Рабочая программа по экологии в 8 классе
Пояснительная записка
Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».
Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условий существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через биопсихосоциальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.
Экология человека (17 ч. - 1 ч. в неделю)
Авторы: М.З. Федорова, B.C. Кучменко, Т.Л. Лукина
Программа региональная г. Саратов 2005г. под редакцией доктора биологических наук проф. С.И. Беляниной, Ю.И. Буланого, Е.В. Акифьева.
Практических работ - 2, экскурсия - 1.
Уроки с применением ИКТ: 1-11, 14-17.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
понятия «здоровье» и «болезнь»; факторы здоровья и факторы риска болезни;
связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
место человека в системе животных, этапы и факторы становления человека; понятие о наследственных болезнях и их предупреждение; понятие о природноочаговых болезнях.
Учащиеся должны уметь:
оценивать среду жизнедеятельности человека;
объяснять на примерах прямое и опосредованное влияние факторов природной среды на здоровье человека;
составлять свою родословную и карту здоровья;
анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный, подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента здорового образа жизни: рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения, высокопрофессионального отношения к окружающим людям, обществу, природе, творческой активности;
обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании) на здоровье человека.
Дополнительная литература для учителя:
Арнолъди И.А., Кондратьева НИ. Труд и здоровье подростка. М: Медицина, 1982.
Брехман ИИ. Введение в валеологию - науку о здоровье Л Наука, 1987.
Величковский Б.Т., Кирпичев В.К, Суравегина ИТ. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
Гигиена окружающей среды /Под ред. Г.И. Сидоренко. М: Медицина, 1985.
Загрядский В.П., Суммо-Сасуйло З.К. Физические нагрузки современного человека. Л.: Наука, 1982.
Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Гигиена города. М.: Медицина, 1986.
Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.
Калъченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1984.
Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М: Мир, 1982.
Лисицын Ю.П. Слово о здоровье М.: Советская Россия, 1986.
Лисицын Ю.П., СахиоА.В. Здоровье человека - социальная ценность. М.: Мысль,1989.
Маш Р.Д., Воронин Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. : Просвещение, 1983.
НТР, здоровье, здравоохранение / Под ред. А.Ф. Серенко, О. А. Александровой. М.: Медицина, 1984.
Обухова Л.Е. Человек и научно-технический прогресс. Антропо-экологический аспект. М.: Наука, 1977.
Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого, В.А. Полянцева. М.: Медицина, 1988.
Скурихин И.М., Шатерников В. А. Как правильно питаться. 2-е изд. М.: Агропромиздат, 1987.
Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М. : Наука, 1988.
Физиология человека/ Под ред. Г.Н. Косицкого. М,: Медицина, 1970.
Цафрис Г.П. Действие природных факторов на человека. М.: Наука, 1982.
Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М.: Знание, 1985.
для учащихся:
Амосов И.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987.
Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. М.: Московский рабочий, 1989.
Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. М.; Знание, 1977.
Зверев ИД. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы М.: Просвещение, 1989.
Макаров Е.А. Химия и здоровье. М.: Просвещение, 1985.
Маренюк Г.В. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Кишинев: Штиница, 1984.
Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. Л.: Знание,
1986.
Проблемы экологии человека. М.: Наука, 1985.
ТагдисиДТ., МамедовЯ.Д, Алиев ОД. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985
MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»
Экология (учебное электронное издание). Московский Государственный институт
Календарно-тематическое планирование по экологии человека 8 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||
1 | Что изучает экология человека. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Экология человека. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Демонстрации:Научные и научно-популярные книги; фотографии и репродукции произведений с изображением физически привлекательных людей | Знать предмет изучения науки экология человека. Давать определение понятию экологический фактор. Характеризовать экологические факторы, их воздействие на организм человека. | §1, с.4-9 | |||
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ВИД (3 часа) | |||||||||
2 | Человек как часть живой природы. П.:Эволюция | 1 | Комбинированный урок. | Человек - часть природы. Человек - биосоциальное существо. Образ жизни. Демонстрации:скелеты позвоночных животных и человека. | Знать понятия: здоровье,образ жизни, режим дня. Объяснять смысл выражения: «Человек - биосоциальное существо». Выявлять связь здоровья и здорового образа жизни. | §2 | |||
3 | Человек - общественное существо. П.:ЗОЖ | 1 | Комбинированный урок. | Человек разумный. Здоровый образ жизни. | Знать признаки отличия человека от животных. Характеризовать отношения к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества. | §3 | |||
4 | История развития взаимоотношений человека с природой. Экскурсия №1: «Краеведческий музей». | 1 | Урок закрепления знаний | Исторические этапы развития человеческого общества. Развитие знаний о здоровье и благополучии человека. | Знать этапы развития человеческого общества. Характеризовать этапы развития человека и природы. | §4 | |||
ТЕМА 2. ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов) | |||||||||
5 | Природная среда - фактор здоровья. П.:Условия существования | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | Природная среда. Благоприятные и неблагоприятные условия. | Характеризовать влияние природной среды на здоровье человека. | §2, с.9-10 | |||
6 | Адаптация человека к природной среде. П.:Абиотические факторы и адаптация к ним живых организмов | 1 | Комбинированный урок | Антропология. Этнография. Человеческие расы. Климат и здоровье. Биометеорология. | Знать понятия:антропология, этнография. Называть отличительные признаки рас. Доказывать принадлежность представителей человечества к виду Человек разумный. Характеризовать влияние климата и погоды на здоровье людей. | §5,6 | |||
7 | Стресс - наследственная реакция адаптации. П.:Релаксация | 1 | Комбинированный урок | Стресс - фактор риска для здоровья. Стадии стресса. Причины стресса. Приёмы нейтрализации стресса. | Знать понятие стресс. Характеризовать стадии стресса по Гансу Селье. Применять знания о способах нейтрализации стресса в повседневной жизни для улучшения работоспособности организма и функций нервной системы. | §25 | |||
8 | Природная среда источник инфекционных заболеваний. П.:Профилактика инфекционных заболеваний | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Пути передачи инфекций. Возбудители инфекционных заболеваний. Природно-очаговые заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. | Знать названия инфекционных заболеваний и их признаки проявления; меры профилактики. Объяснять опасность инфекционных заболеваний для человека. Характеризовать способы заражения. Приводить примеры природно-очаговых заболеваний. | Лекция §19-§20 | |||
9 | Понятие о наследственных заболеваниях и их предупреждение. П.:Наследственность | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Носители наследственности человека. Хромосомные болезни. Моногенные болезни. Методы определения пола и состояния здоровья плода. Лечение наследственных заболеваний. | Знать носителей наследственности человека. Выделять признаки изменений со стороны хромосом. Объяснять причины возникновения наследственных болезней. Описывать методы внутриутробной диагностики нарушений развития плода. | Лекция | |||
ТЕМА 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ (1 час) | |||||||||
10 | Биологические ритмы человека. Практическая работа №1 «Определение хронотипа человека по тестам». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Биологические часы. «Совы» и «Жаворонки». Биоритмы. | Знать понятия: биоритмы, биологические часы. Выделять основные группы биоритмов. Объяснять причину природной ритмичности жизнедеятельности живых существ. Применять в повседневной жизни знания о биоритмах для улучшения здоровья и повышения работоспособности. | §27 | |||
ТЕМА 4. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (3 часа) | |||||||||
11 | Понятие качества среды. П.:Загрязнение среды | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Среда обитания человека. Городская среда. Качество окружающей среды. | Знать понятие: качество окружающей среды. Характеризовать функциональные зоны города. Предлагать меры по улучшению качества окружающей среды. | §28 | |||
12 | Оценка качества окружающей среды. П.:Состояние окружающей среды | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Состояние окружающей среды в Саратовской области. | Приводить примеры состояния окружающей среды Саратовской области. | Лекция | |||
13 | Микроклимат жилых помещений. Практическая работа №2 «Гигиеническая оценка микроклимата помещений». П.:Гигиена помещения | 1 | Урок закрепления знаний. | Параметры жилого помещения: воздух, температура, освещение, наличие полимерных материалов. | Выявлять неблагоприятные параметры жилого помещения у себя дома. Оценивать свой класс по параметрам проветривания, температуры, освещения. | §29 | |||
ТЕМА 5. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (3 часа) | |||||||||
14 | Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья. П.: Гигиена питания | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Пищевые продукты. Питательные вещества. Роль белков, жиров, углеводов в организме. Вода. Минеральные соли. Витамины. Вредные вешества. Болезнетворные организмы. | Знать основные компоненты пищи человека. Объяснять значение основных компонентов пищи для организма человека. Выявлять признаки витаминной недостаточности. Называть основные пути поступления в организм вредных веществ. Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами | §16,17 | |||
15 | Физическое развитие. Продолжитель-ность жизни человека. П.:ЗОЖ | 1 | Комбинированный урок | Двигательная активность. Гиподинамия. Основные виды физических упражнений. | Знать понятие гиподинамия. Объяснять влияние двигательной активности на здоровье человека. Характеризовать основные виды физических упражнений. | §10 | |||
16 | Вредные привычки. П.: Вредные привычки | 1 | Комбинированный урок | Вредные привычки. Пагубные пристрастия. Курение. Алкоголь. Наркомания. | Характеризовать пагубное влияние на организм человека курения,алкоголя, наркотиков. | §8 | |||
17 | Подведение итогов по курсу «Экология человека». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Экология человека». | |||||
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по ландшафтной экологии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для основного общего образования по введению в ландшафтную экологию (базовый уровень) 2004 г.Министерство образования РФ. Под руководством Н.А.Чумаченко.
Основная цель курса: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.
Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов и последовательность их изучения.
Цели. Изучение экологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных экологических понятиях, особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями применять экологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения экологических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с окружающей средой; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию экологических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по ландшафтной экологии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение экологии формирует целый ряд специальных экологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы экологического образования учащихся.
Задачи,решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам экологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности его изучения;
Приобщить к терминологическому языку экологии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экологии ученик должен
знать/понимать
основные экологические понятия и термины: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр;
экологические взаимосвязи в природе, их изменения в результате деятельности человека;
многоаспектную ценность ландшафта;
последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;
характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;
экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г.Саратова, района расположения школы, дома;
влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.
уметь
определять тип ландшафта;
выявлять формы воздействия на него человека;
дать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом);
формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.
Используемый УМК:
Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию: учеб.пособие.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006.
2. Мультимедийные диски компании ВВС
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 18 часов для обязательного изучения учебного предмета «Ландшафтная экология», из расчета 1-го учебного часа в неделю, второе полугодие учебного года.
Рабочая программа рассчитана на 18 часов.
Количество часов
Всего 18 часов; в неделю 1 час
Уроки с использованием ИКТ :1, 3, 5-10, 12, 15-18.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Кол- во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Датапроведения | ||
План. | Факт. | ||||||||
ТЕМА 1.ОСНОВЫПОНЯТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ (5часов) | |||||||||
1 | Географическая оболочка и ландшафт. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | 1 | Представления учёных о природе. Структура географической оболочки. Ландшафтная сфера. Типы ландшафтов. | Знать понятия: ландшафтная сфера, ландшафтная экология, ландшафт, геосистема. Характеризовать составные части географической оболочки. Называть учёных, внёсших большой вклад в развитие ландшафтной экологии. | §1.1 | |||
2 | Классификация геосистем. | Комбинированный урок. | 1 | Иерархия природных систем. Уровни геосистем: планетарный, региональный, локальный. | Знать понятие экотон; классификацию геосистем; признаки разделения территории на геосистемы. Характеризовать геосистемы планетарного, регионального, локального уровней. | §1.2 | |||
3 | Компоненты ландшафта. | Комбинированный урок. | 1 | Природные компоненты ландшафта. Социально- экономические компоненты. | Знать понятия: рельеф, биотические и абиотические компоненты, метаболизм ландшафта. Характеризовать компоненты ландшафта. Приводить примеры: прямых, обратных связей в ландшафте. | §1.3 | |||
4 | Структура ландшафта. | Комбинированный урок. | 1 | Горизонтальная и вертикальная структуры в ландшафте. Фация. Урочище. | Знать понятия: фация, урочище. Характеризовать структуры ландшафта. Выделять на схеме элементарные территориальные единицы. | §1.4 | |||
5 | Функционирование ландшафта. П: Типы ландшафтов. | Комбинированный урок. | 1 | Большой и малый круговороты веществ на Земле. Энергия для перемещения веществ. | Знать понятия: большой круговорот, малый круговорот. Объяснять роль разных источников энергии на Земле для перемещения веществ. Приводить примеры веществен- но-знергетичеких связей в ландшафте. | §1.5 | ||
ТЕМА 2. ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ (8часов) | ||||||||
6 | Антропогенное воздействие на ландшафт. П: Социально- экономические компоненты. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | 1 | Природно- антропогенные ландшафты. Антропогенные факторы. Формы воздействия человека на окружающую среду. Концепция устойчивого развития. | Знать понятия: природно-антро- погенные ландшафты, антропогенные факторы. Называть глобальные антропогенные факторы, влияющие на изменение облика планеты. Объяснять суть концепции устойчивого развития. Приводить примеры конструктивного, стабилизирующего и разрушительного воздействия на ландшафт. | §2.1 | ||
7 | Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта. П: Природные компоненты ландшафта. | Комбинированный урок. f | 1 | Антропогенная нагрузка. Социально- экономические функции ландшафта. Норма нагрузки на ландшафт. Загрязнение территории. Устойчивость ландшафта. | Знать понятия: загрязнение, устойчивость ландшафта. Характеризовать социально- экономические функции ландшафта. Перечислять и характеризовать виды антропогенного загрязнения. Приводить примеры относительности устойчивости природных геосистем. | §2.2 | ||
8 | Классификация природно- антропогенных ландшафтов. П: Антропогенные факторы. | Комбинированный урок. | 1 | Классы природно- антропогенных ландшафтов. | Приводить примеры беллигера- тивных, водохозяйственных, горнопромышленных, лесохозяй- ственных, рекреационных, селитебных, сельскохозяйственных, линейнодорожных ландшафтов. | §2.3 |
9 | Урбанизирован- ные территории. П: Антропогенная нагрузка. | Комбинированный урок. | 1 | Структура городского ландшафта. Функциональные зоны города. Экологические проблемы городов. | Знать структуру городского ландшафта. Характеризовать функциональные зоны города. Показывать взаимосвязь экологических проблем города. | §2.4 | ||
10 | Культурный ландшафт. П: Природные Ландшафты. | Комбинированный урок. | 1 | Культурные ландшафты. Управление антропогенными ландшафтами. Эстетика ландшафта | Выявлять отличия культурного ландшафта от акультурного и деградированного. Объяснять значение культурного ландшафта для людей. Приводить примеры культурных ландшафтов. | §2.5 | ||
11 | Ландшафтный мониторинг. П: Устойчивость ландшафта. | Комбинированный урок. | 1 | Мониторинг: локальный, региональный, глобальный. Этапы аэрокосмического мониторинга. ГИС- технологии. Правила геоэкологического мониторинга. | Знать понятие мониторинг; правила проведения геоэкологического мониторинга. Называть этапы аэрокосмического мониторинга. Объяснять значение ГИС- технологий для проведения мониторинговых исследований. | §2.6 | ||
12 | Охрана ландшафтов. П: Формы воздействия человека на окружающую среду. | Комбинированный урок. | 1 | Система ООГТТ (особо охраняемые природные территории). Категории охраняемых территорий. | Знать объекты охраняемых природных территорий. Характеризовать структуру биосферного заповедника. Называть и показывать на карте охраняемые природные территории Саратовской области. | §2.7 | ||
13 | Влияние ландшафтов на здоровье человека. П: Экологические проблемы городов. | Комбинированный урок. | 1 | Человек - компонент ландшафтов. Влияние компонентов ландшафта на здоровье человека. | Характеризовать и приводить примеры влияния компонентов природного и городского ландшафтов на здоровье человека. | §2.8 |
ТЕМА 3.РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ (5 часов). | ||||||||
14 | Ландшафтное районирование Саратовской области. II: Природно- антропогенные ландшафты. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | 1 | Природные зоны Саратовской области. Провинции Правобережья и Левобережья. | Знать и показывать на карте природные зоны и провинции Саратовской области. Определять тип ландшафта своей территории. | §3.1 с.59- 61 | ||
15 | Состояние ландшафтов Саратовскойобласти. П: Структура ландшафта. | Комбинированный урок. | 1 | Состояние ландшафтов Саратовской области. Проблемы ландшафтов области. | Называть факторы и процессы, определяющие региональные особенности ландшафтов области. Перечислять основные неблагоприятные ландшафтные процессы природных зон Саратовской области. | §3.1 с.61- 62 | ||
16 | Проблемы природопользования Саратовской области. II: Структура городского ландшафта. | Комбинированный урок. | 1 | Объекты экологического риска. Влияние объектов экологического риска на состояние ландшафтов области. | Знать виды природопользования осуществляемые в Саратовской области. Характеризовать виды природопользования и выявлять проблемы их деятельности на территории области. Приводить примеры деятельности объектов экологического риска в зоне проживания. | §3.2 | ||
17-18 | Урбанизированные территории Саратовской области. П: Влияние компонентов ландшафта на здоровье человека. | Комбинированный урок. | 2 | Городские ландшафты. Природно-ландшафтные особенности Саратова. Функциональные особенности городов Саратовской области. | Знать факторы, определяющие условия жизни в городе. Характеризовать основные природно-ландшафтные и функциональные особенности городов Саратов и др. | §3.3 |