Меню

Рабочая программа по физике в 9 классе


Пояснительная записка.

        Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 9 классе  составлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы» с учетом образовательного стандарта, составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2014г.

Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин Е.М.Гутник «Физика-9»

Поурочное планирование изучения физики в 9 классе рассчитано на 70 часов – 2 часа в неделю. Планирование составлено на 70 часов.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

В цели и задачи обучения физики входит:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет - сайтах  или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.  

В планировании предусмотрено выполнение пяти лабораторных работ и четырех контрольных работ по основным разделам курса физики 9 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с образовательным стандартом.

 Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте:  «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Тема раздела

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Лабораторные работы

Контроль


1

I

Законы взаимодействия и движения тел
 27

23

             2

2


2

II

Механические колебания и волны. Звук.
 11

10

             1


3

III

Электромагнитное поле
 14

12

             1

1


4

IV

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.
 16

14

             1

1


6

Повторение
  1

1






Итого:
  69

60

             5

4


Литература (основная и дополнительная)

1. Перышкин А.В. Физика 9: Учеб.для  общеобразоват. учреждений  - 13-е изд.- М.:Дрофа, 2014. – 302 с.

2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике , 7 – 9 кл., М.,Экзамен, 2009

3. ЛукашикВ.И. Сборник задач по физике для 7-8 кл средней  школы - М.:Просвещение, 1994. – 191 с.

4. Степанова Г.Н. Сборник  вопросов  и  задач по физике для 7-8    классов -Санкт-Петербург,1995. –316 с.

5. А.Е. Марон, Е.А. Марон.  Физика 9. Дидактические материалы.  М., Дрофа, 2002

Календарно – тематическое планирование

п/п
Темаурока

Кол-воча­сов

Тип урока
Элементысодержания

Требованияк уровнюподготовки

обучающихся

До­маш­неезада­ние

Дата про­ведения
план
факт

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ - 27 часов

Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (4 часа)

1

Материальная точка. Система отсчета.

1

Урок изучения нового мате­риала
Механическое движение
Знать понятия: механиче­ское движение, система отсчета. Уметь привести примеры механического движения
§1,2


4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
Графическое представление движения

1

Комби­ниро­ванный урок
Графическое представ­ление движения
Уметь  строить  графики
§4


2

Определение координаты движущегося тела

1

Комби­ниро­ванный урок Видеофрагмент
Траектория, путь и перемещение
Знать понятия: траекто­рия, путь и перемещение. Уметь объяснить их фи­зический смысл
§3


3

Прямолинейное равномерное движение. Решение задач

1

Комби­ниро­ванный урок
Прямолинейное равномерное движение
Знать понятие: прямоли­нейное равномерное дви­жение. Уметь описать и объяс­нить
§ 1- 4


Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение -8 часов

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
Скорость прямолинейного равноускоренного  
движения. График скорости.

1

Комби­ниро­ванный урок
Прямолинейное равно­ускоренное движение
Знать понятия: прямоли­нейное  равноускоренное движение. Уметь описать и объяс­нить
§5,6













6
Второй закон Ньютона
1
Урок изучения нового мате­риала Видеофрагмент
Второй закон Ньютона
Знать содержание второ­го закона Ньютона, фор­мулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объ­яснить
§11


15
Третий закон , Ньютона
1
Комби­ниро­ванный урок
Третий закон Ньютона
Знать содержание третье­го закона Ньютона. На­писать формулу и объяс­нить
§12


16
Три закона Нью­тона
1
Урок за­крепле­ния зна­ний
Три закона Ньютона
Знать границы примени­мости законов Ньютона, приводить примеры
§10, 11, 12


17
Свободное паде­ние. Движение тела, брошенного вертикально вверх
1
Комби­ниро­ванный урок Видеофрагмент
Свободное падение. Движение тела, бро­шенного вертикально вверх
Объясняют свободное падение (физический смысл)
§13, 14


18
Решение задач на свободное паде­ние
1
Урок за­крепле­ния зна­ний
Свободное падение. Движение тела, бро­шенного вертикально вверх
Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении
§13, 14


19
Закон всемирного тяготения
1
Комби­ниро­ванный урок
Закон всемирного тяго­тения
Знать понятия: гравита­ционное взаимодействие, гравитационная постоян­ная. Написать формулу и объяснить
§15


20
Сила тяжести и ускорение сво­бодного падения
1
Комби­ниро­ванный урок Видеофрагмент
Сила тяжести и ускоре­ние свободного падения
Знать зависимость уско­рения свободного паде­ния от широты и высоты над Землей
§16, 17


6
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
1
Комби­ниро­ванный урок
Перемещение при пря­молинейном равноуско­ренном движении
Знать  понятия:  переме­щение при равноускорен­ном движении. Уметь объяснить физиче­ский смысл
§7,8


7
Прямолинейное равноускоренное движение
1
Комби­ниро­ванный урок
Прямолинейное равно­ускоренное движение
Уметь решать графиче­ские задачи
§6,7,8


8
Прямолинейное равноускоренное движение Решение задач.
1
Урок за­крепле­ния зна­ний
Прямолинейное равно­ускоренное движение
Применяют изученные законы к решению комби­нированных задач по ме­ханике
§6,7,8


9
Относительность механического движения
1
Комби­ниро­ванный урок
Относительность меха­нического движения
Понимать и объяснять относительность пере­мещения и скорости
§9, упр. 9


10
Оценка погрешно­стей измерений
Решение задач
1
Урок изучения нового мате­риала
Погрешность измерения физической величины
Уметь определять абсо­лютную и относительную погрешность
Упр. 9 № 3,4


11
Лабораторная ра­бота №1 «Иссле­дование равноус­коренного движе­ния без начальной скорости»
1
Урок-практи­кум
Исследование равноус­коренного движения без начальной скорости
Приобретение навыков при работе с оборудова­нием (секундомер, изме­рительная лента)
Повто­рить §1-9


12
Контрольная работа №1по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
1
Урок контроля и оцени­вания знаний
Прямолинейное равно­мерное и равноуско­ренное движение
Уметь решать задачи на прямолинейное равно­мерное и равноускорен­ное движение
Повто­рить §1-9


Тема 3. Законы динамики (15 часов)

13
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
1
Урок изучения нового мате­риала
Первый закон Ньютона
Знать содержание перво­го закона Ньютона, поня­тие инерциальной систе­мы отсчета
§10


14
Второй закон Ньютона
1
Урок изучения нового мате­риала
Второй закон Ньютона
Знать содержание второ­го закона Ньютона, фор­мулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объ­яснить
§11


15
Третий закон  Ньютона
1
Комби­ниро­ванный урок
Третий закон Ньютона
Знать содержание третье­го закона Ньютона. На­писать формулу и объяс­нить
§12


16
Три закона Нью­тона
1
Урок за­крепле­ния зна­ний
Три закона Ньютона
Знать границы примени­мости законов Ньютона, приводить примеры
§10, 11, 12


17
Свободное паде­ние тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость
1
Комби­ниро­ванный урок Видеофрагмент
Свободное падение. Движение тела, бро­шенного вертикально вверх
Объясняют свободное падение (физический смысл)
§13, 14


18
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
1
Урок за­крепле­ния зна­ний
Измерение ускорения свободного падения
Приобретение навыков при работе с оборудова­нием
§13, 14


19
Закон всемирного тяготения
1
Комби­ниро­ванный урок
Закон всемирного тяго­тения
Знать понятия: гравита­ционное взаимодействие, гравитационная постоян­ная. Написать формулу и объяснить
§15


20
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
1
Комби­ниро­ванный урок Видеофрагмент
Сила тяжести и ускоре­ние свободного падения
Знать зависимость уско­рения свободного паде­ния от широты и высоты над Землей
§16


21
Прямолинейное и криволинейное движение.
Движение тела  по ок­ружности с постоянной по модулю скоростью.
1
Комби­ниро­ванный урок
Равномерное движение по окружности
Знать:
 - природу, определение криволинейного    движе­ния, приводить примеры;
 - физическую величину, единицу  измерения  пе­риода, частоты, угловой скорости
§18, 19, упр. 18(1, 2,3)


22
Решение задач на движение по ок­ружности
1
Урок за­крепле­ния зна­ний
Равномерное движение по окружности
Уметь применять знания при решении соответст­вующих задач
§18, 19


23
Искусственные спутники Земли
1
Урок изучения нового мате­риала
Первая      космическая скорость
Уметь рассчитывать первую космическую ско­рость
§20


24
Импульс. Закон сохранения импульса
1
Комби­ниро­ванный урок
Импульс. Закон сохра­нения импульса
Знать понятия: импульс тела и импульс силы
§21


25
Реактивное движение.Ракеты.
1
Комби­ниро­ванный урок Видеофрагмент
Реактивное движение
Знать  практическое  ис­пользование закона  со­хранения импульса. Написать    формулы    и объяснить
§22


26
Вывод закона сохранения полной механической энергии
1
Комби-
нирован
ный урок
Механическая энергия
Знать понятия энергия, полная механическая энергия
§23


27
Контрольная работа №2 по теме «Законы ди­намики»
1
Урок контроля и оцени­вания знаний
Законы динамики
Уметь применять знания при решении типовых за­дач
Повторить §10-23


РАЗДЕЛII. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК -11 часов


28
Колебательное движение Свободны коле­бания. Колебательные системы, Маятник
1
Урок изучения
нового
мате­риала
Свободные и вынуж­денные колебания
Знать условия существо­вания свободных колеба­ний, привести примеры
§24-25


29
Величины, харак­теризующие коле­бательное движе­ние
1
Комби­ниро­ванный урок
Величины, характери­зующие колебательное движение
Знать уравнение колеба­тельного движения. Напи­сать формулу и объяс­нить
§26


30
Лабораторная ра­бота №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
1
Урок-практи­кум
Измерение ускорения свободного падения
Приобретение навыков при работе с оборудова­нием
§24 - 26


31
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс
1
Комби­ниро­ванный урок Видеофрагмент
Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.
Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела. Знать
понятие резонанса.
§28, 29,30


32
Распространение колебаний в  среде. Волны. Продольные и поперечные волны.
1
Урок изучения нового мате­риала
Распространение коле­баний в упругой среде
Знать определение меха­нических волн. Основные характеристики волн
§31, 32


33
 Длина, скорость волн.
1
Комби­ниро­ванный урок
Волны в среде
Знать характер распро­странения колебательных процессов в трехмерном пространстве
§33


34
Источники звука. Звуковые колебания
1
Комби­ниро­ванный урок
Звуковые волны
Знать понятие «звуковые волны», привести приме­ры
§34


35
Высота и тембр звука. Громкость звука
1
Комби­ниро­ванный урок
Высота и тембр звука. Громкость звука
Знать физические харак­теристики звука: высота, тембр, громкость
§35,36


36
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука
1
Комби­ниро­ванный урок
Распространение звука. Скорость звука
Знать и уметь объяснить особенности распростра­нения звука в различных средах
§37,38


37
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс
1
Комби­ниро­ванный урок
Отражение звука. Эхо
Знать особенности пове­дения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить
§39,40


38
Механические ко­лебания и волны. Звук
1
Урок контроля и оцени­вания знаний
Механические колеба­ния и волны. Звук
Уметь решать задачи по теме «Механические ко­лебания и волны. Звук»
Повторить §30-40


РАЗДЕЛIII. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ - 14 часов
39
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
1
Урок изучения нового мате­риала
Магнитное поле
Знать понятие «магнитное поле»
§42,43


40
Направление тока и направление линий его магнитного поля
1
Комби­ниро­ванный урок
Графическое изображе­ние магнитного поля
Понимать структуру маг­нитного поля, уметь объ­яснять на примерах гра­фиков и рисунков
§44


41
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнит­ного поля
1
Комби­ниро­ванный урок
Действие магнитного поля на проводник с током
Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)
§45,46


42
Магнитный поток
1
Комби­ниро­ванный урок
Магнитный поток
Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить
§47


43
Явление электро­магнитной индук­ции
1
Урок изучения нового мате-
риала
Явление электромаг­нитной индукции
Знать понятия: электро­магнитная индукция; на­писать формулу и объяс­нить
§48


44
Лабораторная работа №4 «Изу­чение явления электромагнитной индукции»
1
Урок-практи­кум Видеофрагмент
Явление    электромаг­нитной индукции
Знать:
 - понятие  «электромаг­нитная индукция»;
 - технику безопасности при работе с электропри­борами



45
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление
самоиндукции
самоиндукции
1
Комби­ниро­ванный урок
Получение переменного электрического тока
Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить
§49,50


46
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле
 1
Комби­ниро­ванный урок
Электромагнитное поле
Знать понятие «электро­магнитное поле» и усло­вия его существования
§51,52



47
Электромагнит­ные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение
электромагнитных колебаний
1
Урок изучения нового мате­риала
Электромагнитные волны. Конденсатор. Электромагнитные колебания
Понимать механизм воз­никновения электромаг­нитных волн. Знать устройство конденсатора.
§53-55



48
Принцип радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света
1
Урок изучения нового мате­риала
Электромагнитная природа света
Знать историческое раз­витие взглядов на приро­ду света
§56,58



49
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия
Света. Цвета тел
1
Урок изучения нового мате­риала
Преломление света. Дисперсия света.
Знать физический смысл показателя преломления света
§59-60



50
Типы оптических спектров
1
Урок изучения нового мате­риала
Оптические спектры
Знать типы оптических спектров
§62



51
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
1
Урок изучения нового мате­риала
Линейчатые спектры.
Понимать структуру поглощения и испускания света.
§64



52
 Контрольная работа №3 по теме «Электро-магнитное поле»
1
Урок контроля и оцени­вания знаний
Электромагнитная природа света
Систематизация знаний по теме
Повторить §42-64



РАЗДЕЛIV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР - 16 часов


53
Радиоактивность как свидетельство сложного строе­ния атома
1
Урок изучения нового мате­риала
Радиоактивность     как свидетельство сложного строения атома
Знать альфа-, бета-, гам­ма-лучи (природа лучей)
§65



54
Модели атомов.  Опыт
 Резерфорда
1
Комби­ниро­ванный урок
Строение атома. Схема опыта Резерфорда
Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях
§66



55
Радиоактивные превращения атомных ядер
1
Комби­ниро­ванный урок
Радиоактивные пре­вращения атомных ядер
Знать природу радиоак­тивного распада и его за­кономерности
§67



56
Эксперименталь­ные методы исследования частиц
1
Комби­ниро­ванный урок
Экспериментальные методы     регистрации заряженных частиц
Знать современные мето­ды обнаружения и иссле­дования заряженных час­тиц и ядерных превраще­ний
§68



57
Открытие протона и нейтрона
1
Комби­ниро­ванный урок
Открытие протона и нейтрона
Знать. историю открытия протона и. нейтрона
§69,70



58
Состав атомного ядра. Ядерные силы
1
Комби­ниро­ванный
Состав атомного ядра. Ядерные силы
Знать строение ядра ато­ма, модели
§71,72



59
Энергия связи. Дефект масс
1
Комби­ниро­ванный урок
Энергия связи. Дефект масс
Знать понятие «прочность атомных ядер»
§73


60
Деление ядер урана. Цепная  реакция
1
Комби­ниро­ванный урок
Деление ядер урана. Цепные ядерные реак­ции
Понимать механизм де­ления ядер урана
§74,75


61
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энерге­тика
1
Комби­ниро­ванный урок
Ядерный реактор Атомная энергетика
Знают устройство ядерно­го реактора Знать преимущества и недостатки атомных элек­тростанций
§76, §77


62
Лабораторная
 работа №5 «Изучение деления ядер урана» фотографии треков»
1
Урок-практи­кум
Изучение деления ядер урана по фотографии треков
Приобретение навыков при работе с оборудова­нием



63
Биологическое действие радио­активных излуче­ний Термоядерные реакции
1
Комби­ниро­ванный урок
Термоядерные реакции
Знать условия протека­ния, применение термо­ядерной реакции
§78,79


64
Лабораторная
 работа №6  «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
Комби­ниро­ванный урок
Изучение треков заряженных частиц
Приобретение навыков при работе с оборудова­нием
§65 – 79


65
Строение атома и атомного ядра
 1
Комби­ниро­ванный урок
Строение атома и атомного ядра
Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»
§65 – 79


66
Контрольная работа № 4 по теме «Ядерная физика»
1
Урок контроля и оцени­вания знаний
Строение атома и атом­ного ядра
Систематизация знаний по теме
§65 – 79


67
Обобщающий урок
1
Урок за­крепле­ния
Подведение итогов
Обобщение и системати­зация полученных знаний
Выполнить тест


68
Итоговая контрольная работа
1
Урок контроля и оцени­вания знаний
Базовые знания за курс 9 класса




69,
70
Обобщающий урок
1
Урок за­крепле­ния
Подведение итогов
Обобщение и системати­зация полученных знаний