Рабочая программа по физике в 10 классе
Пояснительная записка.
Календарно-тематический план по физике в 10-м классе на 2016 -2017 учебный год составлен на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009г.
Автор программы: Г.Я.Мякишев
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2014 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
В Планировании предусмотрено выполнение пяти лабораторных работ и шести контрольных работ по основным разделам курса физики 10 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
Рекомендации к методике преподавания
В процессе преподавания важно научить школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса физики помогает учителю обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить. Физический эксперимент является органической частью школьного курса физики, важным методом обучения.
Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению фронтальных лабораторных работ; изучению некоторых практических приложений физики, когда теория вопроса уже усвоена; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний.
Следует уделять больше внимания на уроке работе учащихся с книгой: учебником, справочной литературой, книгой для чтения, хрестоматией и т. п. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые явления и процессы.
Рекомендуется проведение семинаров обобщающего характера, например по таким темам: законы сохранения импульса и энергии и их применение; применение электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве. Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. Из-за сокращения времени на изучение физики особое значение приобретают задачи, в решении которых используется несколько закономерностей; решение задач проводится, как правило, сначала в общем виде. При решении задач требующих применение нескольких законов, учитель показывает образец решения таких задач и предлагает подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации. Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы — повышению эффективности урока физики.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, звезда, Вселенная
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты
Смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.
Вклад российских и зарубежных ученых,оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления
Отличать гипотезы от научных теорий
Делать выводы на основе экспериментальных данных
Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. | Физика - 10кл | 2014 | М.Просвещение |
2. | А.П. Рымкевич | Сборник задач по физике 10-11кл. | 2003 | М.Дрофа |
3. | Н.И. Зорин | КИМ. Физика. 10 кл | 2010 | М. ВАКО |
Литература
Основная
1.Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.
2.Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
3..Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс
4.Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса,
5. Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.
Дополнительная
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс
2.ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
3. Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.
4. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
5.Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
6. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
7. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
8. Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.
Учебно-тематический план
Таблица: Учебно-тематический план для 10 класса
№ п/п | Раздел | Тема раздела | Количество часов | Из них | |||
Изучение нового материала и закрепление | Лабораторные работы | Контроль | |||||
1 | I | Механика | 17 | 15 | 1 | 1 | |
2 | II | Законы сохранения в механике | 7 | 5 | 1 | 1 | |
3 | III | Молекулярная физика. Тепловые явления. | 21 | 18 | 1 | 2 | |
4 | IV | Основы электродинамики | 25 | 21 | 2 | 2 | |
Итого: | 70 | 59 | 5 | 6 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||
план | факт | ||||||||||||
Раздел I Механика – 17 часов | |||||||||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Что Такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости | 1 | Комбинированный урок | Физика как наука. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Основные Элементы физической картины мира. | Понимать смысл понятия «физическое явление». | §1,2 | |||||||
2 | Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета | 1 | Комбинированный урок | Механическое движение, его виды и относительность | Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие. | §3,4,5 | |||||||
3 | Перемещение, Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения. | 1 | Комбинированный урок | Материальная точка ,перемещение, скорость, путь | Знать основные понятия | §7, 8 | |||||||
4 | Мгновенная скорость | 1 | Урок изучения новых знании | Связь между кинематическими величинами | Анализ графиков | §9 | |||||||
5 | Сложение скоростей | 1 | Урок изучения новых знании | Экспериментальное определение скорости | Читать и строить графики. Понимать смысл понятия «равноускоренное движение». | §10 | |||||||
6 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | Комбинированный урок | Физический смысл равнозамедленного движения | . Понимать смысл понятия «равноускоренное движение». | §11 - 13 | |||||||
7 | Уравнение движения с постоянным ускорением. | 1 | Комбинированный урок | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка | Давать определение поступательного движения материальной точки. | §14 | |||||||
8 | Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности | 1 | Комбинированный урок | Равномерное движение. | Дать определение Движения тела по окружности | §15 -17 | |||||||
9 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | 1 | Урок-практикум | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | Уметь пользоваться приборами и применять формулы. | ||||||||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | 1 | Урок контроля | Кинематика | Уметь применять полученные знания на практике. | ||||||||
11 | Основное утверждение механики. Материальная точка. | 1 | Комбинированный урок | Механическое движение и его относительность. Инерция, инертность. Сложение сил. | Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. | §20,21 | |||||||
12 | Первый закон Ньютона, Сила, Связь между ускорением и силой | 1 | Урок изучения новых знании | Принцип суперпозиции сил. Принцип причинности в механике. | Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. | §22, упр.6 | |||||||
13 | Второй закон Ньютона. Масса. | 1 | Комбинированный урок | Принцип суперпозиции сил. | Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. | §25 | |||||||
14 | Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. | 1 | Урок изучения новых знании | Принцип причинности в механике. | Приводить примеры опытов | §26 28 | |||||||
15 | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Гравитационная сила. Законы всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | 1 | Комбинированный урок | Всемирное тяготение. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. | Объяснять природу взаимодействия. Знать и уметь объяснять, что такое гравитационная сила. | §29 - 32 | |||||||
16 | Деформация и силы упругости. Закон Гука. | 1 | Комбинированный урок | Деформация и силы упругости. Закон Гука. | Знать определение закона Гука. | §34,35 | |||||||
17 | Роль силы трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. Силы сопротивления. | 1 | Комбинированный урок | Роль силы трения. | Знать понятие силы трения и ее применение. | §36 -38 | |||||||
Раздел II Законы сохранения в механике -7 часов | |||||||||||||
18 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 | Урок изучения новых знании | Закон сохранения импульса. | Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы. | §39 - 41 | |||||||
19 | Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. Потенциальная энергия. | 1 | Комбинированный урок | Проведение опытов, иллюстрирующих проявление механической энергии. | Знать границы применимости закона сохранения энергии. | §43 – 46, 49 | |||||||
20 | Работа силы тяжести. Работа силы упругости. | 1 | Урок изучения новых знании | Работа силы тяжести. Работа силы упругости. | Знать смысл физических величин: работа, механическая энергия | §47,48 | |||||||
21 | Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | Урок-практикум | Изучение закона сохранения механической энергии | Уметь пользоваться приборами и применять формулы. | ||||||||
22 | Закон сохранения энергии в механики. Уменьшение механической энергии системы под действием силы трения. | 1 | Комбинированный урок | Закон сохранения энергии в механики. | Уметь применять полученные знания на практики. | §50,51 | |||||||
23 | Равновесие тел. Первое, второе условие равновесия твердого тела. Момент силы. | 1 | Урок изучения новых знании | Равновесие тел. | Уметь применять полученные знания на практики. | §52,54 | |||||||
24 | Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения» | 1 | Урок контроля | Законы сохранения | Уметь применять полученные знания на практике. | ||||||||
Раздел III Молекулярная физика. Тепловые явления - 21 час | |||||||||||||
25 | Основные положения молекулярно -кинетической теории строения вещества. Размеры молекул. | 1 | Урок изучения новых знании | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальное доказательство. | Понимать смысл понятий: атом, атомное ядро. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. | §55,56 | |||||||
26 | Масса молекул. Количество вещества. | 1 | Комбинированный урок | Масса атома. Молярная масса | Понимать смысл физических величин: кол-во вещества, масса молекул. | §57 | |||||||
27 | Броуновское движение. | 1 | Урок изучения новых знании | Порядок и хаос | Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. | §58 | |||||||
28 | Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 1 | Комбинированный урок | Виды агрегатных состояний вещества. | Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний вещества. | §59,60 | |||||||
29 | Идеальный газ в м.-к. теории. Среднее значение квадрата скорости молекул. | 1 | Комбинированный урок | Виды агрегатных состояний вещества. Физическая модель идеального газа. | Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел. | §61,62 | |||||||
30 | Основное уравнение молекулярно –кинетической теории газов. | 1 | Урок изучения новых знании | Тепловое движение молекул. | Знать характеристики молекул. | §63 | |||||||
31 | Основы молекулярно - кинетической теории. | 1 | Комбинированный урок | Тепловое движение молекул. | Уметь высказывать свое мнение и доказывать его примеры. | Упр.11 | |||||||
32 | Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. | 1 | Комбинированный урок | Температура – мера средней кинетической энергии тела. | Анализировать состояние теплового равновесия вещества. | §64,65 | |||||||
33 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа. | 1 | Урок изучения новых знании | Тепловое движение молекул. | Значение температуры тела здорового человека | §66,67 | |||||||
34 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | Комбинированный урок | Планетарная модель атома. Уравнение состояния идеального газа. | Знать строение вещества, физический смысл понятия: объем массы. | §68 | |||||||
35 | Газовые законы. | 1 | Урок-практикум | Изопроцессы. | Знать изопроцессы и их значение в жизни. | §69 | |||||||
36 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. | 1 | Комбинированный урок | Экспериментальное док-во зависимости давления насыщенного пара от температуры. | Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении. | §70,71 | |||||||
37 | Влажность воздуха. | 1 | Урок изучения новых знании | Влажность воздуха | Уметь измерять влажность воздуха. | §72 | |||||||
38 | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей –Люссака» | 1 | Урок-практикум | Опытная проверка закона Гей –Люссака | Уметь пользоваться приборами и применять формулы. | §73 | |||||||
39 | Контрольная работа № 3 по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | Урок контроля | Свойства твердых тел, жидкостей и газов. | Уметь применять полученные знания на практике. | ||||||||
40 | Внутренняя энергия и работа в термодинамике. | 1 | Комбинированный урок | Тепловое движение молекул. Закон термодинамики. | Уметь приводить примеры практического использования физических знаний. | §75,76 | |||||||
41 | Количество теплоты, удельная теплоемкость. | 1 | Урок изучения новых знании | Физический смысл удельной теплоемкости. | Знать понятие «теплообмен» | §77 | |||||||
42 | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. | 1 | Комбинированный урок | Первый закон термодинамики. | Использовать приобретенные знания в практической деятельности. | §78,79 | |||||||
43 | Необратимость процессов в природе. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. | 1 | Комбинированный урок | Необратимость процессов в природе. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | §80,81 | |||||||
44 | Принцип действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей.. | 1 | Урок-практикум | Рациональное природопользование и защита окр. среды. | Называть экологические проблемы. | §82 | |||||||
45 | Контрольная работа № 4 по теме «Основы термодинамики». | 1 | Урок контроля | Основы термодинамики | Знать основы термодинамики | ||||||||
Раздел IV Основы электродинамики - 25 часов | |||||||||||||
46 | Что такое электродинамика. Электрический заряд и элементарные частицы. | 1 | Комбинированный урок | Элементарный электрический заряд. | Понимать смысл физических величин: заряд, элементарный электрический заряд. | §83,84 | |||||||
47 | Заряженные тела. Электризация тел.. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | Урок изучения новых знании | Электрическое взаимодействие. | Понимать смысл физических величин: заряд, элементарный электрический заряд. | §85,86 | |||||||
48 | Основной закон электростатики – закон Кулона. Единицы электрического заряда. | 1 | Комбинированный урок | Закон Кулона | Знать границы применимости закона Кулона | §87,88 | |||||||
49 | Электрическое поле. Напряженность электри-ческого поля. Принцип суперпозиции полей. | 1 | Урок изучения новых знании | Квантование электрических зарядов. График изображения электрических полей. | Знать принцип суперпозиции полей. | §90,91 | |||||||
50 | Силовые линии эл. поля. Напряженность поля заряженного шара. | 1 | Урок изучения новых знании | График изображения электрических полей | Уметь сравнивать напряженность в различных точках. | §92 | |||||||
51 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | 1 | Комбинированный урок | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | Знать понятие проводников и диэлектриков. | §93,95 | |||||||
52 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. | 1 | Комбинированный урок | Потенциальная энергия заряженного тела. | Знать понятие потенциальной энергии заряженного тела. | §96 | |||||||
53 | Потенциал электростатического поля, разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. | 1 | Урок изучения новых знании | Потенциальные поля. | Знать картину эквипотенциальных поверхностей. | §97,98 | |||||||
54 | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. | 1 | Комбинированный урок | Электроемкость конденсаторов. | Уметь применять соединение конденсаторов. | §99 - 101 | |||||||
55 | Электрический ток. Сила тока. | 1 | Комбинированный урок | Электрический ток. Сила тока. | Знать условия существования электрического тока и зависимость электрического тока от напряжения. | §102 | |||||||
56 | Условия необходимые для существования электрического тока. | 1 | Урок-практикум | Источник электрического поля. | Знать ТБ. | §103 | |||||||
57 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 | Урок изучения новых знании | Связь между напряжением, сопротивлением и электрическим током | Знать зависимость электрического тока от напряжения | §104 | |||||||
58 | Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 | Урок-практикум | Изучение последовательного и параллельного соединения проводников | Знать схемы соединения проводников. | §105 | |||||||
59 | Работа и мощность постоянного тока. | 1 | Комбинированный урок | Связь между работой и мощностью электрического тока. Закон Ома для полной цепи. | Понимать смысл физических величин | §106 | |||||||
60 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | Урок изучения новых знании | Понятие электродвижущей силы. | Знать смысл закона Ома для полной цепи. | §107,108 | |||||||
61 | Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | Урок-практикум | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | Знать схемы соединения проводников. | ||||||||
62 | Контрольная работа №5 по теме «Законы постоянного тока» | 1 | Урок контроля | Законы постоянного тока | Уметь применять полученные знания на практике. | ||||||||
63 | Электрическая проводимость различных веществ. | 1 | Комбинированный урок | Практическое применение сверхпроводников. | Знать формулу расчета зависимости сопротивления проводника от температуры. | §109 - 112 | |||||||
64 | Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примеси. | 1 | Урок изучения новых знании | Практическое применение в повседневной жизни физических знаний. | Знать устройство и применение полупроводниковых приборов | §113, 114 | |||||||
65 | Электрический ток через контакт полупроводников р-и п- типов. Полупроводниковый диод. Транзисторы. | 1 | Комбинированный урок | Практическое применение в повседневной жизни физических знаний. | Знать устройство и применение транзистора | §115 - 117 | |||||||
66 | Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. | 1 | Комбинированный урок | Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об электронно-лучевой трубки. | Знать устройство и принцип действия лучевой трубки. | §119 | |||||||
67 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоятельные и самостоятельные разряды. | 1 | Комбинированный урок | Электрический ток в различных средах. | Знать применения электролиза, электрического тока в газах. | §120 - 123 | |||||||
68 | Электрический ток в различных средах. | 1 | Урок-практикум | Электрический ток в различных средах. | Уметь использовать приобретенные знания и умения. | ||||||||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Уметь использовать приобретенные знания и умения. | |||||||||
70 | Обобщающий урок | 1 | Комбинированный урок | Уметь использовать приобретенные знания и умения. | |||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм