Меню

Рабочая программа по географии в 8 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.

-Сборник программ для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. Классическая линия. – М.: Дрофа, 2011.

-авторская программа под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа, 2006

- Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них 6 часов – «Пространства России», 23 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 27 часов – «Природные комплексы России».Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

 Раздел. Особенности географического положения России (6 часов).

Географическое положение России.Территория и акватория. Государственная террито­рия России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географиче­ского положения России и положения других государств,

Границы России.Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономиче­ская зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декрет­ное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей,

История освоения и изучения территории России.Формирование и освоение госу­дарственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Раздел. Природа России (23 часов)

Природные условия и ресурсы России.Понятия природных условий и ресурсов. При­родный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Основные этапы формирова­ния земной коры                       на территории России. Особенности геологического строения России: основ­ные тектонические структуры. Рельеф         России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледене­ния. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рациональ­ного использования.             Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы.Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Законо­мерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, клима­тические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйст­венная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изу­чения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы.Виды вод суши на территории страны. Распределе­ние рек по бассейнам океанов. Главные речные системы, Зависимость между режимом, харак­тером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их проис­хождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего регио­на и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы.Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Раздел. Регионы России (27 часов)

Природно-хозяйственное районирование.Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо ох­раняемые природные территории.Памятники всемирного природного наследия.

Районирование России.Физико-­географическое районирование.

Крупные регионы России.Состав региона. Особенности эколого-географического положения, их влияние на природу. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Восточно-Европейская (Русская) равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток.

 

Раздел.Человек и природа   (12 часов)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

.

 

Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.

     

     

    Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

    В результате изучения географии ученик должен

    знать/понимать

    основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

    географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

    различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

    специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

    природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    уметь

    выделять, описывать и объяснятьсущественные признаки географических объектов и явлений;

    находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

    составлятькраткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

    определятьна местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

    применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

    учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

    решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

     

    Используемый УМК:

1.Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.

2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008

3.Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы обязательного минимума образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Д/з

Дата проведения

 

план

факт

 

 Введение – 6 часов 


 

 

1

 Что изучает физическая география России? Источники географической информации.

 

Изучение нового

Источники географической ин­формации Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие  географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

§


 

 

2

 Географическое положение России.

П.Р. «Характеристика географического положения России»

 

комбиниров

§1


 

 

3

 Моря, омывающие берега России.

 

Комбиниров

§2


 

 

4

 Россия на карте часовых поясов. Время.

П.Р «Определение пояс-ного времени дляразных пунктов России»

 

Комбиниров

§3


 

 

5

 Как осваивали и изучали территорию России.

 

Лекция

§4


 

 

6

 Исследование территорий России в 17-19 веках и современные годы.

 

Лекция

 


 

 

 

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые – 6 часов 

 


 

 

7

 Особенности рельефа России

 

Комбиниров.

 

Рельефообразующ.факторы.Геохроно -логия, Периоды

 

 

§5


 

 

8

 Геологическое летоис-числение.

 

Комбиниров

§6


 

 

9

 Геологическое строение территории России.

 

Комбиниров

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на к/к; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; при водить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

§6


 

 

10

 Минеральные ресурсы России П.Р.  Объяс-нение зависимости рас-положения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

 

Комбиниров

§7


 

 

11

 Развитие форм рельефа

 

Комбиниров

§8


 

 

12

 Итоговый урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

 

Контрольная

 


 

 

 

Климат России – 5 часов 

 


 

 

13

 Факторы, влияющие на климат России.П.Р. «Определение величины солнечной радиации»

 

Комбиниров

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления. Воздушная среда

Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

§9


 

 

14

 Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

 

Комбиниров

§9


 

 

15

 Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

П.Р. «Определение по карте распределения осадков и тепла»

 

Комбиниров

§9-10


 

 

16

 Типы климатов России.

П.Р. «Оценка основных климатических показа-телей одного из регио-нов страны для характе-ристики условий жизни»

 

Комбиниров

§11


 

 

17

Итоговый урок по теме «Климат».

 

 

Контрольная

 

 

 


 

 

 

Внутренние воды и водные ресурсы – 4 часа 

 


 

 

18

 Реки  России .П р. «Описание  реки»

 

Комбиниров

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Тамбовской области.

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

§12


 

 

19

 Озера, болота, подземные воды.П.р «

«Описание озера».

 

Комбиниров

§13


 

 

20

 Водные  ресурсы. Охрана вод.

 

Урок-конференция

§14


 

 

21

 Обобщение темы «Воды России».

 

Тестирование

 


 

 

 

Почвы  и  почвенные ресурсы -4 часа 

 


 

 

22

 Образование почв.

 

Комбиниров

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

§15


 

 

23

 Главные  типы  почв.

 

Составление

таблицы

§15-16


 

 

24

 Почвенные  ресурсы.

 

Комбиниров

§17


 

 

25

 Обобщение темы «Почвы».

 

Контрольная

 


 

 

 

Растительный и животный мир России-4часа 

 


 

 

26

 Растительный  мир  России

 

Урок- конференция

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, опре-деляющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Биопочвенная среда области. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. физико-географическое районирование России.

Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

§18


 

 

27

 Животный мир России

 

Урок-конференция

§18


 

 

28

 Охрана биологических ресурсов

 

Урок-конференция

§19-20


 

 

29

 Обобщающий урок.

 

Тестирование

 

 

 


 

 

 

Природные комплексы России-7часов 

 


 

 

30

 Природное  районирование

 

Комбиниров

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

§21


 

 

31

 Моря, как крупные природные комплексы.

 

Комбиниров

§22


 

 

32

 Природные зоны России. П.р «Составление характеристики зоны тундры».

 

Комбиниров

§23


 

 

33

 Лесные зоны России

 

Комбиниров

§24


 

 

34

 Степи. Пустыни.

 

Комбиниров

§25


 

 

35

 Высотная поясность.

 

Комбениров

§26


 

 

36

 Обобщение темы «Природные  комплексы  России"

 

Комбиниров

 


 

 

 

Крупные природные  комплексы -20 часов

 


 

 

37

 Русская  равнина


Комбиниров

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко- географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов, объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека.

§27


 

 

38

 Природные  комплексы Русской равнины


Комбиниров

§28


 

 

39

 Природные ресурсы Русской  равнины


Комбиниров

§29


 

 

40

 Кавказ


Комбиниров

§30


 

 

41

 Природные комплексы сев.Кавказа


Комбиниров

§31


 

 

42

 Урал  П. р «Полезные ископаемые Урала»


Комбиниров

§32


 

 

43

 Своеобразие  природы  Урала


Комбиниров

§33


 

 

44

 Природные уникумы Урала


Кино-урок

Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. Расширить знания о широтной зональности и высотной поясности Урала Сформировать представления об

основных чертах природы Западной

Сибири. Познакомить с комплексной проблемой рационального использо-вания природных ресурсов, охраны и преобразования природы Западной Сибири. Изучить особенности природы Восточной Сибири.Совершенствование умений по анализу тематических карт.

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть экологи-ческие проблемы озера и пути их решения.

Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока. Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории. Показать уникальность природы. Формировать умение работы с разными географическими Расширить и углубить знания учащихся об уникальной природе Дальнего Востока. Познакомить с уникальной природой Чукотского нагорья, п-ва Камчатки, Курильских о-вов.

 картами Описать природный комплекс России с использованием карт, текста учебника. Формировать навыки работы с различными источниками географической информации.

 

§34

 

 

45

 Западная Сибирь


Комбиниров

§35


 

 

46

 Природные  ресурсы Зап.Сибири.П. р «Отметить на контурной карте

природные ресурсы»


Комбиниров

§36


 

 

47

 Условия работы и  быта человека в

условиях Зап. Сибири


Урок-практикум

§36


 

 

48

 Восточная  Сибирь


Комбиниров

§37


 

 

49

 Природные комплексы Восточной Сибири


Комбиниров

§40


 

 

50

 Озеро Байкал –жемчужина Сибири


Кино-урок

39


 

 

51

 Пояс  гор Южной Сибири


Комбиниров

§38


 

 

52

 Природные ресурсы Восточной Сибири


Комбиниров

§40


 

 

53

 Дальний Восток : край контрастов


Комбиниров

§41


 

 

54

 Природные комплексы   Дальнего 

Востока. Природные уникумы.


Урок-конференция

§42


 

 

55

 Природные ресурсы Дальнего Востока


Комбиниров

§43


 

 

56

 Итоговый  урок «Крупные

природные  комплексы»


Контрольная

 


 

 

 

Человек и природа  - 12часов  

57

 Влияние природных условий на 

жизнь и здоровье человека

 

 


Урок-практикум

 Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

 

§44


 

58

 Стихийные природные явления


Конференция

Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

 

 

 

59

 Антропогенное  воздействие на

природу


Комбиниров

 

§45


 

60

 Использование  природных ресурсов


Комбиниров

 

§46


 

61

 Объекты всемирного и культурного

наследия  в России


Кино-урок

 

 


 

62

 Сохранить иулучшить среду  своего

обитания


Комбиниров

 

 


 

63

 Экологическая  ситуация в России


Комбиниров

 

§47


 

64

 Итоговый урок по теме «Человек и

природа»


Тестирование

 

 


 

65

 Обобщающее  повторение  по курсу

«Физическая география  России»


Контрольная

 

 


 

66

 Природные комплексы Саратовской области


Экскурсия

 

 


 

67

Природные комплексы своей местности 


Экскурсия

 

 


 

68

 Урок-зачет по курсу «Физическая

география  России»


Комбиниров 

 

 


 

69

70

Резерв времени