Рабочая программа по физике в 11 классе

Загрузка ...


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы  / Н.Н. Тулькибаева,  АЭ Пушкарев. – М:.  Просвещение. 2012).

Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 70 часов.

Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый  уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.

Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Изучение курса физики в 10 классе структурировано на основе физических теорий  следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

                                                                          Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Тема раздела

Количество часов

Из них


Изучение нового материала и закрепление

Лабораторные
работы
Контроль

1

I

Электродинамика
 12

9

       2

1


2

II

Колебания и волны
 18

15

       1

2


3

III

Оптика
 18

13

       4

1


4

IV

Квантовая физика
 16

14

       -

2


5

Повторение
 4

3

       -

1


6

Резерв
 2






Итого:
70

54

      10

6











                                                                                                                        Литература

1. Мякишев ГЕ,  Буховцев ББ,  Сотский НН. Физика. 10- 11 класс, - М.: Просвещение, 2014 год.

2. Рымкеевич АП. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2010

3. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.

4.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.


п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип   урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание
Дата проведения
план
факт

Раздел: Электродинамика 12 часов  


1
Взаимодействие токов
1
Урок изучения нового материала
Взаимодействие токов
Знать опыт Эрстеда, об образовании м.п. вокруг проводника. с током, взаимодействие параллельных токов
§ 1




2
Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.
1
Комбинированный урок
Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.
Знать понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции Знать физический смысл магнитной индукции
§2


3
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
1
Проблемно-поисковый
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера
Знают понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции
§3.
Упр.1(2)
§4*,5*


4
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца
1
Проблемно-поисковый
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца
Знать понятия: вихревой характер магнитного поля, расчет модуля вектора В, правило буравчика
§6. Упр.1(3) §7*


5
Обобщающий урок по теме «Магнитное поле»
1
Урок закрепления изученного материала

Уметь решать задачи на движение заряженных частиц в однородном магнитном поле., определять величину и направление сил Ампера и Лоренца.
Упр.1(4)


6
Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток
1
Комбинированный урок
Открытие электромагнитной индукции Магнитный поток
Знать  опыты Фарадея по обнаружению явления ЭМИ
§8,9


7
Направление индукционного тока. Правило Ленца
1
Урок изучения нового материала
Использовать правила Ленца и буравчика для определения направление инд. тока
Объяснять изменение направления индукционного тока. Знать правило Ленца
§10,
упр2(2)


8
Закон электромагнитной индукции Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции»
1
Урок-практикум
Закон электромагнитной индукции
Знать причины возникновения индукционного тока  и объяснять изменение направления индукционного тока Уметь выбирать направление обхода контура
§11,
упр2(3)


9
ЭДС индукции в движущихся проводниках
1
Урок изучения нового материала
ЭДС индукции в движущихся проводниках
Уметь  объяснять  причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции
§12*,13, упр2(4)


10
Самоиндукция. Индуктивность
1
Комбинированный урок
Самоиндукция. Индуктивность
Знать явление самоиндукции и причины его возникновения, о ее роли в технике, понятие индуктивности Рассчитывать индуктивность контура и катушки
§14*,15,
упр.2, (5,6)


11
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле
1
Комбинированный урок
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле
Знать  об особенностях возникновения в цепи энергии м.п., рассчитывать ее. причинах возникновения и свойствах э.-м. поля Использовать ф-лу энергии м.п. Применять принцип относительности Галилея для объяснения возникновения э.-м. поля
§16,17,
упр.2, (7)


12
Контрольная работа №1 по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция»
1
Урок  обобщения контроля знаний
Темы  «Магнитное поле и Электромагнитная индукция»
Уметь решать задачи по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция»
Повторить§1-17


Раздел 2. Колебания и волны.  18 часов  

13
Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения
1
Комбинированный урок
Свободные и вынужденные колебания. Уравнения колебаний математического и пружинного маятников
Знать общее уравнение колебательных систем. Уметь выделять, наблюдать и описывать мех. колебания физических систем
§18,19,20,21
вопросы к §§


14
Гармонические колебания. Фаза колебаний
1
Комбинированный урок
Уравнение гармонических колебаний. Зависимость периода. частоты колебаний от свойств системы. Фаза колебаний
Знать виды колебаний и колебательных систем. Анализировать график гармонических колебаний для описания колебаний. движения
§22,23,
 упр3 (2,3)


15
Превращение энергии при гармонических колебаниях Вынужденные колебания. Резонанс.
1
Комбинированный урок
Превращение энергии при гармонических колебаниях. Полная механическая энергия. Уравнение движения для вынужденных колебаний Знать о явлении резонанса, причинах и условии его возникновения
Знать, как происходит превращение энергии при колебаниях, умеют применять ЗСЭ
§24,25,
Упр.3, (4)


16
Лабораторная работа №3. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Воздействие резонанса и борьба с ним
1
Урок применения знаний (практикум)
Математический маятник. Динамика колебательного движения
Уметь полученные знания на практике
Повт. §§20-25, §26,
Упр.3, (5)


17
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях
1
Комбинированный урок
Свободные е электромагнитные колебания причины постепенного изменения заряда и тока
Знать схему колебательного контура., формулу Томсона.  Знать, как происходит превращение энергии в колебательном контуре, используют закон сохранения энергии.
§27,28, 29*
       упр 4(1)


18
Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний
1
Урок изучения нового материала
Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний
Знать основное уравнение колебательного контура Применение первой и второй производной по qt для получения основного уравнения колебательного контура.
§30,
упр.4, (2,3)


19
Переменный электрический ток
1
Комбинированный урок
Переменный электрический ток, действующие значения силы тока и напряжения
Понимать принцип действия генератора переменного тока.
§31


20
Сопротивление в цепи переменного тока
1
Комбинированный урок
Резистор, конденсатор и катушка в цепи переменного тока
Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений
§32,33*,34,*
упр. 4, (4)


21
Резонанс в электрической цепи.
1
Комбинированный урок
Условия резонанса в цепи переменного тока
Знать об условиях резонанса
§35,36*,
упр. 4, (5)


22
Генерирование электрической энергии.
Трансформаторы
1
Урок изучения нового материала
Генерирование электрической энергии.
Трансформаторы
Знать устройство и принцип действия индукционного генератора  и трансформатора переменного тока, уметь рассчитывать мощность трансформатора
§37,38,39*,
упр5 (2,3)


23
Передача электроэнергии Решение задач на тему:
«Электромагнитные колебания
1
Урок применения знаний
Экологические , экономические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и пути  их решения
Понимать основные принципы производства и  передачи электроэнергии, уметь рассчитывать потери мощности при передаче электроэнергии
§40,41* упр5 (5)


24
Контрольная работа №2
 по теме:
«Механические   и электромагнитные колебания»
1
Урок  обобщения контроля знаний
Темы  «Механические   и электромагнитные колебания»
Уметь решать задачи по теме: «Механические   и электромагнитные колебания»



25
Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны
1
Комбинированный урок
Волновые явления, виды и распространение механических волн
Знать  понятие период, частота, длина волны, мех. волна, условия и причины  возникновения  и распространения мех. волн, их виды и особенности,
§42-44,


26
Уравнение бегущей волны.  Распространение волн в упругих средах
1
Комбинированный урок
Уравнение бегущей волны.  Распространение волн в упругих средах
Знать  уравнение бегущей волны; понятия энергии, плотности энергии и интенсивности волны
§45,46, 47*,
упр6 (2)


27
Что такое электромагнитная волна?
1
Урок изучения нового материала
Электромагнитная волна
Знать  о взаимосвязи переменных электромагнитных и магнитных полей и существовании единого электромагнитного поля, о электромагнитной волне
§48,49*


28
Изобретение радио А.С.Поповым Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн.
1
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн
§50*,51,52,53*,
54,55-57*


29
Решение задач на тему: «Механические и электромагнитные волны».
1
Урок применения знаний
Индивидуальная .и групповая. работа
Уметь работать с алгоритмами решения задач
§42-58,
упр7(1,3)


30
Контрольная работа №3 по теме: «Механические и электромагнитные колебания и волны»
1
Урок  обобщения контроля знаний
Темы: «Механические и электромагнитные колебания и волны»
Уметь применить полученные знания при решении задач и тестов.
§42-58,


Раздел 3. Оптика.  18 часов        

31
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
1
Комбинированный урок
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
Знать принцип Гюйгенса и закон отражения света
§59*,60,


32
Закон преломления света. Полное отражение
1
Комбинированный урок
Закон преломления света. Полное отражение, ход луча в плоскопараллельной пластинке и призме
Знают явление преломления света, закон преломления света, Уметь доказывать закон преломления света
§61,62,
упр8(5,6)


33
Лабораторная работа №4.
«Измерение показателя преломления стекла»
1
Урок применения знаний (практикум)
Закон преломления света
Уметь полученные знания применить  на практике
§61-62,


34
Линзы. Построение изображения в линзе.
1
Комбинированный урок
Преломление на сферических поверхностях,
Знать основные характеристики линзы и лучи, используемые для построения изображений
§63,64
Упр.9, (3-5)


35
Формула тонкой собирающей линзы.
1
Комбинированный урок
Формула тонкой собирающей линзы
Уметь выводить и применять формулу тонкой собирающей линзы  для решения качественных и расчетных задач
§65


36
Лабораторная работа №5 «Определение оптической линзы и фокусного расстояния линзы»
1
Урок применения знаний (практикум)
Линзы
Уметь полученные знания применить  на практике
§65 Упр.9, (6,7)


37
Дисперсия света. Интерференция механических волн.
1
Комбинированный урок
Дисперсия света. Интерференция механических волн.
Знать о явлениях дисперсии и поглощение света, зависим. показателя преломления света от длины волны. Знать о явлении интерференции, понятие когерентности, находить максимумы и минимумы амплитуды
§66,67


38
Интерференция света.
1
Урок применения знаний
Интерференция света.
Уметь объяснить принцип действия призмы Френеля, строить  ход лучей в тонких пленках и объяснять причины получения колец Ньютона
§68,69* упр10(1),


39
Дифракция механических волн. Дифракционная решётка.
1
Комбинированный урок
Дифракция механических волн
Знать и уметь объяснять причины дифракции
§70,71*,72, упр10(2),


40
Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света.
1
Урок изучения нового материала
Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света
Знать о естественном и поляризованном свете,  уметь доказывать поперечность световых волн, свойства поляризованного света, применение поляризации в технике
§73*,74,


41
Лабораторная работа №6.
«Измерение длины световой волны»
1
Урок применения знаний (практикум)
Дифракция света. Дифракционная решётка.
Уметь вычислять длину волны, различных цветов света, используя дифракционную решетку



42
Контрольная работа №4 по теме: «Геометрическая и волновая оптика»
1
Урок  обобщения контроля знаний
Геометрическая и волновая оптика
Уметь применить полученные знания при решении задач и тестов.
Повт.§59-74,


43
Постулаты теории относительности Относительность одновременности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности
1
Урок изучения нового материала
СТО
 Уметь объяснять противоречие м/у классической механикой и электродинамикой постулаты СТО, относительность одновременности и линейных размеров тела, об увеличении интервалов времени в движущейся СО
§75*,76, §77,78,
упр11(1)


44
Элементы релятивистской динамики
1
Урок изучения нового материала
СТО
Знать об изменении массы и импульса движущегося тела, понятие массы покоя, умеют рассчитывать массу и импульс движущегося тел
§79,
упр.11(2,3)


45
Виды излучений. Источники света.
1
Комбинированный урок
Виды излучений
Знать о природе излучения и поглощения света телами
§80,81*,
82*,83,вопр. к §§


46
Спектральный анализ «Лабораторная работа №7.
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
1
Урок применения знаний (практикум)
Спектры
Уметь анализировать спектры испускания и поглощения, знать методы спектр. анализа
82*,83 вопр. к §§


47
Шкала электромагнитных волн.  Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.
1
Комбинированный урок
Шкала электромагнитных волн
Знать об источниках и основных свойствах инфракрасного  и ультрафиолетового излучения, причины возникновения рентгеновского излучения и его применение
§84,85,86,
вопр. к §§


48
Обобщающий урок по теме  «Элементы теории относительности и излучения и спектры»
1
Урок  обобщения контроля знаний
Темы  «Элементы теории относительности и излучения и спектры»
Знание теоретического  материала по теме: «Элементы теории относительности и излучения и спектры»
Повторить §80-86,


Раздел 3. Квантовая физика  16 часов   

49
Фотоэффект. Теория фотоэффекта
1
Урок изучения нового материала
Теория фотоэффекта
Знать  о законы Столетова и уметь объяснять их на основе уравнение Эйнштейна
§87,88,
упр 12(1)


50
Фотоны
1
Урок изучения нового материала
Энергия и импульс фотона
Уметь определять параметры фотона
§89, 90*
упр.12, (2)


51
Повторительно-обобщающий урок по  теме «Световые кванты»
1
Урок применения знаний
Световые кванты
Уметь использовать уравнение Планка и уравнение Эйнштейна для решения задач по теме «Фотоэффект»
§91*,92*,
упр.12, (3,4)
повторить
§75-92,


52
Контрольная работа №5 по темам:
«Излучения и спектры».
«Световые кванты»
1
Урок  обобщения контроля знаний
Излучения и спектры.
Световые кванты
Уметь применить полученные знания при решении задач и тестов.



53
Строение атома. Опыты Резерфорда
1
Урок изучения нового материала
Модель атома по Томсону, опыт Резерфорда, планетарная модель атома, анализ опыта Резерфорда и выводы из него
Знать о противоречиях между ядерной моделью атома Резерфорда и законом сохранения энергии
§93


54
Квантовые постулаты Бора.
1
Урок изучения нового материала

Знать квантовые постулаты Бора, рассчитывать частоту излучения и уметь объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения
§94,95*, 96*


55
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц .  Открытие радиоактивности
1
Урок изучения нового материала
Открытие радиоактивности
Знать устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камер Вильсона и пузырьковой камеры.
§97,98,


56
Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения. Изотопы.
1
Урок изучения нового материала
Радиоактивные превращения
Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. записывать Альфа-, бета- и гамма распады
§99,100,102
упр14(1)


57
Закон радиоактивного распада. Период полураспада
1
Урок изучения нового материала
Закон радиоактивного распада
Знать закон радиоактивного распада, уметь рассчитывать количество радиоактивных ядер в любой промежуток времени. Знать об активности образца
§101, упр14(3)


58
Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы
1
Комбинированный урок
Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы
Уметь определять зарядовое и массовое число
§103, 104


59
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции
1
Комбинированный урок
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции
Понимать энергию связи нуклонов
§105, 106


60
Деление ядер урана Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор
1
Комбинированный урок
Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор
Понимать условия и механизм ядерных реакций
§107, 108,109


61
Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений
1
Урок применения знаний
Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений
Понимать важнейшие факторы. Определяющие перспективность различных направлений развития энергетики в том числе термоядерной
§110,111, 112*,113 упр14(6)


62
Контрольная работа №6 по темам:
«Атомная физика».
«Физика атомного ядра»
1
Урок  обобщения контроля знаний
Темы: «Атомная физика».
«Физика атомного ядра»
Уметь применить полученные знания при решении задач и тестов.
§96-113,
упр. 14, (5)


63
Три этапа в развитии физики элементарных частиц.
1
Комбинированный урок
Развитие физики элементарных частиц
Уметь объяснять классификационную таблицу
§114,115*


64
Итоговое занятие по курсу физики11-го класса.
Единая физическая картина мира
1
Урок  обобщения контроля знаний
Единая физическая картина мира

§127*


Повторение 4 часа

65, 66
Повторение физики курса 11 класса.
2
Урок  обобщения знаний
Раздаточный материал.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по курсу физики 11 класса.
§1 -114


67
Итоговая контрольная работа .
1
Урок  обобщения контроля знаний
Контроль знаний.
Уметь применить полученные знания при решении задач и тестов.



68
Обобщающий урок
1
Урок  обобщения знаний
Раздаточный материал
Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по курсу физики 11 класса
§1 -114


69, 70
Резерв
2