Меню

Рабочая программа по истории в 10 классе

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса МБОУ-СОШ с. Росташи Аркадакского района Саратовской области. Предусматривает изучение истории на базовом уровне. Программа разработана на основе Федерального компонента основного общего образования по истории, Министерства науки и образования Российской Федерации, 2004 г.;  авторской программы «История России с древнейших времен до конца XIX в.» (10 класс)(базовый уровень)  Н. С. Борисова, доктора исторических наук;
А. А. Левандовского, кандидата исторических наук, авторской программы Загладина Н.В. «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века», (10кл.), «Русское слово"
 (базовый уровень) 

Основной образовательной целью современной российской школы является формирование у учащихся основ исследовательского, научного взгляда на мир. Это позволит им в дальнейшем включиться в динамичное, инновационно развивающееся общество не только в качестве потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально-значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От качества усвоенных знаний, умений и навыков, диктуемых современной действительностью, напрямую зависит не только конкурентоспособность  РФ в мировом сообществе, но и ее будущее.

В соответствии с этим к числу концептуальных и методологических основ исторического образования в школе можно отнести:

  1. Овладение учащимися знаниями о закономерностях развития человеческого общества в целом и России как субъекта исторического процесса;

  2. Развитие способностей учащихся осмысливать исторические процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  3. Формирование у учащихся общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностными и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

  4. Воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого, многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании уважении между народами; развитие у учащихся стремления внести свой достойный вклад в развитие России;

  5. Знакомство учащихся с различными концепциями исторического развития;

  6. Противодействие попыткам исказить историческое прошлое в угоду политической конъюнктуре.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

         В результате освоения курса истории в 10-м классе  ученик сможет

знать / понимать

  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • основные понятия курса; 

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

    уметь

  • проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • составлять хронологические и синхронистические таблицы;

  • характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;

  • читать историческую карту с основой на легенду, использовать данные исторической карты для характеристики развития страны в отдельные периоды истории;

  • характеризовать позиции историка, потомка, современника по разным проблемам исторического развития;

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

  • называть характерные черты событий и явлений;

  • классифицировать исторические события и явления по разным основаниям;

  • сравнивать исторические события и явления, раскрывать, чем объясняются различия;

  • объяснять, в чем состояли мотивы и результаты  деятельности отдельных людей в истории;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

 

  • определения  собственной позиции по отношению к явлениям современной  жизни, исходя из исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной  информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

    осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

    Ученик научится:

    · определять основные этапы и ключевые события истории России   и мира; · определять последовательность и длительность важнейших событий истории России   и мира;

    ·рассказывать о выдающихся деятелях истории Древнего мира; о достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшийся в ходе исторического развития;

    ·понимать исторические причины и исторические значения событий и явлений

    ·современной жизни;

    ·высказывать собственные суждения об историческом наследии народов мира;

    ·объяснять исторически сложившихся норм социального поведения;

    ·использования знаний об историческом пути и традициях народов  мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

    Ученик получит возможность научиться:

    ·использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

    ·показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

    ·рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

    ·соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

    ·объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

     

 

Содержание учебного предмета

В программе особое внимание уделяется принципам отбора содержания учебного материала по истории.  В условиях информационной открытости, радикального обновления информации, доступности массовых источников для изучения исторического прошлого четко определены те критерии, по которым из этого массива данных будет вычленяться то, что должно составлять основу обучения и воспитания учащихся.

Такими принципами отбора являются следующие основные подходы:

  1. Описание лишь тех событий и явлений, которые оказали наиболее важное воздействие на развитие России и мира;

  2. Учет возрастных особенностей, знаний и умений, социального опыта учащихся;

  3. Исключение из текстов учебников материалов, не являющихся точными с точки зрения фактов, носящих характер сенсации или прямого опровержения прежде известных фактов и событий.

    В старше школе в основу принципов отбора содержания положен проблемно-хронологический принцип. Определение ключевых процессов, явлений, фактов российской истории сконцентрировано в контексте всемирно исторического процесса в его социально экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделяется историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России , так и в мире. Одной из опаснейших проблем современного российского общества является его крайняя атомизация и дезинтеграция. Поэтому особое внимание следует уделять не только политической, но и социальной истории, обращение к которой способно воспитать личность, сознающую объективную необходимость самоограничения и деятельного участия в общественной жизни во имя выживания и развития гражданской нации, к которой принадлежат.

Материал программы построен по проблемно-хронологическому принципу с опорой на предыдущие знания учащихся. В программе учитывается  принцип историзма и объективности, концепция многофакторного подхода к истории, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснение причин реализации одной из них в переломные моменты истории России. Большое внимание уделено личностно-психологическим аспектам исторического развития, что проявляется прежде всего в раскрытии роли крупнейших исторических деятелей, а также влиянии ментальных установок народов России на ход исторического процесса. Значительное место в программе отведено вопросам культуры. 
      Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России. 

Система отслеживания и оценивания результатов представлена перечнем контролирующих заданий:

          оформление таблицы

          выполнение заданий практикума

          составление схемы

          устный опрос

          письменный опрос

          поиск решения проблемы, выхода из социально-значимой ситуации

          тест 

          реферат

          эссе

          творческая работа

          анализ текста

          проверка конспекта (письменного, опорного)

          понятийный диктант

          проект

          синквейн.

Оценка результативности образовательной деятельности проводится систематически (исследовательские задания, тесты, понятийные диктанты, эссе, оформление данных в таблицу, создание и объяснение схем, диаграмм, графиков). Диагностические материалы составлены в форме ЕГЭ.

Предмет «История»  в 10 классе сочетает  знания и представления о периоде, включающем событийный ряд с древнейших времен до середины  XIX века  по истории России и событийный ряд с древнейших времен до конца  XIX века по  всеобщей истории). Курс призван содействовать формированию личностного отношения к истории, способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, уважения к истории своего края. Подбор содержания курса позволяет мотивировать учащихся класса к самостоятельному поиску и расширению знаний по истории своей РодиныУчебный предмет «История» входит в образовательную область «Обществознание».

Курс «История» является обязательным учебным предметом на базовом уровне. Изучение предмета «История» в 10-м классе рассчитано на 68 часов учебного времени. На изучение  «Всеобщей истории»  в программе выделяется   24 часа. На изучение «Истории России»  44 часа. Все резервные часы отданы на изучение курса «Истории России».

Срок реализации программы 2017-2018учебный год. 

 

 

Календарно-тематическое планирование по истории России 10 класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1

Происхождение славян. Их соседи и враги.

 

 

2

Восточнославянские племена в VIII – IX вв.Появление государства Русь.

 

 

3

Становление Древнерусского государства. Первые русские князья.

 

 

4

Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах.

 

 

5

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

 

 

6

Политическая раздробленность Руси.

 

 

7

Культура Руси  X - начала XIII в.

 

 

8

Борьба Руси за независимость в XIII  - начале XIVв.

 

 

9

Борьба Руси за независимость в XIII  - начале XIVв.

 

 

10

Возвышение Москвы.

 

 

11

Возвышение Москвы

 

 

12

В борьбе за единство и независимость.

 

 

13

Образование Русского централизованного государства.

 

 

14

Образование Русского централизованного государства.

 

 

15

Культура и быт в XIV- XV вв.

 

 

16

Политическая борьба в царствование Ивана IV.

 

 

17

Ливонская война и опричнина Ивана Грозного.

 

 

18

Русская культура XVIв.

 

 

19

Смутное время в Московском государстве.

 

 

20

Смутное время в Московском государстве.

 

 

21

Внутренняя политика первых Романовых.

 

 

22

Бунташный век.

 

 

23

Внешняя политика первых Романовых.

 

 

24

Культура и быт.

 

 

25

Эпоха Петра I.

 

 

26

Северная война.

 

 

27

Реформы Петра I.

 

 

28

Эпоха дворцовых переворотов.

 

 

29

Расцвет дворянской империи.

 

 

30

Внешняя политика России в 1761 - 1801 гг.

 

 

31

Культура и быт во второй половине XVIII в.

 

 

32

Первые годы правления Александра I.

 

 

33

Отечественная война 1812 г.

 

 

34

Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов.

 

 

35

Внутренняя политика Николая I. Общественная и духовная жизнь в николаевскую эпоху.

 

 

36

Внешняя политика Николая I.

 

 

37

Культура России в первой половине XIX в.

 

 

38

Великие реформы: их значение и судьба.

 

 

39

Контрреформы Александра III.

 

 

40

Внешняя политика России в 1860 - 1880-е гг.

 

 

41

Общественное движение в 1860 -1880-е гг.

 

 

42

Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России.

 

 

43

Культура России второй половины XIX в.

 

 

44

Россия с древнейших времен до конца XIX в.

 

 

 

Всеобщая история.

п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1

Историческое знание. Источники и методы исторического исследования. Концепции исторического развития.

 

 

2

Первобытная эпоха.

 

 

3

Неолитическая революция

 

 

4

Цивилизации Древнего Востока

 

 

5

Цивилизации Древнего Востока

 

 

6

Древнегреческая цивилизация

 

 

7

Древнеримская цивилизация

 

 

8

Становление западноевропейской цивилизации в средние века. Образование государств в Западной и Восточной Европе.

 

 

9

Социально-экономическое развитие Европы в средние века.

 

 

10

Политическое развитие Европы в средние века.

 

 

11

Духовный мир Средневековья.

 

 

12

Кризис европейского общества в XIV-XV вв.

 

 

13

Характерные  черты восточных цивилизаций. Цивилизации Востока в средние века

 

 

14

Переход от аграрного общества к индустриальному.

 

 

15

Возрождение и Реформация в Европе. Кризис феодализма.

 

 

16

Абсолютизм в Западной Европе.

 

 

17

Кризис сословного строя. Буржуазная революция в Англии (1640-1660 гг.)

 

 

18

Развитие культуры в Новое время. Эпоха Просвещения и просвещённый абсолютизм.

 

 

19

Экономическое развитие стран Европы в конце XVIII- начале XIX вв.

 

 

20

Социально-политическое развитие Европы в конце XVIII века – начале XIX века.

 

 

21

Реакция и революции в Европе в первой половине XIX века

 

 

22

Страны Западного полушария в XVIIIXIX вв.

 

 

23

Культура XIX века.

 

 

24

Страны Востока в XIX веке и колониальный раздел мира.

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

         В результате освоения курса истории в 10-м классе  ученик сможет

знать / понимать

  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • основные понятия курса;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

    .

    уметь

  • проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • составлять хронологические и синхронистические таблицы;

  • характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;

  • читать историческую карту с основой на легенду, использовать данные исторической карты для характеристики развития страны в отдельные периоды истории;

  • характеризовать позиции историка, потомка, современника по разным проблемам исторического развития;

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

  • называть характерные черты событий и явлений;

  • классифицировать исторические события и явления по разным основаниям;

  • сравнивать исторические события и явления, раскрывать, чем объясняются различия;

  • объяснять, в чем состояли мотивы и результаты  деятельности отдельных людей в истории;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

 

  • определения  собственной позиции по отношению к явлениям современной  жизни, исходя из исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной  информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

    осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

     

    Реализацию рабочей программы обеспечивает учебно-методический комплект:

     

    Учебники:

       Всеобщая история. 10 класс. Загладин Н.В. Симония Н.А.  М., «Русское слово», 2011. 

       История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 классБорисов Н.С. 4-е изд. - М.: 2011.

       История России XVIII-XIX веков. 10 класс. Левандовский А.А. 5-еизд.-М.:2011.

 

       История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Коваль Т.В.    Борисов Н.С. Левандовский А.А. Поурочные рекомендации. –М.: Просвещение, 2007.

      Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина и Н.А.   Симония "Всеобщая история. 10 класс" М.: Русское слово, 2010.

Список рекомендуемой литературы:

     ( при изучении « Истории России с древнейших времен до конца XVI века» )

 

  1. 1.Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
  2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России.  Л.,  1988.
  3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
  4. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.
  5. Васильев Л.  С.   Что такое государство// Преподавание истории в школе. 1996.  № 2М
  6. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997
  7. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002
  8. Гачев  Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.
  9. Головатенко А. Ю. Начальная история Руси с древнейших времен до XI столетия. М., 1999.
  10. Головатенко А.Ю. Русь, Запад, Восток. VIIXIV столетия  М., 1999.
  11. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993. 
  12. Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М., 2000.
  13. Иваницкий В. Русская женщина и эпоха « Домостроя»// Общественные науки и современность. 1995. № 3.
  14. Иловайский Д. И. История России. М., 1996.
  15. Ионов И.Н. Российская цивилизация и  истоки ее кризиса. М., 2007.
  16. История Отечества. Люди, идеи, решения: Очерки истории России IX – начала XXв. М., 1991.
  17. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2000.
  18. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988
  19. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.
  20. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVIXVII cтолетиях. М., 1992.
  21. Культура России: IX -  XXвв.: Сборник. М. 1996
  22. Кучкин В.А. Под владычеством Золотой Орды  // Преподавание истории в школе. 1993. № 3.
  23. Лебедев В.А. Державный орел России. М., 1995.
  24. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь. Л., 1973
  25. Новосельцев А. П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. М., 1972.
  26. Отечество. История, люди, регионы России: Энциклопедический словарь.  М., 1999.
  27. Петров А.Е. Эпоха Дмитрия Донского. // Преподавание истории в школе. 2002. № 8.
  28. Платонов С.Ф. Лекции по истории России. М., 2000.
  29. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. М., 2001.
  30. Рогожин Н.Н. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный // Преподавание истории в школе. 1994. № 6.
  31. Рябцев Ю. С. История русской культуры IXXVII вв. М., 1997.
  32. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987.
  33. Седов В. В. Восточные славяне в VIXIII веках. М., 1985.
  34. Сергий Радонежский: Сборник. М., 1971.
  35. Скрынников Р. Третий Рим. СПб., 1994.
  36. Соболева Н.А. Государственная символика России. М., 2002.
  37. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 2000.
  38. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
  39. Степанищин А. Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.
  40. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  41. Хрестоматия по истории России. М., 1994.
  42. Шепелев Л.Е. Титулы, ордена, мундиры. Л., 1991.
  43. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М. Р. Культура России: IX - XX  вв. М., 1996.
  44. Эмблемы и символы: Сборник. М., 1995.

        ( при изучении  « Истории России XVIIXIX вв.» )

 

  1. Боханов А. Н. Самодержавие. М., 2004.
  2. Валькова В. Г., Валькова О. А. Правители России. М., 1999.
  3. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990.
  4. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.
  5. История Отечества. Люди, идеи, решения: Очерки истории России IX – начала XXв. М., 1991.
  6. Знание – сила. 1994. № 2  ( тематический выпуск « Смута в России» ).
  7. Карпов Г. М. Петровская эпоха в вопросах и ответах: Пособие для учителя. М., 2003.
  8. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
  9. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции дворян XVIII – начала XIX века. СПб .,  1994.
  10. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
  11. Мыльников А. С. Искушение чудом: « Русский принц» , его прототипы и двойники-самозванцы. Л., 1991.
  12. Набоков В. В. Лекции по русской культуре. М., 1996.
  13. Павленко Н. И. Петр I и его время. М., 1981.
  14. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988.
  15. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
  16. Попова С.Г. Художественный кружок Н. А. Львова // Преподавание истории в школе.  2003. № 7.
  17. Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.
  18. Сахаров А. Н. Степан Разин: Хроника XVII в. М.,  1987.
  19. Сахаров А. Н., Назаров В. Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 2002.
  20. Русская живопись Серебряного века // Преподавание истории в школе. 2003. № 6.
  21. Скрынников  Р. Г. Лихолетье. Москва в XVIXVII веках. М., 1988.
  22. « Верховники» и бироновщина»  // Знание – сила. 1992.№ 9.
  23. Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. М., 1991. 
  24. Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век. М., 1986.
  25. Эйдельман Н. Я. Твой девятнадцатый  век. М., 1987.
  26. Эйдельман Н. Я. Грань веков. М.,1988.
  27. Эйдельман Н. Я. Революция « сверху» в России. М., 1989.

(при изучении Всемирной истории)

 1.    Алексеев В., Першиц А. История первобытного общества. – М., 1990.

2.    Альбедиль М. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб., 1991.

3.    Артамонов С. Вольтер и его время. – М., 1980.

4.    Барг М. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М., 1991.

5.    Барг М. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М., 1987.

6.    Бартонек А. Златообильные Микены. – М., 1991.

7.    Басовская Н. Столетняя война (1337 – 1453). – М., 1985.

8.    Бикерман Э. Хронология древнего мира. – М., 1976.

19.    Бисмарк О. Мысли и размышления. 2 тома. – М., 1940 – 1941.

10.    Блавадский В. Природа и античное общество. – М., 1976.

11.    Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIY. – М., 1991.

12.    Борисов Ю. Ш.М.Талейран. – М., 1989.

13.    Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. – М., 1992.

14.    Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. – М., 1977.

15.    Заборов М. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.

16.    Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

17.    История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия / Под ред. О. Дрейера. – М., 1990.