Меню

Рабочая программа по геометрии в 8 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе

‾ Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего

образования.

‾ Примерной программы основного общего образования по математике. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Математика./ сост. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.- М.:Вентана-Граф, 2017г

‾ Программы для общеобразовательных учреждений «Геометрия», 8класс (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.)

Календарно – тематический план ориентирован на использование учебника: Геометрия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко, М.: Вентана-Граф, 2017.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения математики (модуль геометрия) в 8 классе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

     Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).

Одной из основных целейизучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является

формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

  • Содержание учебного предмета

1.Повторение курса 7 класса. (3 часов)Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

2.Четырехугольники (26 часов). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

3.Подобие треугольников.(12 часов)Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов)Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.

6.Повторение курса 8 класса.(2 часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.

Планируемые результаты освоения программы

Предметнымирезультатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  • существо понятия алгоритма;
  • распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
  • распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
  • распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
  • строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
  • оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
  • применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
  • формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов;
  • распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
  • находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
  • для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметныхумений,так иуниверсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Личностнымирезультатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:

  • способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • воля и настойчивость в достижении цели.

Средствомдостижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;
  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;

использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.

Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • оценивать достигнутый результат;
  • принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Познавательные УУД:

  • строить логические цепи рассуждений;
  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
  • осуществлятьвыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выделять и формулировать проблему;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • давать определение понятиям;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • представлять информацию в понятной форме;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.

                                         Календарно – тематическое планирование


п/п
Тема урока
Дата
План
коррекция

Повторение курса 7 класса (3ч)

1
Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников


2
Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.


3
Входная контрольная работа


Четырёхугольники (26ч)

4,5
Четырёхугольник и его элементы.


6 – 8
Параллелограмм. Свойства параллелограмма


9,10
Признаки параллелограмма


11, 12
Прямоугольник. Свойства прямоугольника


13, 14
Ромб. Свойства ромба


15, 16
Квадрат


17
Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма"


18,19
 Средняя линия треугольника


20,21
Трапеция. Виды трапеции


22
Средняя линия трапеции


23
Решение задач по теме: «Трапеция»


24, 25
Центральные и вписанные углы. Их свойства


26
Описанная окружность четырехугольника.


27
Вписанная окружность четырехугольника


28
Повторение и систематизация учебного материала


29
Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция»


Подобие треугольников (12ч)

30
 Теорема Фалеса


31, 32
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках


33
Подобные треугольники


34
Первый признак подобия треугольников


35
Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей


36
Теорема Менелая, теорема Птолемея


37
Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников»


38
Второй признак подобия треугольников


39
Третий признак подобия треугольников


40
Повторение и систематизация учебного материала


41
Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников»


Решение прямоугольных треугольников(15ч)

42, 43
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике


44 - 47
Теорема Пифагора


48
Повторение и систематизация учебного материала


49
Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»


50, 51
 Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника


52
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.


53, 54
Решение прямоугольных треугольников


55
Повторение и систематизация учебного материала


56
Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников»


Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч)

57
 Многоугольники. Сумма углов многоугольника.


58
Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника.


59, 60
Площадь параллелограмма


61 - 63
Площадь треугольника


64 - 66
Площадь трапеции


67
Повторение и систематизация учебного материала


68
Контрольная работа №6 по теме:   «Площади четырехугольников»


Повторение курса 8 класса  (2ч)

69
Четырехугольники. Виды, свойства, признаки.  Подобные треугольники.


70
Итоговая контрольная работа