Меню

Рабочая программа по экологии в 11 классе

Пояснительная записка

Элективный предмет экология изучается на завершающем этапе школьного образования. Содержание и структура этого курса построена в следствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология или охрана природы.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое природопользование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Программа предназначена для проведения в классах, где экология не является профилирующим предметом и поэтому должна стать основной для учебной практики, выполнения проектов и осуществления исследовательской деятельности.

Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье, выполнению учащихся социально значимых проектов, которые служат реальному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов.

Практикум обладает значительным потенциалом для социализации учащихся, развития их самостоятельности, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции молодежи.

Построение учебной программы, разнообразие заданий внутри каждой темы, их различная направленность и разный уровень трудности позволяют каждому ученику реализовывать свое право выбора заданий, соответствующих их возможностям и способностям.

Изучение программы предусматривает – 35 учебных часов (1 час в неделю).

В программе широко представлены аспекты социальной экологии, экологии человека и экологии города, которые соответствуют кругу интересов учащихся социально-экологического профиля.

На занятиях предлагается групповая и индивидуальная работа учащихся с презентацией полученных результатов и выводов для всего класса.

В работах социально-экологической практики, предусмотрено привлечение родителей, родственников, знакомых, что также будет способствовать социализации школьников и развитию их коммуникативной культуры. Выполнение ряда заданий требует предварительных исследований на природе, что следует рассматривать не как перегрузку учащихся, а как приобщение их к сберегающему здоровью и содержательному досугу

Цель:

В процессе изучения ближайшего окружения, способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.

Задачи:

освоение учащихся способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;

раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;

усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;

выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;

создание условий для творческой самореализации и саморазвития учащихся.

Ожидаемые результаты:

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, становление которого предполагает:

формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек и др.);

осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий, законов, идей экологии и экологического образования;

развитие навыков работы со статистическими данными и их анализ;

умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности;

развитие экологического сознания;

развитие экологического мышления;

эмоциональное отношение к окружающему миру;

выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «Природа – Общество»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1.Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека, и его здоровье.

Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.

Уметь находить в различных источниках информацию, научные доказательства для объяснения экологических проблем.

Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.

Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.

10. Проявлять активность в организации и проведении
 экологических акций.

Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Элективный предмет экология 11 класс 35ч в год – 1 ч в неделю.

Швец.И.М.,Добротина Н.А. Биосфера и человечество. «Вентана-Граф».2011 г.

Региональная программа курса Глобальная экология. Саратов 2005 г.

Федеральная программа И.М.Швец.

Уроки с применением ИКТ: 2-6, 9, 12,16-20, 26-31,33-34.

Рекомендуемая литература

Основы экологии. 10 /11/ кл. Н.М.Чернова, В.М.Галушин М.Дрофа 2011 г.

Основы экологии. Поурочные планы. 10 /11/ кл. О.П.Дудкина 2007 г.

Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. И.А.Жигарев. М. Дрофа

2007 г.

Экология. 10 /11/ кл. Е.А.Криксунов. В.В.Пасечник. М. Дрофа, 2005 г.

Образовательные диски:

CD-ROM «1 С: Школа. Экология. 10-11 классы». Учебное пособие. Под редакцией

А.К.Ахлебинина , В.И.Сивоглазов Дрофа, 2004.

CD-ROM «1С: Репетитор. Биология»

CD-ROM «Экология. Учебное электронное издание. Московский Государственный

институт электроники и математики, 2004.

Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее
задание
Дата проведения
План
Факт

Тема: Введение (1 час)

1
Предмет, методы и задачи курса глобальной экологии.
1
Вводный урок
Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе.
Знать: Что является предметом изучения глобальной экологии; методы Г.Э.; цели и задачи Г.Э. ; этапы развития Г.Э.; историю развития Г.Э.
Уметь: характеризовать глобальные проблемы экологии; особенности глобальных проблем; причины возникновения глобальных экологических проблем.
С.3-6


Тема: Влияние экологических факторов на развитие человечества (2 часа.)

2
Экологические факторы и их влияние на человечество.
П\Р №1: «Человечество и лес.»
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Экологические факторы (температура, влажность) и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество.
Знать:Классификацию экологических факторов; показатели состояния биосферы, термин мониторинг.Возможности человека и человеческие адаптации. Что такое стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации. Уметь: характеризовать влияние экологических факторов на развитие человечества; Устойчивость биосферы.
§1


3
Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.
Знать:что такое здоровье, из каких компонентов оно складывается; кто такие «спринтеры» и «стайеры»; в чем заключается активная адаптация человечества.Уметь:характеризовать влияние ускорившегося ритма жизни на здоровье людей.
§2


Воздействие человечества на биосферу 7 ч.

4
Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества.
Знать:о биологических потребностях людей
Уметь:характеризовать потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества.
П\Р№2
дом. «Состав
ление
меню
на день»



5
Потребность человечества в дыхание и её влияние на биосферу
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
ИКТ
§4


6
Потребность человечества в размножении и её влияние на биосферу
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
ИКТ
Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле.
Знать: что такое продолжительность жизни, от чего она зависит; термины рождаемость, смертность, естественный прирост населения.Как меняются показатели изменения численности человечества, каково отличие в показателях численности населения развитых, развивающихся стран и численность населения России.
§5


7
Значение информации для развития человечества
1
Комбинированный урок
Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу: Значение генетической и негенетической информации для человечества.
Знать: какие функции в биосфере выполняет Человек разумный как один из биологических видов; какие виды информации бывают; что такое генетические и негенетические носители. Уметь: объяснять, к каким последствиям приводит технологическое воздействие человечества на биосферу;
§6


8
Экологическое и технологическое воздействие на биосферу
П/р № 3: «Альтернативные источники энергии»
1
Комбинированный урок
Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества
Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере.
Знать:историю возникновения экологических кризисов Земли;
Уметь:характеризовать глобальные экологические кризисы Земли.
§7


9
Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов
1
Урок контроля и коррекции знаний
§8


10
Современный масштаб деятельности человечества
П/р № 4: «Мировая торговля»
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
§9


Взаимосвязи между людьми. 8 ч.

11
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный традиционный типы развития общества. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества.
Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей.
Знать:о типах развития
общества.
Уметь:характеризовать такие
понятия как: социосфера,
глобализация, ареал,
плотность популяции,
урбанизация.
Знать: классификацию
потребностей человека и
общества.
Уметь: характеризовать
уровни развития
потребностей.
§10


12
Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества
1
Комбинированный урок
С.67-69


13
Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом
1
Комбинированный урок
§11


14
Глобализация как фактор устойчивости человечества
П/р № 5: «Я в классе, я в мире»
1
Комбинированный урок
С.74-75


15
Зарождение новых взаимоотношений в человечестве
1
Комбинированный урок
§12


16

Биоэтика – как новая этика взаимоотношений человечества с окружающей средой
1
Комбинированный урок
Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой.
Знать: что такое биоэтика; что для биоэтики, жизнь является высшей ценностью (об экологической ответственности и социальном факторе)
Уметь: характеризовать главные идеи биоэтики.
Лекция



17
Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости.
Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей.
Знать:о сложных взаимосвязях людей между собой.
Уметь: характеризовать различные отношения «Человек-Человек-Окружающая среда»
§13


18
Проблема разоружения, проблема голода
1
Комбинированный урок
Война и голод - основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.
Знать: как социальные факторы влияют на развитие общества и Земли в целом.
Уметь: характеризовать проблему разоружения, проблему голода.
Лекция


Договор как фактор развития человечества 3 ч.

19
Эволюция механизмов договоренностей между людьми
1
Комбинированный урок
Эволюция механизмов договоренностей между людьми.
Знать:как шла эволюция механизмов договоренностей между людьми.
Уметь:находить консенсус (решение на основе общего согласия)
§14


20
Договор как фактор развития человечества
1
Комбинированный урок.
Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.
Знать:каков механизм согласования действий в мире животных и мире человека. Уметь: характеризовать понятия агрегация, договор,разрешение конфликтов, экологические конфликты.
§14


21
Составление договора. П/р № 6:«О правах природы»
1
Комбинированный урок


С.90-91


Устойчивое развитие общества и природы 2 ч.

22
Перспективы устойчивого развития природы и общества
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Перспективы устойчивого
развития природы и
общества.
Концепция устойчивого
развития.
Знать: что такое устойчивое развитие природы, концепция устойчивого развития.
Уметь: характеризовать социальные и экологические проблемы, стоящие перед человечеством.
§15


23
П/р № 7: «План устойчивого развития в 21 веке»
1
Семинар
С.97-99


Человечество и информация о мире 4 ч.

24
Становление разума
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества.
Знать:как шло становление
разума;
Уметь: характеризовать
сознание, как фактора
преобразования человеком
окружающего мира и основу
развития человечества.
§16


25
Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира. П/р № 8: «Первичное производство и вторичная переработка»
1
Урок обобщения и систематизации знаний
С.105-106


26
Биосферная роль человека
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Биосферная роль человека.
Знать:о «новой геологической силе», действующей на окружающую среду.
Уметь: характеризовать биосферную роль человека.
Лекция


27
Развитие представлений человечества о мире
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой.
Знать:как шло развитие
взаимоотношений человека с
окружающим миром
Уметь: характеризовать
мифологическую,
религиозную, классическую
естественнонаучную,
вероятную
естественнонаучную,
системную
естественнонаучную картины
мира.
§17


Познание мира и экологическое образование 5 ч

28
Научно – технический прогресс
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис.
Знать:основные термины:
научно-техническая
революция, наукоемкие
технологии.
Уметь:характеризовать
основные глобальные
проблемы человечества.
§18


29
Культура отношений человечества к природе
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Культура отношений человечества к природе
§18


30
Учение В.И. Вернадского о биосфере
1
Комбинированный урок.
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Знать:основные понятия учения о биосфере.
Уметь: характеризовать предпосылки перехода биосферы в ноосферу.
§19


31
Антропоцентрическое экологическое сознание
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве.
Антропоцентрическое и эксцентрическое экологическое сознание. Эксцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.
Знать:основные понятия
учения о биосфере и ноосфере; краткую характеристику истории возникновения и развития учения о ноосфере; структуру ноосферы.
Уметь: характеризовать предпосылки перехода биосферы в ноосферу; условия ноосферной организации.
§20


32
Экоцентрическое экологическое сознание
П/р № 9: «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах»
1
Урок контроля и коррекции знаний
С.129-131


Тема: Повторение (3 часа)

33
34
Обобщение изученного материала
2
Уроки обобщения и систематизации знаний
Биосфера и человечество
Знать:о значении окружающего мира, для развития человечества.
Уметь: характеризовать
Основные экологические проблемы, стоящие перед человечеством.
Индивидуаль-ное задание


35
Итоговый контроль знаний
1
Урок контроля и коррекции знаний