Рабочая программа по физике в 8 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы основного общего образования, Физика. 7—9 классы : рабочие программы / сост. Е. Н. Тихонова. — 5-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2015.- 400 с.физика 7-9 классы (базовый уровень), ФГОС .
Согласно учебному плану МБОУ – СОШ с. Кистендей предмет физика относится к области естественнонаучного цикла и на его изучение в 8 –м классе отводится 70 часов (35 учебных недель), из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование УМК А.В. Перышкин. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2016.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике государственного образовательного стандарта.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
При реализации рабочей программы используется УМК:
Учебник Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Сборник задач 7 – 9 класс. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова;
Методические материалы для учителя: С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике. 8 класс. Москва. «Вако». 2014
- Содержание учебного предмета.
Повторение(2 часа)
Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел.Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа. Мощность. Энергия.
Тепловые явления (22 часа).
Тепловое движение. Виды теплопередачи.
Тепловое движение. Температура и её измерение. Шкала Цельсия. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение. Способы изменения внутренней энергии тела .
Количество теплоты
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания..
Л.Р. № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Л.Р. № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества».
Л.Р. № 3 «Измерение влажности воздуха».
К.Р. № 1 «Тепловые явления»
Изменение агрегатных состояний вещества.
Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Влажность воздуха. Испарение. Конденсация. Кипение. Удельная теплота преобразования. Преобразование энергии в тепловых явлениях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
К.Р. № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества»
2. Электрические явления (27 часов)
Электрические явления
Электрический заряд (носители - электрон или протон). Модель строения атома. Закон сохранения электрический заряда. Электрическое поле. ЭлектронПроводники, диэлектрики и полупроводники. Напряженность электрического поля. Закон Кулона. Электростатическая индукция.
Учащиеся должны знать и помнить:
- смысл физических величин: электрический заряд, напряжённость электрического поля;
- представление об электрических зарядах их делимости, об электроне как носителе наименьшего электрического заряда, о ядерной модели атома и структуре ионов;
-смысл физических законов: сохранения электрического заряда и Кулона.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать модель атома водорода;
- описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов;
- объяснять устройство и принцип действия электрометра.
Электрический ток.
Электрический ток. Гальванический элемент. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Реостат. Вольтметр. Аккумуляторы.
Л.Р. № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках»
Л.Р.№ 5 «Измерение напряжения на различных участках электричкой цепи»
Л.Р.№ 6 «Регулирование силы тока реостатом»
Л.Р.№ 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Соединение проводников в цепи
Последовательность соединения проводников. Параллельное соединение проводников. Смешанные соединения проводников.
К.Р. № 3 « Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников»
Учащиеся должны знать и помнить:
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Учащиеся должны уметь:
-собирать простейшие электрические цепи и чертить схемы;
- делать анализ соединений в электрической цепи.
Работа и мощность электрического тока
Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. КПД установки Конденсатор. Электрическая емкость. Энергия конденсатора.
- правила техники безопасности при работе с электрическими цепями
Л.Р. № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
К.Р. № 4 « Электрические явления. Работа и мощность электрического тока».
3. Электромагнитные явления (6 часов).
Опыт Эрстеда. Магнитное поле токов. Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле электрического тока. Магнитное поле катушки с током. Магнитное поле Земли. Линии магнитной индукции. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель
Л.Р.№ 9 «Сборка электромагнита и его испытания»
Л.Р. № 10 « Изучение работы электродвигателя постоянного тока».
4.Световые явления (8 часов).
Световые явления
Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Образование тени и полутени. Закон преломления. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света.
Лунные затмения. Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение.
Оптические приборы
Линзы. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки. Лупа. Движение небесных тел на небе.
Л.Р. № 11 «Получение изображений с помощью линзы».
5. Повторение 5 часов.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | коррекция | ||
Повторение-2ч. | |||
Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел | |||
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа. Мощность. Энергия. | |||
Тепловые явления. (22 часа) | |||
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | |||
Способы изменения внутренней энергии тела. | |||
Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | |||
Решение задач. | |||
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | |||
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость. | |||
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость. | |||
Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | |||
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах. | |||
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | |||
Энергия топлива. | |||
Удельная теплота сгорания | |||
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | |||
Удельная теплота плавления. | |||
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации. | |||
Влажность воздуха Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» | |||
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | |||
Решение задач | |||
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | |||
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | |||
Решение задач. | |||
Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | |||
Электрические явления (27 часов) | |||
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | |||
Электроскоп. Электрическое поле. | |||
Делимость электрического заряда. Строение атома. | |||
Объяснение электрических явлений. | |||
Проводники, полупроводники, и непроводники электричества. | |||
Электрический ток. Источники электрического тока. | |||
Электрическая цепь и её составные части. Правила техники безопасности при работе с электрическими цепями | |||
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | |||
Сила тока. Единицы силы тока. | |||
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | |||
Электрическое напряжение Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | |||
.Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | |||
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | |||
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | |||
Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | |||
Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» | |||
.Лабораторная работа №7«Определение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра» | |||
Последовательное соединение проводников | |||
Параллельное соединение проводников. | |||
Решение задач. | |||
Работа и мощность электрического тока. | |||
.Лабораторная работа №8 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | |||
Нагревание проводника электрическим током Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания | |||
Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | |||
Решение задач. | |||
Контрольная работа №2 по теме: «Электрические явления» | |||
Конденсатор. | |||
Электромагнитные явления (6 часов) | |||
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока Магнитные линии.. | |||
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и его испытание» | |||
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | |||
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели» | |||
Устройство электроизмерительных приборов. | |||
Контрольная работа №3 «Электромагнитные явления» | |||
Световые явления (8 часов) | |||
Источники света. Распространение света. | |||
Отражение света Законы отражения света. Плоское зеркало. | |||
Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы | |||
Изображения, даваемые линзой | |||
Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы» Глаз и зрение | |||
Решение задач. | |||
Контрольнаяработа №4 «Световые явления» | |||
Видимое движение светил. | |||
Повторение-5 ч. | |||
66 –68. | Повторение курса физики 8-ого класса. | ||
69. | Итоговая контрольная работа | ||
70. | Обобщающий урок |