Рабочая программа по экологии в 5 классе

Загрузка ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 5 класса разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  авторской программы курса «Биология. Живой организм» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2013 г.,  планируемых результатов основного общего образования.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Вводный курс даёт  обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических  понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для  специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как  совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его  развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной  жить в гармонии с окружающей средой.  

 Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но  и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

Цели программы:

целенаправленное формиро­вание общих биологических и экологических понятий через установле­ние общих признаков жизни: вырас­тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательскойипроектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

-воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Содержание курса направлено     на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Согласно учебному плану  школы на изучение экологии  в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 час.

Курс экологии в  5классе  нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Биология. Живой организм» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе,  Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

       Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения   в особенности способствует применение  системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает  использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение,  технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию  УУД. 

 

Содержание учебного предмета

Введение (3 час)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле. Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

Основные понятия. Биология — наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка-— единица строения и размножения живых организмов. Однополые   к   обоеполые   организмы.   Размножение.   Яйцеклетка.   Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. По­левое и бесполое размножение.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

Практическая работа. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе.

2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник —- жертва», «паразит хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

Опыт в домашних условиях. Условия прорастания семян.

3. Как питаются живые организмы (8 ч.)

Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании живых организмов.

Основные понятия. Пиша — источник энергии. Солнце источник энергии Растения созидатели органического вещества. Животные и человек потребители органического вещества. Вода растворитель. Нитраты.

Лабораторные работы. Рассматривание кооней растений.

Экскурсия. Живые организмы зимой.

Практическая работа. Подкармливание птиц.

Опыт в домашних условиях. Испарение воды листьями, изучение роста корней и направления движения побега и корня.

Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды.

4. Многообразие живого мира (12 ч)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на био­логическое разнообразие. Биологическое разнообразие —- условие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. 6 царств: простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы.

Лабораторная работа. Простейшие под микроскопом. Экскурсия. Многообразие живых организмов. Живые организмы весной.

5. Жизнь в сообществах. Экосистема (6)

 Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотно­шения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

Человек         часть   природы.   Человек  —   разумное  существо.   Регулирование   потребностей  людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Основные      понятия.          Сообщество.          Экосистема.          Приспособленность          к          совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

Практические работы. Уход за комнатными растениями и аквариумом (2 ч). Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе (1 ч).

Урок рисования: красота и гармония в природе (на усмотрение учителя). В учебнике, написанном в соответствии с данной программой, даны карточки-задания для всех названных в программе экскурсий, практических и лабораторных работ, опытов, проводимых учащимися самостоятельно в домашних условиях. Программа предлагает 49 часов на теорию, 7 часов — на экскурсии, 10 часов — на практические работы, Такой подход, на наш взгляд, оставляет учителю свободу выбора, используя резерв времени с учетом уровня подготовленности учащихся и реальных условии проведения практической части.

Практическая работа. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.

КОНТРОЛЬ предметных результатов

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Вводный контроль

1

2

Как питаются живые организмы

1

3

Подведем итоги по курсу экологии.

1

ИТОГО: 3

ПЕРЕЧЕНЬ  ТЕСТОВ

№ п/п

Тема

1

Бактерии

2

Основные признаки царства Растений

3

Основные признаки царства Животных

4

Основные признаки царства Грибы

5

Природные сообщества

ИТОГО: 5   

     

ПЕРЕЧЕНЬ  ЛАБОРАТОНЫХ  И ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

№ п/п

Тема

1

Экскурсия «Живая и неживая природа»
Пр/р «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

2

Л/р «Рассматривание простейших под микроскопом».

3

Пр/р.«Уход за ком­натными растениями».

4

Пр/р. «Красота и гармония в природе».

5

Пр/р  «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

ИТОГО: 5             

 Планируемые результаты освоения предмета «Биология»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные  результаты  курса  «Экология»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  называть методы изучения применяемые в экологии;

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

определять основные органы растений (части клетки);

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться  лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

                                                             

Календарно-тематическое планирование.

№ уро-ка

Наименование разделов и тем

Дата

план

коррекция

I

ВВЕДЕНИЕ( 3 ч)



1

История развития представлений о возникновении живых организмов

 


2

Живая и неживая природа.
Экскурсия «Живая и неживая природа» Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

 


3

Как размножаются живые организмы


II

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ С УСЛОВИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ    (3 ч)



4

Благоприятные и неблагоприятные условия среды


5

Причины гибели организмов. Регуляция численности.



6

Отношения «хищник - жертва», «паразит -хозяин». Различные взаимоотношения между живыми организмами.  


III

КАК ПИТАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ?( 9 ч)


7

Как питаются разные животные.


8

Как питается растение


9

Только ли лист кормит растение


10

Как питаются паразиты


11

Нужны ли минеральные соли животным и человеку.


12

Можно ли жить без воды? Нитраты


13

Можно ли жить не питаясь.
Как можно добыть энергию для жизни.


14

Запасают ли живые организмы питательные вещества


15

Подведем итоги


IV

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА (12 ч)



16

Границы жизни. Условия необходимые для поддержания жизни


17

Представление о царствах природы. Систематика


18

Царство растений.



19

Царство грибов.  


20

Царство животные
Лабораторная работа №1
«Рассматривание простейших под микроскопом».


21

Царство бактерий. Царство вирусов.  


22

Среда обитания. Факторы среды. Экологические факторы.



23

Водная среда обита­ния.
Обитатели водной среды.


24

Обитатели суши. § 41


25

Кто живёт в почве?
Почва. Трудности прожива­ния в почве


26

Организм как среда обитания.



27

Влияние деятельности человека на биологи­ческое разнообразие.
Экскурсия №1 «Живые орга­низмы весной».


V

ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ.  ЭКОСИСТЕМЫ (6 ч)



28

Приспособленность к совмест-ному обита­нию. Ярусное распо­ложение.  


29

Цепь питания.
Практическая работа №1
«Уход за ком­натными растениями». Паспорт растения


30

Роль хищников, пара­зитов, сапрофитов в сообществе.  


31

Урок рисования.
Практическая работа № 4
«Красота и гармония в природе».


32

Человек - часть природы. Человек — разумное существо.  


33

Современные проблемы охраны окружающей среды.
Практическая работа № 2
 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».


34, 35

Подведем итоги по курсу экологии. (2 ч)
Итоговая контрольная работа (1 ч)