Рабочая программа по физике в 9 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 9 классе составлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы» с учетом образовательного стандарта, составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2014г.
Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин Е.М.Гутник «Физика-9»
Поурочное планирование изучения физики в 9 классе рассчитано на 70 часов – 2 часа в неделю. Планирование составлено на 70 часов.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
В цели и задачи обучения физики входит:
— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.
Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет - сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
В планировании предусмотрено выполнение пяти лабораторных работ и четырех контрольных работ по основным разделам курса физики 9 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с образовательным стандартом.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать:
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема раздела | Количество часов | Из них | |||
Изучение нового материала и закрепление | Лабораторные работы | Контроль | |||||
1 | I | Законы взаимодействия и движения тел | 27 | 23 | 2 | 2 | |
2 | II | Механические колебания и волны. Звук. | 11 | 10 | 1 | ||
3 | III | Электромагнитное поле | 14 | 12 | 1 | 1 | |
4 | IV | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 16 | 14 | 1 | 1 | |
6 | Повторение | 1 | 1 | ||||
Итого: | 69 | 60 | 5 | 4 |
Литература (основная и дополнительная)
1. Перышкин А.В. Физика 9: Учеб.для общеобразоват. учреждений - 13-е изд.- М.:Дрофа, 2014. – 302 с.
2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике , 7 – 9 кл., М.,Экзамен, 2009
3. ЛукашикВ.И. Сборник задач по физике для 7-8 кл средней школы - М.:Просвещение, 1994. – 191 с.
4. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 7-8 классов -Санкт-Петербург,1995. –316 с.
5. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Физика 9. Дидактические материалы. М., Дрофа, 2002
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Темаурока | Кол-вочасов | Тип урока | Элементысодержания | Требованияк уровнюподготовки обучающихся | Домашнеезадание | Дата проведения | |||
план | факт | |||||||||
РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ - 27 часов | ||||||||||
Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (4 часа) | ||||||||||
1 | Материальная точка. Система отсчета. | 1 | Урок изучения нового материала | Механическое движение | Знать понятия: механическое движение, система отсчета. Уметь привести примеры механического движения | §1,2 | ||||
4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения | 1 | Комбинированный урок | Графическое представление движения | Уметь строить графики | §4 | ||||
2 | Определение координаты движущегося тела | 1 | Комбинированный урок Видеофрагмент | Траектория, путь и перемещение | Знать понятия: траектория, путь и перемещение. Уметь объяснить их физический смысл | §3 | ||||
3 | Прямолинейное равномерное движение. Решение задач | 1 | Комбинированный урок | Прямолинейное равномерное движение | Знать понятие: прямолинейное равномерное движение. Уметь описать и объяснить | § 1- 4 | ||||
Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение -8 часов | ||||||||||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | Комбинированный урок | Прямолинейное равноускоренное движение | Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение. Уметь описать и объяснить | §5,6 | ||||
| Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | Комбинированный урок | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл | §7,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | Комбинированный урок | Прямолинейное равноускоренное движение | Уметь решать графические задачи | §6,7,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Прямолинейное равноускоренное движение Решение задач. | 1 | Урок закрепления знаний | Прямолинейное равноускоренное движение | Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике | §6,7,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Относительность механического движения | 1 | Комбинированный урок | Относительность механического движения | Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости | §9, упр. 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Оценка погрешностей измерений Решение задач | 1 | Урок изучения нового материала | Погрешность измерения физической величины | Уметь определять абсолютную и относительную погрешность | Упр. 9 № 3,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | Урок-практикум | Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента) | Повторить §1-9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Контрольная работа №1по теме «Законы взаимодействия и движения тел» | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | Повторить §1-9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Законы динамики (15 часов) |
13 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | 1 | Урок изучения нового материала | Первый закон Ньютона | Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета | §10 | ||
14 | Второй закон Ньютона | 1 | Урок изучения нового материала | Второй закон Ньютона | Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объяснить | §11 | ||
15 | Третий закон Ньютона | 1 | Комбинированный урок | Третий закон Ньютона | Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить | §12 | ||
16 | Три закона Ньютона | 1 | Урок закрепления знаний | Три закона Ньютона | Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры | §10, 11, 12 | ||
17 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость | 1 | Комбинированный урок Видеофрагмент | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх | Объясняют свободное падение (физический смысл) | §13, 14 | ||
18 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 | Урок закрепления знаний | Измерение ускорения свободного падения | Приобретение навыков при работе с оборудованием | §13, 14 | ||
19 | Закон всемирного тяготения | 1 | Комбинированный урок | Закон всемирного тяготения | Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить | §15 | ||
20 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | 1 | Комбинированный урок Видеофрагмент | Сила тяжести и ускорение свободного падения | Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей | §16 |
21 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 | Комбинированный урок | Равномерное движение по окружности | Знать: - природу, определение криволинейного движения, приводить примеры; - физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости | §18, 19, упр. 18(1, 2,3) | ||
22 | Решение задач на движение по окружности | 1 | Урок закрепления знаний | Равномерное движение по окружности | Уметь применять знания при решении соответствующих задач | §18, 19 | ||
23 | Искусственные спутники Земли | 1 | Урок изучения нового материала | Первая космическая скорость | Уметь рассчитывать первую космическую скорость | §20 | ||
24 | Импульс. Закон сохранения импульса | 1 | Комбинированный урок | Импульс. Закон сохранения импульса | Знать понятия: импульс тела и импульс силы | §21 | ||
25 | Реактивное движение.Ракеты. | 1 | Комбинированный урок Видеофрагмент | Реактивное движение | Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить | §22 | ||
26 | Вывод закона сохранения полной механической энергии | 1 | Комби- нирован ный урок | Механическая энергия | Знать понятия энергия, полная механическая энергия | §23 | ||
27 | Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики» | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Законы динамики | Уметь применять знания при решении типовых задач | Повторить §10-23 |
РАЗДЕЛII. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК -11 часов
28 | Колебательное движение Свободны колебания. Колебательные системы, Маятник | 1 | Урок изучения нового материала | Свободные и вынужденные колебания | Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры | §24-25 | ||
29 | Величины, характеризующие колебательное движение | 1 | Комбинированный урок | Величины, характеризующие колебательное движение | Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить | §26 | ||
30 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | 1 | Урок-практикум | Измерение ускорения свободного падения | Приобретение навыков при работе с оборудованием | §24 - 26 | ||
31 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | Комбинированный урок Видеофрагмент | Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. | Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела. Знать понятие резонанса. | §28, 29,30 | ||
32 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | 1 | Урок изучения нового материала | Распространение колебаний в упругой среде | Знать определение механических волн. Основные характеристики волн | §31, 32 | ||
33 | Длина, скорость волн. | 1 | Комбинированный урок | Волны в среде | Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве | §33 | ||
34 | Источники звука. Звуковые колебания | 1 | Комбинированный урок | Звуковые волны | Знать понятие «звуковые волны», привести примеры | §34 | ||
35 | Высота и тембр звука. Громкость звука | 1 | Комбинированный урок | Высота и тембр звука. Громкость звука | Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость | §35,36 | ||
36 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука | 1 | Комбинированный урок | Распространение звука. Скорость звука | Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах | §37,38 |
37 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс | 1 | Комбинированный урок | Отражение звука. Эхо | Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить | §39,40 | ||
38 | Механические колебания и волны. Звук | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Механические колебания и волны. Звук | Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук» | Повторить §30-40 | ||
РАЗДЕЛIII. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ - 14 часов | ||||||||
39 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 | Урок изучения нового материала | Магнитное поле | Знать понятие «магнитное поле» | §42,43 | ||
40 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | 1 | Комбинированный урок | Графическое изображение магнитного поля | Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков | §44 | ||
41 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля | 1 | Комбинированный урок | Действие магнитного поля на проводник с током | Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл) | §45,46 | ||
42 | Магнитный поток | 1 | Комбинированный урок | Магнитный поток | Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить | §47 | ||
43 | Явление электромагнитной индукции | 1 | Урок изучения нового мате- риала | Явление электромагнитной индукции | Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить | §48 | ||
44 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Урок-практикум Видеофрагмент | Явление электромагнитной индукции | Знать: - понятие «электромагнитная индукция»; - технику безопасности при работе с электроприборами | |||
45 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции самоиндукции | 1 | Комбинированный урок | Получение переменного электрического тока | Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить | §49,50 |
46 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле | 1 | Комбинированный урок | Электромагнитное поле | Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования | §51,52 | |||||||||||
47 | Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | 1 | Урок изучения нового материала | Электромагнитные волны. Конденсатор. Электромагнитные колебания | Понимать механизм возникновения электромагнитных волн. Знать устройство конденсатора. | §53-55 | |||||||||||
48 | Принцип радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света | 1 | Урок изучения нового материала | Электромагнитная природа света | Знать историческое развитие взглядов на природу света | §56,58 | |||||||||||
49 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия Света. Цвета тел | 1 | Урок изучения нового материала | Преломление света. Дисперсия света. | Знать физический смысл показателя преломления света | §59-60 | |||||||||||
50 | Типы оптических спектров | 1 | Урок изучения нового материала | Оптические спектры | Знать типы оптических спектров | §62 | |||||||||||
51 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | Урок изучения нового материала | Линейчатые спектры. | Понимать структуру поглощения и испускания света. | §64 | |||||||||||
52 | Контрольная работа №3 по теме «Электро-магнитное поле» | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Электромагнитная природа света | Систематизация знаний по теме | Повторить §42-64 | |||||||||||
РАЗДЕЛIV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР - 16 часов | |||||||||||||||||
53 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома | 1 | Урок изучения нового материала | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома | Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей) | §65 | |||||||||||
54 | Модели атомов. Опыт Резерфорда | 1 | Комбинированный урок | Строение атома. Схема опыта Резерфорда | Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях | §66 | |||||||||||
55 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 | Комбинированный урок | Радиоактивные превращения атомных ядер | Знать природу радиоактивного распада и его закономерности | §67 | |||||||||||
56 | Экспериментальные методы исследования частиц | 1 | Комбинированный урок | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений | §68 | |||||||||||
57 | Открытие протона и нейтрона | 1 | Комбинированный урок | Открытие протона и нейтрона | Знать. историю открытия протона и. нейтрона | §69,70 | |||||||||||
58 | Состав атомного ядра. Ядерные силы | 1 | Комбинированный | Состав атомного ядра. Ядерные силы | Знать строение ядра атома, модели | §71,72 | |||||||||||
59 | Энергия связи. Дефект масс | 1 | Комбинированный урок | Энергия связи. Дефект масс | Знать понятие «прочность атомных ядер» | §73 | |||||||||||
60 | Деление ядер урана. Цепная реакция | 1 | Комбинированный урок | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | Понимать механизм деления ядер урана | §74,75 | |||||||||||
61 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика | 1 | Комбинированный урок | Ядерный реактор Атомная энергетика | Знают устройство ядерного реактора Знать преимущества и недостатки атомных электростанций | §76, §77 | |||||||||||
62 | Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядер урана» фотографии треков» | 1 | Урок-практикум | Изучение деления ядер урана по фотографии треков | Приобретение навыков при работе с оборудованием | ||||||||||||
63 | Биологическое действие радиоактивных излучений Термоядерные реакции | 1 | Комбинированный урок | Термоядерные реакции | Знать условия протекания, применение термоядерной реакции | §78,79 | |||||||||||
64 | Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | Комбинированный урок | Изучение треков заряженных частиц | Приобретение навыков при работе с оборудованием | §65 – 79 | |||||||||||
65 | Строение атома и атомного ядра | 1 | Комбинированный урок | Строение атома и атомного ядра | Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» | §65 – 79 | |||||||||||
66 | Контрольная работа № 4 по теме «Ядерная физика» | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Строение атома и атомного ядра | Систематизация знаний по теме | §65 – 79 | |||||||||||
67 | Обобщающий урок | 1 | Урок закрепления | Подведение итогов | Обобщение и систематизация полученных знаний | Выполнить тест | |||||||||||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Базовые знания за курс 9 класса | |||||||||||||
69, 70 | Обобщающий урок | 1 | Урок закрепления | Подведение итогов | Обобщение и систематизация полученных знаний | ||||||||||||