Рабочая программа по биологии в 7 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
- Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
- Учебным планом МБОУ СОШ с.Кистендей на 2017 – 2018 учебный год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов линии И.Н.Пономарёвой.
Учебно-методический комплекс (УМК) В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс: 1.Учебник 2.Рабочая тетрадь 3.Методическое пособие 4. Электронный образовательный ресурс (на CD) Курс рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю.
Курс биологии 7 класса входит в курс биологических дисциплин, который в свою очередь, входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Цели:
- формирование научного мировоззрения, высокой биологической, экологической и природоохранительной грамотности, компетентности в обсуждении и решении вопросов, связанных с живой природой;
- Формирование и расширение представлений учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений;
- Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, способности и готовности использовать приобретенные знания и умения для сохранения и укрепления здоровья человека, безопасности его жизнедеятельности в быту и производственной деятельности.
Задачи:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток, органов и систем растительного и животного организмов, средообразующей роли живых организмов;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета
1. Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсия №1.Экскурсия «Разнообразие животных в природе»
2.Строение тела животных (2ч)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма
3.Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1.Строение и передвижение инфузории-туфельки.
4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
- Типы Плоские черви, Круглые черви. Кольчатые черви (6 ч)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животногомира.
Лабораторная работа №2.Внешнего строения дождевого червя, его передвижение, раздражимость.
6. Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение (на примере биоценозов водоемов и рек).
Лабораторная работа № 3.Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.
7. Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах (на примере местных лесных биоценозов).
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей на территории Саратовской области. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого, обитающих на территории Саратовской области). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве Саратовской области. Охрана насекомых в России.
Лaбopamoрная работа № 4. Внешнее строение насекомого
8. Тип Хордовые/ Подтип Бесчерепные/ Надкласс Рыбы (6 ч)
Общая характеристика типа хордовых.
Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения.
Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. 3апасы осетровых рыб и меры по ик восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводное производство и его значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовык хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторная работа № 5.Внешнего строения и особенности передвижения рыбы.
9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
10.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местнык условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере Саратовской области.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Проискождение пресмыкающикся от древних земноводных.
11. Класс Птицы (9ч)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторная работа № 6. Внешнее строение птицы. Строение перьев.
Лабораторная работа № 7.Строение скелета птицы.
12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах Саратовской области. Промысел и промысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лaбoрamoрная работа № 8.Строение скелета млекопитающих.
13. Развитие животного мира на Земле (4 ч)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Современный животный мир - результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»
Планируемые результаты освоения предмета «Биология»
В результате изучения биологии в 6-м классе у учащиеся должны быть сформированы следующие результаты:
1) личностные:
у ученика будут сформированы:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. ученик получит возможность для формирования:
- творческих способностей, интереса к изучению биологии, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
- воспитания позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
-овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитание экологической и гигиенической грамотности.
2) метапредметные:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
2.1. регулятивные универсальные учебные действия: ученик научится:
- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации; - проводить наблюдения и описания природных объектов; - составлять план простейшего исследования; - сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
- давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
- составлять цепи питания в природных сообществах; ученик получит возможность научиться:
- Развивать функциональные механизмы психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.
2.2. познавательные универсальные учебные действия: ученик научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения; ученик получит возможность научиться:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
• составлять цепи питания в природных сообществах;
2.3. коммуникативные универсальные учебные действия:
ученик научится:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно организовывать учебную деятельность
- творчески решать учебные и практические задачи.
3) предметные ученик научится:
- формировать первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, --процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; -использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения живых организмов; -выделять царства живой природы;
ученик получит возможность научиться:
-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; использовать приѐмы оказания первой помощи при укусе ядовитыми животными, работы с определителями животных; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать еѐ и переводить из одной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Календарно-тематическое планирование
№ уро-ка | Наименование разделов и тем | Дата | |
План | Коррекция | ||
Раздел 1. Общие сведения о мире животных (6 ч) | |||
1 | Зоология – наука о животных | ||
2 | Животные и окружающая среда | ||
3 | Классификация животных и основные систематические группы | ||
4 | Влияние человека на животных | ||
5 | Краткая история развития зоологии | ||
6 | Экскурсия «Разнообразие животных в природе» | ||
Раздел 2. Строение тела животных (2 ч) | |||
7 | Клетка | ||
8 | Ткани, органы и системы органов | ||
Раздел 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) | |||
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. | ||
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. | ||
11 | Тип Инфузории Лабораторная работа № 1 «Строение и пере- движение инфузо- рии-туфельки» | ||
12 | Значение простейших | ||
Раздел 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч) | |||
13 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. | ||
14 | Разнообразие кишечнополостных | ||
Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч) | |||
15 | Тип Плоские черви. Общая характеристика | ||
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | ||
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | ||
18 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви | ||
19 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетин-ковые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». | ||
20 | Обобщение и систематизация знаний по разделу 5 | ||
Раздел 6. Тип Моллюски (4 ч) | |||
21 | Общая характеристика | ||
22 | Класс Брюхоногие моллюски | ||
23 | Класс Двухстворчатые моллюски Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | ||
24 | Класс Головоногие моллюски | ||
Раздел 7. Тип Членистоногие (7 ч) | |||
25 | Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные | ||
26 | Класс Паукообразные | ||
27 | Класс Насекомые Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого» | ||
28 | Типы развития насекомых | ||
29 | Общественные насекомые— пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | ||
30 | Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | ||
31 | Обобщение и систематизация знаний по разделам 1–7 | ||
Раздел 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч.) | |||
32 | Хордовые, Бесче- репные — прими - тивные формы | ||
33 | Надкласс Рыбы. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | ||
34 | Внутреннее строение рыб | ||
35 | Особенности размножения рыб | ||
36 | Основные систематические группы рыб | ||
37 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана | ||
Раздел 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | |||
38 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | ||
39 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | ||
40 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | ||
41 | Разнообразие и значение земноводных | ||
Раздел 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) | |||
42 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | ||
43 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | ||
44 | Разнообразие пресмыкающихся | ||
45 | Значение пресмыкающихся, их происхождение | ||
Раздел 11. Класс Птицы (9 ч) | |||
46 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | ||
47 | Опорно-двигательная система птиц Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы» | ||
48 | Внутреннее строение птиц | ||
49 | Размножение и развитие птиц | ||
50 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | ||
51 | Разнообразие птиц | ||
52 | Значение и охрана птиц. Происхождение | ||
53 | Экскурсия «Птицы леса» | ||
54 | Обобщение и систематизация знаний по разделам 9–11 | ||
Раздел 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | |||
55 | Общая характеристика | ||
56 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих» | ||
57 | Размножение и развитие млекопитающих. | ||
58 | Происхождение и разнообразие млекопитающих | ||
59 | Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | ||
60 | Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | ||
61 | Высшие, или Плацентарные, звери: приматы | ||
62 | Экологические группы млекопитающих | ||
63 | Значение млекопитающих для человека | ||
64 | Обобщение и систематизация знаний по разделу12 | ||
Раздел 13. Развитие животного мира на Земле (4 ч) | |||
65 | Доказательства эволюции животного мира. | ||
66 | Развитие животного мира на Земле | ||
67 | Современный мир живых организмов. Биосфера Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | ||
68 | Обобщение и систематизация знаний по разделу 13 | ||
69 | Повторение пройденного материала (2 ч) Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса | ||
70 | Анализ итоговой контрольной работы |