Рабочая программа по экологии в 7 классе
Пояснительная записка
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы можно организовать учебный курс или факультатив из расчета 1ч в неделю, используя учебное пособие «Экология животных» (авт.: В.Г. Бабенко и др.).
Экология животных 7 класс (35ч. – 1 ч. в неделю)
Авторы: В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П.Шаталова. Экология животных.М.: Вентана-Граф, 20013.
Региональная программа курса Экология животных. Саратов 2005г.
Лабораторных работ – 4, практических работ – 2, экскурсий – 2.
Уроки с использованием ИКТ: 2, 3, 6 – 8, 11, 14, 21, 29– 33.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»
1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факто-ров с помощью различных органов чувств.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возраст-ные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особен-ности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видамприспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние попу-ляций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования живот-ных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на пла-нете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также дея-тельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельско-хозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами при-роды.
Дополнительная литература для учителя:
1) Блинников В.И., Блинникова Л.И.Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Природа, 1993.
2) Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.Биология: в 3-х томах. М.: Мир, 1990.
3) Наумов Н.П.Экология животных. М.: Высшая школа, 1963.
4) Одум Ю.Экология: в 2-х томах. М.: Мир, 1986.
5) Пианка Э.Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.
6) 0Риклефс Р.Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.
7) Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998.
8) Тарасов А.О.Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990.
9) Чернова И.М., БыловаA.M.Экология. М.: Просвещение. 1988.
10) Экологический мониторинг. Метод. пособие для учителей средних учебных заведений / Сказкин В.В., Маляров М.А., Гурова Т.Ф. и др. М: Агар, 1996.
11) Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Мир, 1988.
для учащихся
1) Акимушкин И.И.Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.
2) Акимушкин И.И.Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985:
3) Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.
4) Петров В.В.Лес и его жизнь. Книга для учащихся. М. Просвещение, 1986.
5) Сергеев Б.Ф.Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 1990.
6) Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Репюн. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000.
7) Фарб П.Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»
Экология(учебное электронное издание). Московский Государственный институт электроники и математики, 2004
Календарно-тематическое планирование
экология животных 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||||||
План. | Факт. | ||||||||||||||||||||
ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (1 час) | |||||||||||||||||||||
1 | Что изучает экология животных. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Экология животных как раздел науки и учебный предмет. Влияние животных на окружающую среду. | Знать понятиеэкология животных. Объяснятьроль и место экологии животных как раздела науки экология. Приводить примеры влияния животных на окружающую среду. | с.3 | |||||||||||||||
ТЕМА 2. УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (4 часа) | |||||||||||||||||||||
2 | Среды жизни. Условия существования. Экскурсия №1«Условия обитания животных». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Среда обитания». Компоненты среды обитания. Изменчивость условий существования. | Знать понятие
среда обитания. Объяснять роль компонентов среды обитания для любого животного. Определятьпричины измен-чивости условий существования животных. | С.5-8 | |||||||||||||||
3 | Предельные условия существования животных. | 1 | Комбинированный урок. | Предельные условия существования животных: высота, глубина, температура, темнота. | Приводить примеры пре-дельных условий существования животных конкретных видов. | С.8-11 | |||||||||||||||
4 | Пища животных. | 1 | Комбинированный урок. | Гетеротрофные и автотрофные организмы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофаги. Копрофагия. | Знать понятия:гетеротрофы, фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофагия;отличиягетеротрофных организмов от автотрофных. Приводить примеры животных питающихся: растительной пищей, в основном животной пищей, различной по составу пищей. | §2 | |||||||||||||||
5 | Способы добывания пищи. П:Пищевые цепи. | 1 | Комбинированный урок. | Способы добывания пищи. Пассивное питание (фильтрация). Паразитическое питание. Активное питание. Формы активного питания. | Знать понятия:пассивное питание, паразитическое питание, активное питание. Характеризовать способы питания животных. Приводить примеры животных с разными формами активного питания. | С.16-19 | |||||||||||||||
ТЕМА 3. СРЕДЫ ЖИЗНИ (5 часов) | |||||||||||||||||||||
6 | Животный мир суши. П:Приспособление растений к низкимтемпературам. Урок изучения и закрепления новых знаний. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Животные тундры. Животные лесов умеренной зоны». | Знать и различать на рисунках животных тундры и лесов умеренной зоны. Обосновыватьбогатство ви-дового состава животного мира лесов умеренной зоны по сравнению с тундрой. | §4,с.30-39 | |||||||||||||||
7 | Животный мир суши. П:Приспособление растений к высоким температурам. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Животные степей, саванн и прерий. Животные пустынь».Климатические ус-ловия обитания. | Знать и определять по внешнему виду животных степей, саванн, прерий и пустынь. Объяснять множественность копытных животных в степях, саваннах и прериях. Характеризоватьприспособления животных к климатическим условиям жизни в пустыни. | §4, с.40-47. §5, с.47-53 | |||||||||||||||
8 | Животный мир суши. П:Пища животных. | 1 | Комбинированный урок.. | Презентация: «Животные тропических лесов». Видовое разнообразие. Животные горных областей. Особенность условий обитания. | Знать животных обитающих в тропических лесах и горных областях. Объяснять причины видового разнообразия животных тро-пических лесов. Выявлятьхарактерные признаки животных проживающих в горах. | §5, с.53-65 | |||||||||||||||
9 | Водная среда обитания. П:Среды жизни. | 1 | Комбинированный урок. | Условия обитания животных в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоёмах. | Характеризоватьгруппы животных обитающих на разных «этажах» водоёмов. Сравнивать условияи выявлятьразличия существования животных в воде и на суше, в пресных и солёных водоёмах. | §6 | ||||||
10 | Почва как среда обитания. Живые организмы как среда обитания. П:Паразиты. | 1 | Комбинированный урок. | Условия существования животных в почве. Роль животных в повышении плодородия почвы. Животные- паразиты. Животные-хозяева. | Знатьживотных обитающих в почве. Выявлять отличия существования животных в почве от условий существования в других средах. Характеризовать особенности строения тела животных существующих в почве. Называтьосновные черты строения внутренних паразитов. Приводить примеры нанесения вреда животными-паразитами своим хозяевам. | §7-8 | ||||||
ТЕМА 4. ЖИЛИЩА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||||||||||
11 | Жилище как среда обитания. П:Условия жизни. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Жилище как среда обитания». Жилища животных: нора, дупло, гнездо, логово, лежбище, лёжка. | Характеризовать жилища животных. Выявлять отличия разных видов жилищ животных. | §3 | ||||||
ТЕМА 5. БИОТИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (3 часа) | ||||||||||||
12 | Животные и растения. П: Природные сообщества. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Взаимное влияние животных и растений. Растения – источник пищи для животных. Опыление. Рас-пространение семян. Укрытия. Жилища. | Характеризовать роль растений в жизни животных, роль животных в жизни растений. Приводить примеры взаимного влияния растений и животных друг на друга. | §9-10 | ||||||
13 | Взаимоотношения между животными одного вида.
П:
Среда обитания. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Границы территорий. Выбор партнёра. Родители и потомство. Начальники и подчиненные. | Знать понятия:индивидуальный участок,границы территории, территориальноеповедение,ухаживание,демонстрационное поведение, забота о потомстве, запечатление. Объяснять различия между индивидуальным участком и территорией. Приводитьпримеры ухаживания у разных животных. Разъяснять смысл обучения родителями своих детёнышей. Показывать признаки проявления подчинения у разных животных. | §13-14 | ||||
14 | Отношения между животными различных видов. П:Прямые влияния растений друг на друга. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Отношения между животными различных видов». Хищники и жертвы. «Паразиты» и «хозяева». Нахлебничество. Квартиранство. Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными. Микроорганизмы. | Знать понятия:хищники, жертвы, паразиты, хозяева, конкуренция, нахлебники, квартиранты. Приводить примеры отношений «хищник – жертва», конкурентных отношений, взаимовыгодных отношений. Объяснять различие между нахлебничеством и паразитиз-мом. Показыватьроль микроорганизмов в жизни животных. | §11-12 | ||||
ТЕМА 6. СВЕТ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ( 1 час) | ||||||||||
15 | Свет в жизни животных. П:Свет в жизни растений. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Восприятие света животными. Дневные и ночные животные. Световой режим | Называть способы восприятия света животными. Приводить примеры днев-ных и ночных животных. Объяснять влияние светового режима на географическое распространение некоторых видов животных. | §15 | ||||
ТЕМА 7. ВОДА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Значение воды в жизни животных. П:Водная среда обитания. | 1 | Комбинированный урок. | Содержание воды в телах животных. Пути поступления воды в организм животных. Удаление воды. Сбережение воды. | Знать пути поступления воды в тело животного обитающего в воде, на суше, в почве. Характеризовать пути потери воды животными. Приводить примеры сокращения потери воды у разных животных. | §16 | ||||||||||||||||||||||||
17 | Лабораторная работа №1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы». | 1 | Урок закрепления знаний. | Наблюдение за дождевыми червями | Ставить цель наблюдения.Вести наблюдениеза поведением дождевых червей в почве с разной влажностью. | С.159-160 | ||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 8. ТЕМПЕРАТУРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Температура среды обитания. П:Свет в жизни животных. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Значение тепла для жизне-деятельности животных. Реакция животных на внешнюю температуру. Регуляция теплоотдачи. | Объяснятьзначение тепла для животных. Знатьисточники тепла для холоднокровных и теплок-ровных животных. Характеризовать реакцию животных на повышение и понижение температуры в среде обитания. | §17 | ||||||||||||||||||||||||
19 | Лабораторная работа №2«Движение амёбы при разных температурах». | 1 | Урок закрепления знаний | Микроскоп. Амеба. | Знать правила работы с микроскопом. Ставить цель эксперимента. Вести наблюдениеза поведением амёбы при разных температурах. | Повт.
§17 | ||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 9. КИСЛОРОД В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Кислород в жизни животных. Домашняя практическая работа №1«Сравнение приспособления млекопитаюших к воздушной и наземной средам жизни».П:Воздушное питание растений. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Состав воздуха. Газовый состав атмосферы. Состав газов в воде. Способы дыхания животных суши и воды. Потребность в кислороде. | Знать состав атмосферного воздуха. Выявлять отличия составов газов в атмосферном воздухе и воде. Сравнивать дыхание животных обитающих на суше и в воде. | §18 заполнить таблицу | ||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 10. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. П:Значение тепла для жизнедеятельности животных. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Оцепенение. Спячка. Экономия энергии при спячки. | Знать понятия:спячка, оцепенение. Характеризовать изменения среды с которыми связаны оцепенение и спячка у животных. Объяснять роль в жизни животных способности впадать спячку и оцепенение. | §19- | ||||||||||||||||||||||||
22 | Приспособления мор-фологические, физио-логические и пове-денческие. Домашняя практическая работа №2«Фенологические наблюдения за животными зимой и весной».П:Приспо-собления растений к сезонным изменениям. | 1 | Комбинированный урок. | Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления животных к сезонным изменениям. | Приводить примерыразличных форм приспособления животных к сезонным изменениям. | С.186-187 | ||||||||||||||||||||||||
23 | Лабораторная работа №3«Сезонные изменения в жизни насекомых». | 1 | Урок закрепления знаний. | Наблюдение за насекомыми на пришкольном участке. Фрагмент отмирающего дерева. | Определять систематическую принадлежность, стадию развития и количество насекомых. | С.179-180 | ||||||||||||||||||||||||
24 | Миграция животных. П:Распространение растений. | 1 | Комбинированный урок. | Миграция. Причины миграции. | Знать понятие
миграция. Называть причины миграции. Приводить примеры животных совершающих миграцию. | §20 | ||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 11. ЧИСЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Популяции животных. П:Среды жизни. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Область распространения животных. Плотность населения. Обмен особями. Популяции. | Знать понятия:
ареал, плотность населения, популяции. Объяснятьразличия в плотности населения животных. Показыватьвзаимосвязь численности и плотности популяции. | §21 | ||||||||||||||||||||||||
26 | Как и почему меняется численность живот-ных. П:Экологические факторы. | 1 | Комбинированный урок. | Колебания численности животных. Рост численности. Ограничение численности. | Знать понятиеколебание численности. Объяснятьпричины роста и сокращения численности популяций. | §22 | ||||||||||||||||||||||||
27 | Лабораторная работа №4«Определение численности и плотности популяций животных». | 1 | Урок закрепления знаний. | Наблюдение за дрозофилами. | Ставить цель наблюдения.Вести наблюдениеза численностью дрозофил. | С.197 | ||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 12. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ ЗЕМЛИ (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Причины сокращения численности видов. П:Экологические факторы. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Многочисленные и малочисленные виды. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Истребление животных человеком. | Знатьпричины сокращения численности животных. Называть виды животных исчезнувших с нашей планеты по вине человека. Доказыватьнеобходимость охраны животных. | §23 | ||||||||||||||||||||||||
29 | Дикие животные и человек. П:Численность популяций. Комбинированный урок. | 1 | Комбинированный урок. | Использование диких животных для нужд человека: источник пиши, кожа и мех, лекарства, биологическая борьба с вредителями. | Приводить примеры использования диких животных для нужд человека. | §25 до с.222 §26 | ||||||||||||||||||||||||
30 | Одомашнивание животных. П:Миграция. | 1 | Комбинированный урок. | Приручение животных. Утилитарные цели. Декоративные цели. Новые виды домашних животных. | Знать млекопитающих, птиц, рыб, насекомых одомашненных человеком. Обосновывать цели одомашнивания различных видов животных человеком. | §25С.222-227 | ||||||||||||||||||||||||
31 | Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.П:Редкие и исчезающие виды растений. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Редкие и исчезающие виды животных». Антропогенный фактор. Красная книга. | Называтьредкие и исчезающие виды животных. Объяснять цель создания Красной книги. | §24 | ||||||||||||||||||||||||
32 | Охраняемые террито-рии России и ряда зару-бежных стран. П:Дикие животные и человек. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Охраняемые территории России». Заповедники. Заказники. Национальные парки. Питомники. | Знать отличия друг от друга заповедников, заказников, национальных парков. Характеризовать наиболее известные заповедники России и зарубежных стран. | С.211-217 | ||||||||||||||||||||||||
33 | Охраняемые террит-ории и животные Саратовской области. П:Антропогенный фактор. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Охраняемые территории Саратовской области». Национальные парки и заказники Саратовской области. Красная книга Саратовской области. | Давать характеристику животного мира Саратовской области. Перечислять охраняемые территории и животных. Знать животных обитающих в границах Аркадакского района. | Красная книга Саратовс-кой области. География Саратовской области §9 | ||||||||||||||||||||||||
34 | Экскурсия №2«Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или краеведческий музей». | 1 | Урок закрепления знаний | Краеведческий музей. Животные Аркадакского района. | Знать природу родного края. Ставить цель посещения. | Оформить отчёт. | ||||||||||||||||||||||||
35 | Итоговое тестирование | 1 | Урок контроля. | Красная книга Саратовской области. | Знать природу родного края. Ставить цель посещения. | |||||||||||||||||||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм