Меню

Рабочая программа по чтению 4 класс









Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образования по литературному чтению для образова­тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учре­ждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2011 г.) (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых чита­тельских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
 вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

« обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

воспитание эстетического отношения к искусству слова,

формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художе­ственной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представ­лений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произве­дение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувст­вовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произ­ведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литера­турному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различно­го уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ре­бенка;

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения;

работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

                                                                          

                               Содержание учебного   предмета (136 часа)


Наименование разделов и тем
Часы
Универсальные учебные действия
1
 Вводный урок по курсу литературного чтения
Вступительная статья
1
Анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
2
Летописи. Былины. Жития.
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»
«И вспомнил Олег коня своего...»
«Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского»
11
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по со­держанию словами текста; владение моно­логической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и син­таксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
3
Чудесный мир классики
П. П. Ершов «Конёк-горбунок».
А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,
«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,
«Ашик-Кериб».
Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик
убрал камень».
А. П. Чехов «Мальчики»
22
Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); извлечение необходимой ин­формации из прослушанных текстов, пре­образование объекта из чувственной фор­мы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и ус­ловий действия, контроль и оценка процес­са и результатов деятельности; использо­вание речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
4
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зим­ние сумерки нянины сказки...».
 И. А. Бунин «Листопад»
12
Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста
5
Литературные сказки
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
16
Умение размышлять над содержанием
 произведений, выражать своё отношение к
 прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произ­вольное построение речевого высказыва­ния; анализ объектов с целью выделения
 признаков (существенных, несуществен­ных); формирование умения формулиро­вать свои эмоционально-оценочные сужде­ния; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
6
Делу время - потехе час
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В. Ю. Драгунский «Главные реки»,
«Что любит Мишка».
В. В. Голявкин «Никакой я горчицыне ел»
9
Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения
7
Страна детства
Б. С. Житков «Как я ловил человеч­ков».
К. Г. Паустовский «Корзина с еловы­ми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»
8
Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения
8
Поэтическая тетрадь
В. Я. Брюсова «Опять сон»,
«Детская».
С. А. Есенин «Бабушкины сказки».
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с
бугорка», «Наши царства
5
Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста
9
Природа и мы
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
М. М. Пришвин «Выскочка».
Е. И. Чарушин «Кабан».
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
12
Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над со­держанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный
10
Поэтическая тетрадь
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»
8
Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста
11
Родина
И. С. Никитин «Русь», , С. ,Д. Дрожжин «Родине».
А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком  блеске».  Б А. Слуцкий «Лошади в океане»
8
Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утвержде­ний; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения
12
Страна Фантазия
Е С. Велтистов «Приключения Элек­троника». ;С Булычев «Путешествие Длись»»
7
определение эмоционального характера  текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: сформирование умения Формулировать свои эмоционально-оценочные суждения
13
Зарубежная литература
• Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
 Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В На­зарете»
15
Умение размышлять над содержанием произведений. выражать своё прочитанному, отвечать на держанию словами текста; выявлять в тек­сте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в вы­яснении их смысла

                     Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в четвертом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской  компетентности. литературного и речевого развития.

Четвероклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и  в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту

- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочи­танного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объ­яснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учи­телем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фак­тами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания

Четвероклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на ос­нове сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста инфор­мацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;
 - применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя­тельной читательской деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа   обеспечивает  достижение   необходимых  личностных,   метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностныхрезультатов обучения:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечест­ву, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей,  чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметныхрезультатов чтения:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формированиепредметных результатов обучения:

овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

осознание значимости чтения для личного развития;

формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;       

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

тематическое поурочное планирование (136ч)


Тема

            Дата

Коррекция


план



1

Вводный урок.
 Знакомство с учебником.
Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.




2

Летописи,былины, житияЗнакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.




3

Из летописи
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».




4

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторического источника.


 

5

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»




6

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина. «Песнь о вещем Олеге»




8

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. сранение прозаического и поэтического текстов.




9

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри»




10

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежского»




11

«Житие Сергия Радонежского»




12

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Календаря исторических событий».Тест по разделу «Летописи, былины, сказания, жития».




13

Чудесный  мир классикиЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.




14

 П.П.Ершов «Конёк-
Горбунок»




15

П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок.




16

П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок» Характеристика героев.




17

А.С.Пушкин.
«Няне», «Туча». Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.




18

А.С. Пушкин «Унылая пора!». Авторское отношение к изображаемому.




19

А.С. Пушкин.
 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . Мотивы народной сказки в литературной.




20

А.С. Пушкин.
 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» герои сказки. Характеристика героев.




21

А.С. Пушкин.
 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . Деление сказки на части




22

А.С. Пушкин.
 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.




23

М.Ю. Лермонтов«Дары Терека» . картины природы в стихотворении.
.




24

М.Ю. Лермонтов«Ашик-Кериб» . Герои турецкой сказки.



25

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.



26

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки, отношение к ним.



27

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.



28

Л.Н. Толстой. «Детство»



29

Л.Н. Толстой Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.



30

А.П. Чехов.
«Мальчики». Смысл названия рассказа.



31

А.П. Чехов.
«Мальчики». Главные герои рассказа- герои своего времени.



32

А.П. Чехов «Мальчики».характер героев художественного текста.



33

Обобщающий по теме  «Чудесный мир классики»



34

Оценка достижений
Тест по разделу  «Чудесный мир классики»



35

Поэтическая тетрадьЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.



36

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.



37

А.А. Фет. «Весенние дождь», «Бабочка» . Картины природы в лирическом стихотворении.



38

Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..»  Передача настроения и чувства в стихотворении.



39

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
Ритм стихотворения



40

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Изменение картин природы в стихотворении.



41

Н.А. Некрасов «Школьник»



42

Н.А. Некрасов «В зимниесумерки нянинысказки...»



43

И.А. Бунин «Листопад».
Картина осени в стихах И.А.Бунина



44

Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.



45

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь».



46

Оценка достижений
Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»



47

Литературные сказкиЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»



48

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Особенности данного литературного жанра.Составление плана сказки.



49

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Подробный пересказ.



50

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . Особенности  данного литературного жанра. Сказка или  рассказ.



51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . Текст-описание в содержании художественного произведения.



52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . Герои литературного  текста.



53

П.П. Бажов «Серебряное копытце»



54

П.П. Бажов «Серебряное копытце» . Мотивы народных сказок в авторском тексте.



55

П.П. Бажов «Серебряное копытце» . Герои художественного произведения.



56

П.П. Бажов «Серебряное копытце» . Герои художественного произведения.авторское отношение к героям произведения.



57

С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек» .Мотивы народных сказок в авторском тексте.



58

С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек». Герои художественного произведения.Авторское отношение к героям произведения



59

С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана.



60

С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.



61

Обобщающий урок по разделу.



62

Оценка достижений.
Тест по разделу «Литературные сказки»



63

Делу время- потехе час .Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени»



64

Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.



65

В.Ю. Драгунский
«Главные реки»



66

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.



67

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.



68

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.



69

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»



70

Обобщающий урок по разделу  «Делу время – потехе час»



71

Оценка достижений
Тест по разделу  «Делу время – потехе час»



72

Страна детства.Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» . особенности развития сюжета.



73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» .Герои произведения.



74

К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий:выстраивание их в тексте.



75

К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.



76

К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.



77

М.М. Зощенко «Елка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.



78

Обобщающий урок по разделу «Страна детства»



79

Оценка достижений
Тест по разделу «Страна детства»



80

Поэтическая тетрадьЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Тема стихотворений.



81

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки» Развитие чувства в лирическом стихотворении.



82

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И.Цветаевой.



83

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.



84

Оценка достижений.
Тест по разделу «Поэтическая тетрадь».



85

Природа и мыЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Анализ заголовка



86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» .Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.



87

А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» . Герои произведения о животных.



88

А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» . Поступок как характеристика героя произведения.



89

М.М. Пришвин «Выскочка» . Анализ заголовка. Герои произведения.



90

М.М. Пришвин «Выскочка» Характеристика героя на основе поступка.



91

Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев  на основе их поступков.



92

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.



93

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана.



94

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.



95

Проект «Природа и мы».



96

Оценка достижений.
Тест по разделу «Природа и мы».



97

Поэтическая тетрадьЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.



98

Б.Л. Пастернак «Золотая осень» . Картины осени в лирическом стихотворении.



99

С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны и лета в произведениях.



100

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»



101

Н.М. Рубцов «Сентябрь» . Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.



102

С.А. Есенин «Лебедушка»



103

Мотивы народного творчества в авторском произведении.



104

Оценка достижений.
Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»



105

РодинаЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.



106

И.С. Никитин
«Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.



107

С.Д. Дрожжин
«Родине».



108

С.Д. Дрожжин
«Родине». Авторское отношение к изображаемому.



110

Обобщающий урок  по разделу «Родина»



111

Проект: «Они защищали Родину»



112

Оценка достижений.
Тест по разделу «Родина»



113

Страна фантазииЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов«Приключения Электроника»



114

Е.С. Велтистов«Приключения Электроника» . Особенности фантастического жанра.



115

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра



116

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Необычные герои фантастического жанра.



117

Сравнение героев фантастических рассказов.



118

Обобщающий урок по разделу «Страна фантазия»



119

Оценка достижений.
Тест по разделу «Страна фантазия»



120

Зарубежная литератураЗнакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт
«Путешествие Гулливера»



121

Д. Свифт
«Путешествие Гулливера» .герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.



122

Д. Свифт
«Путешествие Гулливера» . особое развитие сюжета в зарубежной литературе.



123

Г.Х. Андерсен «Русалочка» . Авторская сказка.



124

Г. Х. Андерсен «Русалочка»



125

Г.Х. Андерсен «Русалочка» . Рассказ о русалочке.



126

Г.Х. Андерсен «Русалочка»



127

Г.Х. Андерсен «Русалочка»



128

М. Твен «Приключения Тома Сойера» . Особенности повествования.
 


129

М. Твен «Приключения Тома Сойера» . Герои приключенческой литературы.
 


130

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков.
 


131

С. Лагерлеф «Святая ночь»



132

С. Лагерлеф «В Назарете»



133

С. Лагерлеф «Святое семейство. Иисус и Иуда» Проверка навыка чтения



134

Итоговая диагностическая работа



135

Обобщающий урок «Зарубежная литература»



136

Урок-игра «Литературные сказки»









Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 4 классе должна составлять:

· в 1 полугодии — 80-90 слов в минуту;

· во 2 полугодии — 100-120 слов в минуту.

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

4 класс

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 100 слов

Более 120 слов

«4»

85-100 слов

105-120 слов

«3»

70-84 слов

90-104 слов

«2»

Менее 70 слов

Менее 90 слов