Рабочая программа по истории в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. Календарно-тематический план для 9 классов по истории России ориентирован на использование учебника: - Данилов, А. А. История России XX - начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008; • дополнительных пособий для учителя: - Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007; - Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. XX век / А. М. Родригес. - М., 2000; - Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999; - История России в лицах: биографический словарь / под общ.ред. В. В. Каргалова. - М.: Русское слово, 1997; - Короткова, М. В. История России XX в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. - М.: Дрофа, 2002; - Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972; - Данилов, А. А. История России в художественно-исторических образах: хрестоматия / А. А. Данилов; • для учащихся: - Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в,: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988; - Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994. - Данилов, А. А. История России. XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч, / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008. Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран».Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования. Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование учебника «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2007; рабочая тетрадь «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа.
Один из вариантов календарно-тематического планирования предусматривает на изучение истории России 44 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 24 часов; всего68 часов. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Отечества 882-1917» и «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмы «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дои октября», «Цвет войны», «Обыкновенный фашизм», «Сталинградская битва». Требования к уровню подготовки обучающихся: Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников. Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карчу, 1рупнировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. Владеть компетенциями: коммуникативной, смысло-поисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой. Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представлепных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI
«Истории России ХХ – начала ХХIвв.» 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во час с | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Домашнее задание | Дата проведения | |||
План | Факт | ||||||||||
1 | Государство и российское общество в конце XIX- начале ХХ в | 1 | Урок изучения нового материала (интегрированный) | Особенности аграрного и промышленного развития России на рубеже XIX-XX вв. Индустриальное моровое общество в начале ХХ века | Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала ХХ века.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах | Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация | §1 | ||||
2 | Экономическое развитие страны | 1 | интегрированный | Экономическое развитие страны в начале ХХ в. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте | Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры | Многоукладная экономика, монополистический капитализм | §2 | ||||
3 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 | 1 | Комбинированный (интегрированный) | Политическое развитие страны в начале ХХ в. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные партии их программы | Называть характерные черты самодержавия | Политическая система, гражданское общество | §3 | ||||
4 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 | 1 | интегрированный | Россия в международных отношениях начала ХХ в. Русско-японская война, ее влияние на российское общество | Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны; причины и характер войны; поражение и его последствия | Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция эскалация | §4 | ||||
5 | Первая российская революция. Реформы политической системы | 1 | Урок изучения нового материала | Революция 1905-1907 гг. причины, характер. «Кровавое воскресенье». Вооруженные восстания по стране | Излагать причины и последствия революции; систематизировать причины и итоги революции | «Зубатовский социализм», революция, движущие силы революции | §5 | ||||
6 | Экономические реформы | 1 | Комбинированный | Аграрная реформа. Промышленный подъем | Называть альтернативу общественного развития в 1906 г.; составлять таблицу «Аграрная реформа и ее результаты» | Отруб, хутор, кооперация | §6 | ||||
7 | Политическая жизнь в 1907-1914 | 1 | Комбинированный | Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения | Объяснять значение понятия парламентаризм; сравнивать программные установки либеральных партий, | Конституционная монархия, парламент, политическая партия. | §7 | ||||
8 | Духовная жизнь Серебряного века | 1 | Семинар | Культура России в начале ХХ века | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм. Акмеизм, футуризм | §8 | ||||
9 | Россия в первой мировой войне | 1 | Интегрированный урок совместно с Всеобщей историей | Россия в первой мировой войне | Называть основные направления внешней политики, знать хронологические рамки войны; называть и показывать на карте места военных сражений, линии фронтов; составлять алгоритм военных действий | Антанта, Тройственный союз, военные планы, военные операции, Брусиловский прорыв | §9 (Д-К) вопросы и задан, | ||||
10 | Свержение монархии | 1 | Урок изучения нового материала | Причины революционного начала века, сходства и отличия всех революционных событий. Итоги революций, последствия для исторического развития | Уметь разбирать в причинах, типах революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России. Определять итоги свержения монархии | Обострение социальных противоречий в условиях модернизации | §10 вопросы и задан, словарь | ||||
11 | Россия весной -летом 1917г. | 1 | Комбинированный | Нарастание политического кризиса. Выступление Корнилова. Причины, ход, итоги октябрьской революции. Декреты о мире и о земле. Создание новых органов власти. Уничтожение сословного и национального неравенства. Экономическая политика. Принятие Конституции | Уметь спрогнозировать последующие события в России. Кризис временного правительства. Уметь разбирать в причинах, типах революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России. Знать внутриполитический и внешнеполитический курс большевиков, сравнивать их политику с пр | Коалиционное правительство, «Апрельские тезисы». Аннексия, декрет, контрибуция | §11-13 вопросы и задан, словарь | ||||
12 | Начало гражданской войны | 1 | Комбинированный | Причины гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Планы, программы, мероприятия | Знать понятие «Гражданская война». Владеть показом по карте. Уметь сравнивать с другими гражданскими войнами в истории | Военная интервенция Исторически личности войны. Итоги войны | §14 вопросы | ||||
13 | На фронтах Гражданской войны | 1 | ИНМ | Поэтапные события войны. Перестройка на военный лад (обоих движений). Особенности каждого этапа | Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии) | Иностранная интервенция | §15 | ||||
14 | Экономическая политика в годы войны | 1 | Лекция | Политика «Военного коммунизма». Аграрные и другие программы Деникина, Юденича, Врангеля | Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны | §16-17 | |||||
15 | Переход к нэпу | 1 | Лекция, практическая работа | Причины перехода к нэпу. Решения Х Съезда РКП(б). план ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия нэпа | Ознакомиться и усвоить «язык нэпа». Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками | Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г | §18 | ||||
16 | Образование СССР | 1 | Комбинированный | Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы | Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР | Конституция 1924 г | §19 | ||||
17 | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг | 1 | Работа с учебником документами | Внешнеполитический курс в 20-е гг. Попытки добиться признания нового государства европейскими странами | Владеть понятиями: полоса не признания; Коминтерн; интернационал | Советская внешнеполитическая стратегия | §20 | ||||
18 | Политическое развитие в 20-е гг | 1 | Работа с учебником Лекция | Проекты построения социализма. Борьба вокруг них | Усвоить понятие «социализм» | И.В. Сталин, Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев Н.И. Бухарин | §21 | ||||
19 | Духовная жизнь в 20-е гг. | 1 | Работа в группах | Борьба с неграмотностью. Творцы «Серебряного века» в Советской России. Эмиграция. Начало «Нового искусства» | Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей | Ликбез, волна эмиграции, «Сменовеховство» | §22 | ||||
20 | Социалистическая индустриализация | 1 | Лекция | Цели, задачи, особенности индустриализации. Источники и методы индустриализации | Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов | Индустриализация, «Великий перелом», Стахановцы, Большой скачек | §23 | ||||
21 | Коллективизация сельского хозяйства | 1 | Лекция | Цели, методы, результаты коллективизации | Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне. Уметь делать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям. Сформировать оценку итогов «нового» деревенского курса | Коллективизация, кулак, бедняк, середняк. Ликвидация кулачества как класса | §24 | ||||
22 | Политическая система СССР в 30-е гг. | 1 | Лабораторная работа | Структурные звенья советской тоталитарной системы ВКП(б) – ядро модели | Уметь соотносить события по данной проблеме с 20-ми годами и современностью. Знать этапы установления тоталитарной модели | Идеологизация тоталитаризма. Карательная система. | §25 | ||||
23 | Духовная жизнь в 30-е гг. | 1 | Дискуссия | Достижения науки и техники. Метод социалистического реализма. Утверждение марксистско-ленинской идеологии | Знать достижения культуры данного периода. Использовать знания для формирования собственных суждений о происшедших переменах | «Культурная революция». Идеологизация | §26 | ||||
24 | СССР в системе международных отношений в 30-е гг. | 1 | Лекция | Внешнеполитический курс в 30-е гг. вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Советско-германский пакт 1939-1941 гг. | Владеть понятиями: полоса не признания и процесс признания СССР; Коминтерн и антифашистский фронт; Мюнхен 1938 г | Советская внешнеполитическая доктрина 30-х гг. | §27 | ||||
25 | Начало Великой Отечественной войны | 1 | Семинарское занятие | СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Нападение Германии. Провал «Молниеносной войны» | Уметь соотносить событие со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода ВОВ | Советская докт- рина. «Внезап- ность» нападе- ния. Молние- носная война. Превентивные удары. План «Барбаросса» | §28, 29 | ||||
26 | Коренной передом в ходе ВОВ | 1 | Семинарское занятие | Начало коренного перелома (Сталинград). Завершение коренного перелома (Курск). Тегеранская конференция 1943 г. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения | «Странная» война на западе. Широкомасштабное наступление | §30, 32 | ||||
27 | СССР на завершающем этапе войны | 1 | Семинарское занятие | Военно-стратегическая обстановка к 1944 г. «10 сталинских» ударов по врагу. Берлинская операция. Военные действия против Японии | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения | Советские полководцы (И.В. Сталин, Г.К.Жуков). Ялта. Потсдам | §34 | ||||
28 | Итоги ВОВ. Источники и цена победы | 1 | Семинарское занятие | Советский тыл в годы войны. Советский народ в годы Великой Отечественной войны | Владеть фактами великого подвига народа. Уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне | ВПК. Национальное богатство | §31, §33- | ||||
29 | Восстановление экономики | 1 | Комбинированный | Цена людских и материальных потерь. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления | «Экономические проблемы построения социализма в СССР» | Репарации. Национальное богатство. ВПК | §35 | ||||
30 | Политическое развитие. Идеология и культура | 1 | Лекция | Властные перестройки. Кампании: «врагов народа»; «Лениградское дело»; «дело врачей»; «дело космополитов» | «Железный занавес» - знать сущность понятия. Умет делать сравнение о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг. | Кибернетика Идеологические процессы Номенклатура | §36-37 | ||||
31 | Н.С. Хрущев. Попытки реформирования политической системы. | 1 | Лекция | Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма» | Знать решения ХХ съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС | «Оттепель». «Культ личности» | §39-41 | ||||
32 | Внешняя политика 1945-1964 | 1 | Работа в группах | Причины и содержание «холодной войны». Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики | «Холодная война». Три направления внешней политики | §38, 42 | ||||
33 | Л.И. Брежнев | 1 | Комбинированный | Усиление позиций партгосномен клатуры. Ориентация на разви тие топливно-энергетического комплекса. Ухудшение положения в с/х. Конституция 1977 | Знать и владеть понятиями: «развитой социализм», «Золотой век партгосноменклатуры» | Стагнация. Диссидент и теневая экономика. Кризис советской системы | §43, 44, 45 | ||||
34 | Политика разрядки: надежды и результаты | 1 | Дискуссия | Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР | Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики | «Пражская весна». «Солидарность». Афганская война. | §46 | ||||
35 | М.С. Горбачев. Переход к политике перестройки | 1 | Лекция | Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономике. Реформа политической системы. Формирование многопартийности | Знать этапы плана перестройки. Разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения». Уметь соотносить изменения с предыдущими преобразованиями. Давать оценку | Понятия: перестройка ускорение, программа 500 дней, гласность | §47, 48, 49 | ||||
36 | Внешняя политика СССР в 1985-1991 Российская экономика на пути к рынку | 1 | Семинарское занятие | Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма | Разбираться в причинах завершения «холодной войны» и основных положениях новой внешнеполитической доктрины | Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения | §50,51 | ||||
37 | Политическая жизнь России | 1 | Лабораторная работа | Август 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993 г. Российский парламентаризм. Б.Н. Ельцин | Понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР | ГКЧП. Путч. Электорат. Институт президентства | §52, 54 | ||||
38 | Россия на пороге нового ХХI века | 1 | Комбинированный | В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, гражданского согласия, экономический подъем и социальную стабильность. Терроризм, борьба с ним | Ознакомиться с основными направлениями политики В.В. Путина. Знать основные преобразования | Новые государственные символы. Терроризм | §56 | ||||
39 | Россия в мировом сообществе | 1 | Семинарское занятие | Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХI веков. Новая концепция внешней политики | Усвоить новое геополитическое положение России, ее место в мире. Новый стиль международной политики | Геополитика СНГ. Концепции внешней политики 1945-2011 гг | §55 | ||||
40 | Культурная жизнь современной России | 1 | Урок защиты проектов | Исторические условия развития культуры. Основные направления современной культуры | Разбираться в понятиях: «концептуализм», «ностальгия», «публицистика», «постмодернизм», «элитная и массовая культура» | §53 | |||||