Рабочая программа по экологии в 9 классе

Загрузка ...

Пояснительная записка

Основные цели курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставле­ние школьникам, заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе, полного объема ос­новных экологических знаний, предусмотренного Проектом Россий­ского стандарта школьного экологического образования; создание фундамента для изучения глобальной и социальной экологии в 10-11 классах.

Эти цели определяют основные задачи курса: формирование по­нятийного аппарата, обеспечение понимания основных закономерно­стей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду; фор­мирование экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны ок­ружающей среды, закрепление знаний о природе родною края, вос­питание бережного отношения к ней.

Изложение материала предлагается приводить в соответствии с основным дидак-тическим принципом – от простого к сложному. По­следовательно рассматриваются эколо-гические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и, наконец, на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению челове­ка в природе и влиянию на нее антропогенного фактора.

Курс рекомендуется изучать на примерах конкретных экологиче­ских ситуаций, харак-терных для Саратовской области

Общая экология 9 класс (35 ч. – 1ч. в неделю)

Авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушин. Основы экологии. М.: Дрофа, 2012.

Региональная программа курса Общая экология. Саратов 2005г

Лабораторные работы – 1, Практические работы - 2

Уроки с использованием ИКТ: 3 – 6, 13, 16, 20, 22, 25, 27, 30-32.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

структуру, предмет, методы и задачи экологии;

виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы;

морфофизиологические и поведенческие адаптации живых орга­низмов к неблагоприятным факторам окружающей среды;

виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их приспособленности к различным условиям обитания;

причины и особенности периодических изменений в живой и не­живой природе;

сущность понятий: вид, популяция, биоценоз, экосистема, био­сфера;

экологическую характеристику популяций, причины изменения численности популяций;

редкие и исчезающие виды Саратовской области;

структуру, характеристики и принципы организации экосистем;

основные виды экосистем родного края;

механизмы саморегуляции экосистем;

результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;

особенности атро- и урбоценозов

состав, свойства и границы биосферы;

зональное распределение и основные функции живого вещества;

понятие о ноосфере;

круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;

антропогенное воздействие как комплексный фактор, оказываю­щий глобальное вли-яние на биосферу;

основные источники загрязнения окружающей среды и его по­следствия;

взаимосвязь глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

нормы и правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;

использовать понятия «экологические факторы», «биологические ритмы», «фотопериодизм»;

составлять схемы пищевых цепей и сетей питания;

проводить наблюдения и исследования за состоянием компонен­тов экосистем;

оценивать состояние экосистем;

применять экологические знания для объяснения динамики изме­нения сообществ во времени и пространстве;

оценивать причины экологических сукцессии конкретных биоце­нозов;

составлять простейшие модели экосистем;

составлять простейшие схемы биологического и химического круговоротов основных элементов биосферы;

прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы;

принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края.

Дополнительная литература для учителя:

1) Атлас Саратовской области. М.: ГУГК, 1978.

2) Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М: Советская энциклопедия, 1986.

3) Герасимов И.П.Биосфера Земли. М.: Педагогика, 1976.

4) ГиляровA.M.Популяционная экология. М: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

5) Дерябо С.Д., Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

6) Казначеев В.П.Очерки теории и практики экологии человека. М., 1985.

7) Небел В.Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993.

8) Одум Ю.Экология. М.: Мир, 1986.

9) Радкевич В.А.Экология. Минск. Вышейшая школа, 1983.

10) Реймерс Н.Ф.Экология. М.: Россия молодая, 1994.

11) Суравегина И.Т., Сенкевич В.М.Как учить экологии. М.: Просве­щение, 1995.

12) Шустов С.Б., Шустова Л.В.Химические основы экологии. М.: Просвещение, 1995

13) Экологическое образование школьников / Под ред И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной. М.: Просвещение, 1983.

14) Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

для учащихся:

1) Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.

2) Воронков Н.А.Экология, Общая, социальная, практическая,M.: Агар-Рандеву, 1999.

3) Зверев И.Д.Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. М: Просве-щение, 1998.

4) Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.Экология: Учебн. пособ. для 9-11 кл. общеобразо-вательной школы. М.: Школа-Пресс, 1996.

5) Криксунов Е. А., Пасечник В.В., Сидорин А.П.Экология. М.: Дро­фа, 1995.

6) Миркин А.П., Наумова Л.Г.Экология России. М.: АО МДС, 1995.

7) Общая биология /Под ред. Ю.Н. Полянского. М.: Просвещение, 1993.

8) Общая биология /Под ред. АО. Рувинского. М.: Просвещение, 1993.

9) Пасечник В.В.Школьный практикум «Экология: 9 кл.». М: Дрофа, 1998.

10) Фарб П.Популярная экология. М: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

11) Чернова Н.М. и др.Основы экологии. М.: Просвещение, 1995.

12) Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1981.

MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»

Экология(учебное электронное издание). Московский Государственный институт электроники и математики, 2004


Календарно-тематическое планирование

по общей экологии 9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

План.

Факт.


ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

Предмет экологии. Разделы.
1
Вводный урок.

.

Предмет экологии. Экология особей. Экология популяций. Экология сообществ. Теоретическая и прикладная экология. Глобальная экология. Общая экология. Социальная экология. Уровни организации жизни.
Давать определение понятию: экология.
Характеризовать разделы экологии.
с.4–7


2

История развития экологии как науки и значение эколо-гического образования в настоящее время.
1
Комбинированный урок.
Труды античных философов. Взгляды учёных Нового времени.
Концепция биоценоза. Популяционная экология. Превращение экологии в комплексную науку.
Экологическое образование
Знатьо роли ведущих учёных-экологов в становлении и развитии экологии как науки.
Объяснятьважность экологического образования в настоящее время.
Лекция


ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА. (10 часов)

3

Потенциальные возможности размножения организ­мов.
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Способность живых организмов к беспредельному размножению. Внешние силы (факторы) сдер-живающие беспредельное раз-множение.
Характеризоватьспособность живых организмов размножаться вгеометрической прогрессии.
Знать внешние силы сдерживающие процесс размножения живых организмов.
§1



4

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Экологические факторы. Закон оптимума. Зоны оптимума. Пессимум. Экстремальные условия. Закон ограничивающего фактора.
Знатьэкологические факторы.
Объяснятьмеханизм действия закона оптимума и закона ограничивающего фактора.
Предполагать последствия действий тех или иных экологических факторов на живые организмы.
§2

























5

Основные пути приспособления организмов к среде. П:Среда обитания.
.
1
Комбинированный урок
Способы выживания. Анабиоз. Скрытая жизнь. Постоянство внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий среды.
Давать определение понятиям:глубокий анабиоз, скрытая жизнь.
Характеризоватьспособы вы-живания организмов при ухуд-шении условий среды.
Приводить примерыперехода организмов в состояние скрытой жизни.
§3


6

Основные среды жизни. П:Экологические факторы.
1
Комбинированный урок
Условия обитания организмов. Основные среды жизни. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва. Живые организмы как среда жизни.
Характеризовать особенности основных сред жизни.
Выделять общие приспособле-ния у животных разных видов обитающих в определённой среде жизни.
Оценивать влияние экологичес-ких факторов на среду обитания.
§4


7

Пути воздействия организмов на среду обитания. П:Экстремальные условия.
1
Комбинированный урок
Пути воздействия организмов на среду обитания – их питание, дыхание, выделение, рост, размножение и другие формы активности.
Характеризовать последствиясредообразующей деятельности организмов на среду обитания.
Приводить примерыиспользо-вания в хозяйственной практике способности организмов изме-нять среду обитания.
§5


8

Приспособительные формы организмов. П:Размножение.
1
Комбинированный урок
Конвергентное сходство видов. Жизненная форма вида. Правило Аллена.
Давать определение понятиям:конвергенция, жизненная форма.
Приводить примерыконвер-гентного сходстваживотных раз-ных видов ведущих сходный об-раз жизни.
Выявлять взаимосвязь между конструкциями созданными человеком и животными разных жизненных форм.
§6












9

Приспособительные ритмы жизни. П:Условия обитания организмов.
1
Комбинированный урок
Суточные и годовые ритмы. Фотопериод.
Давать определение понятиюфотопериодизм.
Объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер, от биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание, сердцебиение и тд.).
§7


10

Семинар по теме «Организм и среда.»
Практическая работа №1
1
Урок закрепления знаний.
Организм и среда. Решение заданий и упражнений. Практическая работа «Влияние абиотических факторов на организм».
Применять на практикеполученные знания.
Уметьделать выводы и обобщать.
Повт. Гл.I


11

Организм и среда.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Обобщения и систематизации знаний по теме «Организм и среда».
Подготовиться к контрольной работе.


12

Организм и среда.
1
Урок контроля и коррекции знаний.
Тестовый контроль по теме «Организм и среда».
Повт. Опылители, симбиоз, лишайники, клубеньковые бактерии.


ТЕМА 2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов.).

13

Типы взаимодействия организмов. П:Организм и среда.
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Биотические связи. Прямые и косвенные связи. Типы отношений. Пищевые связи. Конкуренция. Взаимовыгодные отношения – мутуализм. Симбиоз. Односторонние и двусторонние связи. Нейтральные отношения.
Давать определение понятиям:биоценоз,мутуализм, симбиоз.
Характеризовать типы отношений живых организмов возникающих в процессе взаимодействия.
Составлять схемы пищевых связей между организмами.
Прогнозироватьбиологические последствия вмешательства человека в естественные отношенияорганизмов.
§8


14

Законы и следствия пищевых отношений. П:Пищевые цепи.
1
Комбинированный урок.
Пищевые отношения. Отношения хищник – жертва. Циклические колебания численности. Экологический бумеранг.
Объяснять влияние пищевых связей на численность взаимодействующих видов и на ход их эволюции.
§9


15

Законы конкурентных отношений в природе. П:Биотические связи.
1
Комбинированный урок.
Конкуренция. Закон Гаузе. Правило Тинеманна.
Давать определение понятиям:конкуренция, местообитание,
экологическая ниша.
Приводить примерыконкурентных отношений организмов.
Характеризовать суть закона Гаузе и правила Тинеманна.
§10


16

Популяции. П:Вид.
1
Комбинированный урок.
Взаимосвязь отдельных попу-ляций. Внутривидовые отношения. Численность, плотность, структура популяций. Рождаемость, смертность, иммиграция и эмиграция популяции.
Давать определение понятиям:популяция, плотность популяции, структура популяции.
Сравниватьразные популяции по основным (количественным) показателям.
Доказывать, что популяция – закономерно организованная система.
§11


17

Демографическая структура популяций. П:Приспособленность организмов к среде обитания..
.
1
Комбинированный урок.
Демография. Половой и возрастной состав популяции. Пирамида возрастов.
Приводить примерывидов с простой и сложной возрастной структурой популяций.
Анализировать возрастной и половой состав популяций для прогноза численности видов.
§12


18

Рост численности и плотность популяций.
Практическая работа №2
1
Комбинированный урок
Ёмкость среды. Саморегуляция численности популяций. Отрицательная обратная связь.
Практическая работа «Вычисление плотности и роста популяции».
Объяснятьмеханизм действия отрицательных обратных связей.
Прогнозироватьизменения в популяциях разных видов в ответ на увеличение плотности.
Решать задачи (плотность и рост популяции).
§13


19

Численность популяций и ее регуляция в природе.П:Численность, плотность и структура популяций.
1
Комбинированный урок
Популяционная динамика (стабильная, изменчивая, взрывная).
Факторы влияющие на численность популяции (одностороннее действие и двустороннее взаимо-действие). Биотические и абиотические факторы.
Характеризоватьфакторырегуляторы численности популяций.
Отличатьдвустороннее взаимодействие от одностороннего.
Приводить примеры разных типов популяционной динамики.
§14


20

Лабораторная работа №1
1
Урок повторения и закрепления знаний.
Лабораторная работа «Создание математической модели системы «хищник – жертва»».
Знатьправила работы в компьютерном кабинете.
Работатьс компьютером.
Повт. §8, 14


21

Решение задач.
1
Урок промежуточного контроля знаний
Решение экологических задач.
Уметьрешать задачипо определению численности и плотности отдельных популяций.
Решить задачи


22

Биоценоз и его устойчивость. П:Экосистема.
1
Комбинированный урок.
Биоценоз. Видовая структура биоценоза. Массовые и малочисленные виды. Распределение видов. Экологическая ниша. Виды - средообразователи.
Давать определение понятиям:биоценоз, видовая структура биоценоза, экологическая ниша.
Сравнивать биоценозы и популяции (черты сходства и различия).
Объяснять значение массовых и малочисленных видов в сохранении биоценоза.
§15,повт. §8-15, подготовить сообщения по темам.


23

Сообщества и популяции.
1
Урок повторения и закрепления знаний.
Популяции. Численность популяции. Регуляция численности. Внутривидовая конкуренция.
Уметьработать с дополнительной литературой.
Защищать и презентовать свои проекты.
Подготовится к семинару, повт. §8-15


24

Сообщества и популяции.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Семинар по теме«Сообщества и популяции».
Решить задачи


ТЕМА 3. ЭКОСИСТЕМЫ (11 часов)

25

Законы организации экосистем. П:Органическое вещество.
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Вещество и энергия. Поток вещества и энергии. Биологи-ческий круговорот веществ. Экосистема. Компоненты экосистемы: биогенные вещества, продуценты, консументы, редуценты.
Давать определение понятиям:экосистема, поток вещества и энергии, биогенные вещества, продуценты, консументы, редуценты, биологический круговорот веществ.
Характеризоватьроль компонентов экоситемы в биологическом круговороте веществ.
Объяснять значение солнечной энергии в круговороте веществ.
§16






















26

Законы биологической продуктивности. П:Биоценоз.
1
Комбинированный урок.
Цепи питания. Трофические уровни цепей питания. Закон биологической продуктивности. Закон потери энергии в цепях питания. Пирамида биологической продукции. Белковое голода-ние.
Давать определение понятиям:цепи питания, сеть питания, трофические уровни, биологическая продукция, биомасса, белковое голодание.
Оставлять цепи питания.
Объяснять механизм действия законов биологической продук-тивности и потери энергии в цепях питания.
§17


27

Агроценозы и агроэкосистемы. П:Экосистемы.
1
Комбинирован-ный урок.
Агроценозы. Эффект бумеранга. Биологичвеские методы борьбы с вредителями. Агоэкосистемы. Пути повышения устойчивости и продуктивности в агроэкосите-мах.
Давать определение понятиям:агроценозы, агроэкосистемы, биологические методы борьбы.
Объяснятьпричины неустойчивости агроценозов.
Характеризовать пути повышения устойчивости и продуктивности агросистем.
§18, повт. §16, 17


28

Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. П:Биологический круговорот веществ.
1
Урок повторения и промежу-точного контроля знаний
Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы.
Давать определение понятиямпо изученным темам.
Составлять цепи питания.
Объяснять механизм действия изученных законов.
Предполагать различные изм-енения в пищевых цепях и прогнозировать последствия.
Повт. Автотрофы, гетеротрофы, регуляторные связи


29

Саморазвитие экосистем. П: Экологические ниши.
1
Комбинирован-ный урок.
Стабильные и нестабильные экосистемы. Сукцессия. Этапы сукцессии: заселение, освоение и изменение среды обитания, обострение конкурентных отношений, установление постоянного состава сообщества.
Давать определение понятию:сукцессия.
Характеризовать этапы сукцессии.
Приводить примеры воздействия внешних условий на процесс восстановления экосистем (пожары).
§19


30

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоце-нозов и экосистем. П:Компоненты экосистемы.
1
Комбинирован-ный урок.
Разнообразие жизни. Взаимная дополнительность частей. Взаимозаменяемость видов. Саморегуляция. Функции биологического разнообразия.
Объяснятьроль биологического разнообразия в природе.
Знать причины уменьшения биоразнообразия на планете.
Приводить примерыпроявления принципа отрицательной обратной связи в биоценозах.
§20


31

Биосфера. П:Вещество и энергия.
1
Комбинирован-ный урок.
Учение о биосфере. Роль живого вещества в преобразовании Земли. Круговорот газов. Осадочные круговороты.
Давать определение понятиям:биосфера, биокосные тела, живое вещество.
Знать основные положения учения о биосфере.
Характеризовать роль живого вещества в преобразовании Земли.
Выделять глобальные экологические ситуации и показывать необходимость экологических знаний для их решений.
§21, подготовить сообщения по экологическим проблемам


32

Экология как научная основа природопользования. П:Охрана природы.
1
Комбинирован-ный урок.
Экологическая наука на службе человека. Практическая значи-мость экологии. Экологическое образование.
Раскрыватьособенности и причины сложности экологическихпроизводств.
Доказывать значимость экологии как науки для осуществления практической деятельности людей.
§22


33

Экосистемы.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Экосистемы».
Повторить Г.3


34

Экосистемы.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Экосистемы».
Подготовиться к тесту


35

Итоговое тестирование
1
Урок контроля знаний
Контроль знаний по курсу «Общая экология».