Рабочая программа по биологии в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
- Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
- Учебным планом МБОУ - СОШ с.Кистендей на 2016 – 2017учебный год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов линии И.Н.Пономарёвой.
Учебник: Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 5-х классах реализуется базовый уровень.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное,
общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в школе:
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой
природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых— вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культурекак системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитиепознавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формированиеу обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой
природы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1 | Биология – наука о живом мире | 9 |
2 | Многообразие живых организмов | 12 |
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 8 |
4 | Человек на планете Земля | 5 |
Раздел 1. Биология – наука о живом мире. 9 часов.
Биология как наука. Свойства живого. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Ткани растений и животных. Органы организма. Химический состав клетки. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Великие естествоиспытатели: Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции, В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере, Аристотель, Теофраст, Карл Линней, Н.И.Вавилов.
Лабораторные и практические работы:
№ 1 «Изучение строения увеличительных приборов».
№ 2 «Знакомство с клетками растений».
Опыт № 1 «Обнаружение воды»
№ 2 «Обнаружение органических и неорганических веществ»
№ 3 «Обнаружение белка»
№ 4 «Обнаружение углевода»
№ 5 «Обнаружение жира»
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 12 часов.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Усложнение растений в процессе эволюции. Животные. Строение животных. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Усложнение животных в процессе эволюции.
Лабораторные и практические работы:
№ 3 «Знакомство с внешним строением растений»
№ 4 «Наблюдение за передвижением животных
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля. 8 часов.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда —источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.
Раздел 4. Человек на планете Земля. 5 часов.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
Экскурсия: «Весенние явления в природе»
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема |
1 | Биология – наука о живом мире |
2 | Многообразие живых организмов |
3 | Жизнь организмов на планете Земля |
4 | Человек на планете Земля |
ИТОГО: 4
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ
№ п/п | Тема |
1 | Строение увеличительных приборов. Клетка |
2 | Бактерии |
3 | Основные признаки царства Растений |
4 | Основные признаки царства Животных |
5 | Основные признаки царства Грибы |
6 | Природные сообщества |
ИТОГО: 6
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема |
1 | Изучение строения увеличительных приборов |
2 | Знакомство с клетками растений |
3 | Знакомство с внешним строением растения |
4 | Наблюдение за передвижением животных |
ИТОГО: 4
Планируемые результаты освоения предмета «Биология»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Деятельность учителя в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатамиизучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.
Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.
Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
Находят значение указанных терминов в справочной литературе.
Важными формами деятельности учащихся являются:
Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:
Работа в малых группах (2-5 человек);
Подготовка рефератов;
Исследовательская деятельность;
Информационно-поисковая деятельность;
Выполнение практических и лабораторных работ.
Календарно – тематическое планирование.
№ уро-ка | Наименование разделов и тем | Дата | |
план | коррекция | ||
Глава 1.Биология – наука о живом мире ( 9 ч) | |||
1 | Введение. Наука о живой природе. |
| |
2 | Свойства живого |
| |
3 | Методы изучения природыПрактическая работа №1: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы |
| |
4 | Увеличительные приборыЛабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». |
| |
5 | Строение клетки Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». |
| |
6 | Ткани |
| |
7 | Химический состав клеткиПрактическая работа №2 «Определение химических веществ в клетке» |
| |
8 | Процессы жизнедеятельности клетки |
| |
9 | Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1. |
| |
Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч) | |||
10 | Царства живой природы |
| |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность |
| |
12 | Значение бактерий в природе и жизни человека |
| |
13-14 | Царство Растений. Лабораторная работа №3: «Знакомство с внешним строением растения» |
| |
15-16 | Царство Животных. Лабораторная работа №4: «Наблюдение за передвижением животных» |
| |
17 | Царство грибы |
| |
18 | Многообразие и значение грибов |
| |
19 | Лишайники | ||
20 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | ||
21 | Подведем итоги по разделу 2 | ||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) | |||
22 | .Многообразие условий обитания на планете.Практическая работа№3: «Знакомство с организмами различных сред обитания» | ||
23 | Экологические факторы | ||
24 | Приспособления организмов к жизни в природе | ||
25 | Природные сообщества | ||
26 | Природные зоны России | ||
27 | Жизнь на разных материках | ||
28 | Жизнь в морях и океанах. | ||
29 | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» | ||
Глава 4. Человек на планете Земле (5 ч) | |||
30 | Как появился человек на Земле | ||
31 | Как человек изменил природу | ||
32 | Важность охраны живого мира планеты. | ||
33 | Сохраним богатство живого мира | ||
34 35 | Итоговый контроль. (2 ч) Экскурсия «Весенние явления в природе» Итоговая контрольная работа |
Календарно – тематическое планирование.
№ уро-ка | Наименование разделов и тем | Дата | |
план | коррекция | ||
Глава 1.Биология – наука о живом мире ( 9 ч) | |||
1 | Введение. Наука о живой природе. |
| |
2 | Свойства живого |
| |
3 | Методы изучения природыПрактическая работа №1: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы |
| |
4 | Увеличительные приборыЛабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». |
| |
5 | Строение клетки Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». |
| |
6 | Ткани |
| |
7 | Химический состав клеткиПрактическая работа №2 «Определение химических веществ в клетке» |
| |
8 | Процессы жизнедеятельности клетки |
| |
9 | Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1. |
| |
Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч) | |||
10 | Царства живой природы |
| |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность |
| |
12 | Значение бактерий в природе и жизни человека |
| |
13-14 | Царство Растений. Лабораторная работа №3: «Знакомство с внешним строением растения» |
| |
15-16 | Царство Животных. Лабораторная работа №4: «Наблюдение за передвижением животных» |
| |
17 | Царство грибы |
| |
18 | Многообразие и значение грибов |
| |
19 | Лишайники | ||
20 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | ||
21 | Подведем итоги по разделу 2 | ||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) | |||
22 | .Многообразие условий обитания на планете.Практическая работа№3: «Знакомство с организмами различных сред обитания» | ||
23 | Экологические факторы | ||
24 | Приспособления организмов к жизни в природе | ||
25 | Природные сообщества | ||
26 | Природные зоны России | ||
27 | Жизнь на разных материках | ||
28 | Жизнь в морях и океанах. | ||
29 | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» | ||
Глава 4. Человек на планете Земле (5 ч) | |||
30 | Как появился человек на Земле | ||
31 | Как человек изменил природу | ||
32 | Важность охраны живого мира планеты. | ||
33 | Сохраним богатство живого мира | ||
34 35 | Итоговый контроль. (2 ч) Экскурсия «Весенние явления в природе» Итоговая контрольная работа |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста