Меню

Рабочая программа по изо 4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа предмета  «Изобразительное искусство» для 4 класса  разработана  в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития   и воспитания  личности гражданина  России,  планируемыми результатами начального общего образования,  Примерной  образовательной программы начального  общего  образования  (УМК  «Школа  России»)  Москва «Просвещение» 2012г, авторской  программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева и др.  «Изобразительное искусство» (УМК  «Школа  России, Москва   «Просвещение»  2015г

Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.

Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Содержание  курса.

                                                                             ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА(9ч.)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Материалы:гуашь, мелки, бумага.

Зрительный ряд:слайды природы, репродукции картин рус­ских художников-пейзажистов.

Музыкальный ряд:русские народные песни.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада­ние: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуаль­но-коллективная работа.

Материалы:  бумага,   картон,   ножницы;   пластилин,   стеки.

Зрительный ряд:слайды деревянных ансамблей из этногра­фических музеев.

Задание на дом:найти изображения русской деревни, ее по­строек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополни­тельно — изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы:белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

Зрительный ряд:слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское  народное  искусство»,  «Деревянное  зодчество  Руси».

Литературный ряд:В. Белов. «Лад».

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение    деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа.

Материалы:гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Материалы:бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд:слайды материалов этнографических музе­ев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.

Литературный ряд:фрагменты былин, русских сказок, отрыв­ки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд:народные песни.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы:склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд:работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Маляви­на; произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд:И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд:Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».

                                                              ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал:согласно выбранному варианту задания. Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Материалы:бумага,  ножницы,  клей  или  пластилин, стеки. Зрительный ряд:репродукции  произведений А.  Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Крем­лю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города.

Материалы:тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд:произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники

Изображение   древнерусских   воинов,   княжеской   дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы:гуашь, бумага.

Зрительный ряд:репродукции работ И. Билибина, В. Васне­цова; иллюстрации детских книг.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы:графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для сле­дующего ' задания.

Материалы:бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд:слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы:склеенные обои для панно и листы бумаги, гу­ашь, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд:слайды палат Московского Кремля, иллю­страции к русским сказкам В. Васнецова.

Литературный ряд:А. Пушкин. «Руслан и Людмила».

Музыкальный ряд:произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

                                                                 КАЖДЫЙ  НАРОД —ХУДОЖНИК (10 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интерес­но «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в кон­тексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осозна­ние детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к миро­восприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по раз­ным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем парамет­рам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней  Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Материалы:гуашь, ножницы, клей, бумага.

Зрительный ряд:слайды современного облика Греции, произ­ведений древнегреческих скульпторов.

Литературный ряд:мифы Древней Греции.

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются инди­видуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главно­го художника» работает над фоном панно.

Материалы:большие листы бумаги для коллективной рабо­ты, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд:гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.

Литературный ряд:традиционная японская поэзия.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на го­родской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы:большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд:слайды городов Западной Европы, средневе­ковой скульптуры и одежд.

Многообразие художественных культур в мире(обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ве­дущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям зани­маться не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

                                                     ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)

Последняя тема завершает программу начальной школы, за­канчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завер­шить основные линии осознания  искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представле­ний народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — раз­ное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что че­ловечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противо­положны—отпредставлений о великом многообразии к пред­ставлениям о единстведля всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто вос­принимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения ис­кусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Материалы:гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд:икона «Владимирская Богоматерь»; Рафа­эль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская ма­донна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.

Музыкальный ряд:колыбельная песня.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное — это стремление выразить его внутренний мир.

Материалы:гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд:портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Материалы:гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

Зрительный ряд:С.  Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд:Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз   памятника   герою,   выбранному   автором  (ребенком). Материалы:пластилин, стеки.

Зрительный ряд:памятники героям разных народов, памят­ники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях.

Материалы:гуашь или пастель, бумага.                                       \

Зрительный ряд:В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.   

Искусство народов мира(обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ уча­щихся.

Материалы:бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.

Зрительный ряд:лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.    

 Литературно-музыкальный ряд:по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

 В год – 34часа, 1 час в неделю.

Планируемые  результаты  изучения  предмета.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

            Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

                                                Тематическое планирование.

                    ТЕМА

Дата

КОРРЕкцИЯ

план


1

Каждый народ строит, украшает ,изображает



2

Пейзаж родной земли.



3

Деревня – деревянный мир.



4

Красота человека.



5

Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.



6

Красота человека.
Изображение сцен труда из крестьянской жизни



7

Народные праздники



8

Народные праздники (обобщение темы)



9

Родной угол.



10

Древние соборы



11

Города Русской земли



12

Города Русской земли Новгород, Псков.



13

Города Русской земли, Владимир и Суздаль, Москва



14

Узорочье теремов.



15

Праздничный пир в теремных палатах



16

Страна восходящего солнца.



17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.



18

Народы гор и степей



19

Народы гор и степей



20

Города в пустыне



21

Города в пустыне



22

Древняя Эллада



23

Древняя Эллада



24

Европейские города Средневековья



25

Европейские города Средневековья



26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).



27

Все народы воспевают материнство



28

Все народы воспевают мудрость старости.



29

Сопереживание – великая тема искусства.



30

Сопереживание – великая тема искусства.



31

Герои, борцы и защитники.



32

Юность и надежды.



33

Юность и надежды.



34

Искусство народов мира.
(обобщение темы)