Рабочая программа по экологии в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 5 класса разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Биология. Живой организм» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2013 г., планируемых результатов основного общего образования.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
Цели программы:
целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательскойипроектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
-воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Согласно учебному плану школы на изучение экологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 час.
Курс экологии в 5классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Биология. Живой организм» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
Содержание учебного предмета
Введение (3 час)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле. Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.
Основные понятия. Биология — наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка-— единица строения и размножения живых организмов. Однополые к обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Полевое и бесполое размножение.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
Практическая работа. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.
Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе.
2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч)
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник —- жертва», «паразит хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.
Опыт в домашних условиях. Условия прорастания семян.
3. Как питаются живые организмы (8 ч.)
Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании живых организмов.
Основные понятия. Пиша — источник энергии. Солнце источник энергии Растения созидатели органического вещества. Животные и человек потребители органического вещества. Вода растворитель. Нитраты.
Лабораторные работы. Рассматривание кооней растений.
Экскурсия. Живые организмы зимой.
Практическая работа. Подкармливание птиц.
Опыт в домашних условиях. Испарение воды листьями, изучение роста корней и направления движения побега и корня.
Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды.
4. Многообразие живого мира (12 ч)
Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие —- условие устойчивости жизни на Земле.
Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. 6 царств: простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы.
Лабораторная работа. Простейшие под микроскопом. Экскурсия. Многообразие живых организмов. Живые организмы весной.
5. Жизнь в сообществах. Экосистема (6)
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.
Человек часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.
Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.
Практические работы. Уход за комнатными растениями и аквариумом (2 ч). Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе (1 ч).
Урок рисования: красота и гармония в природе (на усмотрение учителя). В учебнике, написанном в соответствии с данной программой, даны карточки-задания для всех названных в программе экскурсий, практических и лабораторных работ, опытов, проводимых учащимися самостоятельно в домашних условиях. Программа предлагает 49 часов на теорию, 7 часов — на экскурсии, 10 часов — на практические работы, Такой подход, на наш взгляд, оставляет учителю свободу выбора, используя резерв времени с учетом уровня подготовленности учащихся и реальных условии проведения практической части.
Практическая работа. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.
КОНТРОЛЬ предметных результатов
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводный контроль | 1 |
2 | Как питаются живые организмы | 1 |
3 | Подведем итоги по курсу экологии. | 1 |
ИТОГО: 3
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ
№ п/п | Тема |
1 | Бактерии |
2 | Основные признаки царства Растений |
3 | Основные признаки царства Животных |
4 | Основные признаки царства Грибы |
5 | Природные сообщества |
ИТОГО: 5
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема |
1 | Экскурсия «Живая и неживая природа» Пр/р «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» |
2 | Л/р «Рассматривание простейших под микроскопом». |
3 | Пр/р.«Уход за комнатными растениями». |
4 | Пр/р. «Красота и гармония в природе». |
5 | Пр/р «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». |
ИТОГО: 5
Планируемые результаты освоения предмета «Биология»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
–приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Календарно-тематическое планирование.
№ уро-ка | Наименование разделов и тем | Дата | |
план | коррекция | ||
I | ВВЕДЕНИЕ( 3 ч) | ||
1 | История развития представлений о возникновении живых организмов |
| |
2 | Живая и неживая природа. Экскурсия «Живая и неживая природа» Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» |
| |
3 | Как размножаются живые организмы | ||
II | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ С УСЛОВИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (3 ч) | ||
4 | Благоприятные и неблагоприятные условия среды | ||
5 | Причины гибели организмов. Регуляция численности. | ||
6 | Отношения «хищник - жертва», «паразит -хозяин». Различные взаимоотношения между живыми организмами. | ||
III | КАК ПИТАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ?( 9 ч) | ||
7 | Как питаются разные животные. | ||
8 | Как питается растение | ||
9 | Только ли лист кормит растение | ||
10 | Как питаются паразиты | ||
11 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку. | ||
12 | Можно ли жить без воды? Нитраты | ||
13 | Можно ли жить не питаясь. Как можно добыть энергию для жизни. | ||
14 | Запасают ли живые организмы питательные вещества | ||
15 | Подведем итоги | ||
IV | МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА (12 ч) | ||
16 | Границы жизни. Условия необходимые для поддержания жизни | ||
17 | Представление о царствах природы. Систематика | ||
18 | Царство растений. | ||
19 | Царство грибов. | ||
20 | Царство животные Лабораторная работа №1 «Рассматривание простейших под микроскопом». | ||
21 | Царство бактерий. Царство вирусов. | ||
22 | Среда обитания. Факторы среды. Экологические факторы. | ||
23 | Водная среда обитания. Обитатели водной среды. | ||
24 | Обитатели суши. § 41 | ||
25 | Кто живёт в почве? Почва. Трудности проживания в почве | ||
26 | Организм как среда обитания. | ||
27 | Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Экскурсия №1 «Живые организмы весной». | ||
V | ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ. ЭКОСИСТЕМЫ (6 ч) | ||
28 | Приспособленность к совмест-ному обитанию. Ярусное расположение. | ||
29 | Цепь питания. Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями». Паспорт растения | ||
30 | Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. | ||
31 | Урок рисования. Практическая работа № 4 «Красота и гармония в природе». | ||
32 | Человек - часть природы. Человек — разумное существо. | ||
33 | Современные проблемы охраны окружающей среды. Практическая работа № 2 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». | ||
34, 35 | Подведем итоги по курсу экологии. (2 ч) Итоговая контрольная работа (1 ч) |