Меню

Рабочая программа по экологии в 7 классе

Пояснительная записка

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы можно организовать учебный курс или факультатив из расчета 1ч в неделю, используя учебное пособие «Экология животных» (авт.: В.Г. Бабенко и др.).

Экология животных 7 класс (35ч. – 1 ч. в неделю)

Авторы: В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П.Шаталова. Экология животных.М.: Вентана-Граф, 20013.

Региональная программа курса Экология животных. Саратов 2005г.

Лабораторных работ – 4, практических работ – 2, экскурсий – 2.

Уроки с использованием ИКТ: 2, 3, 6 – 8, 11, 14, 21, 29– 33.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факто-ров с помощью различных органов чувств.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возраст-ные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, раз­личных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций жи­вотных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особен-ности распространения животных в зависимости от действия экологиче­ских факторов.

5. Давать характеристику основным видамприспособлений животных к раз­личным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обита­ния животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние по­пу-ляций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования живот-ных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биораз­нообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред оби­тания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на пла-нете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздейст­вием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности чело­вечества, а также дея-тельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельско-хозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объекта­ми при-роды.

Дополнительная литература для учителя:

1) Блинников В.И., Блинникова Л.И.Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Природа, 1993.

2) Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.Биология: в 3-х томах. М.: Мир, 1990.

3) Наумов Н.П.Экология животных. М.: Высшая школа, 1963.

4) Одум Ю.Экология: в 2-х томах. М.: Мир, 1986.

5) Пианка Э.Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.

6) 0Риклефс Р.Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.

7) Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Сара­тов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998.

8) Тарасов А.О.Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Сара­тов, ун-та, 1990.

9) Чернова И.М., БыловаA.M.Экология. М.: Просвещение. 1988.

10) Экологический мониторинг. Метод. пособие для учителей сред­них учебных заведений / Сказкин В.В., Маляров М.А., Гурова Т.Ф. и др. М: Агар, 1996.

11) Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Мир, 1988.

для учащихся

1) Акимушкин И.И.Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.

2) Акимушкин И.И.Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985:

3) Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайни­ки. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.

4) Петров В.В.Лес и его жизнь. Книга для учащихся. М. Просве­щение, 1986.

5) Сергеев Б.Ф.Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 1990.

6) Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Репюн. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000.

7) Фарб П.Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.

MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»

Экология(учебное электронное издание). Московский Государственный институт электроники и математики, 2004


Календарно-тематическое планирование

экология животных 7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

План.

Факт.


ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (1 час)

1

Что изучает экология животных.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Экология животных как раздел науки и учебный предмет. Влияние животных на окружающую среду.
Знать понятиеэкология животных.
Объяснятьроль и место экологии животных как раздела науки экология.
Приводить примеры влияния животных на окружающую среду.
с.3



ТЕМА 2. УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (4 часа)

2

Среды жизни. Условия существования. Экскурсия №1«Условия обитания животных».
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Презентация: «Среда обитания». Компоненты среды обитания. Изменчивость условий существования.
Знать понятие среда обитания.
Объяснять роль компонентов среды обитания для любого животного.
Определятьпричины измен-чивости условий существования животных.
С.5-8


3

Предельные условия существования животных.
1
Комбинированный урок.
Предельные условия существования животных: высота, глубина, температура, темнота.
Приводить примеры пре-дельных условий существования животных конкретных видов.
С.8-11


4

Пища животных.
1
Комбинированный урок.
Гетеротрофные и автотрофные организмы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофаги. Копрофагия.
Знать понятия:гетеротрофы, фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофагия;отличиягетеротрофных организмов от автотрофных.
Приводить примеры животных питающихся: растительной пищей, в основном животной пищей, различной по составу пищей.
§2


5

Способы добывания пищи. П:Пищевые цепи.
1
Комбинированный урок.
Способы добывания пищи. Пассивное питание (фильтрация). Паразитическое питание. Активное питание. Формы активного питания.
Знать понятия:пассивное питание, паразитическое питание, активное питание.
Характеризовать способы питания животных.
Приводить примеры животных с разными формами активного питания.
С.16-19



ТЕМА 3. СРЕДЫ ЖИЗНИ (5 часов)

6

Животный мир суши. П:Приспособление растений к низкимтемпературам.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Презентация: «Животные тундры. Животные лесов умеренной зоны».
Знать и различать на рисунках животных тундры и лесов умеренной зоны.
Обосновыватьбогатство ви-дового состава животного мира лесов умеренной зоны по сравнению с тундрой.
§4,с.30-39



7

Животный мир суши. П:Приспособление растений к высоким температурам.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Животные степей, саванн и прерий.
Животные пустынь».Климатические ус-ловия обитания.
Знать и определять по внешнему виду животных степей, саванн, прерий и пустынь.
Объяснять множественность копытных животных в степях, саваннах и прериях.
Характеризоватьприспособления животных к климатическим условиям жизни в пустыни.
§4, с.40-47.
§5, с.47-53



8

Животный мир суши. П:Пища животных.
1
Комбинированный урок..
Презентация: «Животные тропических лесов». Видовое разнообразие. Животные горных областей. Особенность условий обитания.
Знать животных обитающих в тропических лесах и горных областях.
Объяснять причины видового разнообразия животных тро-пических лесов.
Выявлятьхарактерные признаки животных проживающих в горах.
§5, с.53-65

























9

Водная среда обитания. П:Среды жизни.
1
Комбинированный урок.
Условия обитания животных в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоёмах.
Характеризоватьгруппы животных обитающих на разных «этажах» водоёмов.
Сравнивать условияи выявлятьразличия существования животных в воде и на суше, в пресных и солёных водоёмах.
§6


10

Почва как среда обитания. Живые организмы как среда обитания. П:Паразиты.
1
Комбинированный урок.
Условия существования животных в почве. Роль животных в повышении плодородия почвы. Животные- паразиты. Животные-хозяева.
Знатьживотных обитающих в почве.
Выявлять отличия существования животных в почве от условий существования в других средах.
Характеризовать особенности строения тела животных существующих в почве.
Называтьосновные черты строения внутренних паразитов.
Приводить примеры нанесения вреда животными-паразитами своим хозяевам.
§7-8


ТЕМА 4. ЖИЛИЩА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (1 час)

11

Жилище как среда обитания. П:Условия жизни.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Презентация: «Жилище как среда обитания». Жилища животных: нора, дупло, гнездо, логово, лежбище, лёжка.
Характеризовать жилища животных.
Выявлять отличия разных видов жилищ животных.
§3



ТЕМА 5. БИОТИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (3 часа)

12

Животные и растения. П: Природные сообщества.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Взаимное влияние животных и растений. Растения – источник пищи для животных. Опыление. Рас-пространение семян. Укрытия. Жилища.
Характеризовать роль растений в жизни животных, роль животных в жизни растений.
Приводить примеры взаимного влияния растений и животных друг на друга.
§9-10















13

Взаимоотношения между животными одного вида. П: Среда обитания.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Границы территорий. Выбор партнёра. Родители и потомство. Начальники и подчиненные.
Знать понятия:индивидуальный участок,границы территории, территориальноеповедение,ухаживание,демонстрационное поведение, забота о потомстве, запечатление.
Объяснять различия между индивидуальным участком и территорией.
Приводитьпримеры ухаживания у разных животных.
Разъяснять смысл обучения родителями своих детёнышей.
Показывать признаки проявления подчинения у разных животных.
§13-14


14

Отношения между животными различных видов. П:Прямые влияния растений друг на друга.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Презентация: «Отношения между животными различных видов». Хищники и жертвы. «Паразиты» и «хозяева». Нахлебничество. Квартиранство. Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными. Микроорганизмы.
Знать понятия:хищники, жертвы, паразиты, хозяева, конкуренция, нахлебники, квартиранты.
Приводить примеры отношений «хищник – жертва», конкурентных отношений, взаимовыгодных отношений.
Объяснять различие между нахлебничеством и паразитиз-мом.
Показыватьроль микроорганизмов в жизни животных.
§11-12


ТЕМА 6. СВЕТ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ( 1 час)

15

Свет в жизни животных. П:Свет в жизни растений.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Восприятие света животными. Дневные и ночные животные. Световой режим
Называть способы восприятия света животными.
Приводить примеры днев-ных и ночных животных.
Объяснять влияние светового режима на географическое распространение некоторых видов животных.
§15














ТЕМА 7. ВОДА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (2 часа)

16

Значение воды в жизни животных. П:Водная среда обитания.
1
Комбинированный урок.
Содержание воды в телах животных. Пути поступления воды в организм животных. Удаление воды. Сбережение воды.
Знать пути поступления воды в тело животного обитающего в воде, на суше, в почве.
Характеризовать пути потери воды животными.
Приводить примеры сокращения потери воды у разных животных.
§16


17

Лабораторная работа №1
«Реакция дождевых червей на различную влажность почвы».
1
Урок закрепления знаний.
Наблюдение за дождевыми червями
Ставить цель наблюдения.Вести наблюдениеза поведением дождевых червей в почве с разной влажностью.
С.159-160



ТЕМА 8. ТЕМПЕРАТУРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (2 часа)



18

Температура среды обитания. П:Свет в жизни животных.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Значение тепла для жизне-деятельности животных.
Реакция животных на внешнюю температуру. Регуляция теплоотдачи.
Объяснятьзначение тепла для животных.
Знатьисточники тепла для холоднокровных и теплок-ровных животных.
Характеризовать реакцию животных на повышение и понижение температуры в среде обитания.
§17


19

Лабораторная работа №2«Движение амёбы при разных температурах».
1
Урок закрепления знаний
Микроскоп. Амеба.
Знать правила работы с микроскопом.
Ставить цель эксперимента.
Вести наблюдениеза поведением амёбы при разных температурах.
Повт. §17


ТЕМА 9. КИСЛОРОД В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (1 час)

20

Кислород в жизни животных. Домашняя практическая работа №1«Сравнение приспособления млекопитаюших к воздушной и наземной средам жизни».П:Воздушное питание растений.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Состав воздуха. Газовый состав атмосферы. Состав газов в воде. Способы дыхания животных суши и воды. Потребность в кислороде.
Знать состав атмосферного воздуха.
Выявлять отличия составов газов в атмосферном воздухе и воде.
Сравнивать дыхание животных обитающих на суше и в воде.
§18 заполнить таблицу


ТЕМА 10. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (4 часа)

21

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. П:Значение тепла для жизнедеятельности животных.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Оцепенение. Спячка. Экономия энергии при спячки.
Знать понятия:спячка, оцепенение.
Характеризовать изменения среды с которыми связаны оцепенение и спячка у животных.
Объяснять роль в жизни животных способности впадать спячку и оцепенение.
§19-


22

Приспособления мор-фологические, физио-логические и пове-денческие. Домашняя практическая работа №2«Фенологические наблюдения за животными зимой и весной».П:Приспо-собления растений к сезонным изменениям.
1
Комбинированный урок.
Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления животных к сезонным изменениям.
Приводить примерыразличных форм приспособления животных к сезонным изменениям.
С.186-187


23

Лабораторная работа №3«Сезонные изменения в жизни насекомых».
1
Урок закрепления знаний.
Наблюдение за насекомыми на пришкольном участке. Фрагмент отмирающего дерева.
Определять систематическую принадлежность, стадию развития и количество насекомых.
С.179-180


24

Миграция животных. П:Распространение растений.
1
Комбинированный урок.
Миграция. Причины миграции.
Знать понятие миграция.
Называть причины миграции.
Приводить примеры животных совершающих миграцию.
§20


ТЕМА 11. ЧИСЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ (3 часа)

25

Популяции животных. П:Среды жизни.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Область распространения животных. Плотность населения. Обмен особями. Популяции.
Знать понятия: ареал, плотность населения, популяции.
Объяснятьразличия в плотности населения животных.
Показыватьвзаимосвязь численности и плотности популяции.
§21


26

Как и почему меняется численность живот-ных. П:Экологические факторы.
1
Комбинированный урок.
Колебания численности животных. Рост численности. Ограничение численности.
Знать понятиеколебание численности.
Объяснятьпричины роста и сокращения численности популяций.
§22


27

Лабораторная работа №4«Определение численности и плотности популяций животных».
1
Урок закрепления знаний.
Наблюдение за дрозофилами.
Ставить цель наблюдения.Вести наблюдениеза численностью дрозофил.
С.197


ТЕМА 12. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ ЗЕМЛИ (8 часов)

28

Причины сокращения численности видов. П:Экологические факторы.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Многочисленные и малочисленные виды. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Истребление животных человеком.
Знатьпричины сокращения численности животных.
Называть виды животных исчезнувших с нашей планеты по вине человека.
Доказыватьнеобходимость охраны животных.
§23


29

Дикие животные и человек. П:Численность популяций.
Комбинированный урок.
1
Комбинированный урок.
Использование диких животных для нужд человека: источник пиши, кожа и мех, лекарства, биологическая борьба с вредителями.
Приводить примеры использования диких животных для нужд человека.
§25 до с.222
§26


30

Одомашнивание животных. П:Миграция.
1
Комбинированный урок.
Приручение животных. Утилитарные цели. Декоративные цели. Новые виды домашних животных.
Знать млекопитающих, птиц, рыб, насекомых одомашненных человеком.
Обосновывать цели одомашнивания различных видов животных человеком.
§25С.222-227


31

Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.П:Редкие и исчезающие виды растений.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Редкие и исчезающие виды животных». Антропогенный фактор. Красная книга.
Называтьредкие и исчезающие виды животных.
Объяснять цель создания Красной книги.
§24


32

Охраняемые террито-рии России и ряда зару-бежных стран. П:Дикие животные и человек.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Охраняемые территории России». Заповедники. Заказники. Национальные парки. Питомники.
Знать отличия друг от друга заповедников, заказников, национальных парков.
Характеризовать наиболее известные заповедники России и зарубежных стран.
С.211-217


33

Охраняемые террит-ории и животные Саратовской области. П:Антропогенный фактор.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Охраняемые территории Саратовской области». Национальные парки и заказники Саратовской области. Красная книга Саратовской области.
Давать характеристику животного мира Саратовской области.
Перечислять охраняемые территории и животных.
Знать животных обитающих в границах Аркадакского района.
Красная книга Саратовс-кой области.
География Саратовской области §9


34

Экскурсия №2«Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или краеведческий музей».
1
Урок закрепления знаний
Краеведческий музей. Животные Аркадакского района.
Знать природу родного края.
Ставить цель посещения.
Оформить отчёт.


35

Итоговое тестирование
1
Урок контроля.
Красная книга Саратовской области.
Знать природу родного края.
Ставить цель посещения.