Рабочая программа по информатике в 10 классе

Загрузка ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

В тематическом планировании на изучение предмета на базовом уровне в 10 классе отводится 35 часов. Программа рассчитана на1 ч в неделю.

                                              

Содержание тем учебного курса

Глава 1. Введение. Информационные технологии (20 часов)

            Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.      

            Информация как мера упорядоченности в неживой природе.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы изме­рения количества информации.

            Алфавитный подход к определению количества информации.

Технологии обработки текстовой информации

     Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и опера­ции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Оглавление документов.

            Основные форматы текстовых файлов и их преобразование.

            Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

            Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №1. Кодировки русских букв.
  2. Практическая работа №2. Создание и форматирование документа.
  3. Практическая работа №3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.
  4. Практическая работа №4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №1 по теме «Технологии обработки текстовой информации»

Технологии обработки графической информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Глубина цвета.

Растровая графика. Форматы растровых графических файлов. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью растровых графических редакторов.

Векторная графика. Форматы векторных графических файлов Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью векторных графических редакторов.

Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №5. Кодирование графической информации.
  2. Практическая работа №6. Растровая графика.
  3. Практическая работа №7. Трехмерная векторная графика.
  4. Практическая работа №8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
  5. Практическая работа №9. Создание флэш-анимации.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Технологии обработки графической информации»

Технологии обработки звуковой информации

Кодирование звуковой информации. Глубина кодирования звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы.

Компьютерные презентации

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

Компьютерный практикум

Практическая работа №10. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Технологии обработки числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов.

Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

     Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.

Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.

          Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №11. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
  2. Практическая работа №12. Построение диаграмм различных типов.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Технологии обработки числовой информации»

Глава 2. Коммуникационные технологии (12 часов)

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универса­льный указатель ресурсов (URL).

Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение, потоковые аудио - и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №13. Подключение к Интернету и определение IP-адреса.
  2. Практическая работа №14. Работа с электронной почтой.
  3. Практическая работа №15. Геоинформационные системы в Интернете.
  4. Практическая работа №16. Поиск в Интернете.
  5. Практическая работа №17. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №4 по теме «Коммуникационные технологии»

Повторение пройденного материала (3 часа)

Повторение по теме «Информационные технологии».

Повторение по теме «Коммуникационные технологии».

   Требования к подготовке обучающихся в области информатики и ИКТ

              В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

-основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, переда­чи информационных объектов различного типа с помощью современных про­граммных средств информационных и коммуникационных технологий;

-единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный  и алфавитный;

-назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

=назначение и функции операционных систем;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помо­щью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологиче­ских и технических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реаль­ному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных тех­нологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, полу­чать необходимую информацию по запросу пользователя;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при ис­пользовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными авто­матизированными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Учебно – тематический план


Тема
Часы
Теория
Практика
Всего
1
Введение. Информационные технологии
12
8
20
2
Коммуникационные технологии
9
2
12
3
Повторение пройденного материала
2
1
3

Итого:
23
12
35

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

Знать/понимать:

Уметь:

Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов;

Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

Создавать информационные объекты, в том числе:

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

Создавать записи в базе данных;

Создавать презентации на основе шаблонов;

Искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием ( принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц, программ ( в том числе – в форме блок-схем);

Проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.

Список литературы

учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 10-11 класс» – Москва, БИНОМ, 2013г.;

методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;

Дополнительная литература:

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом

КУ – комбинированный рок

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

КУЗ, КЗУ – контроль умений и знаний

ФО – фронтальный опрос

ИК – индивидуальный контроль

УПЗУ – урок применения знаний и умений

КР – контрольная работа

ИК – индивидуальный контроль



Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт


Введение. Глава 1.Информационные технологии -20 часов

1.

ТБ в кабинете информатики. Введение. Информация и информационные процессы.

1

УOHM
Информация. Информационные процессы в живой природе, в неживой природе, в человеческом обществе, в технике. Содержательный подход к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к измерению количества информации.
Знать понятие информации, информационных процессов. Знать особенности протекания информационных процессов в живой природе, в неживой природе, в человеческом обществе, в технике. Знать единицы измерения количества информации. Понимать смысл содержательного подхода к измерению количества информации. Понимать смысл алфавитного подхода к измерению количества информации.
вопросы на стр. 11


2.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1«Кодировки русских букв»

1

КУ
Кодирование текстовой информации. Кодировки русских букв
Знать принципы кодирования текстовой информации, различные виды кодировок. Уметь изменять кодировку в документах
п. 1.1.1


3.

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

1

КУ
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах
Знать особенности основных видов текстовых документов. Знать назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов. Знать особенности интерфейса текстового редактора. Уметь форматировать текст по заданным параметрам.
п. 1.1.2, 1.1.3


4.

Практическая работа №2«Создание и форматирование документа»

1

УПЗУ
Создание и форматирование документа
стр. 25-28


5.

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста. Практическая работа №3«Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»

1

КУ
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста. Входное тестирование (Т0)
Знать возможности систем компьютерного перевода, онлайновых словарей и переводчиков. Уметь применять онлайновые словари и переводчики в своей деятельности
п. 1.1.4


6.

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4.«Сканирование «бумажного и распознавание электронного текстового документа»

1

КУ
Системы оптического распознавания документов.
Знать принципы систем оптического распознавания. Уметь работать с программой оптического распознавания документов.

п. 1.1.5



7.

Контрольная работа № 1«Технологии обработки текстовой информации»

1

КР





8.

Кодирование и обработка графической информации.Практическая работа №5 «Кодирование графической информации»

1

КУ
Кодирование и обработка графической информации.
Знать принципы кодирования графической информации.

п. 1.2.1



9.

Растровая графика. Практическая работа №6«Растровая графика»

1

КУ
Растровая графика.
Уметь создавать и редактировать растровые изображения по заданным параметрам.

п. 1.2.2



10.

Векторная графика. Практическая работа №7«Трехмерная векторная графика»

1

КУ
Векторная графика.
Уметь создавать и редактировать векторные изображения по заданным параметрам.

п. 1.2.3



11.

Практическая работа №8«Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

1

УПЗУ
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
Уметь выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.

стр. 59-69



12.

Практическая работа №9«Создание флэш-анимации»

1

УПЗУ

Создание флэш-анимации.
Уметь создавать флэш-анимации.

стр. 69-72



13.
Контрольная работа №2«Технологии обработки графической информации».

1

КР





14.
Кодирование звуковой информации.

1

КУ
Кодирование звуковой информации
Знать принципы кодирования звуковой информации. Уметь создавать и редактировать оцифрованный звук.
п. 1.3


15.
Компьютерные презентации.

1

УОНМ
Дизайн презентации. Макеты слайдов. Анимация и звук.
Знать назначение и функциональные возможности презентации, объекты и инструменты в презентациях.
п. 1.4


16.
Практическая работа №10«Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

1

УПЗУ
Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Уметь самостоятельно разрабатывать план презентации, корректировать его в соответствии с выбранной темой. Уметь создавать и оформлять слайды, изменять настройки слайдов.
доделать практическую работу


17.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.

1

УОНМ
Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Арифметика двоичных чисел.
Знать принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления, двоичную систему счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
п. 1.5.1


18.
Электронные таблицы.
Практическая работа №11«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1

КУ
Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Знать основы работы в электронных таблицах. Уметь создавать и обрабатывать массивы числовых данных с помощью электронных таблиц.
п. 1.5.2


19.
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №12 «Построение диаграмм различных типов»

1

КЗУ
Типы диаграмм. Оформление диаграммы
Знать основы работы в электронных таблицах. Уметь создавать и обрабатывать диаграммы и графики с помощью электронных таблиц.
стр. 105-113


20.

Контрольная работа №3«Технологии обработки числовой информации»

1

КР
Промежуточное тестирование




Глава 2. Коммуникационные технологии -12 часов

21.

Локальные компьютерные сети.

1

УОНМ

Локальные компьютерные сети.  Топология сетей. Аппаратное и ПО сетей.
Знать принципы работы локальной сети. Уметь пользоваться локальной сетью.
п. 2.1


22.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

1

УОНМ
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом.
п. 2.2


23.

Подключение к Интернету. Практическая работа №13«Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

1

КУ
Подключение к Интернету.

п. 2.3


24.

Всемирная паутина.

1

УОНМ
Технология WWW. Язык разметки гипертекста. Браузеры.
Знать сервисы сети Интернет.
п. 2.4


25.

Электронная почта. Практическая работа №14 «Работа с электронной почтой»

1

КУ
Возможности электронной почты. Почтовые программы.
Уметь пользоваться электронной почтой
п. 2.5


26.

Общение в Интернете в реальном времени.

1

УОНМ
Общение в Интернете в реальном времени. Интернет-телефония.
Знать сервисы сети Интернет. Уметь общаться в Интернете в реальном времени.
п. 2.6


27.

Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

1

УОНМ
Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

п. 2.7, 2.8


28.

Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа№15«Геоинформационные системы в Интернете».

1

КУ
Геоинформационные системы в Интернете. Интерактивные карты. Спутниковая навигация.
Уметь пользоваться геоинформационными системами.
п. 2.9


29.

Поиск информации в Интернете. Практическая работа №16 «Поиск в Интернете».

1

КУ
Поиск информации в Интернете. Поисковые системы.
Принцип организации поиска информации в Интернете. Уметь осуществлять поиск информации, используя поисковые системы.
п. 2.10


30.

Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

1

УОНМ
Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
Знать формы электронной коммерции в Интернете. Уметь пользоваться электронными библиотеками.
п. 2.11, 2.12


31.

Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №17 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

1

КУ
Основы языка разметки гипертекста. Разработка сайта с использованием Web-редактора
Иметь представление об основах языка HTML. Уметь создавать сайт с использованием Web-редактора.
п. 2.13


32.

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»

1

КЗУ





33.

Повторение по теме «Информационные технологии»

1

УОСЗ
Информационные технологии.
Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации.



34.

Повторение по теме «Коммуникационные технологии»

1

УОСЗ
Коммуникационные технологии.
Знать способы подключения к Интернету, сервисы Интернета.



35

Итоговое тестирование за курс 10 класса

1

КУЗ
Итоговое тестирование