Рабочая программа по географии в 6 классе
I.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016 – 2017 учебный год;
- Учебный план в 6 классе МБОУ-СОШ с.Кистендей на 2016 – 2017 учебный год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основепримерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www. drofa.ru.
и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Герасимова Т.П., Неклюева Н.П. География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 160, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего
образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 35 часов, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.
Вклад учебного предмета в общее образование: Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие;
- предпрофильной ориентации учащихся
.Цели и задачи программы:В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой МБОУ-СОШ с.Кистендей
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российскогои других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс.
Программой предусмотрено проведение: контрольных работ - 3;
практических работ - 7;
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-
географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно
смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике
ФГОС ООО.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне
представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы,
вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий
обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ-СОШ с.Кистендей
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «География 5 класс. Начальный курс», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам:
с 5 по 7 класс - География Земли,
с 8 по 9 класс - География России.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения
растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об
особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебники и УМК:
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.
- Герасимова Т.П., Неклюева Н.П. География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 160, [4]с.: ил., карт.
Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2013
II. Содержание учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Материал курса сгруппирован в три раздела.
Первый раздел программы «Источники географической информации» направлен на изучение источников географической информации, среди которых важнейшее значение имеют географическая карта, глобус план местности. Здесь же дается представление о методах изучения Земли. Последние формируются, совершенствуются у обучающихся в процессе всего периода изучения географии в основной школе. Большое место в этом разделе занимают практические работы с картой и глобусом, планом местности, по ориентированию.
Второй раздел «Природа Земли и человек» знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах. Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной среды.
Последний раздел — «Население Земли» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по программе Бариновой И.И. | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на: лабораторно-практические работы |
1 | Тема 1.1 Введение | 2 | 2 | - |
2 | Тема 1.2 Виды изображений земной поверхности | 8 | 8 | 3 |
3 | Тема 2.1 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. 6 ч. | 6 | 6 | 1 |
4 | Тема 2.2. Гидросфера – водная оболочка Земли | 8 | 8 | 2 |
5 | Тема 2.3 Атмосфера воздушная оболочка Земли. | 7 | 7 | - |
6 | Тема 2.4 Биосфера Земли. | 2 | 2 | - |
7 | Тема 2.5. Население Земли. | 2 | 2 | 1 |
III.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню достижений обучающихся
Учащиеся должны знать (понимать):
· форму и размеры Земли;
· полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
· части внутреннего строения Земли;
· основные формы рельефа;
· части Мирового океана;
· виды вод суши;
· причины изменения погоды;
· типы климатов;
· виды ветров, причины их образования;
· виды движения воды в океане;
· пояса освещенности Земли;
· географические объекты, предусмотренные программой.
Учащиеся должны уметь:
· анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
· использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
· находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
· описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
· определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
· ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
· приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
· различать изученные географические объекты, процессы и явления;
· создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
· составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
· сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
· строить простые планы местности;
· формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
· читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Личностные результаты:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
• описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы. Называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
• описывать уникальные особенности Земли как планеты.
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
• находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, работать с компасом;
• объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
• объяснять особенности строения рельефа суши;
• описывать погоду своей местности.
2. В ценностно – ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
• соблюдение правил работы с картами, глобусом, теллурием
Календарно-тематическое планирование по предмету География. Начальный курс. 6 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | ||
План | Коррекция | |||
Раздел I. Источники географической информации 10 ч. | ||||
Тема 1.1 Введение 2 ч. | ||||
1 | География как наука. Путешествия и географические открытия | |||
2 | Земля – планета Солнечной системы | |||
Тема1.2 Виды изображений земной поверхности 8 ч. | ||||
3 | План местности. Условные знаки. Масштаб. | |||
4 | Стороны горизонта. Ориентирование на местности. П/р «Опр. сторон горизонта с помощью компаса» | |||
5 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | |||
6 | Составление простейших планов местности П/р Составление плана местности | |||
7 | Глобус и географическая карта. | |||
8 | Градусная сеть. Географическая широта. | |||
9 | Географические координаты. Географическая долгота. | |||
10. | Обобщение знаний. Изображение высот и глубин. П/р «Определение географических координат» | |||
Раздел 2. Природа Земли и человек. 25 ч. | ||||
Тема 2.1 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. 6 ч. | ||||
11 | Внутреннее строение Земли. | |||
12 | Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры | |||
13 | Рельеф суши. Горы | |||
14 | Рельеф суши. Равнины П/р Нанесение на контурные карты основных форм рельефа. | |||
15 | Рельеф дна Мирового океана | |||
16 | Обобщение знаний | |||
Тема 2.2. Гидросфера – водная оболочка Земли. 8 ч. | ||||
17 | Вода на Земле. | |||
18 | Мировой океан и его состав П/р «Нанесение на контурную карту и определение географ. Положения частей Мирового океана» | |||
19 | Движение воды в океане, свойства вод. | |||
20 | Воды суши. Подземные воды | |||
21 | Реки | |||
22 | Реки. П/р Нанесение на контурную карту рек , озер. | |||
23 | Озера Ледники. | |||
24 | Обобщение знание | |||
Тема 2.3 Атмосфера воздушная оболочка Земли. 7 ч | ||||
25 | Строение атмосферы. | |||
26 | Температура воздуха. | |||
27 | Атмосферное давление. Ветер. | |||
28 | Водяной пар, Атмосферные осадки, облака. | |||
29 | Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. | |||
30 | Распределение тепла и света | |||
31 | Причины, влияющие на климат | |||
Тема 2.4 Биосфера Земли. 2 ч. | ||||
32 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Организмы в Мировом океане | |||
33 | Понятие о природном комплексе. | |||
Тема 2.5. Население Земли. 2 ч. | ||||
34 | Человечество – единый биологический вид. Основные типы населённых пунктов. П/р Нанесение на контурную карту границ государств и их столиц | |||
35 | Итоговая контрольная работа | |||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка в инстаграм