Рабочая программа по биологии в 5 классе

Загрузка ...

 

  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5 класса  составлена на основе фундаменталь­ного ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего об­разования, представленных в федеральном госу­дарственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учи­тываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий для общего образования, соблюда­ется преемственность с примерными программа­ми начального общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
  2. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
  3. Учебным планом МБОУ - СОШ с.Кистендей на 2016 – 2017учебный год;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов линии И.Н.Пономарёвой.

Учебник: Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 5-х классах реализуется базовый уровень.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное,

общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в школе:

• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой

природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых— вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культурекак системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитиепознавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формированиеу обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в

процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как

способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой

природы.

 Содержание учебного предмета

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Биология – наука о живом мире

9

2

Многообразие живых организмов

12

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

5

Раздел 1. Биология – наука о живом мире. 9 часов.

Биология как наука. Свойства живого. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Ткани растений и животных. Органы организма. Химический состав клетки. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.  Великие естествоиспытатели: Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции, В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере, Аристотель, Теофраст, Карл Линней, Н.И.Вавилов.

Лабораторные и практические работы:

№ 1 «Изучение строения увеличительных приборов».

№ 2 «Знакомство с клетками растений».

Опыт № 1 «Обнаружение воды»

           № 2 «Обнаружение органических и неорганических веществ»

           № 3 «Обнаружение белка»

           № 4 «Обнаружение углевода»

           № 5 «Обнаружение жира»

Раздел 2. Многообразие живых организмов. 12 часов.

Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Усложнение растений в процессе эволюции. Животные. Строение животных. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Усложнение животных в процессе эволюции.

Лабораторные и практические работы:

№  3 «Знакомство с внешним строением растений»

№ 4 «Наблюдение за передвижением животных

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля. 8 часов.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда —источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов  в морях и океанах.

Раздел 4. Человек на планете Земля. 5 часов.

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.

Экскурсия: «Весенние явления в природе»

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п
Тема
1
Биология – наука о живом мире
2
Многообразие живых организмов
3
Жизнь организмов на планете Земля
4
Человек на планете Земля

ИТОГО: 4

ПЕРЕЧЕНЬ  ТЕСТОВ

№ п/п
Тема
1
Строение увеличительных приборов. Клетка
2
Бактерии
3
Основные признаки царства Растений
4
Основные признаки царства Животных
5
Основные признаки царства Грибы
6
Природные сообщества

ИТОГО: 6   

     

ПЕРЕЧЕНЬ  ЛАБОРАТОНЫХ  РАБОТ

№ п/п
Тема
1
Изучение строения увеличительных приборов
2
Знакомство с клетками растений
3
Знакомство с внешним строением растения
4
Наблюдение за передвижением животных

ИТОГО: 4          

 Планируемые результаты освоения предмета «Биология»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Деятельность учителя в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

-  сформированность познавательных интере­сов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатамиизучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.

Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.

Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.

Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Важными формами деятельности учащихся являются:

Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:

Работа в малых группах (2-5 человек);

Подготовка рефератов;

Исследовательская деятельность;

Информационно-поисковая деятельность;

Выполнение практических и лабораторных работ.

Календарно – тематическое планирование.

№ уро-ка

Наименование разделов и тем

Дата

план

коррекция

Глава 1.Биология – наука о живом мире ( 9 ч)


1

Введение. Наука о живой природе.

 


2

Свойства живого

 


3

Методы изучения природыПрактическая  работа №1: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы

 


4

Увеличительные приборыЛабораторная работа № 1
«Изучение устройства увеличительных приборов».

 


5

Строение клетки
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений».

 


6

Ткани

 


7

Химический состав клеткиПрактическая работа №2 «Определение химических веществ в клетке»

 


8

Процессы жизнедеятельности клетки

 


9

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1.

 



Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч)


10

Царства живой природы

 


11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

 


12

Значение бактерий в природе и жизни человека

 


13-14

Царство Растений.  Лабораторная работа №3: «Знакомство с внешним строением растения»

 


15-16

Царство Животных.  Лабораторная работа №4: «Наблюдение за передвижением животных»

 


17

Царство грибы

 


18

Многообразие и значение грибов

 


19

Лишайники


20

Значение живых организмов в природе и жизни человека


21

Подведем итоги по разделу 2



Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)


22

.Многообразие условий обитания на планете.Практическая работа№3: «Знакомство с организмами различных сред обитания»


23

Экологические факторы


24

Приспособления организмов к жизни в природе


25

Природные сообщества


26

Природные зоны России


27

Жизнь на разных материках


28

Жизнь в морях и океанах.


29

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»



Глава 4. Человек на планете Земле (5 ч)


30

Как появился человек на Земле


31

Как человек изменил природу


32

Важность охраны живого мира планеты.


33

Сохраним богатство живого мира



34

35

Итоговый контроль. (2 ч)
Экскурсия
«Весенние явления в природе»  
Итоговая контрольная работа


 

 

Календарно – тематическое планирование.

№ уро-ка

Наименование разделов и тем

Дата

план

коррекция

Глава 1.Биология – наука о живом мире ( 9 ч)


1

Введение. Наука о живой природе.

 


2

Свойства живого

 


3

Методы изучения природыПрактическая  работа №1: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы

 


4

Увеличительные приборыЛабораторная работа № 1
«Изучение устройства увеличительных приборов».

 


5

Строение клетки
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений».

 


6

Ткани

 


7

Химический состав клеткиПрактическая работа №2 «Определение химических веществ в клетке»

 


8

Процессы жизнедеятельности клетки

 


9

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1.

 



Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч)


10

Царства живой природы

 


11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

 


12

Значение бактерий в природе и жизни человека

 


13-14

Царство Растений.  Лабораторная работа №3: «Знакомство с внешним строением растения»

 


15-16

Царство Животных.  Лабораторная работа №4: «Наблюдение за передвижением животных»

 


17

Царство грибы

 


18

Многообразие и значение грибов

 


19

Лишайники


20

Значение живых организмов в природе и жизни человека


21

Подведем итоги по разделу 2



Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)


22

.Многообразие условий обитания на планете.Практическая работа№3: «Знакомство с организмами различных сред обитания»


23

Экологические факторы


24

Приспособления организмов к жизни в природе


25

Природные сообщества


26

Природные зоны России


27

Жизнь на разных материках


28

Жизнь в морях и океанах.


29

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»



Глава 4. Человек на планете Земле (5 ч)


30

Как появился человек на Земле


31

Как человек изменил природу


32

Важность охраны живого мира планеты.


33

Сохраним богатство живого мира



34

35

Итоговый контроль. (2 ч)
Экскурсия
«Весенние явления в природе»  
Итоговая контрольная работа