Меню

Рабочая программа по физике в 10 классе

Пояснительная записка.

Календарно-тематический план по физике в 10-м классе на 2016 -2017 учебный год составлен на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009г.

Автор программы: Г.Я.Мякишев

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2014 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

В Планировании предусмотрено выполнение пяти лабораторных работ и шести контрольных работ по основным разделам курса физики 10 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

Рекомендации к методике преподавания

В процессе преподавания важно научить школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса физики помогает учителю обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить. Физический эксперимент является органической частью школьного курса физики, важным методом обучения.

Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению фронтальных лабораторных работ; изучению некоторых практических приложений физики, когда теория вопроса уже усвоена; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний.

Следует уделять больше внимания на уроке работе учащихся с книгой: учебником, справочной литературой, книгой для чтения, хрестоматией и т. п. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые явления и процессы.

Рекомендуется проведение семинаров обобщающего характера, например по таким темам: законы сохранения импульса и энергии и их применение; применение электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве.   Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. Из-за сокращения времени на изучение физики особое значение приобретают задачи, в решении которых используется несколько закономерностей; решение задач проводится, как правило, сначала в общем виде. При решении задач требующих применение нескольких законов, учитель показывает образец решения таких задач и предлагает подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации. Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела  является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы — повышению эффективности урока физики.

            Требования  к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать/понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория,  вещество, поле, взаимодействие,  звезда, Вселенная

Смысл физических величин:  скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты

Смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.

Вклад российских и зарубежных  ученых,оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки

         Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления

Отличать гипотезы от научных теорий

Делать выводы на основе экспериментальных данных

Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент  являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить  истинность  теоретических выводов,  физическая теория дает возможность объяснять не только известные  явления природы и научные факты, но и предсказывать  еще неизвестные явления

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  интернет, научно-популярных статьях

Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни

Учебно-методический комплекс


п\п
Авторы,составители
Название учебного издания
Годы издания
Издательство
1.
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,  Н.Н.Сотский.
Физика - 10кл
2014
М.Просвещение
2.
А.П. Рымкевич  
Сборник задач по физике  10-11кл.
2003
М.Дрофа
3.
Н.И. Зорин
КИМ. Физика.
10 кл
2010
М. ВАКО

Литература

Основная

1.Серия  «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.

2.Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

3..Мякишев  Г.Я., Буховцев  Б.Б., Сотский Н.Н.   Физика 10 класс

4.Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса,

5. Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.

Дополнительная

1.Мякишев  Г.Я., Буховцев  Б.Б., Сотский Н.Н.   Физика 10 класс

2.ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,

3. Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.

4. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных  учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

5.Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

6. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

7. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

8. Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.


Учебно-тематический план

Таблица: Учебно-тематический план для 10 класса

№ п/п

Раздел

Тема раздела

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Лабораторные работы

Контроль


1

I

Механика
 17

15

1

1


2

II

Законы сохранения в механике
  7

5

1

1


3

III

Молекулярная физика. Тепловые явления.
21

18

1

2


4

IV

Основы электродинамики
25

21

2

2




Итого:
70

59

5

6





п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения



план
факт

Раздел I  Механика – 17 часов


1
Инструктаж по ТБ. Что
Такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости
1
Комби­ниро­ванный урок
Физика как наука. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Основные Элементы физической картины мира.
Понимать смысл понятия «физическое явление».
§1,2



2
Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения.  Система отсчета
1
Комби­ниро­ванный урок
Механическое движение, его виды и относительность
Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие.
§3,4,5



3
Перемещение, Скорость и уравнение равномерного прямолинейного  движения.
1
Комби­ниро­ванный урок
Материальная точка ,перемещение, скорость, путь
Знать основные понятия
§7, 8



4
Мгновенная скорость
1
Урок
изучения
новых
знании
Связь между кинематическими величинами
Анализ графиков
§9



5
Сложение скоростей
1
Урок
изучения
новых
знании
Экспериментальное определение скорости
Читать и строить графики. Понимать смысл понятия «равноускоренное движение».
§10



6
Прямолинейное равноускоренное движение.
1
Комби­ниро­ванный урок
Физический смысл равнозамедленного движения
. Понимать смысл понятия «равноускоренное движение».
§11 - 13



7
Уравнение движения с постоянным ускорением.
1
Комби­ниро­ванный урок
Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка
Давать определение поступательного движения материальной точки.
§14



8
Свободное падение тел.
Равномерное движение точки по окружности
1
Комби­ниро­ванный урок
Равномерное движение.
Дать определение
Движения тела по окружности
§15 -17



9
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием  сил упругости и тяжести»
1
Урок-практи­кум
Изучение движения тела по окружности под действием  сил упругости и тяжести
Уметь пользоваться приборами и применять формулы.




10
Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»
1
Урок контроля
Кинематика
Уметь применять полученные знания на практике.




11
Основное утверждение механики. Материальная точка.
1
Комби­ниро­ванный урок
Механическое движение и его относительность. Инерция, инертность.
Сложение сил.
Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность.
§20,21



12
Первый закон Ньютона, Сила, Связь между ускорением и силой
1
Урок
изучения
новых
знании
Принцип суперпозиции сил. Принцип причинности в механике.
Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.
§22,
упр.6



13
Второй закон Ньютона.
Масса.
1
Комби­ниро­ванный урок
Принцип суперпозиции сил.
Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.
§25



14
Третий закон Ньютона.
Единицы массы и силы. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.
1
Урок
изучения
новых
знании
Принцип причинности в механике.
Приводить примеры опытов
§26 28



15
Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Гравитационная сила. Законы всемирного тяготения. Первая космическая скорость.
1
Комби­ниро­ванный урок
Всемирное тяготение. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Объяснять природу взаимодействия. Знать и уметь объяснять, что такое гравитационная сила.
§29 - 32



16
Деформация и силы упругости. Закон Гука.
1
Комби­ниро­ванный урок
Деформация и силы упругости. Закон Гука.
Знать определение закона Гука.
§34,35



17
Роль силы трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. Силы сопротивления.
1
Комби­ниро­ванный урок
Роль силы трения.
Знать понятие силы трения и ее применение.
§36 -38



Раздел II  Законы сохранения в механике -7 часов


18
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
1
Урок
изучения
новых
знании
Закон сохранения импульса.
Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы.
§39 - 41



19
Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. Потенциальная энергия.
1
Комби­ниро­ванный урок
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление механической энергии.
Знать границы применимости закона сохранения энергии.
§43 – 46, 49



20
Работа силы тяжести. Работа силы упругости.
1
Урок
изучения
новых
знании
Работа силы тяжести. Работа силы упругости.
Знать смысл физических величин: работа, механическая энергия
§47,48



21
Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии»
1
Урок-практи­кум
Изучение закона сохранения механической энергии
Уметь пользоваться приборами и применять формулы.




22
Закон сохранения энергии в механики. Уменьшение механической энергии системы под действием силы трения.
1
Комби­ниро­ванный урок
Закон сохранения энергии в механики.
Уметь применять полученные знания на практики.
§50,51



23
Равновесие тел. Первое, второе условие равновесия твердого тела. Момент силы.
1
Урок
изучения
новых
знании
Равновесие тел.
Уметь применять полученные знания на практики.
§52,54



24
Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения»
1
Урок контроля
Законы сохранения
Уметь применять полученные знания на практике.




Раздел III  Молекулярная физика. Тепловые явления - 21 час


25
 Основные положения молекулярно -кинетической теории строения вещества. Размеры молекул.
1
Урок
изучения
новых
знании
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальное доказательство.
Понимать смысл понятий: атом, атомное ядро. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных.
§55,56



26
Масса молекул. Количество вещества.
1
Комби­ниро­ванный урок
Масса атома. Молярная масса
Понимать смысл физических величин: кол-во вещества, масса молекул.
§57



27
Броуновское движение.
1
Урок
изучения
новых
знании
Порядок и хаос
Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных.
§58



28
Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
1
Комби­ниро­ванный урок
Виды агрегатных состояний вещества.
Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний вещества.
§59,60



29
Идеальный газ в м.-к. теории. Среднее значение квадрата скорости молекул.
1
Комби­ниро­ванный урок
Виды агрегатных состояний вещества. Физическая модель идеального газа.
Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.
§61,62



30
Основное уравнение молекулярно –кинетической теории газов.
1
Урок
изучения
новых
знании
Тепловое движение молекул.
Знать характеристики молекул.
§63



31
Основы молекулярно - кинетической теории.
1
Комби­ниро­ванный урок
Тепловое движение молекул.
Уметь высказывать свое мнение и доказывать его примеры.
Упр.11



32
Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.
1
Комби­ниро­ванный урок
Температура – мера средней кинетической энергии тела.
Анализировать состояние теплового равновесия вещества.
§64,65



33
Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа.
1
Урок
изучения
новых
знании
Тепловое движение молекул.
Значение температуры тела здорового человека
§66,67



34
Уравнение состояния идеального газа.
1
Комби­ниро­ванный урок
Планетарная модель атома. Уравнение состояния идеального газа.
Знать строение вещества, физический смысл понятия: объем массы.
§68



35
Газовые законы.
1
Урок-практи­кум
Изопроцессы.
Знать изопроцессы и их значение в жизни.
§69



36
Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.
1
Комби­ниро­ванный урок
Экспериментальное док-во зависимости давления насыщенного пара от температуры.
Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении.
§70,71



37
Влажность воздуха.
1
Урок
изучения
новых
знании
Влажность воздуха
Уметь измерять влажность воздуха.
§72



38
Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона  Гей –Люссака»
1
Урок-практи­кум
Опытная проверка закона  Гей –Люссака
Уметь пользоваться приборами и применять формулы.
§73



39
Контрольная работа № 3 по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов».
1
Урок контроля
Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
Уметь применять полученные знания на практике.




40
Внутренняя энергия и работа в термодинамике.
1
Комби­ниро­ванный урок
Тепловое движение молекул. Закон термодинамики.
Уметь приводить примеры практического использования физических знаний.
§75,76


41
Количество теплоты, удельная теплоемкость.
1
Урок
изучения
новых
знании
Физический смысл удельной теплоемкости.
Знать понятие «теплообмен»
§77


42
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.
1
Комби­ниро­ванный урок
Первый закон термодинамики.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности.
§78,79



43
Необратимость процессов в природе. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.
1
Комби­ниро­ванный урок
Необратимость процессов в природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
§80,81



44
Принцип действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей..
1
Урок-практи­кум
Рациональное природопользование и защита окр. среды.
Называть экологические проблемы.
§82



45
Контрольная работа № 4 по теме «Основы термодинамики».
1
Урок контроля
Основы термодинамики
Знать основы термодинамики




Раздел IV Основы электродинамики - 25 часов


46
Что такое электродинамика. Электрический заряд и элементарные частицы.
1
Комби­ниро­ванный урок
Элементарный электрический заряд.
Понимать смысл физических величин: заряд, элементарный электрический заряд.
§83,84



47
Заряженные тела. Электризация тел.. Закон сохранения электрического заряда.
1
Урок
изучения
новых
знании
Электрическое взаимодействие.
Понимать смысл физических величин: заряд, элементарный электрический заряд.
§85,86



48
Основной закон электростатики – закон Кулона. Единицы электрического заряда.
1
Комби­ниро­ванный урок
Закон Кулона
Знать границы применимости закона Кулона
§87,88



49
Электрическое поле. Напряженность электри-ческого поля. Принцип суперпозиции полей.
1
Урок
изучения
новых
знании
Квантование электрических зарядов. График изображения электрических полей.
Знать принцип суперпозиции полей.
§90,91



50
Силовые линии эл. поля. Напряженность поля заряженного шара.
1
Урок
изучения
новых
знании
График изображения электрических полей
Уметь сравнивать напряженность в различных точках.
§92



51
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.
1
Комби­ниро­ванный урок
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Знать понятие проводников и диэлектриков.
§93,95



52
Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.
1
Комби­ниро­ванный урок
Потенциальная энергия заряженного тела.
Знать понятие потенциальной энергии заряженного тела.
§96



53
Потенциал электростатического поля, разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.
1
Урок
изучения
новых
знании
Потенциальные поля.
Знать картину эквипотенциальных поверхностей.
§97,98



54
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
1
Комби­ниро­ванный урок
Электроемкость конденсаторов.
Уметь применять соединение конденсаторов.
§99 - 101



55
Электрический ток. Сила тока.
1
Комби­ниро­ванный урок
Электрический ток. Сила тока.
Знать условия существования электрического тока и зависимость электрического тока от напряжения.
§102



56
Условия необходимые для существования электрического тока.
1
Урок-практи­кум
Источник электрического поля.
Знать ТБ.
§103



57
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
1
Урок
изучения
новых
знании
Связь между напряжением, сопротивлением и электрическим током
Знать зависимость электрического тока от напряжения
§104



58
Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
1
Урок-практи­кум
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
Знать схемы соединения проводников.
§105



59
Работа и мощность постоянного тока.
1
Комби­ниро­ванный урок
Связь между работой и мощностью электрического тока. Закон Ома для полной цепи.
Понимать смысл физических величин
§106



60
Электродвижущая сила.
Закон Ома для полной цепи.
1
Урок
изучения
новых
знании
Понятие электродвижущей силы.
Знать смысл закона Ома для полной цепи.
§107,108



61
Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника  тока»
1
Урок-практи­кум
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника  тока
Знать схемы соединения проводников.




62
Контрольная работа №5 по теме «Законы постоянного тока»
1
Урок контроля
Законы постоянного тока
Уметь применять полученные знания на практике.




63
Электрическая проводимость различных веществ.
1
Комби­ниро­ванный урок
Практическое применение сверхпроводников.
Знать формулу расчета зависимости сопротивления проводника от температуры.
§109 - 112



64
Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примеси.
1
Урок
изучения
новых
знании
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний.
Знать устройство и применение полупроводниковых приборов
§113,
114



65
Электрический ток через контакт полупроводников р-и п- типов. Полупроводниковый диод. Транзисторы.
1
Комби­ниро­ванный урок
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний.
Знать устройство и применение транзистора
§115 - 117



66
Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.
1
Комби­ниро­ванный урок
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об электронно-лучевой трубки.
Знать устройство и принцип действия лучевой трубки.
§119



67
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах.
Несамостоятельные и самостоятельные разряды.
1
Комби­ниро­ванный урок
Электрический ток в различных средах.
Знать применения электролиза, электрического тока в газах.
§120 - 123



68
Электрический ток в различных средах.
1
Урок-практи­кум
Электрический ток в различных средах.
Уметь использовать приобретенные знания и умения.




69
Итоговая контрольная работа
1
Урок контроля

Уметь использовать приобретенные знания и умения.




70
Обобщающий урок
1
Комби­ниро­ванный урок

Уметь использовать приобретенные знания и умения.