рабочая программа по чтению 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы по литературному чтению В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Литературное чтение: рабочие программы.1-4 класс». М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012г.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного/
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения»включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание).Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя.Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Круг детского чтения.Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 460 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Планирование результатов освоения предмета
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Содержание учебного предмета (136ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
О братьях наших меньших (12 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Литература зарубежных стран ( 12 ч)
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: «Просвещение» 2012
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс М.: «Просвещение»2012
- С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. М.: «Просвещение»2012
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению (136ч.)
№ | Тема урока | Дата | Коррекция | |
План | ||||
1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | |||
Самое великое чудо на свете (4ч) | ||||
2 | Знакомство с названием раздела. | |||
3 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | |||
4 | Старинные и современные книги. | |||
5 | Напутствие читателю Р.Сефа. | |||
Устное народное творчество (15ч) | ||||
6 | Знакомство с названием раздела. малые и большие жанры устного народного творчества | |||
7 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | |||
8 | Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. | |||
9 | Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. сравнение считалки и небылицы. | |||
10 | Загадки – малые жанры устного народного творчества. | |||
11 | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа.. | |||
12 | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» | |||
13 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | |||
14 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | |||
15 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | |||
16 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | |||
17 | Русская народная сказка «Каша из топора» | |||
18 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | |||
19 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» А. Шибаев «Вспомни сказку» | |||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество» | |||
Люблю природу русскую. Осень. (8ч) | ||||
21 | Картины осенней природы. | |||
22 | Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта | |||
23 | Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета | |||
24 | Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина | |||
25 | Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой | |||
26 | Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» | |||
27 | Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин | |||
28 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень.» | |||
Русские писатели (14ч) | ||||
29 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. | |||
30 | Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. | |||
31 | Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» | |||
32,33,34 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |||
35 | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | |||
36 | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | |||
Русские писатели (14ч) | ||||
37 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | |||
38 | Л.Н.Толстой «Филипок» | |||
39 | Л.Н.Толстой «Филипок»,«Правда всего дороже»» | |||
40 | Л.Н.Толстой «Котенок» | |||
41 | Разноцветные страницы.И.Токмакова «Десять птичек- стайка» | |||
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели» | |||
О братьях наших меньших (12ч) | ||||
43 | Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?» | |||
44 | Веселые стихи о животных. Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака» | |||
45 | В.Берестов «Кошкин щенок» | |||
46,47 | М.Пришвин «Ребята и утята» | |||
48 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | |||
49 | Б.Житков «Храбрый утенок» | |||
50 | В.Бианки «Музыкант» | |||
51,52 | В.Бианки «Сова» | |||
53 | Разноцветные страницы. С.Брезкун | |||
54 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших» | |||
Из детских журналов (9ч) | ||||
55 | Знакомство с названием раздела. | |||
56 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра» | |||
57 | Д.Хармс «Вы знаете» | |||
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи» | |||
59 | Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | |||
60 | Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя» | |||
61 | Защита проекта «Мой любимый детский журнал» | |||
62 | А.Введенский «Лошадка» | |||
63 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
Люблю природу русскую .Зима. (9ч) | ||||
64 | Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. | |||
65 | И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка» | |||
66 | Я.Аким «Утром кот принес на лапках» | |||
67 | Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…» | |||
68 | С.Есенин «Береза» | |||
69 | Русская народная сказка «Два мороза» | |||
70 | С.Михалков «Новогодняя быль» | |||
71 | А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | |||
72 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
Писатели детям (17ч) | ||||
73 | К.И.Чуковский «Путаница» | |||
74 | К.И.Чуковский «Радость» | |||
75,76 | К.И.Чуковский «Федорино горе» | |||
77 | С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | |||
78 | С.В.Михалков «Мой секрет» | |||
79 | С.В.Михалков «Сила воли» | |||
80 | С.В.Михалков «Мой щенок» | |||
81 | А.Л.Барто «Веревочка» | |||
82 | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа» | |||
83 | Н.Носов «Затейники» | |||
84,85 | Н.Носов «Живая шляпа» | |||
86,87 | Н.Носов «На горке» | |||
88 | Разноцветные страницы. | |||
89 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Писатели детям» | |||
Я и мои друзья (10ч) | ||||
90 | Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской | |||
91 | В.Лунин «Я и Вовка» | |||
92 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | |||
93 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | |||
94 | В.Осеева «Волшебное слово» | |||
95 | В.Осеева «Хорошее» | |||
96,97 | В.Осеева «Почему» | |||
98 | Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша» | |||
99 | Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
Люблю природу русскую. Весна.(9ч) | ||||
100 | Весенние загадки. Подготовка к проекту
Газета «День Победы – 9 мая» | |||
101 | Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды» | |||
102 | А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | |||
103 | А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот» | |||
104 | Женский день.И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» | |||
105 | Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел» | |||
106 | Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза» | |||
107 | Проект Газета «День Победы – 9 мая» Стр. 123 | |||
108 | Разноцветные страницы.Проверим себя и оценим свои достижения | |||
И в шутку и всерьез (14ч) | ||||
109 | Знакомство с названием раздела.Веселые стихи Б.Заходера | |||
110 | Б.Заходер «Что красивей всего?» | |||
111 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | |||
112,113 | Э.Успенский «Чебурашка» | |||
114 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | |||
115 | Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | |||
116 | В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» | |||
117 | В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | |||
118,119 | Г.Остер «Будем знакомы» | |||
120,121 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | |||
122 | Разноцветные страницы.Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
Литература зарубежных стран (12ч) | ||||
123 | Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | |||
124 | Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | |||
125 | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | |||
126,127 | Шарль Перро «Кот в сапогах» | |||
128 | Шарль Перро «Красная шапочка» | |||
129 | Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» | |||
130,131,132 | Эни Хогарт «Мафин и паук» | |||
133 | Разноцветные страницы.Проверим себя и оценим свои достижения | |||
134 | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | |||
135 | Урок-викторина «Книжкины друзья» | |||
136 | О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. |