Рабочая программа по информатике в 11 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
В тематическом планировании на изучение предмета на базовом уровне в 11 классе отводится 35 часов.
Программа рассчитана на1 ч в неделю.
Программой предусмотрено проведение:в 11 классе
количество практических работ – 14, количество контрольных работ – 3, тестовых работ – 3.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
Учебно-тематический план 11 класса
№ п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Базы данных. Системы управления базами данных. | 3,5 | 3,5 | 7 |
2 | Моделирование и формализация. | 5 | 3 | 8 |
3 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 6 | 5 | 11 |
4 | Информационное общество. | 2 | - | 2 |
5 | Повторение. | - | 5 | 5 |
6 | Итоговое тестирование. | - | 1 | 1 |
7 | Резерв | 1 | ||
Итого: | 17,5 | 17,5 | 35 |
11 класс
Глава 1.Базы данных. Системы управления базами данных (7 часов)
Табличные базы данных.
Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Сортировка записей в табличной базе данных.
Печать данных с помощью отчетов.
Иерархические базы данных.
Сетевые базы данных.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Создание табличной базы данных.
Практическая работа №2. Создание формы в табличной базе данных.
Практическая работа №3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Практическая работа №4. Сортировка записей в табличной базе данных.
Практическая работа №5. Создание отчета в табличной базе данных.
Практическая работа №6. Создание генеалогического древа семьи.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №1 по теме «Базы данных. Системы управления базами данных» (тестирование).
Глава 2. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
(11 часов)
История развития вычислительной техники.
Архитектура персонального компьютера.
Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux.
Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.
Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
Компьютерный практикум
Практическая работа №7. Виртуальные компьютерные музеи.
Практическая работа №8. Сведения об архитектуре компьютера.
Практическая работа №9. Сведения о логических разделах дисков.
Практическая работа №10. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.
Практическая работа №11. Защита от компьютерных вирусов.
Практическая работа №12. Защита от сетевых червей.
Практическая работа №13. Защита от троянских программ.
Практическая работа №14. Защита от хакерских атак.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).
Глава3. Моделирование и формализация(8 часов)
Моделирование как метод познания.
Системный подход в моделировании. Формы представления моделей.
Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Исследование интерактивных компьютерных моделей.
Исследование физических моделей.
Исследование астрономических моделей.
Исследование алгебраических моделей.
Исследование геометрических моделей (планиметрия).
Исследование геометрических моделей (стереометрия).
Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).
Глава 4. Информационное общество(2 часа)
Право в Интернете.
Этика в Интернете.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Глава 5.Повторение.(6 часов)
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».
Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».
Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».
Итоговое тестирование за курс 11 класса (1 час)
Резерв (1час)
Требования к подготовке учащихся
в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Литература
по базовому курсу «Информатика и ИКТ»
учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 10-11 класс» – Москва, БИНОМ, 2014г.;
методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
Дополнительная литература:
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов. | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||
Глава 1. Базы данных. Системы управления базами данных (7 часов) | |||||||||
1. | ТБ в кабинете информатики. Табличные базы данных. Система управления базами данных. | 1 | УОНМ | Табличные базы данных. Система управления базами данных. | Знать, что такое база данных, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Знать определение и назначение СУБД | п. 3.1, п. 3.2.1, | |||
2. | Практическая работа №1 «Создание табличной базы данных». | 1 | КУ | Практическая работа №1 «Создание табличной базы данных». | Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов. | п. 3.1, п. 3.2.1 | |||
3. | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа №2. «Создание формы в табличной базе данных». | 1 | КУ | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. | Знать разницу между представлением данных с помощью таблицы и формы. Уметь создавать формы для табличных баз данных. | п. 3.2.2 | |||
4. | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Практическая работа №3. «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов». | 1 | КУ | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | Уметь осуществлять поиск информации в базе данных с помощью фильтров и запросов. Уметь формировать запросы на поиск данных. | п. 3.2.3, | |||
5. | Сортировка записей в табличной базе данных. Практическая работа №4. «Сортировка записей в табличной базе данных». Практическая работа №5. «Создание отчётов в табличной базе данных». | 1 | КУ | Сортировка записей в табличной базе данных. Создание отчётов в табличной базе данных | Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Уметь создавать отчеты в табличной базе данных. | п. 3.2.4 | |||
6. | Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. Практическая работа №6. «Создание генеалогического древа семьи». | 1 | КУ | Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. | Знать характерные особенности иерархической модели данных. Знать характерные особенности сетевой модели данных. | п. 3.3, п. 3.4, вопросы на стр. 123, стр. 124 | |||
7. | Контрольная работа №1 «Базы данных. Системы управления базами данных» | 1 | КУЗ | ||||||
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов) | |||||||||
8. | История развития вычислительной техники. Практическая работа №7 «Виртуальные компьютерные музеи» | 1 | УOHM | История развития вычислительной техники. | Знать этапы развития вычислительной техники. Знать поколения ЭВМ. | п. 1.1, | |||
9. | Архитектура персонального компьютера. Практическая работа №8 «Сведения об архитектуре компьютера». | 1 | УОНМ | Магистрально-модульный принцип построения компьютера. | Знать преимущества, которые дает ММП. Знать виды шин и их назначение. Иметь представление о направлении развития архитектуры процессоров. | п. 1.2, | |||
10. | Операционные системы. Практическая работа №9 «Сведения о логических разделах дисков». | 1 | УОНМ | Основные характеристики операционных систем. | Знать назначение и функции операционных систем. Иметь представление о многообразии операционных систем. Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. | п. 1.3.1, 1.3.2, | |||
11. | Операционная система Linux. Практическая работа №10 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux». | 1 | УОНМ | Операционная система Linux. Входное тестирование | Знать элементы графического интерфейса операционной системы Linux. Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. | п. 1.3.3 | |||
12. | Защита от несанкционированного доступа к информации. | 1 | УОНМ | Защита информации с использованием паролей. Биометрическая система защиты. | Знать, как защищается информация в компьютере с использованием паролей. Знать биометрические методы защиты информации. Уметь идентифицировать человека по характеристикам речи. | п. 1.4, | |||
13. | Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. | 1 | КУ | Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. | Иметь представление об организации физической защиты данных на дисках. Знать типы вредоносных программ. | п. 1.5, 1.6.1, | |||
14. | Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа №11 «Защита от компьютерных вирусов» | 1 | КУ | Компьютерные вирусы и защита от них. | Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов. Знать классификацию компьютерных вирусов, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов. | п. 1.6.2, | |||
15. | Сетевые черви и защита от них. Практическая работа №12 «Защита от сетевых червей». | 1 | КУ | Сетевые черви и защита от них. | Знать классификацию сетевых червей, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь предотвращать проникновение сетевых червей на локальный компьютер. | п. 1.6.3, | |||
16. | Троянские программы и защита от них. Практическая работа №13 «Защита от троянских программ» | 1 | КУ | Троянские программы и защита от них. | Знать классификацию троянских программ, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать троянские программы. | п. 1.6.4, | |||
17. | Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа №14 «Защита от хакерских атак» | 1 | КУ | Хакерские утилиты и защита от них. | Знать классификацию хакерских атак, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать хакерские атаки. | п. 1.6.5, | |||
18. | Контрольная работа №2 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | 1 | КЗУ | ||||||
Глава 3. Моделирование и формализация (8 часов) | |||||||||
19. | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | 1 | УOHM | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | Знать определение модели; что такое информационная модель Знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Понимать, что такое системный подход в науке и практике | п. 2.1, п. 2.2, | |||
20. | Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. | 1 | КУ | Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. | Знать формы представления моделей. Иметь представление о процессе формализации. Знать этапы информационного моделирования на компьютере | п. 2.3, п. 2.4, п. 2.5, | |||
21. | Исследование физических моделей. | 1 | КУ | Исследование физических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.1, | |||
22. | Исследование астрономических моделей. | 1 | КУ | Исследование астрономических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.2, зад. 2.2
| |||
23. | Исследование алгебраических моделей. | 1 | КУ | Исследование алгебраических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.3, зад. 2.3
| |||
24. | Исследование геометрических моделей. | 1 | КУ | Исследование геометрических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.4, п. 2.6.5, зад. 2.4,зад. 2.5 | |||
25. | Исследование химических и биологических моделей. | 1 | КУ | Исследование химических и биологических моделей. | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | п. 2.6.6, п. 2.6.7, зад. 2.6. зад. 2.7 | |||
26. | Контрольная работа №3 «Моделирование и формализация» | 1 | КЗУ | Промежуточное тестирование | |||||
Информационное общество(2 часа) | |||||||||
27. | Право в Интернете. Этика в Интернете. | 1 | УОНМ | Право в Интернете. Этика в Интернете. | Знать правовые нормы информационной деятельности человека. Знать этические правила при общении по электронной почте, в чатах и форумах. | п. 4.1, п. 4.2 | |||
28. | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | КУ | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Иметь представление о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий. | п. 4.3 | |||
Повторение (6 часов) | |||||||||
29. | Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение» | 1 | УОСЗ | Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение | Знать единицы измерения информации. Уметь определять количество информации. Знать принципы кодирования текстовой, графической, звуковой, числовой информации. Знать устройство компьютера. Знать виды программного обеспечения. | ||||
30. | Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | УОСЗ | Алгоритмизация и программирование | Знать основные алгоритмические структуры. Уметь формально исполнять алгоритм. Знать основы языка программирования Pascal | ||||
31. | Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера» | 1 | УОСЗ | Основы логики. Логические основы компьютера | Уметь строить таблицы истинности логических выражений. | ||||
32-33. | Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии» | 2 | УОСЗ | Информационные технологии. Коммуникационные технологии | Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. Знать способы подключения к Интернету. | ||||
34. | Итоговое тестирование за курс 11 класса | 1 | КУЗ | Итоговое тестирование | |||||
35 | Резерв | 1 | |||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм