Рабочая программа по геометрии в 8 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
‾ Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего
образования.
‾ Примерной программы основного общего образования по математике. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Математика./ сост. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.- М.:Вентана-Граф, 2017г
‾ Программы для общеобразовательных учреждений «Геометрия», 8класс (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.)
Календарно – тематический план ориентирован на использование учебника: Геометрия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко, М.: Вентана-Граф, 2017.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения математики (модуль геометрия) в 8 классе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целейизучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является
формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
- Содержание учебного предмета
1.Повторение курса 7 класса. (3 часов)Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
2.Четырехугольники (26 часов). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
3.Подобие треугольников.(12 часов)Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов)Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
6.Повторение курса 8 класса.(2 часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Планируемые результаты освоения программы
Предметнымирезультатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- существо понятия алгоритма;
- распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
- распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
- распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
- строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
- оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
- применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
- формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов;
- распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
- находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
- для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
- для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметныхумений,так иуниверсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностнымирезультатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:
- способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Средствомдостижения этих результатов является:
- система заданий учебников;
- представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- оценивать достигнутый результат;
- принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Познавательные УУД:
- строить логические цепи рассуждений;
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
- осуществлятьвыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выделять и формулировать проблему;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- давать определение понятиям;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- представлять информацию в понятной форме;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | коррекция | ||
Повторение курса 7 класса (3ч) | |||
1 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников | ||
2 | Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. | ||
3 | Входная контрольная работа | ||
Четырёхугольники (26ч) | |||
4,5 | Четырёхугольник и его элементы. | ||
6 – 8 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | ||
9,10 | Признаки параллелограмма | ||
11, 12 | Прямоугольник. Свойства прямоугольника | ||
13, 14 | Ромб. Свойства ромба | ||
15, 16 | Квадрат | ||
17 | Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | ||
18,19 | Средняя линия треугольника | ||
20,21 | Трапеция. Виды трапеции | ||
22 | Средняя линия трапеции | ||
23 | Решение задач по теме: «Трапеция» | ||
24, 25 | Центральные и вписанные углы. Их свойства | ||
26 | Описанная окружность четырехугольника. | ||
27 | Вписанная окружность четырехугольника | ||
28 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
29 | Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция» | ||
Подобие треугольников (12ч) | |||
30 | Теорема Фалеса | ||
31, 32 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | ||
33 | Подобные треугольники | ||
34 | Первый признак подобия треугольников | ||
35 | Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей | ||
36 | Теорема Менелая, теорема Птолемея | ||
37 | Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | ||
38 | Второй признак подобия треугольников | ||
39 | Третий признак подобия треугольников | ||
40 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
41 | Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» | ||
Решение прямоугольных треугольников(15ч) | |||
42, 43 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | ||
44 - 47 | Теорема Пифагора | ||
48 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
49 | Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» | ||
50, 51 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | ||
52 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | ||
53, 54 | Решение прямоугольных треугольников | ||
55 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
56 | Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | ||
Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч) | |||
57 | Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | ||
58 | Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. | ||
59, 60 | Площадь параллелограмма | ||
61 - 63 | Площадь треугольника | ||
64 - 66 | Площадь трапеции | ||
67 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
68 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» | ||
Повторение курса 8 класса (2ч) | |||
69 | Четырехугольники. Виды, свойства, признаки. Подобные треугольники. | ||
70 | Итоговая контрольная работа |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм