Рабочая программа по экологии в 9 классе
Пояснительная записка
Основные цели курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставление школьникам, заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе, полного объема основных экологических знаний, предусмотренного Проектом Российского стандарта школьного экологического образования; создание фундамента для изучения глобальной и социальной экологии в 10-11 классах.
Эти цели определяют основные задачи курса: формирование понятийного аппарата, обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду; формирование экологического мировоззрения, экофильного поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды, закрепление знаний о природе родною края, воспитание бережного отношения к ней.
Изложение материала предлагается приводить в соответствии с основным дидак-тическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются эколо-гические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и, наконец, на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на нее антропогенного фактора.
Курс рекомендуется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций, харак-терных для Саратовской области
Общая экология 9 класс (35 ч. – 1ч. в неделю)
Авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушин. Основы экологии. М.: Дрофа, 2012.
Региональная программа курса Общая экология. Саратов 2005г
Лабораторные работы – 1, Практические работы - 2
Уроки с использованием ИКТ: 3 – 6, 13, 16, 20, 22, 25, 27, 30-32.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
структуру, предмет, методы и задачи экологии;
виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы;
морфофизиологические и поведенческие адаптации живых организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды;
виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их приспособленности к различным условиям обитания;
причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;
сущность понятий: вид, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера;
экологическую характеристику популяций, причины изменения численности популяций;
редкие и исчезающие виды Саратовской области;
структуру, характеристики и принципы организации экосистем;
основные виды экосистем родного края;
механизмы саморегуляции экосистем;
результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;
особенности атро- и урбоценозов
состав, свойства и границы биосферы;
зональное распределение и основные функции живого вещества;
понятие о ноосфере;
круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;
антропогенное воздействие как комплексный фактор, оказывающий глобальное вли-яние на биосферу;
основные источники загрязнения окружающей среды и его последствия;
взаимосвязь глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
нормы и правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;
использовать понятия «экологические факторы», «биологические ритмы», «фотопериодизм»;
составлять схемы пищевых цепей и сетей питания;
проводить наблюдения и исследования за состоянием компонентов экосистем;
оценивать состояние экосистем;
применять экологические знания для объяснения динамики изменения сообществ во времени и пространстве;
оценивать причины экологических сукцессии конкретных биоценозов;
составлять простейшие модели экосистем;
составлять простейшие схемы биологического и химического круговоротов основных элементов биосферы;
прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы;
принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края.
Дополнительная литература для учителя:
1) Атлас Саратовской области. М.: ГУГК, 1978.
2) Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М: Советская энциклопедия, 1986.
3) Герасимов И.П.Биосфера Земли. М.: Педагогика, 1976.
4) ГиляровA.M.Популяционная экология. М: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
5) Дерябо С.Д., Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
6) Казначеев В.П.Очерки теории и практики экологии человека. М., 1985.
7) Небел В.Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993.
8) Одум Ю.Экология. М.: Мир, 1986.
9) Радкевич В.А.Экология. Минск. Вышейшая школа, 1983.
10) Реймерс Н.Ф.Экология. М.: Россия молодая, 1994.
11) Суравегина И.Т., Сенкевич В.М.Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
12) Шустов С.Б., Шустова Л.В.Химические основы экологии. М.: Просвещение, 1995
13) Экологическое образование школьников / Под ред И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной. М.: Просвещение, 1983.
14) Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
для учащихся:
1) Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.
2) Воронков Н.А.Экология, Общая, социальная, практическая,M.: Агар-Рандеву, 1999.
3) Зверев И.Д.Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. М: Просве-щение, 1998.
4) Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.Экология: Учебн. пособ. для 9-11 кл. общеобразо-вательной школы. М.: Школа-Пресс, 1996.
5) Криксунов Е. А., Пасечник В.В., Сидорин А.П.Экология. М.: Дрофа, 1995.
6) Миркин А.П., Наумова Л.Г.Экология России. М.: АО МДС, 1995.
7) Общая биология /Под ред. Ю.Н. Полянского. М.: Просвещение, 1993.
8) Общая биология /Под ред. АО. Рувинского. М.: Просвещение, 1993.
9) Пасечник В.В.Школьный практикум «Экология: 9 кл.». М: Дрофа, 1998.
10) Фарб П.Популярная экология. М: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
11) Чернова Н.М. и др.Основы экологии. М.: Просвещение, 1995.
12) Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1981.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»
Экология(учебное электронное издание). Московский Государственный институт электроники и математики, 2004
Календарно-тематическое планирование
по общей экологии 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||||||
План. | Факт. | ||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | |||||||||||||||||||||
1 | Предмет экологии. Разделы. | 1 | Вводный урок. . | Предмет экологии. Экология особей. Экология популяций. Экология сообществ. Теоретическая и прикладная экология. Глобальная экология. Общая экология. Социальная экология. Уровни организации жизни. | Давать определение понятию:
экология. Характеризовать разделы экологии. | с.4–7 | |||||||||||||||
2 | История развития экологии как науки и значение эколо-гического образования в настоящее время. | 1 | Комбинированный урок. | Труды античных философов. Взгляды учёных Нового времени. Концепция биоценоза. Популяционная экология. Превращение экологии в комплексную науку. Экологическое образование | Знатьо роли ведущих учёных-экологов в становлении и развитии экологии как науки. Объяснятьважность экологического образования в настоящее время. | Лекция | |||||||||||||||
ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА. (10 часов) | |||||||||||||||||||||
3 | Потенциальные возможности размножения организмов. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Способность живых организмов к беспредельному размножению. Внешние силы (факторы) сдер-живающие беспредельное раз-множение. | Характеризоватьспособность живых организмов размножаться вгеометрической прогрессии. Знать внешние силы сдерживающие процесс размножения живых организмов. | §1 | |||||||||||||||
4 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Экологические факторы. Закон оптимума. Зоны оптимума. Пессимум. Экстремальные условия. Закон ограничивающего фактора. | Знатьэкологические факторы. Объяснятьмеханизм действия закона оптимума и закона ограничивающего фактора. Предполагать последствия действий тех или иных экологических факторов на живые организмы. | §2 | |||||||||||||||
5 | Основные пути приспособления организмов к среде. П:Среда обитания. . | 1 | Комбинированный урок | Способы выживания. Анабиоз. Скрытая жизнь. Постоянство внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий среды. | Давать определение понятиям:глубокий анабиоз, скрытая жизнь. Характеризоватьспособы вы-живания организмов при ухуд-шении условий среды. Приводить примерыперехода организмов в состояние скрытой жизни. | §3 | |||
6 | Основные среды жизни. П:Экологические факторы. | 1 | Комбинированный урок | Условия обитания организмов. Основные среды жизни. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва. Живые организмы как среда жизни. | Характеризовать особенности основных сред жизни. Выделять общие приспособле-ния у животных разных видов обитающих в определённой среде жизни. Оценивать влияние экологичес-ких факторов на среду обитания. | §4 | |||
7 | Пути воздействия организмов на среду обитания. П:Экстремальные условия. | 1 | Комбинированный урок | Пути воздействия организмов на среду обитания – их питание, дыхание, выделение, рост, размножение и другие формы активности. | Характеризовать последствиясредообразующей деятельности организмов на среду обитания. Приводить примерыиспользо-вания в хозяйственной практике способности организмов изме-нять среду обитания. | §5 | |||
8 | Приспособительные формы организмов. П:Размножение. | 1 | Комбинированный урок | Конвергентное сходство видов. Жизненная форма вида. Правило Аллена. | Давать определение понятиям:конвергенция, жизненная форма. Приводить примерыконвер-гентного сходстваживотных раз-ных видов ведущих сходный об-раз жизни. Выявлять взаимосвязь между конструкциями созданными человеком и животными разных жизненных форм. | §6 | |||
9 | Приспособительные ритмы жизни. П:Условия обитания организмов. | 1 | Комбинированный урок | Суточные и годовые ритмы. Фотопериод. | Давать определение понятиюфотопериодизм. Объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер, от биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание, сердцебиение и тд.). | §7 | |||||||||||||
10 | Семинар по теме «Организм и среда.» Практическая работа №1 | 1 | Урок закрепления знаний. | Организм и среда. Решение заданий и упражнений. Практическая работа
«Влияние абиотических факторов на организм». | Применять на практикеполученные знания. Уметьделать выводы и обобщать. | Повт. Гл.I | |||||||||||||
11 | Организм и среда. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщения и систематизации знаний по теме «Организм и среда». | Подготовиться к контрольной работе. | ||||||||||||||
12 | Организм и среда. | 1 | Урок контроля и коррекции знаний. | Тестовый контроль по теме «Организм и среда». | Повт. Опылители, симбиоз, лишайники, клубеньковые бактерии. | ||||||||||||||
ТЕМА 2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов.). | |||||||||||||||||||
13 | Типы взаимодействия организмов. П:Организм и среда. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Биотические связи. Прямые и косвенные связи. Типы отношений. Пищевые связи. Конкуренция. Взаимовыгодные отношения – мутуализм. Симбиоз. Односторонние и двусторонние связи. Нейтральные отношения. | Давать определение понятиям:биоценоз,мутуализм, симбиоз. Характеризовать типы отношений живых организмов возникающих в процессе взаимодействия. Составлять схемы пищевых связей между организмами. Прогнозироватьбиологические последствия вмешательства человека в естественные отношенияорганизмов. | §8 | |||||||||||||
14 | Законы и следствия пищевых отношений. П:Пищевые цепи. | 1 | Комбинированный урок. | Пищевые отношения. Отношения хищник – жертва. Циклические колебания численности. Экологический бумеранг. | Объяснять влияние пищевых связей на численность взаимодействующих видов и на ход их эволюции. | §9 | |||||||||||||
15 | Законы конкурентных отношений в природе. П:Биотические связи. | 1 | Комбинированный урок. | Конкуренция. Закон Гаузе. Правило Тинеманна. | Давать определение понятиям:конкуренция, местообитание, экологическая ниша. Приводить примерыконкурентных отношений организмов. Характеризовать суть закона Гаузе и правила Тинеманна. | §10 | |||||||||||||
16 | Популяции. П:Вид. | 1 | Комбинированный урок. | Взаимосвязь отдельных попу-ляций. Внутривидовые отношения. Численность, плотность, структура популяций. Рождаемость, смертность, иммиграция и эмиграция популяции. | Давать определение понятиям:популяция, плотность популяции, структура популяции. Сравниватьразные популяции по основным (количественным) показателям. Доказывать, что популяция – закономерно организованная система. | §11 | |||||||||||||
17 | Демографическая структура популяций. П:Приспособленность организмов к среде обитания.. . | 1 | Комбинированный урок. | Демография. Половой и возрастной состав популяции. Пирамида возрастов. | Приводить примерывидов с простой и сложной возрастной структурой популяций. Анализировать возрастной и половой состав популяций для прогноза численности видов. | §12 | |||||||||||||
18 | Рост численности и плотность популяций. Практическая работа №2 | 1 | Комбинированный урок | Ёмкость среды. Саморегуляция численности популяций. Отрицательная обратная связь. Практическая работа «Вычисление плотности и роста популяции». | Объяснятьмеханизм действия отрицательных обратных связей. Прогнозироватьизменения в популяциях разных видов в ответ на увеличение плотности. Решать задачи (плотность и рост популяции). | §13 | |||||||||||||
19 | Численность популяций и ее регуляция в природе.П:Численность, плотность и структура популяций. | 1 | Комбинированный урок | Популяционная динамика (стабильная, изменчивая, взрывная). Факторы влияющие на численность популяции (одностороннее действие и двустороннее взаимо-действие). Биотические и абиотические факторы. | Характеризоватьфакторы–регуляторы численности популяций. Отличатьдвустороннее взаимодействие от одностороннего. Приводить примеры разных типов популяционной динамики. | §14 | |||||||||||||
20 | Лабораторная работа №1 | 1 | Урок повторения и закрепления знаний. | Лабораторная работа
«Создание математической модели системы «хищник – жертва»». | Знатьправила работы в компьютерном кабинете. Работатьс компьютером. | Повт. §8, 14 | |||||||||||||
21 | Решение задач. | 1 | Урок промежуточного контроля знаний | Решение экологических задач. | Уметьрешать задачипо определению численности и плотности отдельных популяций. | Решить задачи | |||||||||||||
22 | Биоценоз и его устойчивость. П:Экосистема. | 1 | Комбинированный урок. | Биоценоз. Видовая структура биоценоза. Массовые и малочисленные виды. Распределение видов. Экологическая ниша. Виды - средообразователи. | Давать определение понятиям:биоценоз, видовая структура биоценоза, экологическая ниша. Сравнивать биоценозы и популяции (черты сходства и различия). Объяснять значение массовых и малочисленных видов в сохранении биоценоза. | §15,повт. §8-15, подготовить сообщения по темам. | |||||||||||||
23 | Сообщества и популяции. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний. | Популяции. Численность популяции. Регуляция численности. Внутривидовая конкуренция. | Уметьработать с дополнительной литературой. Защищать и презентовать свои проекты. | Подготовится к семинару, повт. §8-15 | |||||||||||||
24 | Сообщества и популяции. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Семинар по теме«Сообщества и популяции». | Решить задачи | ||||||||||||||
ТЕМА 3. ЭКОСИСТЕМЫ (11 часов) | |||||||||||||||||||
25 | Законы организации экосистем. П:Органическое вещество. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Вещество и энергия. Поток вещества и энергии. Биологи-ческий круговорот веществ. Экосистема. Компоненты экосистемы: биогенные вещества, продуценты, консументы, редуценты. | Давать определение понятиям:экосистема,
поток вещества и
энергии,
биогенные вещества, продуценты, консументы, редуценты, биологический круговорот веществ. Характеризоватьроль компонентов экоситемы в биологическом круговороте веществ. Объяснять значение солнечной энергии в круговороте веществ. | §16 | |||||||||||||
26 | Законы биологической продуктивности. П:Биоценоз. | 1 | Комбинированный урок. | Цепи питания. Трофические уровни цепей питания. Закон биологической продуктивности. Закон потери энергии в цепях питания. Пирамида биологической продукции. Белковое голода-ние. | Давать определение понятиям:цепи питания, сеть питания, трофические уровни, биологическая продукция, биомасса, белковое голодание. Оставлять цепи питания. Объяснять механизм действия законов биологической продук-тивности и потери энергии в цепях питания. | §17 | |||||
27 | Агроценозы и агроэкосистемы. П:Экосистемы. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Агроценозы. Эффект бумеранга. Биологичвеские методы борьбы с вредителями. Агоэкосистемы. Пути повышения устойчивости и продуктивности в агроэкосите-мах. | Давать определение понятиям:агроценозы, агроэкосистемы, биологические методы борьбы. Объяснятьпричины неустойчивости агроценозов. Характеризовать пути повышения устойчивости и продуктивности агросистем. | §18, повт. §16, 17 | |||||
28 | Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. П:Биологический круговорот веществ. | 1 | Урок повторения и промежу-точного контроля знаний | Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. | Давать определение понятиямпо изученным темам. Составлять цепи питания. Объяснять механизм действия изученных законов. Предполагать различные изм-енения в пищевых цепях и прогнозировать последствия. | Повт. Автотрофы, гетеротрофы, регуляторные связи | |||||
29 | Саморазвитие экосистем. П: Экологические ниши. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Стабильные и нестабильные экосистемы. Сукцессия. Этапы сукцессии: заселение, освоение и изменение среды обитания, обострение конкурентных отношений, установление постоянного состава сообщества. | Давать определение понятию:сукцессия. Характеризовать этапы сукцессии. Приводить примеры воздействия внешних условий на процесс восстановления экосистем (пожары). | §19 | |||||
30 | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоце-нозов и экосистем. П:Компоненты экосистемы. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Разнообразие жизни. Взаимная дополнительность частей. Взаимозаменяемость видов. Саморегуляция. Функции биологического разнообразия. | Объяснятьроль биологического разнообразия в природе. Знать причины уменьшения биоразнообразия на планете. Приводить примерыпроявления принципа отрицательной обратной связи в биоценозах. | §20 | |||||
31 | Биосфера. П:Вещество и энергия. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Учение о биосфере. Роль живого вещества в преобразовании Земли. Круговорот газов. Осадочные круговороты. | Давать определение понятиям:биосфера, биокосные тела, живое вещество. Знать основные положения учения о биосфере. Характеризовать роль живого вещества в преобразовании Земли. Выделять глобальные экологические ситуации и показывать необходимость экологических знаний для их решений. | §21, подготовить сообщения по экологическим проблемам | |||||
32 | Экология как научная основа природопользования. П:Охрана природы. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Экологическая наука на службе человека. Практическая значи-мость экологии. Экологическое образование. | Раскрыватьособенности и причины сложности экологическихпроизводств. Доказывать значимость экологии как науки для осуществления практической деятельности людей. | §22 | |||||
33 | Экосистемы. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Экосистемы». | Повторить Г.3 | ||||||
34 | Экосистемы. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Экосистемы». | Подготовиться к тесту | ||||||
35 | Итоговое тестирование | 1 | Урок контроля знаний | Контроль знаний по курсу «Общая экология». | |||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток