Меню

Рабочая программа по экологии в 6 классе

Пояснительная записка

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

На основе данной программы можно организовать учебный курс или факультатив из расчета 1ч в неделю, используя учебное пособие «Экология растений» (авт.: А.М. Былова, Н.И. Шорина).

Экология растений 6 класс (35 ч. – 1 ч. в неделю)

Авторы: А.М. Былова, Н.И. Шорина.Экология растений.М.: Вентана-Граф, 2008

Региональная программа курса Экология растений. г. Саратов 2005г.

Лабораторных работ – 6, практических работ – 7, экскурсий – 4.

Уроки с использованием ИКТ: 3, 5, 10, 17, 22, 24 30, 34, 35.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

по курсу«Экология растений»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового со­става, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологиче­ским факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность рас­тений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям вну-три растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жиз-ненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных пери-одов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных со­обществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сооб­ществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте ве­ществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биораз­нообразия растений.

10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ иотдель-ных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемо­сти ком-натных и сельскохозяйственных растений.

Дополнительная литература для учителя:

1) Горышиа Т.К.Экология растений. М.: Высшая школа, 1979.

2) Двораковкий М.С.Экология растений. М.: Высшая школа, 1983!

3) Лархер В.Экология растений. М.: Мир, 1978.

4) Миркин Б.М.Что такое растительные сообщества. М.: Наука, 1986.

5) Нагалевский В.Я., Николаевский В.Г.Экологическая анатомия растений. Краснодар, 1981.

6) Пианка Э.Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.

7)Работнов ТА.Фитоценология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

8) Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.

9) Серебряков И.Г.Экологическая морфология растений. Жизнен­ные формы покрытосеменных и хвойных. М.; Высшая школа, 1962.

10) Серебрякова Т.И.Жизненные формы растений // Жизнь расте­ний: в 6-и т. М: Просвещение, 1974. Т. 1.

11)mohиhA.K.,HomoвA.A.Большой практикум по экологической анатомии покрытосеменных растений. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1993.

12) Уранов А.А.Растение и среда //Жизнь растений: в 6-и т. М.: Про­свещение, 1974. Т. 1.

13) Ценопопуляции растений (основные понятия и структура). М.: Наука, 1976

14) Чернова Н.М.Лабораторный практикум по экологии. М.: Про­свещение, 1988.

15) Чернова Н.М., ВыловаA.M.Экология. М.: Просвещение, 1988.

для учащихся

1) БыловаA.M,, Шорина Н.М.Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М: Вентана-Граф, 1999.

2) Краткий словарь ботанических терминов. / Сост. М.В. Буланая и др. Саратов: Изд-во Саратов, пед. ин-та, 1993.

3) Охраняемые растения Саратовской области. Саратов: Приволж­ское книжное изд-во, 1979.

4) Петров В.В.Из жизни зеленого мира. М. Просвещение, 1982.

5) Петров В.В.Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.

6) Петров В.В.Лесные тайны. М.: Лесная промышленность, 1989.

7) Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Сара­тов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998

8) Фарб П.Популярная экология. М.: Мир, 1971.

MULTIMEDIA-поддержка курса «Экология»

Экология(учебное электронное издание). Московский Государственный институт электроники и математики, 2004

уро-ка

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения


План.

Факт.


Тема 1. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа)

1

Предмет изучения экологии растений. Окружающая среда, экологические факторы.
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Среда обитания. Условия
существования. Взаимные влияния.
Экология растений. Способы питания
и обмен веществ. Способы защиты.
Знать понятия:экология, условия существования, среда обитания.
Сравнивать способы питания растений и животных.
Характеризовать проявление взаимосвязей живых организмов с окружающей средой; способы защиты растений и животных от врагов;
§1, 2


2

Экскурсия №1.
«Живой организм, его среда обитания и условия существ-ования».
1
Урок закре­пления новых зна­ний.
Живой организм. Среда обитания.
Сельский парк. Правила поведения на
природе.
Знать правила поведения на природе.
Применятьна практике полученные знания для ведения наблюдений за живыми организмами.
Оформить отчёт



ТЕМА 2. СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)


3

Свет в жизни растений. П/р. №1.«Определение количества солнечных дней в году».
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Презентация: «Свет в жизни растений».
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост
растений. Прямой и рассеянный солнечный
свет. Солнечный спектр.
Знать понятия:фотосинтез, солнечный спектр.
Объяснять влияние света на рост растений.
Характеризовать процесс фо-тосинтеза.
§3, 4
Вести дневник наблюдений.


4

Экологические группы растений по отношению к свету.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.»
1
Комбинированный урок.
Светолюбивые растения. Теневыносливые и
тенелюбивые растения. Листовая мозаика.
Микроскоп. Микропрепараты листьев.
Знать экологические группы растений по отношению к свету; правила работы с микроскопом.
Уметьготовить микропрепараты листьев.
§5, 6

















5

Приспособление зеленых растений к использованию
света. П: Фотосинтез.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Приспособ-ление растений к условиям освещения». Подснежники. Глубокий покой. Летне-зелёные растения. Вечнозелёные растения.
Знать название групп растений по способам приспособления к разным условиям освещения.
Характеризовать способы приспособления растений к разным условиям освещения.
§7



ТЕМА 3. ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

6

Тепло в жизни растений. П/р №2. «Определение
среднегодовой и среднее зонных температур сво-ей местности и растений, прис-пособленных к ней».
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний
Тепло – необходимое условие жизни. Температурные границы. Промораживание. Вегета-ционный период. Тепловые полюса.
Знать понятиевегетационный период.
Объяснять значение тепла для цветения и роста плодов
Применять полученные знания при выращивании садовых и огородных растений.
§9, 10


7

Температура тела растений и ее зависимость от
температуры окружающей среды. П:Экологические
факторы.
1
Комбинированный урок.
Выделение тепла при дыхании растений. Температура тела растения. Точечный термометр.
Выявлять зависимость между температурой тела растения и температурой окружающей среды.
Характеризовать температуру разных органов растения.
§11


8

Приспособление растений к высоким и низким температурам.
П:Тепло в жизни растений.
1
Комбинированный урок.
Приспособление растений к высоким и низким температурам. Летний покой. Жаровыносливые растения. Закалка растений. Группы растений по отношению к теплу и холоду.
Знатьприспособления растений к высоким температурам.
Приводить примеры разных групп растений по отношению к теплу и холоду.
Называть районы их роста.
§12, 13


ТЕМА 4. ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

9

Вода как необходимое условие жизни растений. П/р. №3.«Определение количества до-ждливых и засу-шливых дней в году в своей местности».
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Внутренний запас воды растений. Расселение растений с помощью воды.
Знать,какоезначение имеет воды находящейся в вакуолях.
Уметь вести наблюдение за погодой.
Доказыватьнеобходимость воды и тепла для прорастания семян.
§14


10

Приспособление растений к водному режиму. П:Корневые системы.
1
Комбинированный урок
Презентация: «Экологические группы растений по отношению к воде».
Приспособление растений к различным условиям влажности.
Знатьэкологические группы растений по отношению к воде.
Характеризоватьприспособление растений к различным условиям влажности.
§16


11

Лабораторная работа №2«Знакомство с водными, влаг-олюбивыми и засушливыми растениями».
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Гербарий. Рисунки растений.
Самостоятельно находитьинформацию в учебнике §16-19о растениях.
Повт. §14, 16


ТЕМА 5. ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (4 часа)

12

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. П:Вода в жизни растений.
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Состав воздуха. Значение азота, кислорода, углекислого газа для жизни растений.
Знать состав воздуха.
Характеризоватьроль компонентов воздуха в жизни растении.
§21 до с.60


13

Ветер. Приспособление растений к ветроопылению, распространение плодов и семян. Л/р. №3. «Изучение приспособлений растений к опы-лению и распро-странению плодов и семян».
1
Комбинированный урок.
Воздействие ветра на растения.
Приспособления растений к опылению ветром.
Коллекция плодов и семян.
Знать понятия:ветровал,бурелом, ветроустойчивые растения.
Определятьв представленной коллекции плодов и семян растений приспособления для опыления и распространения.
§22, 23


14

Лабораторная работа №4«Определение с помощью дома-шних растений степени запы-лённости возду-ха».
1
Урок закрепления зна­ний и умений.
Домашние растения.
Определятьстепень запылённости воздуха в классе.
§22, 23


15

Влияние атмосферных загрязнений на растения. П:Состав воздуха.
1
Комбинированный урок.
Вредные примеси. Деятель-ность человека по регулиро-ванию воздушных потоков и газового состава воздуха.
Характеризоватьвлияние вредных примесей в воздухе на растения.
Приводить примерырегулирования человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
§21 с.60, §25


ТЕМА 6. ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

16

Почва необходимое условие жизни растений. П:
1
Урок изучения и закре­пления новых зна­ний.
Почва. Виды почв. Состав почв. Плодородие почвы. Запас семян в почве.
Знать понятие плодородие почвы;виды и состав почв.
Объяснять значение гумуса в почве; значение почвы в питании растений; сохранении семян.

§26, 27



17

Экологические группы растений по отношению к разным типам почв. П:Мине-ральные соли.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Экологические группы растений по отношению к разным типам почв». Бедные и богатые почвы. Растения богатых и бедных почв. Растения засоленных почв.
Знать,чем определяется богатство почв.
Приводить примеры азотолюбивых растений.
Объяснять причины засоления почв.
§28


18

Улучшение почв человеком. Охрана почв. Экскурсия №2
«Человек и поч-ва».П:Органические удобрения.
1
Комбинированный урок.
Удобрение почв. Рыхление почв. Рассоление почв. Охрана почв. Подготовка почвы для комнатных растений.
Знать понятия: зелёное удобрение, известкование, рассоление почв, ветровая эрозия, водная эрозия, овражная эрозия.
Характеризовать деятельность человека по охране почв.
§29, 30


ТЕМА 7. ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа)

19

Взаимное влияние животных и растений. Значение живот-ных для опыления и распространения семян. П:Плоды. Соцветия.
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Животные-опылители. Значение опыления. Способы распространения плодов и семян.
Называть животных опыляющих растения.
Объяснять практическое значение опыления.
Характеризовать способы распространения плодов и семян; приспособления плодов и семян для распространения.
§31, 32


20

Значение растений для животных. Растения-
хищники. П:Растительное сообщество.
1
Комбинированный урок.
Растительноядные животные. Влияние выпаса на растения.
Растения хищники. Эпифиты.
Объяснять влияние выпаса животных на травянистые растения; причины сбоя.
Называть растения-хищники.
Характеризовать приспособления растений-хищников для «ловли» и «поедания» животных.

§33, 34



ТЕМА 8. ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час)

21

Взаимоотношения между растениями.
Л/р. №5.
«Взаимодействие лиан с другими растениями».
1
Комбинированный урок.
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Формы взаимодействия. Конкуренция.
Знать понятия:прямые влияния, фитоклимат, конкуренция, корневая конкуренция.
Сравнивать способы питанияэпифитов, полупаразитов, паразитов.
Приводить примеры разных видов конкуренции среди растений.
§35, 36


ТЕМА 9. ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа)

22
Роль грибов и бактерий в жизни растений. П:
Круговорот веществ.
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Презентация: «Грибы и бактерии». Способы питания грибов и бактерий. Круговорот веществ. Микориза. Клубеньковые бактерии. Зелёные удобрения.
Знать понятия: сапротрофы, микориза.
Объяснять роль круговорота веществ в природе.
Характеризовать микоризу.
Доказывать значение использования бобовых растений в качестве зелёных удобрений.

§37, 38



23
Бактериальные и грибные
болезни растений. Л/р. №6."Грибные заболевания злаков».
1
Комбиниро-ванный урок.
Болезнетворные бактерии. Паразитические грибы. Грибные болезни сельскохо-зяйственных растений.
Знать понятия:фитофтороз, фитофтора.
Приводить примерыгрибных заболеваний у растений.
Объяснятьопасность распространения грибных заболеваний в новых условиях.
§39





























ТЕМА 10. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа)

24

Приспособленность растений к сезонам года. П:Тепло в жизни растений.
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Презентация: «Осень и зима в жизни растений». Подготовка растений к зиме. Листопад. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Весеннее сокодвижение.
Знать понятия:лесная подстилка, озимые однолетники, яровые однолетники, глубокий покой, вынужденный покой, отава.
Объяснять роль листопада в жизни растений; роль весеннего сокодвижения.
Приводить примеры озимых и яровых однолетних растений.
§40, 41


25

Фенологические фа-зы растений и влия-ние на них климата и погоды. Эк. №3.«Приспособления растений к сезонам года».
1
Комбинированный урок.
Фенологические фазы. Особенности фенологических фаз. Влияние климата и погоды на фенологические фазы.
Знать понятия: фенология, фенологические фазы.
Называтьосновные фенологические фазы растений умеренного климата.
Объяснятьи приводить примеры влияния климата местности и погоды на сроки наступления и длительность фенологических фаз.
§42


ТЕМА 11. ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час)

26

Периоды жизни и возрастные состоя-ния растений. П:Строение семени.
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Периоды жизни. Возрастные состояния. Причины покоя семян. Длительность возраст-ных состояний.
Знать понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.
Характеризовать периоды жизни растений.
Объяснятьпричины покоя семян.
§44, 45


ТЕМА 12. РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ (2 часа)

27

Условия существования растений. П:Экологические фак-торы.
1
Комбинированный урок.
Условия существования растений. Экологическая приспособленность.
Знать понятия: широкая эко-логическая приспособленность, узкая экологическая приспособленность.
Приводить примерыи выяв-лять отличиярастений с широкой и узкой экологической приспособленностью.
§46


28

Жизненное состояние растений. П/р. №4. «Воздействие человека на рас-тительность».
1
Комбинированный урок.
Уровни жизненного состояния.
Воздействие человека на растительность.
Знать понятие жизненное состояние.
Характеризоватьуровни жизненного состояния.
Приводить примеры растений одного вида с высоким, средним и низким уровнем жизненного состояния.
§47, 56


ТЕМА 13. ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (1 час)

29

Разнообразие жиз-
ненных форм расте-ний. П/р. №5. «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке».
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Классификация жизненных форм. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Знать понятиежизненные формы; классификацию жизненных форм растений.
Называть различия жизненных форм и экологических групп растений.
Приводить примеры деревьев разных климатических зон. Выявлять различия в их внешнем виде.
§48, 49


ТЕМА 14. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа)

30

Растительные сооб-щества, их видовой состав. П:Строение растительных сообществ.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Растительные сообщества». Естественные и искусственные растительные сообщества. Взаимные влияния растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ.
Знать понятия:растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав.
Называть важнейшие признаки растительных сообществ; отличия между естественными и искусственными растительными сообществами.

Приводить примеры сообществ с богатым и бедным видовым составом.

§50, 51


31

Количественные соотношения видов в растительном сообществе. П/р. №6.«Изучение состояния растительного сообщества сельского парка».
1
Комбинированный урок.
Способы подсчёта растений и животных. Господствующие и сопутствующие виды. Виды-строители сообществ. Разно-образие растений одного вида.
Самоизреживание леса. Подрост.
Знать понятия:плотность вида, обилие вида.
Характеризовать способы подсчёта растений.
Приводить примеры растений-строителей сообществ.
Объяснять причины самоиз-реживания деревьев в лесу.
§52, 53


32

Строение растительных сообществ. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. Экскурсия №4.«Строение растительного сообщества»
1
Комбинированный урок.
Строение растительных сооб-ществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчленён-ность. Суточные изменения. Сезонные изменения.
Знать понятия:ярусность, смены растительных сообществ.
Объяснять причины возникновения ярусов в растительном сообшестве.
Приводить примеры смены растительных сообществ.
§54, 55


ТЕМА 15. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа)

33

Редкие и охраняемые растения. П/р. №7.«Охраняемые территории».
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Обеднение видового разнооб-разия. Редкие растения. Охра-няемые растения. Красные книги.
Знать понятия:редкие растения, охраняемые растения, Красная книга.
Называть причины редкости растений.
Приводить примеры редких и охраняемых растений.
Сравнивать понятия:редкие растения, охраняемые растения.
§57


34

Охраняемые терри-тории. П:Возде-йствие человека на растительность.
1
Комбинированный урок.
Презентация: «Охраняемые территории». Заповедники. Национальные парки. Памятники природы.
Знать понятиеохраняемая территория.
Объяснятьроль и значение заповедников для охраны растений.
Описыватьразличия заповеников и национальных парков.

Характеризовать памятники природы.

§58


35

Редкие и охраняемые растения своей местности. П:Редкие растения.
1
Урок изучения и закрепления новых зна­ний.
Красная книга Саратовской области. Презентация: «Редкие и охраняемые растения Саратовской области».
Приводить примерыредких и

охраняемых растений Саратовской области, Аркадакского района.