Рабочая программа по истории в 6 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Государственного стандарта общего образования.
- Примерной программы основного общего образования Министерства науки и образования РФ по истории.
- Авторской программы А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. 6-9 классы».
- Базисного учебного плана Министерства образования и науки РФ (2004 г.)
- Базисного учебного плана образовательных учреждений Саратовской области.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России 32 учебных часа, на Всеобщую историю - 38.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих ЭОР: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001 (2 CD); Энциклопедия истории России, 862-1917 CD; ресурсы СПО по истории; разработанные учителем мультимедийные продукты.
Рабочая программа 6 класса рассматривает следующий учебный материал:
Всеобщая история:
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Византия и арабский мир
Средневековое европейское общество. Крестовые походы
Государства Европы в XIV-XV вв.
Культурное наследие Средневековья
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
История России:
Восточные славяне
Русь в IX – первой половине XII в.
Русь во второй половине XII –XIII в.
Образование единого русского государства
Московское государство в XVI в.
Цели курса: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях, деятелях отечественной истории, развитии мира в Новое время; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся; школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, историческому мышлению.
Требования к уровню подготовки учащихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времён до 17 века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к 17 веку; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
владеть компетенциями:
- коммуникативной;
- смыслопоисковой;
- личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной;
- учебно-познавательной;
- профессионально-трудовой.
Формы контроля:
- устное сообщение учащегося;
- исторический диктант;
- эссе на историческую тему;
- тесты;
- задания в рабочей тетради и на карточках.
Способы достижения учащимися соответствующего уровня образованности:
- Работа на уроке.
- Выполнение домашнего задания.
- Индивидуальные консультации.
- Предметные олимпиады.
- Творческие конкурсы.
- Проектно-исследовательская деятельность.
Рабочая программа по истории для 6 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», М., Просвещение, 2011 г.
- учебника Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков», М., Просвещение, 2009 г.
- Рабочая тетрадь. История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина., М., Просвещение, 2011 г.
- Рабочая тетрадь к учебнику истории средних веков. Е.А.Крючкова. М., Просвещение, 2011 г.
дополнительные пособия для учителя:
- О.В.Арасланова, К.А.Соловьёв. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс, М., ВАКО, 2007 г.
- Н.Ю.Колесниченко. Поурочные планы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс. –Волгоград:Учитель, 2007.
- Б.Н.Серов, Л.М.Гаркуша. Поурочные разработки по истории Отечества с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. М.: «ВАКО», 2001.
- Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в средние века: 6 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- А.Т.Степанищев. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Веряскина О.Г. История России с древнейших времён до конца XIX века. Олимпиады: школьный и муниципальный этапы. 6-8, 10 кл.: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
- История в лицах: учебные задания. Составители Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.
- История. 5-11 классы: технологии современного урока/авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
дополнительные пособия для учащихся:
- И.А.Федорчук. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
- Филиппа Уингейт. Иллюстрированная мировая история. Королевские династии. – М., «Росмэн», 1999.
- Карамзин Н.М. Об истории государства Российского/Сост. А.И.Уткин. – М.: Просвещение, 1990.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания и требования к уровню подготовки обучающихся (основные понятия, знания, умения, навыки и т.д.) | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1. | Что изучает история Отечества. | 1 | Урок изучения нового материала | Основные понятия: Краткая характеристика курса. История России как часть Всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины. ЗУН: Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | С. 4-6 | 3.09 | |
2. | Восточные славяне и их соседи в древности | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение, соседская община, князь, дружина, бояре. ЗУН: Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте. | § 1, 2 | 4.09 | |
3. | Формирование Древнерусского государства | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдве, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства у восточных славян. ЗУН: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте. Развивать умение составления схем. | § 3 | 10.09 | |
4. | Первые киевские князья | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, 862г., 882г., 904г., 945г. ЗУН: Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы. | § 4 | 11.09 | |
5. | Правление князя Владимира и крещение Руси | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Крещение Рус, 988г., христианство. ЗУН: Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события. | § 5 | 17.09 | |
6. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская Правда». ЗУН: Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской Правды». | § 6 | 18.09 | |
7. | Культура Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Былины, миниатюра, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, икона, фреска, летопись. ЗУН: Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. | § 7 | 24.09 | |
8. | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Вотчина, береста, патриотизм. ЗУН: Ценностное ориентирование древнерусского общества. | § 8 | 25.09 | |
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь древняя» | 1 | Урок применения знаний (практикум) | ЗУН: Знать все понятия по теме «Русь древняя». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно. | Подготовить сообщение по теме «Владимир Мономах» | 1.10 | |
10. | Контрольное тестирование по теме «Русь древняя» | 1 | Урок контроля знаний | 2.10 | |||
11. | Начало раздробленности Древнерусского государства | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Феодальная раздробленность, удельные княжества. ЗУН: Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Сводить знания в таблицы. | § 9 | 8.10 | |
12. | Главные политические центры Руси | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности. ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. | § 10, 11 | 9.10 | |
13. | Монгольское нашествие на Русь | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Монголо-татары, Чингисхан, Батый, 1223г., 1237-1238гг., 1239-1240гг. ЗУН: Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар. | § 12 | 15.10 | |
14. | Борьба русских земель против экспансии Запада | 1 | Комбинированный | Основные понятия: 1240г., 1242г., Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище. ЗУН: Уметь работать с текстом учебника, выделять причинно-следственные связи, роль личности. | § 13 | 16.10 | |
15. | Русь и Орда | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество. ЗУН: Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами. | § 14 | 22.10 | |
16. | Русь и Литва | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Уния. ЗУН: Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложение учителя, карты. | § 15 | 23.10 | |
17. | Культура русских земель | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школе. «Слово о полку Игореве». ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Уметь сравнивать, анализировать исторические источники, делать выводы. | § 16 | 29.10 | |
18. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 1 | Урок применения знаний (практикум) | ЗУН: знать все понятия по теме «Политическая раздробленность на Руси». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно. | 30.10 | ||
19. | Контрольное тестирование по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 1 | Урок контроля знаний | 12.11 | |||
20. | Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Порядок наследования престола. Вотчинное, монастырское, помещечье и черносошное землевладение. ЗУН: Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причина возвышения Московского княжества. | § 17 | 13.11 | |
21. | Москва – центр борьбы с ордынским игом | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать. ЗУН: Уметь выделять главное. Уметь делать выводы из события. Определять роль личности в истории. | § 18 | 19.11 | |
22. | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны. ЗУН: Умение излагать исторический материал. | § 19 | 20.11 | |
23. | Создание единого русского государства и конец ордынского ига | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре». ЗУН: Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. | § 20 | 26.11 | |
24. | Московское государство в конце XV – начале XVI вв., основные социальные слои | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, привилегии, служилое казачество, Юрьев день. ЗУН: Уметь выделять исторические закономерности. Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. | § 21 | 27.11 | |
25. | Церковь и государство в XV - начале XVI вв. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Становление автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва – третий Рим». ЗУН: Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси. | § 22 | 3.12 | |
26. | Экономическое и политическое развитие Московского государства. Реформы Избранной Рады | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Избранная Рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия. ЗУН: Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории. | § 23 | 4.12 | |
27. | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполита ЗУН: Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Уметь оперировать терминами и понятиями. | § 24 | 10.12 | |
28. | Усиление власти Ивана Грозного | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Опричнина, заимщина, приказы, террор, самодержавие. ЗУН: Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги, последствия. Давать оценки историческим явлениям. | § 25 | 11.12 | |
29. | Культура и быт Руси XIV-XVI вв. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: Печатник, иконостас. ЗУН: Изучать, сравнивать, анализировать, давать характеристику произведениям искусства. | § 26, 27 | 17.12 | |
30. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская» | 1 | Урок применения знаний (практикум) | ЗУН: знать все понятия по теме «Русь Московская». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно. | § 28 | 18.12 | |
31. | Контрольное тестирование по теме «Русь Московская» | 1 | Урок контроля знаний | 24.12 | |||
32. | Общее и особенное в развитии Средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы | 1 | Урок применения знаний (практикум) | ЗУН: знать все понятия, изученные в 6 классе. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать итоги и последствия исторических событий. Давать характеристику историческим личностям. | Заполнить таблицу. | 25.12 |
Календарно-тематическое планирование уроков истории средних веков в 6 классе (38 ч.)
№ п/п | Тема урока | Тип урока, педагогические средства | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки об-ся | Домашнее задание | Дата | ||
план. | факт. | ||||||||
1. | История средних веков. Введение. | Вводная лекция с элементами беседы | 1 | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Источники изучения истории средних веков. | Называть хронологические рамки средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание памятников Средневековья по историческим источникам | ||||
2. | Древние германцы и Римская империя. | Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | 1 | Великое переселение. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. | Показывать на исторической карте территорию расселения германских племён, описывать образ жизни. Объяснять значение понятий, | §1. | |||
3. | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1 | Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Создание Франкского государства. Христианизация Европы. Аврелий Августин, Иоанн Златоуст. | Систематизировать материал в виде схемы «Управление государством франков. Излагать суждения о деятельности и личности Хлодвига. Описывать устройство христианской церкви в виде схемы. | §2. | |||
4. | Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад. Феодальная раздробленность. | Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | 1 | Карл Великий. Франкская империя. Создание и распад государства Каролингов. | Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Объяснять значение понятий, сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. систематизировать материал в виде схемы «Феодальная лестница» | §3. | |||
5. | Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX-XIвв. | Комбинированный урок с элементами анализа исторического документа | 1 | Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Англия и норманнское завоевание. | Показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Сравнивать политическую власть короля и крупных феодалов. | §4. | |||
6. | Культура раннего Средневековья. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1 | Истоки средневековой культуры. Христианская культура. | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья. | §5. | |||
7. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника | 1 | Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. Культура Византии. | Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого, высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности Юстиниана | §6. | |||
8. | Культура Византии. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | 1 | Просветители Кирилл и Мефодий. Византия и её место в истории Европы. | Составлять описание средневековых памятников. | §7 | |||
9. | Образование славянских государств. | Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | 1 | Ранние славянские государства. | Показывать на карте славянские государства. Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян. Высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия. | §8 | |||
10. | Арабы вVI-XIвв. Рождение и распространение ислама. | Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника и исторических документов | 1 | Расселение и занятия арабских племён. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов. Коран. | Показывать на карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата, объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата, сравнивать религиозные представления христиан и мусульман | §9,10 | |||
11. | В рыцарском замке. | Урок-реконструкция исторического прошлого | 1 1 | Сословия. Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. | Описывать образ жизни рыцарства на основе текста и иллюстративного материала учебника, раскрывать особенности рыцарской культуры | §11 | |||
12. | Средневековая деревня и её обитатели. | Комбинированный урок | Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Феодалы и крестьянская община. Жизнь, быт и труд крестьян. | Характеризовать основные признаки феодального общества, описывать занятия и образ жизни крестьян | §12 | ||||
13. | Средневековый город. | Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | 1 | Возникновение городов. Цехи и гильдии. Жизнь и быт горожан. | Называть характерные черты политического устройства средневекового города. Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов, анализировать фрагмент исторического документа | § 13-14 | |||
14. | Католическая церковь и еретики. | Изучение нового материала с постановкой проблемного задания | 1 | Власть духовная и светская. Разделение христианства. Фома Аквинский. Преследование еретиков. Римско-католическая церковь в средневековье. | Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать материал в виде схемы. | §15 | |||
15. | Крестовые походы. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | 1 | Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов | Показывать на карте направления Крестовых походов. Называть участников религиозных движений. Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах, сравнивать их цели. | §16 | |||
16. | Франция: долгий путь к единству. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1 | Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты. | Показывать на исторической карте процесс объединения страны, называть основные события, связанные с процессом создания государства. Анализировать причины возникновения Генеральных штатов, систематизировать материал в виде таблицы | §17 | вввввв | ввввв |
17. | Что англичане считают началом своих свобод | Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Великая хартия вольностей. Парламент. Особенности сословной монархии. | Показывать на карте направления походов норманнов. Называть существенные признаки сословно-представительной монархии. | §18 | ||
18. | Столетие бедствий. Столетняя война. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна Д Арк. | Показывать на карте ход войны. Называть имена её участников. анализировать причины, характер и последствия войны, высказывать своё суждение о деятельности Жанны д Арк и Карла VII | §19 | |||
19. | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | Показывать на карте ход восстаний, выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий чумы на экономику и общество. систематизировать материал в виде таблицы | §20 | ||
20. | Усиление королевской власти во Франции и в Англии в конце XV века. | Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Усиление королевской власти. Война Алой и Белой розы. | Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы | §21 | ||
21. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы | 1 | Реконкиста, сословные монархии, объединение Кастилии и Арагона. | Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы | §22 | ||
22. | Германские государства в XII-XV вв. Расцвет итальянских городов. | Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности | 1 | Священная Римская империя германской нации. Территориальные княжества. Натиск на Восток. Союзы городов. | Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии. Высказывать своё суждение об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной точек зрения | §23 §24 | ||
23. | Гуситское движение в Чехии. | Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы | 1 | Кризис католической церкви.. Папы и императоры. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. | Показывать на карте ход гуситского движения, называть его участников. Анализировать причины, сущность гуситских войн, систематизировать материал в виде таблиц и схем. | §25 | ||
24. | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Организация самостоятельной работы учащихся | 1 | Завоевания сельджуков и османов. Византия, её падение. Османская империя. | Показывать на карте территории, завоёванные турками-османами., выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи | §26 |
25. | Образование и философия. | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | 1 | Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья. | §27 | мммм | мммм |
26. | Средневековая литература и искусство. | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | 1 | Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили. Культурное наследие Византии. | Составлять описание средневековых памятников. | §28 | ||
27. | Культура раннего Возрождения в Италии. | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | 1 | Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм. | Составлять описание средневековых памятников эпохи Возрождения. | §29 | ||
28. | Научные открытия и изобретения. | Организация самостоятельной работы учащихся | 1 | Развитие науки и техники. Начало книгопечатания. Появление университетов. Схоластика. | Высказывать суждения о влиянии средневековой науки на дальнейшее развитие наук. | §30 | ||
29. | Средневековый Китай. | Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы | 1 | Император и подданные. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. | Показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Сравнивать политическую власть короля и крупных феодалов. | §31 | ||
30. | Многоликая Индия. Государства и культура | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | 1 | Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. | Показывать на исторической карте территорию государств Востока. Сравнивать политическую власть в Европе и на Востоке. | §32 | ||
31. | Государства и народы доколумбовой Америки. | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | 1 | Народы Америки. Государства, культура, особенности хозяйственной деятельности | Показывать на исторической карте территорию государств и народов Америки. Выявлять особенности хозяйственной деятельности и культуры | §33 | ||
32. | Африка. | Изучение нового материала на основе анализа текста учебника и беседы | 1 | Народы Африки. Государства, культура, особенности хозяйственной деятельности | Описывать образ жизни народов Африки, особенности организации власти, черты культуры | §34 | ||
33-34. | Урок итогового обобщения и повторения «Средние века в истории Руси» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | 2 | Основные процессы и события. Достижения производства и техники. Культурное наследие Руси. | Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем, выполнять творческие и проблемные задания | |||
35-36. | Урок итогового обобщения и повторения «Средние века в истории» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | 2 | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие Византии. | Знать основные даты и понятия, соотносить события и явления с княжеством, систематизировать материал в виде таблиц и схем | |||
37-38 | Резерв | 2 |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить подписчиков в вк