Рабочая программа по экологии в 8 классе

Загрузка ...

Пояснительная записка

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».

Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условий существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.

Экология человека (17 ч. - 1 ч. в неделю)

Авторы: М.З. Федорова, B.C. Кучменко, Т.Л. Лукина

Программа региональная г. Саратов 2005г. под редакцией доктора биологических наук проф. С.И. Беляниной, Ю.И. Буланого, Е.В. Акифьева.

Практических работ - 2, экскурсия - 1.

Уроки с применением ИКТ: 1-11, 14-17.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

понятия «здоровье» и «болезнь»; факторы здоровья и факторы риска болезни;

связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

место человека в системе животных, этапы и факторы становления человека; понятие о наследственных болезнях и их предупреждение; понятие о природноочаговых болезнях.

Учащиеся должны уметь:

оценивать среду жизнедеятельности человека;

объяснять на примерах прямое и опосредованное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

составлять свою родословную и карту здоровья;

анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный, подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента здорового образа жизни: рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения, высокопрофессионального отношения к окружающим людям, обществу, природе, творчес­кой активности;

обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании) на здоровье человека.

Дополнительная литература для учителя:

Арнолъди И.А., Кондратьева НИ. Труд и здоровье подростка. М: Медицина, 1982.

Брехман ИИ. Введение в валеологию - науку о здоровье Л Наука, 1987.

Величковский Б.Т., Кирпичев В.К, Суравегина ИТ. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

Гигиена окружающей среды /Под ред. Г.И. Сидоренко. М: Медицина, 1985.

Загрядский В.П., Суммо-Сасуйло З.К. Физические нагрузки современного человека. Л.: Наука, 1982.

Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Гигиена города. М.: Медицина, 1986.

Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.

Калъченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1984.

Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М: Мир, 1982.

Лисицын Ю.П. Слово о здоровье М.: Советская Россия, 1986.

Лисицын Ю.П., СахиоА.В. Здоровье человека - социальная ценность. М.: Мысль,1989.

Маш Р.Д., Воронин Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. : Просвещение, 1983.

НТР, здоровье, здравоохранение / Под ред. А.Ф. Серенко, О. А. Александровой. М.: Медицина, 1984.

Обухова Л.Е. Человек и научно-технический прогресс. Антропо-экологический аспект. М.: Наука, 1977.

Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого, В.А. Полянцева. М.: Медицина, 1988.

Скурихин И.М., Шатерников В. А. Как правильно питаться. 2-е изд. М.: Агропромиздат, 1987.

Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М. : Наука, 1988.

Физиология человека/ Под ред. Г.Н. Косицкого. М,: Медицина, 1970.

Цафрис Г.П. Действие природных факторов на человека. М.: Наука, 1982.

Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М.: Знание, 1985.

для учащихся:

Амосов И.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987.

Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. М.: Московский рабочий, 1989.

Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. М.; Знание, 1977.

Зверев ИД. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы М.: Просвещение, 1989.

Макаров Е.А. Химия и здоровье. М.: Просвещение, 1985.

Маренюк Г.В. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Кишинев: Штиница, 1984.

Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. Л.: Знание,

1986.

Проблемы экологии человека. М.: Наука, 1985.

ТагдисиДТ., МамедовЯ.Д, Алиев ОД. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985

MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»

Экология (учебное электронное издание). Московский Государственный институт

Календарно-тематическое планирование по экологии человека 8 класс

№ уро­ка

Тема урока

Кол-во
часов

Тип урока

Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее

задание

Дата проведения

План
Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1
Что изучает экология человека.

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Экология человека. Экологи­ческие факторы: абиотичес­кие, биотические, антропоген­ные.

Демонстрации:

Научные и научно-популярные книги; фотогра­фии и репродук­ции произведений с изображением физически прив­лекательных лю­дей

Знать предмет изучения науки экология человека. Давать определение понятию экологический фактор. Характеризовать экологичес­кие факторы, их воздействие на организм человека.

§1, с.4-9


ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ВИД (3 часа)

2
Человек как часть живой природы.

П.:Эволюция

1
Комбинированный урок.

Человек - часть природы. Человек - биосоциальное су­щество. Образ жизни.

Демонстрации:

скелеты позво­ночных животных и человека.

Знать понятия: здоровье,образ жизни, режим дня. Объяснять смысл выраже­ния: «Человек - биосоциаль­ное существо». Выявлять связь здоровья и здорового образа жизни.

§2



3
Человек - общест­венное существо.
П.:ЗОЖ
1
Комбинированный урок.

Человек разумный. Здоровый образ жизни.

Знать признаки отличия чело­века от животных. Характеризовать отношения к здоровому образу жизни на разных этапах развития чело­веческого общества.

§3


4
История развития взаимоотношений человека с природой.
Экскурсия №1:
«Краеведческий музей».
1

Урок закрепления знаний

Исторические этапы развития человеческого общества. Развитие знаний о здоровье и благополучии человека.

Знать этапы развития челове­ческого общества. Характеризовать этапы развития человека и природы.

§4


ТЕМА 2. ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов)
5
Природная среда - фактор здоровья.
П.:Условия существования
1

Урок изучения и закре­пления новых знаний

Природная среда. Благопри­ятные и неблагоприятные условия.

Характеризовать влияние природной среды на здоровье человека.

§2, с.9-10


6
Адаптация человека к природной среде.
П.:Абиотические факторы и адаптация к ним живых организмов
1

Комбинированный урок

Антропология. Этнография. Человеческие расы. Климат и здоровье. Биометеорология.

Знать понятия:антропология, этнография.

Называть отличительные признаки рас.

Доказывать принадлежность представителей человечества к виду Человек разумный. Характеризовать влияние климата и погоды на здоровье людей.

§5,6


7
Стресс - наследствен­ная реакция адапта­ции.
П.:Релаксация
1

Комбинированный урок

Стресс - фактор риска для здоровья. Стадии стресса. Причины стресса. Приёмы нейтрализации стресса.

Знать понятие стресс. Характеризовать стадии стре­сса по Гансу Селье. Применять знания о способах нейтрализации стресса в пов­седневной жизни для улучше­ния работоспособности орга­низма и функций нервной системы.

§25


8
Природная среда исто­чник инфекционных заболеваний.
П.:Профилактика инфекционных заболеваний
1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Пути передачи инфекций. Возбудители инфекционных заболеваний. Природно-очаговые заболевания. Профи­лактика инфекционных забо­леваний.

Знать названия инфекционных заболеваний и их признаки проявления; меры профилакти­ки.

Объяснять опасность инфек­ционных заболеваний для чело­века.

Характеризовать способы за­ражения.

Приводить примеры природно-очаговых заболеваний.

Лекция §19-§20


9
Понятие о наследст­венных заболеваниях и их предупреждение.
П.:Наследственность
1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Носители наследственности человека. Хромосомные болезни. Моногенные болез­ни. Методы определения пола и состояния здоровья плода. Лечение наследственных заболеваний.

Знать носителей наследствен­ности человека.

Выделять признаки изменений со стороны хромосом. Объяснять причины возникно­вения наследственных болез­ней.

Описывать методы внутри­утробной диагностики наруше­ний развития плода.

Лекция


ТЕМА 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ (1 час)

10
Биологические ритмы человека.
Практическая работа №1
«Определение хронотипа человека по тестам».
1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Биологические часы. «Совы» и «Жаворонки». Биоритмы.

Знать понятия: биоритмы, биологические часы. Выделять основные группы биоритмов.

Объяснять причину природ­ной ритмичности жизнеде­ятельности живых существ. Применять в повседневной жизни знания о биоритмах для улучшения здоровья и повы­шения работоспособности.

§27


ТЕМА 4. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (3 часа)

11
Понятие качества среды.
П.:Загрязнение среды
1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Среда обитания человека. Городская среда. Качество окружающей среды.

Знать понятие: качество окружающей среды. Характеризовать функциональные зоны города. Предлагать меры по улучше­нию качества окружающей среды.

§28


12
Оценка качества окружающей среды.
П.:Состояние окружающей среды
1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Состояние окружающей среды в Саратовской области.

Приводить примеры состоя­ния окружающей среды Сара­товской области.

Лекция


13
Микроклимат жилых помещений.
Практическая работа №2
«Гигиеническая оценка микрокли­мата помеще­ний».
П.:Гигиена помещения
1

Урок закрепления знаний.

Параметры жилого помеще­ния: воздух, температура, освещение, наличие полимерных материалов.

Выявлять неблагоприятные параметры жилого помещения у себя дома.

Оценивать свой класс по пара­метрам проветривания, темпе­ратуры, освещения.

§29


ТЕМА 5. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (3 часа)

14
Питание как фактор, влияющий на состоя­ние здоровья.
П.: Гигиена питания
1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Пищевые продукты. Пита­тельные вещества. Роль бел­ков, жиров, углеводов в орга­низме. Вода. Минеральные соли. Витамины. Вредные вешества. Болезнетворные организмы.

Знать основные компоненты пищи человека.

Объяснять значение основных компонентов пищи для орга­низма человека. Выявлять признаки витамин­ной недостаточности. Называть основные пути пос­тупления в организм вредных веществ.

Соблюдать меры профилак­тики заболеваний, вызываемых болезнетворными организма­ми

§16,17


15
Физическое развитие.
Продолжитель-ность жизни человека.
П.:ЗОЖ
1

Комбинированный урок

Двигательная активность. Гиподинамия. Основные виды физических упражнений.

Знать понятие гиподинамия. Объяснять влияние двигатель­ной активности на здоровье человека.

Характеризовать основные виды физических упражнений.

§10


16
Вредные привычки.
П.: Вредные привычки
1

Комбинированный урок

Вредные привычки. Пагубные пристрастия. Курение. Алкоголь. Наркомания.

Характеризовать пагубное влияние на организм человека курения,алкоголя, наркотиков.

§8


17
Подведение итогов по курсу «Экология человека».
1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Экология человека».















Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

стандарта основного общего образования по ландшафтной экологии (базовый уровень) 2004 г.

примерной программы для основного общего образования по введению в ландшафтную экологию (базовый уровень) 2004 г.Министерство образования РФ. Под руководством Н.А.Чумаченко.

Основная цель курса: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.

Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов и последовательность их изучения.

Цели. Изучение экологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных экологических понятиях, особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями применять экологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения экологических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с окружающей средой; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию экологических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по ландшафтной экологии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение экологии формирует целый ряд специальных экологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

заложить основы экологического образования учащихся.

Задачи,решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам экологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности его изучения;

Приобщить к терминологическому языку экологии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экологии ученик должен

знать/понимать

основные экологические понятия и термины: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр;

экологические взаимосвязи в природе, их изменения в результате деятельности человека;

многоаспектную ценность ландшафта;

последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г.Саратова, района расположения школы, дома;

влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.

уметь

определять тип ландшафта;

выявлять формы воздействия на него человека;

дать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом);

формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.

Используемый УМК:

Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию: учеб.пособие.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006.

2. Мультимедийные диски компании ВВС

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 18 часов для обязательного изучения учебного предмета «Ландшафтная экология», из расчета 1-го учебного часа в неделю, второе полугодие учебного года.

Рабочая программа рассчитана на 18 часов.

Количество часов

Всего 18 часов; в неделю 1 час

Уроки с использованием ИКТ :1, 3, 5-10, 12, 15-18.

№ урока
Тема урока
Тип урока
Кол-
во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Датапроведения
План.
Факт.

ТЕМА 1.ОСНОВЫПОНЯТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ (5часов)


1
Географическая оболочка и ландшафт.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
1
Представления учёных о природе. Структура географической оболочки.
Ландшафтная сфера. Типы
ландшафтов.
Знать понятия: ландшафтная сфера, ландшафтная экология, ландшафт, геосистема. Характеризовать составные части географической оболочки. Называть учёных, внёсших большой вклад в развитие ландшафтной экологии.
§1.1


2
Классификация геосистем.
Комбинированный урок.
1
Иерархия природных систем.
Уровни геосистем: планетарный, региональный, локальный.
Знать понятие экотон; классификацию геосистем; признаки разделения территории на геосистемы. Характеризовать геосистемы планетарного, регионального, локального уровней.
§1.2


3
Компоненты ландшафта.
Комбинированный урок.
1
Природные компоненты ландшафта. Социально- экономичес­кие компоненты.
Знать понятия: рельеф, биотические и абиотические компоненты, метаболизм ландшафта.
Характеризовать компоненты ландшафта.
Приводить примеры: прямых, обратных связей в ландшафте.
§1.3


4
Структура ландшафта.
Комбинированный урок.
1
Горизонтальная и
вертикальная
структуры в ландшафте.
Фация.
Урочище.
Знать понятия: фация, урочище.
Характеризовать структуры
ландшафта.
Выделять на схеме
элементарные территориальные единицы.
§1.4












5
Функционирование ландшафта. П:
Типы ландшафтов.
Комбинированный урок.
1
Большой и малый круговороты веществ на
Земле. Энергия для перемещения веществ.
Знать понятия: большой круго­ворот, малый круговорот.
Объяснять роль разных источни­ков энергии на Земле для переме­щения веществ.
Приводить примеры веществен- но-знергетичеких связей в ланд­шафте.
§1.5


ТЕМА 2. ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ (8часов)

6
Антропогенное воздействие на ландшафт. П:
Социально-
экономические
компоненты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
1
Природно-
антропогенные
ландшафты.
Антропогенные
факторы. Формы
воздействия человека
на
окружающую среду. Концепция устойчивого развития.
Знать понятия: природно-антро- погенные ландшафты, антропо­генные факторы.
Называть глобальные антропо­генные факторы, влияющие на изменение облика планеты. Объяснять суть концепции ус­тойчивого развития.
Приводить примеры конструк­тивного, стабилизирующего и разрушительного воздействия на ландшафт.
§2.1


7
Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта. П: Природные компоненты ландшафта.
Комбинированный урок.
f
1
Антропогенная нагрузка. Социально- экономические функции ландшафта. Норма нагрузки на ландшафт. Загрязнение терри­тории.
Устойчивость ландшафта.
Знать понятия: загрязнение, устойчивость ландшафта. Характеризовать социально- экономические функции ланд­шафта.
Перечислять и характеризовать
виды антропогенного загрязнения. Приводить примеры относи­тельности устойчивости природных геосистем.
§2.2


8
Классификация природно- антропогенных ландшафтов. П:
Антропогенные факторы.
Комбинированный урок.
1
Классы природно-
антропогенных
ландшафтов.
Приводить примеры беллигера- тивных, водохозяйственных, горнопромышленных, лесохозяй- ственных, рекреационных, сели­тебных, сельскохозяйственных, линейнодорожных ландшафтов.
§2.3


9
Урбанизирован- ные территории. П:
Антропогенная нагрузка.
Комбинированный урок.
1
Структура городского ландшафта. Функциональные зоны города. Экологические проблемы городов.
Знать структуру городского ландшафта.
Характеризовать функциональ­ные зоны города. Показывать взаимосвязь эколо­гических проблем города.
§2.4


10
Культурный ландшафт. П: Природные Ландшафты.
Комбинированный урок.
1
Культурные ландшафты. Управление антропогенными ландшафтами. Эстетика ландшафта
Выявлять отличия культурного ландшафта от акультурного и деградированного.
Объяснять значение культурного ландшафта для людей.
Приводить примеры культурных ландшафтов.
§2.5


11
Ландшафтный мониторинг. П:
Устойчивость ландшафта.
Комбинированный урок.
1
Мониторинг:
локальный,
региональный,
глобальный.
Этапы
аэрокосмического мониторинга. ГИС- технологии. Правила
геоэкологического мониторинга.
Знать понятие мониторинг; правила проведения геоэкологи­ческого мониторинга.
Называть этапы аэрокосмического мониторинга.
Объяснять значение ГИС- технологий для проведения мониторинговых исследований.
§2.6


12
Охрана
ландшафтов. П:
Формы воздействия человека на окружающую среду.
Комбинированный урок.
1
Система ООГТТ (особо охраняе­мые природные территории). Категории охраняемых терри­торий.
Знать объекты охраняемых природных территорий. Характеризовать структуру биосферного заповедника. Называть и показывать на карте охраняемые природные территории Саратовской области.
§2.7


13
Влияние ландшафтов на здоровье человека. П:
Экологические проблемы городов.
Комбинированный урок.
1
Человек - компонент ландшафтов. Влияние компонентов ландшафта на здоровье человека.
Характеризовать и приводить примеры влияния компонентов природного и городского ланд­шафтов на здоровье человека.
§2.8


ТЕМА 3.РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ (5 часов).
14
Ландшафтное
районирование
Саратовской
области. II:
Природно-
антропогенные
ландшафты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
1
Природные зоны Саратовской области. Провинции Правобережья и Левобережья.
Знать и показывать на карте
природные зоны и провинции Саратовской области. Определять тип ландшафта своей территории.
§3.1 с.59- 61


15
Состояние ландшафтов Саратовскойобласти. П:
Структура ландшафта.
Комбинированный урок.
1
Состояние ландшафтов Саратовской области. Проблемы
ландшафтов области.
Называть факторы и процессы, определяющие региональные особенности ландшафтов области. Перечислять основные неблаго­приятные ландшафтные процессы природных зон Саратовской области.
§3.1 с.61- 62


16
Проблемы природополь­зования Саратовской области. II: Структура городского ландшафта.
Комбинированный урок.
1
Объекты экологического риска.
Влияние объектов экологического риска на состояние
ландшафтов области.
Знать виды природопользования осуществляемые в Саратовской области.
Характеризовать виды природо­пользования и выявлять пробле­мы их деятельности на территории области.
Приводить примеры деятельнос­ти объектов экологического риска в зоне проживания.
§3.2


17-18
Урбанизированные территории Саратовской области. П: Влияние компонентов ландшафта на здоровье человека.
Комбинированный урок.
2
Городские ландшафты. Природно-ландшафтные особенности Саратова. Функциональные особенности
городов Саратовской области.
Знать факторы, определяющие условия жизни в городе. Характеризовать основные природно-ландшафтные и функциональные особенности городов Саратов и др.
§3.3