Меню

Рабочая программа по истории в 9 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года. Календарно-тематический план для 9 классов по истории России ориентирован на использование учебника: - Данилов, А. А. История России XX - начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008; • дополнительных пособий для учителя: - Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007; - Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. XX век / А. М. Родригес. - М., 2000; - Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999; - История России в лицах: биографический словарь / под общ.ред. В. В. Каргалова. - М.: Русское слово, 1997; - Короткова, М. В. История России XX в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. - М.: Дрофа, 2002; - Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972; - Данилов, А. А. История России в художественно-исторических образах: хрестоматия / А. А. Данилов; • для учащихся: - Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в,: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988; - Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994. - Данилов, А. А. История России. XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч, / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008. Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ -  Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран».Настоящая программа  составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования. Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование учебника «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2007; рабочая тетрадь «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа.   

Один из вариантов календарно-тематического планирования предусматривает на изучение истории России 44 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 24 часов; всего68 часов. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Отечества 882-1917» и «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмы «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дои октября», «Цвет войны», «Обыкновенный фашизм», «Сталинградская битва». Требования к уровню подготовки обучающихся: Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников. Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карчу, 1рупнировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. Владеть компетенциями: коммуникативной, смысло-поисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой. Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представлепных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI

«Истории России ХХ – начала ХХIвв.»  9 класс


Тема урока
Кол-во  час с
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные понятия
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
1
Государство и российское общество в конце XIX- начале ХХ в
1
Урок изучения нового материала (интегрированный)
Особенности аграрного и промышленного развития России на рубеже XIX-XX вв.
Индустриальное моровое общество в начале ХХ века
Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала ХХ века.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах
Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация
§1


2
Экономическое развитие страны
1
 интегрированный
Экономическое развитие страны в начале ХХ в. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте
Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры
Многоукладная экономика, монополистический капитализм
§2


3
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904
1
Комбинированный
(интегрированный)
Политическое развитие страны в начале ХХ в. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные партии их программы
Называть характерные черты самодержавия
Политическая система, гражданское общество
§3


4
Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905
1
 интегрированный
Россия в международных отношениях начала ХХ в. Русско-японская война, ее влияние на российское общество
Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны; причины и характер войны; поражение и его последствия
Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция эскалация
§4


5
Первая российская революция. Реформы политической системы
1
Урок изучения нового материала
Революция 1905-1907 гг. причины, характер. «Кровавое воскресенье». Вооруженные восстания по стране
Излагать причины и последствия революции; систематизировать причины и итоги революции
«Зубатовский социализм», революция, движущие силы революции
§5


6
Экономические реформы
1
Комбинированный
Аграрная реформа. Промышленный подъем
Называть альтернативу общественного развития в 1906 г.; составлять таблицу «Аграрная реформа и ее результаты»
Отруб, хутор, кооперация
§6


7
Политическая жизнь в 1907-1914
1
Комбинированный
Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения
Объяснять значение понятия парламентаризм; сравнивать программные установки либеральных партий,
Конституционная монархия, парламент, политическая партия.
§7


8
Духовная жизнь Серебряного века
1
Семинар
Культура России в начале ХХ века
Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры
Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм. Акмеизм, футуризм
§8


9
Россия в первой мировой войне
1
Интегрированный урок совместно с Всеобщей историей
Россия в первой мировой войне
Называть основные направления внешней политики, знать хронологические рамки войны; называть и показывать на карте места военных сражений, линии фронтов; составлять алгоритм военных действий
Антанта, Тройственный союз, военные планы, военные операции, Брусиловский прорыв
§9 (Д-К) вопросы и задан,


10
Свержение монархии
1
Урок изучения нового материала
Причины революционного начала века, сходства и отличия всех революционных событий. Итоги революций, последствия для исторического развития
Уметь разбирать в причинах, типах революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России. Определять итоги свержения монархии
Обострение социальных противоречий в условиях модернизации
§10 вопросы и задан, словарь


11
Россия весной -летом 1917г.
1
Комбинированный
Нарастание политического кризиса. Выступление Корнилова.  Причины, ход, итоги октябрьской революции. Декреты о мире и о земле. Создание новых органов власти. Уничтожение сословного и национального неравенства. Экономическая политика. Принятие Конституции
Уметь спрогнозировать последующие события в России. Кризис временного правительства. Уметь разбирать в причинах, типах революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России. Знать внутриполитический и внешнеполитический курс большевиков, сравнивать их политику с пр
Коалиционное правительство, «Апрельские тезисы». Аннексия, декрет, контрибуция
§11-13 вопросы и задан, словарь


12
Начало гражданской войны
1
Комбинированный
Причины гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Планы, программы, мероприятия
Знать понятие «Гражданская война». Владеть показом по карте. Уметь сравнивать с другими гражданскими войнами в истории
Военная интервенция Исторически личности войны. Итоги войны
§14 вопросы


13
На фронтах Гражданской войны
1
ИНМ
Поэтапные события войны. Перестройка на военный лад (обоих движений). Особенности каждого этапа
Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии)
Иностранная интервенция
 §15


14
Экономическая политика в годы войны
1
Лекция
Политика «Военного коммунизма». Аграрные и другие программы Деникина, Юденича, Врангеля
Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны

§16-17


15
Переход к нэпу
1
Лекция, практическая работа
Причины перехода к нэпу. Решения Х Съезда РКП(б). план ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия нэпа
Ознакомиться и усвоить «язык нэпа». Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками
Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г
§18


16
Образование СССР
1
Комбинированный
Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы
Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР
Конституция 1924 г
 §19


17
Международное положение и внешняя политика в 20-е гг
1
Работа с учебником документами
Внешнеполитический курс в 20-е гг. Попытки добиться признания нового государства европейскими странами
Владеть понятиями: полоса не признания; Коминтерн; интернационал
Советская внешнеполитическая стратегия
§20


18
Политическое развитие в 20-е гг
1
Работа с учебником Лекция
Проекты построения социализма. Борьба вокруг них
Усвоить понятие «социализм»
И.В. Сталин, Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев Н.И. Бухарин
§21


19
Духовная жизнь в 20-е гг.
1
Работа в группах
Борьба с неграмотностью. Творцы «Серебряного века» в Советской России. Эмиграция. Начало «Нового искусства»
Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей
Ликбез, волна эмиграции, «Сменовеховство»
§22


20
Социалистическая индустриализация
1
Лекция
Цели, задачи, особенности индустриализации. Источники и методы индустриализации
Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов
Индустриализация, «Великий перелом», Стахановцы, Большой скачек
§23


21
Коллективизация сельского хозяйства
1
Лекция
Цели, методы, результаты коллективизации
Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне. Уметь делать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям. Сформировать оценку итогов «нового» деревенского курса
Коллективизация, кулак, бедняк, середняк. Ликвидация кулачества как класса
§24


22
Политическая система СССР в 30-е гг.
1
Лабораторная работа
Структурные звенья советской тоталитарной системы ВКП(б) – ядро модели
Уметь соотносить события по данной проблеме с 20-ми годами и современностью. Знать этапы установления тоталитарной модели
Идеологизация тоталитаризма. Карательная система.
§25


23
Духовная жизнь в 30-е гг.
1
Дискуссия
Достижения науки и техники. Метод социалистического реализма. Утверждение марксистско-ленинской идеологии
Знать достижения культуры данного периода. Использовать знания для формирования собственных суждений о происшедших переменах
«Культурная революция». Идеологизация
§26


24
СССР в системе международных отношений в 30-е гг.
1
Лекция
Внешнеполитический курс в 30-е гг. вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Советско-германский пакт 1939-1941 гг.
Владеть понятиями: полоса не признания и процесс признания СССР; Коминтерн и антифашистский фронт; Мюнхен 1938 г
Советская внешнеполитическая доктрина 30-х гг.
§27


25
Начало Великой Отечественной войны
1
Семинарское занятие
СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Нападение Германии. Провал «Молниеносной войны»
Уметь соотносить событие со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода ВОВ
Советская докт- рина. «Внезап- ность» нападе- ния. Молние- носная война. Превентивные удары. План «Барбаросса»
§28, 29


26
Коренной передом в ходе ВОВ
1
Семинарское занятие
Начало коренного перелома (Сталинград). Завершение коренного перелома (Курск). Тегеранская конференция 1943 г.
Знать фактический и хронологический материал.  Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения
«Странная» война на западе. Широкомасштабное наступление
§30, 32


27
СССР на завершающем этапе войны
1
Семинарское занятие
Военно-стратегическая обстановка к 1944 г. «10 сталинских» ударов по  врагу. Берлинская операция. Военные действия против Японии
Знать фактический и хронологический материал.  Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения
Советские полководцы (И.В. Сталин, Г.К.Жуков). Ялта. Потсдам
§34


28
Итоги ВОВ. Источники и цена победы
1
Семинарское занятие
Советский тыл в годы войны. Советский народ в годы Великой Отечественной войны
Владеть фактами великого подвига народа. Уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне
ВПК. Национальное богатство
§31, §33-


29
Восстановление экономики
1
Комбинированный
Цена людских и материальных потерь. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления
«Экономические проблемы построения социализма в СССР»
Репарации. Национальное богатство. ВПК
§35


30
Политическое развитие. Идеология и культура
1
Лекция
Властные перестройки. Кампании:
«врагов народа»;
«Лениградское дело»;
«дело врачей»;
«дело космополитов»
«Железный занавес» - знать сущность понятия. Умет делать сравнение о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг.
Кибернетика Идеологические процессы Номенклатура
§36-37


31
Н.С. Хрущев. Попытки реформирования политической системы.
1
Лекция
Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма»
Знать решения ХХ съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС
«Оттепель». «Культ личности»
§39-41


32
Внешняя политика 1945-1964
1
Работа в группах
Причины и содержание «холодной войны». Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики
«Холодная война». Три направления внешней политики
§38, 42


33
Л.И. Брежнев
1
Комбинированный
Усиление позиций партгосномен клатуры. Ориентация на разви тие топливно-энергетического комплекса. Ухудшение положения в с/х. Конституция 1977
Знать и владеть понятиями: «развитой социализм», «Золотой век партгосноменклатуры»
Стагнация. Диссидент и теневая экономика. Кризис советской системы
§43, 44, 45


34
Политика разрядки: надежды и результаты
1
Дискуссия
Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР
Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики
«Пражская весна». «Солидарность». Афганская война.
§46


35
М.С. Горбачев. Переход к политике перестройки
1
Лекция
Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономике. Реформа политической системы. Формирование многопартийности
Знать этапы плана перестройки. Разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения». Уметь соотносить изменения с предыдущими преобразованиями. Давать оценку
Понятия: перестройка  ускорение, программа 500 дней, гласность
§47, 48, 49


36
Внешняя политика СССР в 1985-1991
Российская экономика на пути к рынку
1
Семинарское занятие
Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма
Разбираться в причинах завершения «холодной войны» и основных положениях новой внешнеполитической доктрины
Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения
§50,51


37
Политическая жизнь России
1
Лабораторная работа
Август 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993 г. Российский парламентаризм. Б.Н. Ельцин
Понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР
ГКЧП. Путч. Электорат. Институт президентства
§52, 54


38
Россия на пороге нового ХХI века
1
Комбинированный
В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, гражданского согласия, экономический подъем и социальную стабильность. Терроризм, борьба с ним
Ознакомиться с основными направлениями политики В.В. Путина. Знать основные преобразования
Новые государственные символы. Терроризм
§56


39
Россия в мировом сообществе
1
Семинарское занятие
Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХI веков. Новая концепция внешней политики
Усвоить новое геополитическое положение России, ее место в мире. Новый стиль международной политики
Геополитика СНГ. Концепции внешней политики 1945-2011 гг
§55


40
Культурная жизнь современной России
1
Урок защиты проектов
Исторические условия развития культуры. Основные направления современной культуры
Разбираться в понятиях: «концептуализм», «ностальгия», «публицистика», «постмодернизм», «элитная и массовая культура»

§53