Рабочая программа по информатике в 9 классе
Пояснительная записка
Учебник: «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса», Н. Д. Угринович, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 9 классе
(2 часа в неделю, 70 часа за год).Практических работ: 32, контрольных работ: 5.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Программа нацелена на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний,составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениямиработать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитаниеответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыковприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Содержание тем учебного курса
1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(33ч)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».
Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Обработка информации.Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/понимать
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
2. Моделирование и формализация(17ч).
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать / понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
3.Логика и логические основы компьютера (3 ч).
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Знать/понимать:
- законы алгебры логики;
- правила логических операций;
- таблицы истинности.
- уметь
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- формирования информационной культуры;
- развития основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях.
4. Информационное общество и информационная безопасность. (5ч).
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных.
Информационные процессы в обществе.Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Учебно – тематический план
№ | Раздел | Количество часов | Практических работ | Контрольные работы |
1 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 33 | 12 | 2 |
2 | Моделирование и формализация | 17 | 5 | 1 |
3 | Логика и логические основы компьютера | 5 | 2 | 1 |
4 | Информационное общество и информационная безопасность | 5 | - | 1 |
5 | Повторение | 10 | - | - |
Всего | 70 | 19 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
Знать/понимать:
- Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- Программный принцип работы компьютера;
- Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь:
Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов;
Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
Создавать информационные объекты, в том числе:
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
Создавать записи в базе данных;
Создавать презентации на основе шаблонов;
Искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием ( принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц, программ ( в том числе – в форме блок-схем);
Проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
Список литературы
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: Бином, 2015.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2013 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе, 8-11 классы». - М.: Бином, 2008.
Календарно –тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата | |||
план | факт | |||||||||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(33ч). | ||||||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Понятие алгоритма, свойства алгоритма. | Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов | п.1.1.1 | ||||
2 | Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Примеры исполнителей Алгоритмов .Система команд исполнителя, способы записи алгоритмов, формальное исполнение алгоритма. | Знать понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа, процесс исполнения алгоритма компьютером. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. Знать понятия транслятор, компилятор | п.1.1.1 | ||||
3 | Блок схемы алгоритмов. | 1 | Изучение нового материала | Примеры формальных и неформальных исполнителей | Знать способы записи алгоритмов (словесный, школьный алгоритмический, блок-схемы). Уметь записывать алгоритмы различными способами | п.1.1.1 Лекция п 1.2.5 | ||||
4, 5 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 2 | Изучение нового материала | Работа с материалом учебника. | Знать структуру алгоритмической конструкции следование. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач. | п.1.1.2 | ||||
6, 7 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 2 | Комбинированный урок. | Классификация языков программирования. Назначение и области применения. Различий между языками. | Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов. | п.1.1.3 | ||||
8 | Практическая работа 1.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования» | 1 | Практическая работа | Компьютерный практикум, решение задач. | Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления | п.1.1.3 | ||||
9 | Основные алгоритмические структуры. Блок-схема | 1 | Изучение нового материала | Выделение основных элементов блок-схем, алгоритмических структур: следование, ветвление, цикл | Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем | Карточки | ||||
10 | Линейный алгоритм | 1 | изучение нового материала | Базовая алгоритмическая структура- следование. Словесный алгоритм, блок–схема, программа | Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы | Карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | ||||
11 | Решение задач по теме «Линейный алгоритм» | 1 | Комбинированный урок. | Составление схемы по теме «линейный алгоритм» | Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы | п.1.2.1 | ||||
12 | Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | Изучение нового материала | Составлять схемы по теме «ветвление». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления. | п.1.2.2 №1.2 | ||||
13 | Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | Изучение нового материала | Составлять схемы по теме «выбор». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор выбор. | п.1.2.3 №1.3 | ||||
14 | Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура» | 1 | Закрепление и систематизация знаний. | Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. | Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования. | карточки | ||||
15 | Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | Изучение нового материала | Составлять схемы по теме «цикл». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции: повторение. Уметь разрабатывать алгоритм, содержащий цикл. | п1.2.4 №1.4 | ||||
16 | Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл» | 1 | Закрепление и систематизация знаний | Работа с базовой алгоритмической структурой - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком | Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования | карточки с задачами на составлении блок-схем | ||||
17, 18 | Переменные на языке программирования: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2 «Разработка проекта «Переменные» | 2 | Изучение нового материала | Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания | Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения | карточки с заданиями на определе ние типа переменных | ||||
19 | Арифметические, строковые и логические выражения и их запись на языке программирования. | 1 | Изучение нового материала, практическая работа | Учиться записывать арифметические, строковые и логические выражения на языке программирования. | Уметь объявлять переменные и присваивать им значения на языке программирования | п.1.4 | ||||
20 | Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач. | Иметь представление о среде объектно-ориентированного программирования. Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов. | п.1.5 | ||||
21 | Контрольная работа №1 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | Знать изученный материал. | Глава 1. | ||||
22 | Практическая работа 1.3 «Разработка проекта «Калькулятор» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций | Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций. | Глава 1. . | ||||
23 | Практическая работа 1.4 «Разработка проекта «Строковый калькулятор» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Понимать назначение встроенных функций. Уметь определять тип аргументов и возвращаемого значения. | Глава 1. | ||||
24 | Практическая работа 1.5 «Разработка проекта «Даты и время» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Функции даты и времени. Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций | Понимать назначение встроенных функций. Уметь применять функции даты и времени в программном коде. | Глава 1. | ||||
25 | Практическая работа 1.6 «Разработка проекта «Сравнение кодов символов» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Уметь применять оператор ветвления в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Глава 1. | ||||
25 | Практическая работа 1.7 «Разработка проекта «Отметка» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок | Уметь применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Глава 1. . | ||||
27 | Практическая работа 1.8 «Разработка проекта «Коды символов» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Создание проекта вывода в поле списка числовые коды символов. . | Уметь применять оператор цикла со счетчиком в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Глава 1. . | ||||
28 | Практическая работа 1.9 «Разработка проекта «Слово – перевёртыш» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Создание проекта введенного слова в слово-первертыш | Уметь применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Глава 1. | ||||
29 | Практическая работа 1.10 «Разработка проекта «Графический редактор» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Составление программы «Графический редактор». | Уметь выводить графические примитивы в область рисования. Уметь определять аргументы для вычерчивания графических примитивов. Уметь создавать различные системы координат в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Глава 1. | ||||
30 | Практическая работа 1.11 «Разработка проекта «Системы координат» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Разработка проекта «система координат» | Уметь создавать различные системы координат в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Глава 1. | ||||
31 | Практическая работа 1.12 «Разработка проекта «Анимация» | 1 | Урок примен. зн. и умений. | Разработка проекта «анимация» | Уметь создавать анимацию в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Глава 1. | ||||
32 | Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | Закрепление и систематизация знаний. | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | карточки | ||||
33 | Контрольная работа №2«Алгоритмизация и основы программирования» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Повторить изученную тему. | ||||
Моделирование и формализация(17ч). | ||||||||||
34, 35 | Окружающий мир как иерархическая система. | 2 | Изучение нового материала | Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе | п.2.1 | |||||
36 | Моделирование как метод познания | 1 | Изучение нового материала | Моделирование как метод познания. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация. Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования | п.2.2.1 №2.1 | ||||
37 | Материальные и информационные модели. | 1 | Изучение нового материала | Модели материальные и модели информационные. Их свойства. | Знать виды, материальных и информационных моделей. Уметь строить фрагменты информационных моделей различных типов. | П. 2.2.2 № 2.2 | ||||
38 | Формализация и визуализация моделей. | 1 | Изучение нового материала, решение задач | Примеры различных моделей в жизни и учебной деятельности. | Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма | п.2.2.3, №2.3 | ||||
39 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.. | 1 | Изучение нового материала | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей | п. 2.3 | ||||
40 | Построение и исследование физических моделей. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов | п.2.4 | ||||
41 | Практическая работа 2.1 «Разработка проекта «Бросание мячика в площадку». | 1 | Комбинированный урок | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов. | п.2.4 | ||||
42 | Приближенное решение уравнений в среде табличного процессора Excel | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей | Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом и проведения компьютерных экспериментов | п. 2.5 | ||||
43 | Практическая работа 2.2 «Разработка проекта «Графическое решение уравнений» | 1 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом и проведения компьютерного эксперимента | индивидуальные задания | ||||
44 | Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов | п.2.6 | ||||
45, 46, 47 | Практическая работа 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» | 3 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов Практическая работа №24 | задания в тетради | ||||
48 | Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа 2.4 ««Разработка проекта «Распознание удобрений» | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала. Выполнение практической работы. | Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем | п.2.7 | ||||
49 | Информационные модели управления объектами. Практическая работа 2.5 «Разработка проекта «Модели систем управления» | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала. Выполнение практической работы. | Уметь создавать компьютерную модель систем управления.. | п.2.8 . | ||||
50 | Контрольная работа №3 «Моделирование и формализация» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов. Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов. | Повторить тему | ||||
Логика и логические основы компьютера(5ч). | ||||||||||
51 | Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового теоретического материала | Знать законы алгебры логики и уметь выполнять логические операции. | п.3.1 | ||||
52 | Логические функции. Законы логики | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач | Уметь пользоваться таблицами логических функций. | п.3.1 | ||||
53 | Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Практическая работа 3.1 «Таблицы истинности логических функций» | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового теоретического материала. Практическая работа № 3.1 | Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. | п.3.2.1 | ||||
53 | Логические основы устройства компьютера. Сумматор двоичных чисел. Практическая работа 3.2 «Модели электрических схем логических элементов» | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала и практическая работа № 3.2 | Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера.. Сумматор двоичных чисел. | П 3.2.2 | ||||
55 | Контрольная работа №4 «Логика и логические основы компьютера» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | Знать изученный материал. | Повторение глава3. | ||||
Информационное общество и информационная безопасность.(5ч) | ||||||||||
56 | Информационное общество. | 1 | Изучение нового материала | Работа с литературой | Иметь представление об информационном обществе. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий. | п.4.1 | ||||
57 | Информационная культура. | 1 | Изучение нового материала | Работа с литературой | Иметь представление об информационной культуре. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий. | п.4.2 | ||||
58, 59 | Правовая охрана данных.Защита информации. | 2 | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Выявлять и анализировать возможные вредные результаты применения ИКТ в собственной деятельности. Уметь организовывать личное информационное пространство. | п.4.3 Подготовить реферат. | ||||
60 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | Знать материал курса информатики за 9 класса. | Повторение главы 4. | ||||
Повторение. (10 ч.) | ||||||||||
61- 70 | Повторение | Систематизация знаний. | Работа с тестами. | Уметь применять полученные знания. | Глава 1 - 4 | |||||