Зрительный ряд:слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.
Литературный ряд:фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд:народные песни.
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Материалы:склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд:работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд:И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд:Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал:согласно выбранному варианту задания. Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Материалы:бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд:репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Материалы:тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд:произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы:гуашь, бумага.
Зрительный ряд:репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.
Древние города Русской земли
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Материалы:графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания.
Материалы:бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.
Зрительный ряд:слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Материалы:склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд:слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.
Литературный ряд:А. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Музыкальный ряд:произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
КАЖДЫЙ НАРОД —ХУДОЖНИК (10 ч.)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы:гуашь, ножницы, клей, бумага.
Зрительный ряд:слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов.
Литературный ряд:мифы Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Материалы:большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Зрительный ряд:гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.
Литературный ряд:традиционная японская поэзия.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы:большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд:слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.
Многообразие художественных культур в мире(обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—отпредставлений о великом многообразии к представлениям о единстведля всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.
Материалы:гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд:икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.
Музыкальный ряд:колыбельная песня.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Материалы:гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд:портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Материалы:гуашь (черная или белая), бумага, кисти.
Зрительный ряд:С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд:Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы:пластилин, стеки.
Зрительный ряд:памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы:гуашь или пастель, бумага. \
Зрительный ряд:В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.
Искусство народов мира(обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Материалы:бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.
Зрительный ряд:лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Литературно-музыкальный ряд:по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.
В год – 34часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Тематическое планирование.
№ | ТЕМА | Дата | КОРРЕкцИЯ | ||
план | |||||
1 | Каждый народ строит, украшает ,изображает | ||||
2 | Пейзаж родной земли. | ||||
3 | Деревня – деревянный мир. | ||||
4 | Красота человека. | ||||
5 | Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | ||||
6 | Красота человека. Изображение сцен труда из крестьянской жизни | ||||
7 | Народные праздники | ||||
8 | Народные праздники (обобщение темы) | ||||
9 | Родной угол. | ||||
10 | Древние соборы | ||||
11 | Города Русской земли | ||||
12 | Города Русской земли Новгород, Псков. | ||||
13 | Города Русской земли, Владимир и Суздаль, Москва | ||||
14 | Узорочье теремов. | ||||
15 | Праздничный пир в теремных палатах | ||||
16 | Страна восходящего солнца. | ||||
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | ||||
18 | Народы гор и степей | ||||
19 | Народы гор и степей | ||||
20 | Города в пустыне | ||||
21 | Города в пустыне | ||||
22 | Древняя Эллада | ||||
23 | Древняя Эллада | ||||
24 | Европейские города Средневековья | ||||
25 | Европейские города Средневековья | ||||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | ||||
27 | Все народы воспевают материнство | ||||
28 | Все народы воспевают мудрость старости. | ||||
29 | Сопереживание – великая тема искусства. | ||||
30 | Сопереживание – великая тема искусства. | ||||
31 | Герои, борцы и защитники. | ||||
32 | Юность и надежды. | ||||
33 | Юность и надежды. | ||||
34 | Искусство народов мира. (обобщение темы) | ||||