Рабочая программа по географии в 11 классе
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне и составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Авторской программы В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.:Дрофа, 2008г.;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.- сост. Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
Цель изучения курса:
Продолжить формирование знаний о географической картине мира, помочь понять теорию взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Задачи изучения курса:
Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;
Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу
Изучение географии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее методов, структуры, тенденции развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области.
Овладение умениями решать задачи, требующими комплексного поиска, анализа и отбора географической информации, учета географической ситуации на конкретной территории, геоинформационного моделирования природных, социально – экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно – временных условий и факторов
Развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач
Воспитание геоинформационной культуры, участвующей в формировании патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально – ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности
Приобретение компетентности в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического и геоинформационного моделирования и прогнозирования, использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности, обеспечение личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Характеристика предмета:
Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».
Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, развивать интерес к народам и странам.
Содержание курса
11 класс
Раздел 5. Городские и сельские поселения (21 час)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации it уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.
Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 6. Мировое хозяйство (61 час)
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.
Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.
География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».
Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования).
Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК.
Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.
Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование.
Офшорные районы мира.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности.
Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта).
Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.
Раздел 7. Устойчивое развитие (23часов)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.
Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).
Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов.
Региональный монополизм и региональная политика.
Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.). Киотский протокол.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | |
Раздел 5.Городские и сельские поселения | 21 | |
Урбанизация | 11 | |
Система расселения | 4 | |
Экономическая и территориальная структура города | 6 | |
Раздел 6.Мировое хозяйство | 61 | |
Отраслевая и территориальная структура хозяйства | 8 | |
География сельского хозяйства | 12 | |
Закономерности размещения промышленности | 11 | |
География сферы услуг | 14 | |
Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция. | 16 | |
Раздел 7.Устойчивое развитие | 23 | |
Районирование и административно-территориальное деление | 4 | |
Основы электоральной географии | 6 | |
Региональное неравенство и территориальная справедливость | 13 | |
Итого | 105 |
Оценочные практические работы
ПР №1 «Влияние фактора географического положения на возникновение и развитие городов»
ПР №4 «Особенности урбанизации экономически развитых и развивающихся стран»
ПР №7 «Составление таблицы «природные ограничители растениеводства и животноводства»
ПР №9 «Размещение мировых баз черной металлургии»
ПР №12 «Составление картосхемы «Крупнейшие транспортные узлы мира»
ПР № 13 «Составление сравнительной таблицы «Структура мировой торговли развитых и развивающихся стран»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;
картографировать социально-экономические показатели;
анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
8) искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (и школьных учебниках, и атласах по истории и экономике);
применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практически задачи данного курса, такие как:
Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
Функциональное и экологическое зонирование территории города.
Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования.
Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения географии ученик 11 класса должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорийстраны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; рационального использования природных ресурсов, экологических последствий хоз. деятельности человека
составлять краткую географическую характеристику разных территорий страны на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов для размещения отдельных предприятий,
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
УМК по данному курсу включает в себя:
Рабочая программа по преподаванию курса «География. Профильный уровень»;
Учебник: В.Н. Холина. География. Профильный уровень. 11 класс. Книга вторая. М.:Дрофа, 2009г;
В.Н. Холина. География. Рабочая тетрадь. 11 класс. М.: Дрофа, 2009г;
Контурные карты для 11 класса.
Календарно-тематическое планирование по географии в 11 классеКоличество часов: всего –105 часов, в неделю – 3 часа;
|
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить подписчиков в вк