Рабочая программа по экологии в 6 классе
Пояснительная записка
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
На основе данной программы можно организовать учебный курс или факультатив из расчета 1ч в неделю, используя учебное пособие «Экология растений» (авт.: А.М. Былова, Н.И. Шорина).
Экология растений 6 класс (35 ч. – 1 ч. в неделю)
Авторы: А.М. Былова, Н.И. Шорина.Экология растений.М.: Вентана-Граф, 2008
Региональная программа курса Экология растений. г. Саратов 2005г.
Лабораторных работ – 6, практических работ – 7, экскурсий – 4.
Уроки с использованием ИКТ: 3, 5, 10, 17, 22, 24 30, 34, 35.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
по курсу«Экология растений»
1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.
2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям вну-три растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жиз-ненного состояния растений.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных пери-одов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ иотдель-ных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости ком-натных и сельскохозяйственных растений.
Дополнительная литература для учителя:
1) Горышиа Т.К.Экология растений. М.: Высшая школа, 1979.
2) Двораковкий М.С.Экология растений. М.: Высшая школа, 1983!
3) Лархер В.Экология растений. М.: Мир, 1978.
4) Миркин Б.М.Что такое растительные сообщества. М.: Наука, 1986.
5) Нагалевский В.Я., Николаевский В.Г.Экологическая анатомия растений. Краснодар, 1981.
6) Пианка Э.Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.
7)Работнов ТА.Фитоценология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
8) Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.
9) Серебряков И.Г.Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. М.; Высшая школа, 1962.
10) Серебрякова Т.И.Жизненные формы растений // Жизнь растений: в 6-и т. М: Просвещение, 1974. Т. 1.
11)TиmohиhA.K.,HomoвA.A.Большой практикум по экологической анатомии покрытосеменных растений. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1993.
12) Уранов А.А.Растение и среда //Жизнь растений: в 6-и т. М.: Просвещение, 1974. Т. 1.
13) Ценопопуляции растений (основные понятия и структура). М.: Наука, 1976
14) Чернова Н.М.Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1988.
15) Чернова Н.М., ВыловаA.M.Экология. М.: Просвещение, 1988.
для учащихся
1) БыловаA.M,, Шорина Н.М.Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М: Вентана-Граф, 1999.
2) Краткий словарь ботанических терминов. / Сост. М.В. Буланая и др. Саратов: Изд-во Саратов, пед. ин-та, 1993.
3) Охраняемые растения Саратовской области. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1979.
4) Петров В.В.Из жизни зеленого мира. М. Просвещение, 1982.
5) Петров В.В.Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.
6) Петров В.В.Лесные тайны. М.: Лесная промышленность, 1989.
7) Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998
8) Фарб П.Популярная экология. М.: Мир, 1971.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»
Экология(учебное электронное издание). Московский Государственный институт электроники и математики, 2004
№ уро-ка | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||
План. | Факт. | |||||||||||||
Тема 1. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа) | ||||||||||||||
1 | Предмет изучения экологии растений. Окружающая среда, экологические факторы. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Среда обитания. Условия существования. Взаимные влияния. Экология растений. Способы питания и обмен веществ. Способы защиты. | Знать понятия:экология, условия существования, среда обитания. Сравнивать способы питания растений и животных. Характеризовать проявление взаимосвязей живых организмов с окружающей средой; способы защиты растений и животных от врагов; | §1, 2 | ||||||||
2 | Экскурсия №1. «Живой организм, его среда обитания и условия существ-ования». | 1 | Урок закрепления новых знаний. | Живой организм. Среда обитания. Сельский парк. Правила поведения на природе. | Знать правила поведения на природе. Применятьна практике полученные знания для ведения наблюдений за живыми организмами. | Оформить отчёт | ||||||||
ТЕМА 2. СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||
3 | Свет в жизни растений. П/р. №1.«Определение количества солнечных дней в году». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Свет в жизни растений». Свет и фотосинтез. Влияние света на рост растений. Прямой и рассеянный солнечный свет. Солнечный спектр. | Знать понятия:фотосинтез, солнечный спектр. Объяснять влияние света на рост растений. Характеризовать процесс фо-тосинтеза. | §3, 4 Вести дневник наблюдений. | ||||||||
4 | Экологические группы растений по отношению к свету. Лабораторная работа №1 «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.» | 1 | Комбинированный урок. | Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Листовая мозаика. Микроскоп. Микропрепараты листьев. | Знать экологические группы растений по отношению к свету; правила работы с микроскопом. Уметьготовить микропрепараты листьев. | §5, 6 | ||||||||
5 | Приспособление зеленых растений к использованию света. П: Фотосинтез. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Приспособ-ление растений к условиям освещения». Подснежники. Глубокий покой. Летне-зелёные растения. Вечнозелёные растения. | Знать название групп растений по способам приспособления к разным условиям освещения. Характеризовать способы приспособления растений к разным условиям освещения. | §7 | |||||||||||||||||
ТЕМА 3. ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
6 | Тепло в жизни растений. П/р №2. «Определение среднегодовой и среднее зонных температур сво-ей местности и растений, прис-пособленных к ней». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | Тепло – необходимое условие жизни. Температурные границы. Промораживание. Вегета-ционный период. Тепловые полюса. | Знать понятиевегетационный период. Объяснять значение тепла для цветения и роста плодов Применять полученные знания при выращивании садовых и огородных растений. | §9, 10 | |||||||||||||||||
7 | Температура тела растений и ее зависимость от температуры окружающей среды. П:Экологические факторы. | 1 | Комбинированный урок. | Выделение тепла при дыхании растений. Температура тела растения. Точечный термометр. | Выявлять зависимость между температурой тела растения и температурой окружающей среды. Характеризовать температуру разных органов растения. | §11 | |||||||||||||||||
8 | Приспособление растений к высоким и низким температурам. П:Тепло в жизни растений. | 1 | Комбинированный урок. | Приспособление растений к высоким и низким температурам. Летний покой. Жаровыносливые растения. Закалка растений. Группы растений по отношению к теплу и холоду. | Знатьприспособления растений к высоким температурам. Приводить примеры разных групп растений по отношению к теплу и холоду. Называть районы их роста. | §12, 13 | |||||||||||||||||
ТЕМА 4. ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
9 | Вода как необходимое условие жизни растений. П/р. №3.«Определение количества до-ждливых и засу-шливых дней в году в своей местности». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Внутренний запас воды растений. Расселение растений с помощью воды. | Знать,какоезначение имеет воды находящейся в вакуолях. Уметь вести наблюдение за погодой. Доказыватьнеобходимость воды и тепла для прорастания семян. | §14 | |||||||||||||||||
10 | Приспособление растений к водному режиму. П:Корневые системы. | 1 | Комбинированный урок | Презентация: «Экологические группы растений по отношению к воде». Приспособление растений к различным условиям влажности. | Знатьэкологические группы растений по отношению к воде. Характеризоватьприспособление растений к различным условиям влажности. | §16 | |||||||||||||||||
11 | Лабораторная работа №2«Знакомство с водными, влаг-олюбивыми и засушливыми растениями». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Гербарий. Рисунки растений. | Самостоятельно находитьинформацию в учебнике §16-19о растениях. | Повт. §14, 16 | |||||||||||||||||
ТЕМА 5. ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (4 часа) | |||||||||||||||||||||||
12 | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. П:Вода в жизни растений. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Состав воздуха. Значение азота, кислорода, углекислого газа для жизни растений. | Знать состав воздуха. Характеризоватьроль компонентов воздуха в жизни растении. | §21 до с.60 | |||||||||||||||||
13 | Ветер. Приспособление растений к ветроопылению, распространение плодов и семян. Л/р. №3. «Изучение приспособлений растений к опы-лению и распро-странению плодов и семян». | 1 | Комбинированный урок. | Воздействие ветра на растения. Приспособления растений к опылению ветром. Коллекция плодов и семян. | Знать понятия:ветровал,бурелом, ветроустойчивые растения. Определятьв представленной коллекции плодов и семян растений приспособления для опыления и распространения. | §22, 23 | |||||||||||||||||
14 | Лабораторная работа №4«Определение с помощью дома-шних растений степени запы-лённости возду-ха». | 1 | Урок закрепления знаний и умений. | Домашние растения. | Определятьстепень запылённости воздуха в классе. | §22, 23 | |||||||||||||||||
15 | Влияние атмосферных загрязнений на растения. П:Состав воздуха. | 1 | Комбинированный урок. | Вредные примеси. Деятель-ность человека по регулиро-ванию воздушных потоков и газового состава воздуха. | Характеризоватьвлияние вредных примесей в воздухе на растения. Приводить примерырегулирования человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. | §21 с.60, §25 | |||||||||||||||||
ТЕМА 6. ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
16 | Почва необходимое условие жизни растений. П: | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Почва. Виды почв. Состав почв. Плодородие почвы. Запас семян в почве. | Знать понятие
плодородие почвы;виды и состав почв. Объяснять значение гумуса в почве; значение почвы в питании растений; сохранении семян. | §26, 27 | |||||||||||||||||
17 | Экологические группы растений по отношению к разным типам почв. П:Мине-ральные соли. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Экологические группы растений по отношению к разным типам почв». Бедные и богатые почвы. Растения богатых и бедных почв. Растения засоленных почв. | Знать,чем определяется богатство почв. Приводить примеры азотолюбивых растений. Объяснять причины засоления почв. | §28 | |||||||||||||||||
18 | Улучшение почв человеком. Охрана почв. Экскурсия №2 «Человек и поч-ва».П:Органические удобрения. | 1 | Комбинированный урок. | Удобрение почв. Рыхление почв. Рассоление почв. Охрана почв. Подготовка почвы для комнатных растений. | Знать понятия:
зелёное удобрение, известкование, рассоление почв, ветровая эрозия, водная эрозия, овражная эрозия. Характеризовать деятельность человека по охране почв. | §29, 30 | |||||||||||||||||
ТЕМА 7. ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа) | |||||||||||||||||||||||
19 | Взаимное влияние животных и растений. Значение живот-ных для опыления и распространения семян. П:Плоды. Соцветия. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Животные-опылители. Значение опыления. Способы распространения плодов и семян. | Называть животных опыляющих растения. Объяснять практическое значение опыления. Характеризовать способы распространения плодов и семян; приспособления плодов и семян для распространения. | §31, 32 | |||||||||||||||||
20 | Значение растений для животных. Растения- хищники. П:Растительное сообщество. | 1 | Комбинированный урок. | Растительноядные животные. Влияние выпаса на растения. Растения хищники. Эпифиты. | Объяснять влияние выпаса животных на травянистые растения; причины сбоя. Называть растения-хищники. Характеризовать приспособления растений-хищников для «ловли» и «поедания» животных. | §33, 34 | |||||||||||||||||
ТЕМА 8. ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час) | |||||||||||||||||||||||
21 | Взаимоотношения между растениями. Л/р. №5. «Взаимодействие лиан с другими растениями». | 1 | Комбинированный урок. | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Формы взаимодействия. Конкуренция. | Знать понятия:прямые влияния, фитоклимат, конкуренция, корневая конкуренция. Сравнивать способы питанияэпифитов, полупаразитов, паразитов. Приводить примеры разных видов конкуренции среди растений. | §35, 36 | |||||||||||||||||
ТЕМА 9. ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа) | |||||||||||||||||||||||
22 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. П: Круговорот веществ. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Грибы и бактерии». Способы питания грибов и бактерий. Круговорот веществ. Микориза. Клубеньковые бактерии. Зелёные удобрения. | Знать понятия:
сапротрофы, микориза. Объяснять роль круговорота веществ в природе. Характеризовать микоризу. Доказывать значение использования бобовых растений в качестве зелёных удобрений. | §37, 38 | |||||||||||||||||
23 | Бактериальные и грибные болезни растений. Л/р. №6."Грибные заболевания злаков». | 1 | Комбиниро-ванный урок. | Болезнетворные бактерии. Паразитические грибы. Грибные болезни сельскохо-зяйственных растений. | Знать понятия:фитофтороз, фитофтора. Приводить примерыгрибных заболеваний у растений. Объяснятьопасность распространения грибных заболеваний в новых условиях. | §39 | |||||||||||||||||
ТЕМА 10. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||||
24 | Приспособленность растений к сезонам года. П:Тепло в жизни растений. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Презентация: «Осень и зима в жизни растений». Подготовка растений к зиме. Листопад. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Весеннее сокодвижение. | Знать понятия:лесная подстилка, озимые однолетники, яровые однолетники, глубокий покой, вынужденный покой, отава. Объяснять роль листопада в жизни растений; роль весеннего сокодвижения. Приводить примеры озимых и яровых однолетних растений. | §40, 41 | ||
25 | Фенологические фа-зы растений и влия-ние на них климата и погоды. Эк. №3.«Приспособления растений к сезонам года». | 1 | Комбинированный урок. | Фенологические фазы. Особенности фенологических фаз. Влияние климата и погоды на фенологические фазы. | Знать понятия:
фенология, фенологические фазы. Называтьосновные фенологические фазы растений умеренного климата. Объяснятьи приводить примеры влияния климата местности и погоды на сроки наступления и длительность фенологических фаз. | §42 | ||
ТЕМА 11. ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час) | ||||||||
26 | Периоды жизни и возрастные состоя-ния растений. П:Строение семени. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Периоды жизни. Возрастные состояния. Причины покоя семян. Длительность возраст-ных состояний. | Знать понятия:
периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости. Характеризовать периоды жизни растений. Объяснятьпричины покоя семян. | §44, 45 | ||
ТЕМА 12. РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ (2 часа) | ||||||||
27 | Условия существования растений. П:Экологические фак-торы. | 1 | Комбинированный урок. | Условия существования растений. Экологическая приспособленность. | Знать понятия:
широкая эко-логическая приспособленность, узкая экологическая приспособленность. Приводить примерыи выяв-лять отличиярастений с широкой и узкой экологической приспособленностью. | §46 | ||
28 | Жизненное состояние растений. П/р. №4. «Воздействие человека на рас-тительность». | 1 | Комбинированный урок. | Уровни жизненного состояния. Воздействие человека на растительность. | Знать понятие
жизненное состояние. Характеризоватьуровни жизненного состояния. Приводить примеры растений одного вида с высоким, средним и низким уровнем жизненного состояния. | §47, 56 | ||
ТЕМА 13. ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (1 час) | ||||||||
29 | Разнообразие жиз- ненных форм расте-ний. П/р. №5. «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Классификация жизненных форм. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности. | Знать понятиежизненные формы; классификацию жизненных форм растений. Называть различия жизненных форм и экологических групп растений. Приводить примеры деревьев разных климатических зон. Выявлять различия в их внешнем виде. | §48, 49 | ||
ТЕМА 14. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа) | ||||||||
30 | Растительные сооб-щества, их видовой состав. П:Строение растительных сообществ. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Растительные сообщества». Естественные и искусственные растительные сообщества. Взаимные влияния растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. | Знать понятия:растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав. Называть важнейшие признаки растительных сообществ; отличия между естественными и искусственными растительными сообществами. Приводить примеры сообществ с богатым и бедным видовым составом. | §50, 51 | ||
31 | Количественные соотношения видов в растительном сообществе. П/р. №6.«Изучение состояния растительного сообщества сельского парка». | 1 | Комбинированный урок. | Способы подсчёта растений и животных. Господствующие и сопутствующие виды. Виды-строители сообществ. Разно-образие растений одного вида. Самоизреживание леса. Подрост. | Знать понятия:плотность вида, обилие вида. Характеризовать способы подсчёта растений. Приводить примеры растений-строителей сообществ. Объяснять причины самоиз-реживания деревьев в лесу. | §52, 53 | ||
32 | Строение растительных сообществ. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. Экскурсия №4.«Строение растительного сообщества» | 1 | Комбинированный урок. | Строение растительных сооб-ществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчленён-ность. Суточные изменения. Сезонные изменения. | Знать понятия:ярусность, смены растительных сообществ. Объяснять причины возникновения ярусов в растительном сообшестве. Приводить примеры смены растительных сообществ. | §54, 55 | ||
ТЕМА 15. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа) | ||||||||
33 | Редкие и охраняемые растения. П/р. №7.«Охраняемые территории». | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Обеднение видового разнооб-разия. Редкие растения. Охра-няемые растения. Красные книги. | Знать понятия:редкие растения, охраняемые растения, Красная книга. Называть причины редкости растений. Приводить примеры редких и охраняемых растений. Сравнивать понятия:редкие растения, охраняемые растения. | §57 | ||
34 | Охраняемые терри-тории. П:Возде-йствие человека на растительность. | 1 | Комбинированный урок. | Презентация: «Охраняемые территории». Заповедники. Национальные парки. Памятники природы. | Знать понятиеохраняемая территория. Объяснятьроль и значение заповедников для охраны растений. Описыватьразличия заповеников и национальных парков. Характеризовать памятники природы. | §58 | ||
35 | Редкие и охраняемые растения своей местности. П:Редкие растения. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Красная книга Саратовской области. Презентация: «Редкие и охраняемые растения Саратовской области». | Приводить примерыредких и охраняемых растений Саратовской области, Аркадакского района. |