Рабочая программа по истории в 6 классе

Загрузка ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России 32 учебных часа, на Всеобщую историю - 38.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих ЭОР: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001 (2 CD); Энциклопедия истории России, 862-1917 CD; ресурсы СПО по истории; разработанные учителем мультимедийные продукты.

Рабочая программа 6 класса рассматривает следующий учебный материал:

Всеобщая история:

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Византия и арабский мир

Средневековое европейское общество. Крестовые походы

Государства Европы в XIV-XV вв.

Культурное наследие Средневековья

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

История России:

Восточные славяне

Русь в IX – первой половине XII в.

Русь во второй половине XII –XIII в.

Образование единого русского государства

Московское государство в XVI в.

Цели курса: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях, деятелях отечественной истории, развитии мира в Новое время; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся; школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, историческому мышлению.

Требования к уровню подготовки учащихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времён до 17 века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к 17 веку; изученные виды исторических источников;

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

владеть компетенциями:

Формы контроля:

Способы достижения учащимися соответствующего уровня образованности:

Рабочая программа по истории для 6 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

дополнительные пособия для учителя:

дополнительные пособия для учащихся:

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания и требования к уровню подготовки обучающихся (основные понятия, знания, умения, навыки и т.д.)

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

Что изучает история Отечества.

1

Урок изучения нового материала
Основные понятия: Краткая характеристика курса. История России как часть Всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины.
ЗУН: Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
С. 4-6
3.09

2.

Восточные славяне и их соседи в древности

1

Комбинированный
Основные понятия: Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение, соседская община, князь, дружина, бояре.
ЗУН: Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте.
§ 1, 2
4.09

3.

Формирование Древнерусского государства

1

Комбинированный
Основные понятия: Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдве, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства у восточных славян.
ЗУН: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте. Развивать умение составления схем.
§ 3
10.09

4.

Первые киевские князья

1

Комбинированный
Основные понятия: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, 862г., 882г., 904г., 945г.
ЗУН: Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.
§ 4
11.09

5.

Правление князя Владимира и крещение Руси

1

Комбинированный
Основные понятия: Крещение Рус, 988г., христианство.
ЗУН: Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события.
§ 5
17.09

6.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Комбинированный
Основные понятия: Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская Правда».
ЗУН: Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской Правды».
§ 6
18.09

7.

Культура Древней Руси.

1

Комбинированный
Основные понятия: Былины, миниатюра, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, икона, фреска, летопись.
ЗУН: Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов.
§ 7
24.09

8.

Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный
Основные понятия: Вотчина, береста, патриотизм.
ЗУН: Ценностное ориентирование древнерусского общества.
§ 8
25.09

9.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь древняя»

1

Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: Знать все понятия по теме «Русь древняя».
Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.
Подготовить сообщение по теме «Владимир Мономах»
1.10

10.

Контрольное тестирование по теме «Русь древняя»

1

Урок контроля знаний


2.10

11.

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

Комбинированный
Основные понятия: Феодальная раздробленность, удельные княжества.
ЗУН: Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Сводить знания в таблицы.
§ 9
8.10

12.

Главные политические центры Руси

1

Комбинированный
Основные понятия: Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности.
ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель.
§ 10, 11
9.10

13.

Монгольское нашествие на Русь

1

Комбинированный
Основные понятия: Монголо-татары, Чингисхан, Батый, 1223г., 1237-1238гг., 1239-1240гг.
ЗУН: Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар.
§ 12
15.10

14.

Борьба русских земель против экспансии Запада

1

Комбинированный
Основные понятия: 1240г., 1242г., Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище.
ЗУН: Уметь работать с текстом учебника, выделять причинно-следственные связи, роль личности.
§ 13
16.10

15.

Русь и Орда

1

Комбинированный
Основные понятия: Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество.
ЗУН: Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами.
§ 14
22.10

16.

Русь и Литва

1

Комбинированный
Основные понятия: Уния.
ЗУН: Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложение учителя, карты.
§ 15
23.10

17.

Культура русских земель

1

Комбинированный
Основные понятия: Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школе. «Слово о полку Игореве».
ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Уметь сравнивать, анализировать исторические источники, делать выводы.
§ 16
29.10

18.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: знать все понятия по теме «Политическая раздробленность на Руси». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.

30.10

19.

Контрольное тестирование по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

Урок контроля знаний

12.11

20.

Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества

1

Комбинированный
Основные понятия: Порядок наследования престола. Вотчинное, монастырское, помещечье и черносошное землевладение.
ЗУН: Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причина возвышения Московского княжества.
§ 17
13.11

21.

Москва – центр борьбы с ордынским игом

1

Комбинированный
Основные понятия: Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать.
ЗУН: Уметь выделять главное. Уметь делать выводы из события. Определять роль личности в истории.
§ 18
19.11

22.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

1

Комбинированный
Основные понятия: Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны.
ЗУН: Умение излагать исторический материал.
§ 19
20.11

23.

Создание единого русского государства и конец ордынского ига

1

Комбинированный
Основные понятия: Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре».
ЗУН: Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны.
§ 20
26.11

24.

Московское государство в конце XV – начале XVI вв., основные социальные слои

1

Комбинированный
Основные понятия: Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, привилегии, служилое казачество, Юрьев день.
ЗУН: Уметь выделять исторические закономерности. Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
§ 21
27.11

25.

Церковь и государство в XV - начале XVI вв.

1

Комбинированный
Основные понятия: Становление автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».
ЗУН: Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси.
§ 22
3.12

26.

Экономическое и политическое развитие Московского государства. Реформы Избранной Рады

1

Комбинированный
Основные понятия: Избранная Рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия.
ЗУН: Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории.
§ 23
4.12

27.

Внешняя политика Ивана IV

1

Комбинированный
Основные понятия: Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполита
ЗУН: Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Уметь оперировать терминами и понятиями.
§ 24
10.12

28.

Усиление власти Ивана Грозного

1

Комбинированный
Основные понятия: Опричнина, заимщина, приказы, террор, самодержавие.
ЗУН: Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги, последствия. Давать оценки историческим явлениям.
§ 25
11.12

29.

Культура и быт Руси XIV-XVI вв.

1

Комбинированный
Основные понятия: Печатник, иконостас.
ЗУН: Изучать, сравнивать, анализировать, давать характеристику произведениям искусства.
§ 26, 27
17.12

30.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская»

1

Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: знать все понятия по теме «Русь Московская».
Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.
§ 28
18.12

31.

Контрольное тестирование по теме «Русь Московская»

1

Урок контроля знаний

24.12

32.

Общее и особенное в развитии Средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

1

Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: знать все понятия, изученные в 6 классе. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать итоги и последствия исторических событий. Давать характеристику историческим личностям.
Заполнить таблицу.
25.12

Календарно-тематическое планирование уроков истории средних веков в 6 классе (38 ч.)

№ п/п

Тема урока

Тип урока, педагогические средства

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки об-ся

Домашнее задание

Дата

план.

факт.

1.

История средних веков.
Введение.
Вводная лекция с элементами беседы
1
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Источники изучения истории средних веков.
Называть хронологические рамки средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание памятников Средневековья по историческим источникам



2.

Древние германцы и Римская империя.
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
1
Великое переселение. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств.
Показывать на исторической карте территорию расселения германских племён, описывать образ жизни. Объяснять значение понятий,
§1.


3.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1
Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Создание Франкского государства.
Христианизация Европы. Аврелий Августин, Иоанн Златоуст.
Систематизировать материал в виде схемы «Управление государством франков.
Излагать суждения о деятельности и личности Хлодвига. Описывать устройство христианской церкви
в виде схемы.
§2.


4.

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад. Феодальная раздробленность.
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
1
Карл Великий. Франкская империя. Создание и распад государства Каролингов.
Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Объяснять значение понятий, сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. систематизировать материал в виде схемы «Феодальная лестница»
§3.


5.

Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX-XIвв.
Комбинированный урок с элементами анализа исторического документа
1
Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Англия и норманнское завоевание.
Показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Сравнивать политическую власть короля и крупных феодалов.
§4.


6.

Культура раннего Средневековья.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
1
Истоки средневековой культуры. Христианская культура.
Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья.
§5.


7.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника
1
Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. Культура Византии.
Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого, высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности Юстиниана
§6.


8.

Культура Византии.
Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся
1
Просветители Кирилл и Мефодий. Византия и её место в истории Европы.
Составлять описание средневековых памятников.
§7


9.

Образование славянских государств.
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
1
Ранние славянские государства.
Показывать на карте славянские государства. Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян. Высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия.
§8


10.

Арабы вVI-XIвв.
Рождение и распространение ислама.
Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника и исторических документов
1
Расселение и занятия арабских племён. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов. Коран.
Показывать на карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата, объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата, сравнивать религиозные представления христиан и мусульман
§9,10


11.

В рыцарском замке.
Урок-реконструкция исторического прошлого
1
1
Сословия. Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Описывать образ жизни рыцарства на основе текста и иллюстративного материала учебника, раскрывать особенности рыцарской культуры
§11


12.

Средневековая деревня и её обитатели.
Комбинированный урок
Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Феодалы и крестьянская община. Жизнь, быт и труд крестьян.
Характеризовать основные признаки феодального общества, описывать занятия и образ жизни крестьян
§12


13.

Средневековый город.
Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
1
Возникновение городов. Цехи и гильдии. Жизнь и быт горожан.
Называть характерные черты политического устройства средневекового города. Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов, анализировать фрагмент исторического документа

§ 13-14



14.

Католическая церковь и еретики.
Изучение нового материала с постановкой проблемного задания
1
Власть духовная и светская. Разделение христианства. Фома Аквинский. Преследование еретиков. Римско-католическая церковь в средневековье.
Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать материал в виде схемы.
§15


15.

Крестовые походы.
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
1
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов
Показывать на карте направления Крестовых походов. Называть участников религиозных движений. Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах, сравнивать их цели.
§16












16.

Франция: долгий путь к единству.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
1

Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты.

Показывать на исторической карте процесс объединения страны, называть основные события, связанные с процессом создания государства. Анализировать причины возникновения Генеральных штатов, систематизировать материал в виде таблицы

§17

вввввв

ввввв

17.

Что англичане считают началом своих свобод
Урок комплексного применения ЗУН
1

Великая хартия вольностей. Парламент. Особенности сословной монархии.

Показывать на карте направления походов норманнов. Называть существенные признаки сословно-представительной монархии.

§18



18.

Столетие бедствий. Столетняя война.
Изучение и первичное закрепление новых знаний

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна Д Арк.

Показывать на карте ход войны. Называть имена её участников. анализировать причины, характер и последствия войны, высказывать своё суждение о деятельности Жанны д Арк и Карла VII

§19



19.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
Урок комплексного применения ЗУН
1
Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Показывать на карте ход восстаний, выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий чумы на экономику и общество. систематизировать материал в виде таблицы

§20



20.

Усиление королевской власти во Франции и в Англии в конце XV века.
Урок комплексного применения ЗУН
1

Усиление королевской власти. Война Алой и Белой розы.

Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы

§21



21.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы
1

Реконкиста, сословные монархии, объединение Кастилии и Арагона.

Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы

§22



22.

Германские государства в XII-XV вв. Расцвет итальянских городов.
Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности
1

Священная Римская империя германской нации. Территориальные княжества. Натиск на Восток. Союзы городов.

Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии. Высказывать своё суждение об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной точек зрения

§23

§24



23.

Гуситское движение в Чехии.
Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы
1

Кризис католической церкви.. Папы и императоры. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Показывать на карте ход гуситского движения, называть его участников. Анализировать причины, сущность гуситских войн, систематизировать материал в виде таблиц и схем.

§25



24.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Организация самостоятельной работы учащихся
1
Завоевания сельджуков и османов. Византия, её падение. Османская империя.

Показывать на карте территории, завоёванные турками-османами., выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

§26



25.

Образование и философия.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
1

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники.

Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья.

§27

мммм

мммм

26.

Средневековая литература и искусство.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
1

Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили. Культурное наследие Византии.

Составлять описание средневековых памятников.

§28



27.

Культура раннего Возрождения в Италии.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
1
Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм.

Составлять описание средневековых памятников эпохи Возрождения.

§29



28.

Научные открытия и изобретения.
Организация самостоятельной работы учащихся
1

Развитие науки и техники. Начало книгопечатания. Появление университетов. Схоластика.

Высказывать суждения о влиянии средневековой науки на дальнейшее развитие наук.

§30



29.

Средневековый Китай.
Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы
1

Император и подданные. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей.

Показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Сравнивать политическую власть короля и крупных феодалов.

§31



30.

Многоликая Индия. Государства и культура
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
1

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Показывать на исторической карте территорию государств Востока. Сравнивать политическую власть в Европе и на Востоке.

§32



31.

Государства и народы доколумбовой Америки.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
1

Народы Америки. Государства, культура, особенности хозяйственной деятельности

Показывать на исторической карте территорию государств и народов Америки. Выявлять особенности хозяйственной деятельности и культуры

§33



32.

Африка.
Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы
1

Народы Африки. Государства, культура, особенности хозяйственной деятельности

Описывать образ жизни народов Африки, особенности организации власти, черты культуры

§34



33-34.

Урок итогового обобщения и повторения «Средние века в истории Руси»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
2

Основные процессы и события. Достижения производства и техники. Культурное наследие Руси.

Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем, выполнять творческие и проблемные задания




35-36.

Урок итогового обобщения и повторения «Средние века в истории»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
2

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие Византии.

Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем




37-38

Резерв

2