Меню

Рабочая программа по биологии в 10 классе


Пояснительная записка.                                                                                                                                                                                                 

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В..Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не пре­вышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часовв неделю в 10 классе и 3 часовв неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

□    освоениезнанийоб основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся со­ставной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдаю­щихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

□    овладение умениямихарактеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблю­дение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные резуль­таты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологиче­ской терминологией и символикой;

□    развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и про­цессов;

□    воспитаниеубежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необ­ходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологи­ческих исследований;

□    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора со­держания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым мчащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения обра­зования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биоло­гических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей про­граммы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников»и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение со­держанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение уча­щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к ровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения- носит обобщающий характер и включает в себя следующие  умения:

•     выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

•     определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

•     отличать научные методы, используемые в биологии;

•     определять место биологии в системе естественных наук.

•     доказывать, что организм - единое целое;

•     объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации  живой природы;

•     обосновывать единство органического мира;

•     выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

•     отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира- носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

•     определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

•     приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы; 

•     объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

•     указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

•     отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу  включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных  умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в  следующей таблице.

Перечень лабораторных и практических работ

КЛЕТКА


Название лабораторной работы

Название практической работы
1
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
1
Сравнение строения клеток растений, жи­вотных, грибов и бактерий.
2
Приготовление и описание микропрепа­ратов клеток растений.
2
Сравнение процессов брожения и дыхания.
3
Опыты по определению каталитической активности ферментов.
3
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
4
Изучение хромосом  на готовых микро­препаратах.
4
Сравнение процессов митоза и мейоза.
5
Изучение клеток дрожжей под микроско­пом.
5
Сравнение   процессов   развития   половых. клеток у растений и животных.
6
Опыты  по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.
6
Решение задач по молекулярной биоло­гии.
7
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.


ОРГАНИЗМ

8
Построение  вариационного  ряда  и  ва­риационной кривой.
7
Составление схем скрещивания.


8
Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание


9
Решение генетических задач на неполное доминирование.


10
Решение генетических задач на сцепленное наследование.


11
Решение генетических задач на наследова­ние, сцепленное с полом.


12
Решение генетических задач на взаимодей­ствие генов.


13
Выявление источников мутагенов в окру­жающей среде.


14
Сравнение процессов бесполого и полового размножения.


15
Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных живот­ных.


16
Сравнительная характеристика пород (сор­тов).


17
Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

ВИД

9
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.
18
Сравнительная характеристика особей раз­ных видов одного рода по морфологическо­му критерию.
10
Выявление изменчивости у особей одно­го вида.
19
Сравнительная характеристика естествен­ного и искусственного отбора.
11
Выявление  приспособлений  у  организ­мов к среде обитания.
20
Сравнение процессов движущего и стабили­зирующего отбора.
12
Выявление идиоадаптаций у растений.
21
Сравнение процессов экологического и гео­графического видообразования.
13
Выявление идиоадаптаций у животных.
22
Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.


23
Сравнительная характеристика путей эво­люции и направлений эволюции.


24
Выявление ароморфозов у растений.


25
Выявление ароморфозов у животных.


26
Анализ и оценка различных гипотез возник­новения жизни на Земле.


27
Анализ и оценка различных гипотез возник­новения происхождения человека.


28
Анализ и оценка различных гипотез возник­новения формирования человеческих рас.

ЭКОСИСТЕМЫ

14
Наблюдение и выявление приспособле­ний у организмов к влиянию различных экологических факторов.
29
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях).
15
Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.
30
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
16
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
31
Решение экологических задач.
17
Описание   экосистем   своей   местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропо­генных изменений).
32
Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.
18
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
33
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Итого: 18 лабораторных работ.
Итого: 33 практические работы.






Жирным курсивомвыделена практическая работа, которая не представлена в Примерной программе по биологии. Но, так как задачи по молекулярной генетике обязательно входят в Часть3 контрольной работы ЕГЭ по биологии, эта практическая работа рекомендуется для проведения по усмотрению учителя.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с приведенным выше перечнем. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. В этом случае работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от автор­ской программы. В 10 классе:

•     увеличено количество часов на темы: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот», «Обмен веществ и энергии», «Основные закономерности наследственности», «Ге­нетика человека» - так как вышеуказанные темы являются наиболее сложными в курсе Об­щей биологии и включают в себя большое число лабораторных и практических работ;

•     расширен раздел «Индивидуальное развитие» за счет темы «Жизненные циклы растений и животных», так как вопросы этой темы включены в Примерную программу по биологии про­фильного уровня в объеме 5 часов;

•     уменьшено количество часов по темам: «Предпосылки возникновения жизни на Земле» - на 1 час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле» - на 3 часа.

В 11 классе:

•     увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа(в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках);

•     уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой приро­ды» - на 1 час,«Дарвинизм» - на 1 час,«Основные черты эволюции» - на 2 часа,«Жизнь со­общества» - на 3 часа;

•     увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов. В соответствии с Примерной программой в рабочую программу включены уроки по теме «Агроценозы», не предусмотренные программой В.Б. Захарова, а также выделены в отдельные уроки лабораторные и практические работы. Такое перераспределение часов создает усло­вия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной инфор­мации, не предусматриваемой Примерной программой по биологии и включенной в авторскую про­грамму в качестве дополнительных элементов содержания.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и сис­тематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1)  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа

2)  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч. 2/Под ред. проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа

рабочей тетради: Сухова Т.С, Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа

а также методических пособий для учителя:

1)    Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, СТ. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа,  

2)    Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Заха­рова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология».- М.: Дрофа

4) Биология. 10 класс. Профильный курс. Методическое пособие в 2 частях / Сост. И.В.Зверева, А.Ю.Мамонтова.- Волгоград: ИТД «Корифей».

5) Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.- 2-е изд., стереотип./ авт.- сост. Т.И.Чайка.- Волгоград

6)  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс Биология,б-11 классы. - М.: Дрофа

7)  Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дро­фа

дополнительной литературы для учителя:

1)  Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа

2)  Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21е    ш «Мир и образование»

3)  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:

Дрофа

4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология».- М.: «Издательство НЦ ЭНАС»

5)  Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про-шещение

6)  Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая Биология. - М.: Дрофа

для учащихся:

1)  Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа

2) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая Биология. - М.: Дрофа

 

МULTIМЕDIА - поддержка курса «Общая биология»

•               Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс(учебное электронное издание),

Республиканский мультимедиа центр

•               Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина(электронное учебное издание), Дрофа, Физикон

•               Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание,Дрофа, Физикон

•              Лаборатория КЛЕТКА  •              Лаборатория ГЕНЕТИКА •              Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1seрtеmbег.гu- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nаtuге.гu - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education. - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 Календарно-тематическое планирование10 КЛАСС


Тема урока
  Кол.
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
 
Домашнее задание
 Дата
план
коррекция

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ (5 часов)


ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (2 часа)

- формирование у учащихся основные понятия о биологии как науке, ее методах исследования, ученых, внесших большой вклад в ее развитие.
1.
Предмет       и задачи общей биологии.


    1.
Урок  обобще­ния                                  и   систе­матизации знаний
Факты
Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирова­нии научного мировоззрения. Методы     познания     живой природы.
Объект изучения биологии -биологические системы.
Описывать   методы   по­знания   живых   организ­мов.
Определять темы курса, которые   носят  мировоз­зренческий характер.
Определять  место  био­логии  в системе естест­венных наук.
Выделять объект биоло­гического исследования.
Осуществлять        само­стоятельный   поиск  био­логической информации.

 
 Введение
 










2.
Понятие жиз­ни  и  уровни ее   организа­ции.
 1.
Урок  обобще­ния   и   систе­матизации знаний.
Ключевые понятия
Жизнь
Факты
Уровни   организации   живой материи.
Принцип Иерархический    (многоуров­невый) принцип построения живой природы.
Давать       определение понятию жизнь.
Объяснять    проявления иерархического принципа организации  живой   при­роды.
Объяснять значение для развития   биологии   под­разделения    на    уровни организации.
Определять  принадлеж­ность        биологического объекта к уровню органи­зации жизни.

 §1.1.





 









ТЕМА 1.2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО. МНОГООБРАЗИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

- обучение учащихся умению  выделять основные свойства живых организмов; - продолжить формирование умения составлять обобщающую таблицу.


3-4.
Критерии живых     сис­тем.


  2
Урок  обобще­ния   и   систе­матизации знаний
Ключевые понятия
Ассимиляция
Диссимиляция
Гомеостаз
Метаболизм
Онтогенез
Раздражимость
Размножение
Рефлекс
Филогенез
Факты Общие признаки биологиче­ских систем.
Процесс Обмен  веществ  в  неживой природе и метаболизм.
Давать       определения ключевым понятиям.
Выявлять  признаки  жи­вого (у отдельных орга­низмов).
Объяснять    проявление свойств   живых   организ­мов на различных уров­нях организации.
Отличать биологические системы от объектов не­живой природы.
Характеризовать общие свойства живых систем.
Сравнивать      сущность процессов    обмена    ве­ществ в неживой природе и метаболизма.
 .
1.2

 







 





5
Вводный контроль
 1
Урок    контро­ля,   оценки   и коррекции знаний      уча­щихся.

Тестирование по разделу «Введение в биологию» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Систематизация знаний























РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (15 часов)



ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)

- знакомство учащихся с историей  представлений о происхождении жизни;  - обучение умению анализировать и оценивать различные точки происхождения жизни;
- формирование умения описывать сущность теорий о происхождении жизни.


6.
История представле­ний    о    воз­никновении жизни.


  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Факты
Научные   точки   зрения   на возникновение жизни: абио­генез, биогенез. Религиозная точка зрения.
Теории, гипотезы Самозарождение жизни.
Принцип Все живое - из живого. Все живое из яйца.
Обосновывать принцип
«все живое из яйца».
Анализировать   и   оце­нивать   содержание   на­учной и религиозной то­чек   зрения   по   вопросу происхождения жизни.
Развернуто    обосновы­вать  суждения  по  про­блеме       происхождения жизни.

.§2.1.
 




 







7.
*Работы Пас-тера.


  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Факты
Экспериментальные доказа­тельства невозможности са­мозарождения жизни.
Описывать  опыты   Пастера, доказывающие не­возможность   самопроиз­вольного        зарождения жизни в современных ус­ловиях.
Отличать наблюдение от эксперимента.

 §2.2.
























8.
Гипотеза веч­ности жизни.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Факты
Доводы в пользу представ­ления о вечности жизни. Теории, гипотезы
Теория вечности жизни (пан­спермии).
Описывать       сущность теории вечности жизни.
Анализировать   и   оце­нивать  различные  гипо­тезы вечности жизни.
 
2.3
 



9.
Материали­стические
теории. Выполнение практической работы     №    25
«Анализ и оценка различных    гипо­тез     возникнове­ния     жизни     на Земле».


  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Абиогенез
Теории, гипотезы
Материалистические теории.
Давать               определение
понятию абиогенез.
Называть       материали­стические теории возник­новения жизни.
Анализировать   и   оце­нивать   материалистиче­ские гипотезы происхож­дения жизни.
 
2.4






















ТЕМА 2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)

- знакомство  учащихся с эволюцией химических элементов в космическом пространстве;  - обучение умению развернуто обосновывать значение химических веществ для возникновения жизни;
- формирование умения описывать состав первичной атмосферы.




10.
Эволюция химических элементов   в космическом пространст­ве.
  1    
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Факт
Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем.
Процесс Синтез биогенных элементов в результате ядерных реак­ций.
Перечислить     космиче­ские      и      планетарные предпосылки возникнове­ния   жизни    абиогенным путем на нашей планете.

§2.2.1.
 




11
 Химические предпосылки возникнове­ния жизни.

 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Состав первичной атмосфе­ры Земли.
Свойства Восстановительный     харак­тер первичной атмосферы.
  Перечислять   вещества, определяющие       состав первичной атмосферы.
Развернуто     обосновы­вать значение для возник­новения органических ве­ществ восстановительного характера атмосферы.

2.2.3.























12.
Источники энергии         и возраст  Зем­ли.


   1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Факт
Возможные источники энер­гии для  первичной химиче­ской эволюции: ядерные ре­акции,      ультрафиолетовое излучение,  вулканизм,  мол­нии.
Роль источников энергии для химической эволюции.
Перечислять возможные источники энергии.
Объяснять роль различ­ных источников энергии на процессы образования органических молекул.
 .
 .
2.2.4













13.
Условия сре­ды   на древ­ней Земле.


  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Факт
Опыты Миллера и Юри. Условия   среды,   необходи­мые    для     синтеза     орга­нических веществ. Вода - необходимое условие для жизни.
Процесс
Моделирование        условий первичной атмосферы.
Перечислять     условия
для синтеза органических веществ.
Описывать методику проведения опыта С. Миллера и П. Юрии.
Развернуто обосновы­вать, что вода - необхо­димое условие для жиз­ни.
 
§2.2.5










14.
Семинар     по теме    «Пред­посылки воз­никновения жизни         на Земле».
 Выполнение практической работы     №    25
«Анализ и оценка различных гипо­тез возникнове­ния жизни на Земле».
 1
Урок  обобще­ния   и   систе­матизации знаний.
Ключевые понятия
Абиотическая эра
Анализировать и оце­нивать предпосылки воз­никновения жизни на Земле.

отчет







Характеризовать абио­тическую эру на Земле.

 























ТЕМА 2.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. (5 часов)

- знакомство   учащихся с гипотезой происхождения протобиополимеров;   - формирование умения сравнивать коацерваты с живыми существами; а также  развернуто    обосновы­вать  перспективы  обра­зования и эволюции коацерватов в современных условиях.


15.
Гипотеза    про исхождения протобиопо-лимеров.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Коацерваты
Факт
Экспериментальное  получе­ние коацерватных капель. Возможности для преодоле­ния низких концентраций.
Теории и гипотезы
Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Холдейна.
Давать        определение понятию - коацерваты.

 2.3
 







Называть    возможности преодоления низких кон­центраций.






 



Описывать   модель   об­разования   коацерватных капель.






 



Сравнивать   коацерваты с живыми существами.










Развернуто    обосновы­вать  перспективы  обра­зования и эволюции коацерватов в современных условиях.





 16.
Эволюция протобионтов.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Анаэробы Автотрофы Аэробы Гетеротрофы
Факт
Роль фотосинтеза в эволю­ции протобионтов.
Процесс
Возникновение    энергетиче­ских систем.
Становление    генетического кода. Появление фотосинтеза.
Давать       определение ключевым понятиям.

 2.4




 .
 


Перечислить      главные события добиологической эволюции.

 




 



Характеризовать   этапы эволюции метаболизма.

 


17.
Начальные этапы биоло­гической эволюции.
  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Эктодерма Энтодерма
Факт
События    в    биологической эволюции:   появление   эукариот,  многоклеточности,  по­лового процесса.
Процесс
Возникновение      раститель­ных и животных клеток.
Теории и гипотезы Гипотеза симбиогенеза.
Давать       определение ключевым понятиям.

 
 


 



Составлять  схему сим-биотического     возникно­вения животной и расти­тельной клетки.

.



 



Описывать  процесс по­явления    многоклеточно­сти.
 
 



18.
Семинар      по теме        «Со­временные пред­ставления    о возникнове­нии жизни на Земле». Выполнение практической работы     №    25
«Анализ и оценка различных    гипо­тез     возникнове­ния     жизни     на Земле».

  1
Урок     обобщения и систематизации знаний
Принципы
Принцип   естественного   от­бора.
Анализировать   и   оце­нивать        современные представления о возник­новении жизни на Земле.
Характеризовать    прин­ципы   естественного   от­бора коацерватов.
Объяснять роль гипоте­зы происхождения прото-биополимеров  в  форми­ровании   научного   миро­воззрения.
     
 .
2.3-2.5
I
19.
Зачет №1.

   1
Урок          кон­троля,  оценки и     коррекции знаний.

Тестирование по разделу «Современные представления о возникновении жизни на Земле






РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (31 час)


ТЕМА3.1. ВВЕДЕНИЕ В ЦИТОЛОГИЮ (1 час)

- формирование у учащихся понятия о науке цитологии, ее основных задачах;  - формирование умения описывать клетку как объект цитологии.

20.
Введение     в цитологию. Выполнение ла­бораторной ра­боты №.1 «На­блюдение клеток растений, живот­ных, бактерий под микроскопом, их изучение и опи­сание».
  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевое понятие
Цитология
Факты
Цитология - наука о клетке. Предмет и задачи цитологии. Клетка   -   объект   изучения цитологии.
Давать определение понятию цитология.
 .
отчет
   


 



Описание клетки как объекта изучения цитоло­гии.
 
 



 








ТЕМА 3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (10часов)

- формирование у учащихся знаний о особенностях химический организацией клетки;
- формирование умений обосновывать взаимосвязь строения и выполняемых функций веществ, входящих в состав клетки.

21.
Химическая организация клетки. Неор­ганические вещества.


 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевое понятие
Буферность Биоэлементы Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества
Объект Химический    состав    клетки. Макро-     и     микроэлементы, ультрамикроэлементы. Строение   и   биологические функции молекул воды и не­органических веществ. Механизм   обеспечения   бу­ферности.
Давать определение ключевым понятиям. Объяснять единство ор­ганического мира на ос­нове сопоставительного анализа состава химиче­ских элементов.



 










22.
Органиче­ские   молеку­лы  - углево­ды.
  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевое понятие
Углеводы Сложные углеводы
Объекты
Углеводы живых организмов. Моносахариды:         глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.
Дисахариды  
Полисахариды:        крахмал, гликоген,   целлюлоза   (клет­чатка), хитин.
Строение и функции  моле­кул: строительная, энергети­ческая,   защитная,   функция запаса     питательных     ве­ществ.
Факт
Структура молекулы простых и сложных углеводов. Особенности       углеводного состава   в   растительной   и животной клетке.
Давать        определение ключевым понятиям.
Выделять    особенности углеводного состава рас­тительных    и    животных клеток.
Характеризовать  строе­ние углеводов.
Устанавливать   взаимо­связи строения и функ­ций молекул в клетке.
 
 
 

23.
Органиче­ские   молеку­лы - жиры и липоиды.
 .

 
1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Жиры Липоиды
Объекты
Липиды  живых  организмов. Строение и функции  моле­кул:   структурная,   энергети­ческая,   функция   запасания питательных   веществ,   тер­морегуляция, источник эндо­генной воды, регуляторная.
Факт
Содержание в клетке. Виды липидов: фосфолипи-ды,   гликолипиды,   липопро-теиды,     половые     гормоны
Давать       определение ключевым понятиям.
Описывать    химический состав.
Характеризовать  строе­ние жиров.
Устанавливать   взаимо­связи строения и функ­ций молекул в клетке.
"Объяснять   расположе­ние молекул жира в капле

 3.2.3
 .









 



24-25.
Биологиче­ские полиме­ры - белки.
  2
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Денатурация Полипептид Ренатурация Ферменты
Объекты
Молекулы белка живых кле­ток
Строение   молекулы   белка. Функции белков.
Факт
Сложная организация моле­кулы белка: первичная, вто­ричная,   третичная,   четвер­тичная структура. Связи,   определяющие   про­странственную       структуру. Влияние    температуры    на активность фермента.
Свойства
Активность в водных раство­рах. Большой поверхностный заряд. Термолабильность.
Процесс
Образование пептидной свя­зи.
Ферментативный катализ. Механизм   химического   им­мунитета.
Давать       определение ключевым понятиям. Называть свойства бел­ков.
Осуществлять        само­стоятельный поиск ин­формации  о  механизме действия ферментов.
Объяснять       механизм образования    первичной, вторичной,        третичной структуры белка.
Устанавливать       соот­ветствие     между     про­странственной структурой белка   и   типом   химиче­ской связи.
Выделять  особенности
ферментов.
Характеризовать     роль белка в живой природе.
 .
3.2.1
 

26.
Семинар      по теме   «Строе­ние   и   функ­ции белков».
1
Урок    закреп­ления знаний.
Специфичность    ферментов и условия их действия. Зависимость строения и со­става белка от их функции.
Выдвигать   гипотезы    и осуществлять    их    про­верку.
 
      отчет



Выполнение    ла­бораторной    ра­боты  №3  «Опы­ты  по  определению    каталитиче­ской     активности ферментов».




 
 



 



Устанавливать   взаимо­связи  строения  и  функ­ций молекул в клетке.
 
 







*Прогнозировать        по­следствия    на    свойства ферментов действия вы­соких температур.
 


27.
ДНК - биоло­гический   по­лимер.
  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Ген
Нуклеиновые кислоты
Объекты Молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика.
Факт
Функции ДНК: хранение на­следственной    информации; передача      наследственной информации из поколения в поколение;  матрица  в  про­цессе транскрипции.
Принцип
Комплементарность. Антипараллельность.
Закономерность
Правило Чаргаффа.
Процесс
Образование суперспирали.
Давать       определение ключевым понятиям. Описывать       механизм образования суперспира­ли.
Характеризовать    функ­ции ДНК.
Объяснять        принципы строения молекулы ДНК.
Устанавливать   взаимо­связи строения и функ­ций молекул ДНК в клет­ке.

3.2.4
 .

28.
Рибонуклеи­новые кисло­ты.     Генети­ческий код.
  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Антикодон Генетический код Кодон
Объекты Молекулы РНК.
Факт
Функции  РНК:  хранение  на-следственной информации
Давать       определение ключевым понятиям.
 .
3.2.4
 


 



Называть виды РНК.
 
 



29.
Редупликация ДНК.


  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Редупликация (репликация)
Процесс
Механизм редупликации мо­лекулы ДНК.
Факт
Условия редупликации.
 комплементарность

Давать       определение
ключевому   понятию   -
редупликация.
Называть принципы  ре-
дупликации.

редупликации ДНК.



























































30.
Семинар      по теме       «Нук­леиновые кислоты».


 1
Урок    закреп­ления знаний.
Факт
Генетический код.
Процесс
Транскрипция. Редупликация.
Находить    при    помощи таблицы      генетического кода    молекулы    амино­кислот.
Составлять схемы:
•     удвоения молекулы ДНК;
•     транскрипции.
Сравнивать строение и функции ДНК,   и-РНК,  т-РНК.

Сист. знаний




















31.
Зачет №2.

 1
Урок          кон­троля,  оценки и     коррекции знаний      уча­щихся.
Тестирование по разделу «Химическая организация живого вещества» (или письменная работа с заданиями, со­ответствующими требованиям к уровню подготовки).




                                                  ТЕМА 3..3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (1 час)

- сформирование у учащихся знаний о особенностях строения и жизнедеятельности прокариотической клетки;  - формирование умений описывать особенности ее строения.

32.
Прокариоти-ческая    клет­ка.
 .

 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Кольцевая хромосома. Мезосома Прокариоты Спорообразование
Объект
Бактерии    и    сине-зеленые водоросли   (цианобактерии).  
Давать определения ключевым понятиям.
Называть уровни кле­точной организации.
Описывать строение прокариотической клетки.


5.1
 








ТЕМА 3.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК ЭУКАРИОТ (8 часов)

- формирование у учащихся знаний о структурно- функциональной организации клеток;
- формирование умений осуществлять самостоятельный поиск информации на основе содержания рисунка;
- формирование умения устанавливать   взаимосвязи строения и функций органоидов клетки.

33.
Эукариотиче-
ская    клетка.
Наружная
цитоплазма-
тическая
мембрана.

 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Пиноцитоз Фагоцитоз Эукариоты
Наружная    клеточная    мем­брана.   Функции:   рецептор-ная функция, транспортная, межклеточные контакты
Факт
Жидкостно-мозаичная      мо­дель  строения.  Химический состав   наружной   цитоплаз-матической           мембраны. Трехслойное строение.
Процесс
Мембранный         транспорт: диффузия,     проникновение, облегченный транспорт,  ак­тивный транспорт.
Механизм пиноцитоза и фа­гоцитоза.
Цикл   внутриклеточного   пи­щеварения
Давать       определения ключевым понятиям.
Называть   функции   на­ружной   цитоплазматиче-ской мембраны.
Характеризовать    меха­низм мембранного транс­порта.

5.2.1
 

34-35.
Органоиды
эукариотиче-ской клетки.
2
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Кристы
Центриоль
Эукариоты
Эндоплазматическая    сеть
(ЭПС)
Объект Цитоплазма.       Мембранные
Давать       определения ключевым понятиям.

5.2.1
   


 .



Называть принцип струк­турной организации клет­ки.




































36.
Особенности
строения
раститель-
ной клетки. Выполнение    ла-
бораторной    ра-
боты   №2   «При-
готовление и опи­сание         микро­препаратов    кле­ток растений».
 1
Комбиниро-
ванный урок
Объект
Растительная клетка. Строение.
Факт
Особенности  строения  рас­тительной клетки: клеточная оболочка, пластиды, система вакуолей. Виды пластид: лейкопласты,
хлоропласты, хромопласты. Строение хлоропластов: нали­чие двух мембран; увеличение
поверхности внутренней мем-
браны, граны, наличие хлоро-
филла, РНК, рибосом.
Теории и гипотезы
Гипотеза симбиогенеза.
Описывать        строение
растительной клетки под
микроскопом.
 
 отчет




























 .


Характеризовать      пла-
стиды растительной клет­ки.
 
 



 






















37.
Клеточное ядро.
1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Кариоплазма
Объект
Ядро живой клетки.
Факт Строение ядра: ядерная обо­лочка, ядерный сок, хроматин, ядрышко   (скопление   р-РНК, белков,   субъединицы   рибо­сом).
Функции структурных компо­нентов ядра.
Давать       определения ключевым понятиям.

5.2.2
 


38.
Строение     и
функции
хромосом. Выполнение    ла­бораторной    ра­боты   №4   «Изу­чение    хромосом на   готовых   мик­ропрепаратах».
1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Диплоидный набор
Гаплоидный набор
Гомологичные хромосомы
Кариотип
Хромосома
Центромера
Объект
Хромосомы: химический со­став, строение и функции.
Свойства
Диплоидный   набор   хромо­сом в соматических клетках. Гаплоидный   -   в   половых клетках.
Давать       определения ключевым понятиям.

С.159-162
 


39.
Семинар      по теме   «Строе-
ние клетки». Выполнение прак-
тической работы
№1      «Сравнение строения     клеток
растений, грибов и бактерий». Выполнение    ла-
бораторной    ра-
боты № 6 «Опы­ты   по   изучению
плазмолиза и де-
плазмолиза         в растительной
клетки»;  лабора­торной    работы №5      «Изучение
клеток    дрожжей под        микроско­пом».

 

1
Урок    закреп-
ления   знаний
(практикум).
Факт
Особенности строения эука-
риот и  прокариот.
Процесс
Плазмолиз и деплазмолиз.
Сравнивать       строение прокариот и эукариот.
Сравнивать       строение
клеток растений, грибов и
животных.
Использовать элементы
причинно-следственного
анализа для объяснения результатов    лаборатор. работы.

5.1-5.2































40.
Зачет №3.
 1








 
Урок          кон-
троля,  оценки
и     коррекции
знаний      уча-
щихся.
Тестирование по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» (или письменная работа с  заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).




 



ТЕМА 3.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ - МЕТАБОЛИЗМ (9 часов)

- формирование умений давать определение ключевым понятиям темы, характеризовать этапы ассимиляционных процессов; - обучение умению решать задачи разной степени сложности по теме «Синтез Белка».


41-
Анаболизм.
 
Урок изучения
и   первичного
закрепления
новых знании.
Ключевые понятия
АнаболизмАссимиляция
ГомеостазМетаболизм
ТранскрипцияТрансляция
Факт
Матричный   характер   реак-
Давать       определение





42.

 2
ключевым понятиям.





Урок изучения
и   первичного
закрепления
новых знании.

 







Объяснять смысл точно-
сти   списывания   инфор-
мации с ДНК на РНК.























Характеризовать   этапы
транскрипции и трансля-








43.
Решение    за­дач   по   теме «Биосинтез белка».

 1
Урок    закреп­ления знаний.
Ключевые понятия
Транскрипция Трансляция
Процесс Биосинтез белка.
Решать    задачи    разной степени    сложности    по молекулярной    биологии по     теме     «Биосинтез белка».

Запись в тетр.



















44-45.
Энергетиче­ский     обмен веществ
  2
Урок изучения
и   первичного
закрепления
новых знании.
Ключевые понятия
Диссимиляция
Гликолиз
Катаболизм
Объект
Молекулы АТФ. Строение и функции.
Давать       определение ключевым понятиям.

4.2



47.
Хемосинтез. Выполнение практической работы           №3
«Сравнение   про­цессов   фотосин­теза и хемосинте­за».
 1
Урок изучения
и   первичного
закрепления
новых знании.
Ключевые понятия
Хемосинтез Хемотрофы
Объект Серобактерии,     нитрифици­рующие бактерии,  водород­ные бактерии.
Факт
Энергия           окислительно-восстановительных   реакций - источник энергии для реак­ций.
Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Процесс
Реакции хемосинтеза.
Давать       определение ключевым понятиям.

4.3


48.
Семинар     по теме   «Обмен веществ       и энергии».
 1
Урок     закреп­ления знаний.

Доказывать,  что основ­ной источник энергии на Земле - Солнце.

4.1-4.3



Урок     закреп­ления знаний.



Сравнивать:
•   обмен веществ у рас-




49.
Зачет №4.
 1
Урок    контро­ля,   оценки   и коррекции знаний      уча­щихся.
Тестирование по теме «Обмен веществ в клетке (метаболизм)» (или письменная работа с заданиями, соответст­вующими требованиям к уровню подготовки).

 



ТЕМА 3.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТОК (2 часа)

- формирование знаний о жизненном цикле клетки;  - обучение умению учащихся характеризовать и сравнивать основные этапы ее жизненного цикла;
- продолжение формирования умения описывать готовые микропрепараты и формулировать выводы.
50.
Жизненный цикл клетки.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Жизненный цикл Интерфаза
Факт
Роль интерфазы в жизнен­ном цикле.
Изменение  количества ДНК в  различные  периоды жиз­ненного цикла.
Продолжительность жизнен­ного цикла.
Процесс
Подготовка к митозу. Редуп­ликация,   синтез   РНК,   бел­ков-ферментов, синтез АТФ, удвоение центриолей.
Давать       определение ключевым понятиям.

С.167-170

51.
Митоз. Выполнение ла­бораторной ра­боты №7 «Изу­чение фаз митоза в клетках корешка
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Митотический цикл
Факт
Биологическое значение ми­тоза: рост, регенерация, де­ление зиготы.
Стадии    митоза:    профаза, метафаза,    анафаза,   тело-фаза.
Давать       определение ключевым понятиям.

С.170-173

ТЕМА 3.7. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ(2 часа)

- формирование у учащихся знания о вирусах как неклеточной форме жизни;  - формирование умения выделять главное в их строении и жизнедеятельности;
-  обучение умению характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку.

52-53.
Неклеточные формы    жиз­ни. Вирусы.
  2
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Внутриклеточный    парази­тизм Вирус
Вирусология Капсид
Объект
Вирусы и бактериофаги. Хи­мический состав. Строение.
Факт
Особенности   генома   виру­сов:   две   цепи   ДНК,   одна цепь ДНК, РНК. Виды  вирусов,  содержащих ДНК и РНК; возбудители ин­фекционных     заболеваний. Меры   профилактики   вирус­ных    заболеваний    (СПИД, грипп, герпес). Значение бактериофагов.
Свойства
Специфичность действия.
Процесс
Жизненный  цикл:  проникно­вение   в   клетку,   размноже­ние, выход из клетки.
Давать определение ключевым понятиям.

5.6



















                                                                      ТЕМА 3.8. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1час)

- формирование у учащихся знаний о роли клеточной теории в современной естественно- научной картине мира;   - обучение умению обосновывать единство происхождения живых организмов.
54.
Клеточная теория   строе­ния     организ­мов.


 1
Урок    обобще­ния и система­тизации      зна­ний.
Факт
М.   Шлейден  и  Т. Шванн  -основоположники   клеточной теории.
Роль   клеточной   теории   в формировании современной естественно-научной   карти­ны мира.
Теории и гипотезы Положения   клеточной   тео­рии.
Отличать теорию от ги­потезы.
Доказывать    положения клеточной теории.
.
5.5









РАЗДЕЛ 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 часов)

ТЕМА 4.1. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа)

- формирование у учащихся знаний о бесполом размножении живых организмов;  - формирование умений выделять его особенности;
- развитие умения  объяснять суть и назначение основных способов бесполого размножения организмов.
55.
Бесполое раз­множение.
1
Урок   изучения и     первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Бесполое размножение
Факт Размножение - свойство жи­вых организмов. Особенности бесполого раз­множения.
Причины   генетического  од­нообразия    при    бесполом размножении. Роль в природе.
Процесс Способы бесполого размно­жения:      спорообразование, митоз, почкование, деление пополам.
Давать       определение ключевому   понятию   -
бесполое размножение.

6.1

56.
Вегетативное размножение.


 1
Комб.урок
Ключевые понятия
Вегетативное размножение Органная регенерация
Факт
Вегетативное размножение у растений  и животных.  Рас­пространение  в  природе  и сельском хозяйстве.
Давать определение ключевому   понятию   -
вегетативное размно­жение.
Характеризовать рас­пространение в природе или в сельском хозяйстве вегетативного размноже­ния.

С.195-197
 














ТЕМА 4.2. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (5 часов)

- формирование у учащихся знаний о основном пре6дназначении полового размножения;  - формирование умений выделять эволюционные преимущества полового размножения;
- развитие умения сравнивать основные способы размножения живых организмов.

57.
Половое раз­множение. Выполнение прак­тической  работы
№14    «Сравнение процессов    бесполого и пол разм.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Оплодотворение Партеногенез Половое размножение
Факт
Приспособления   у   обоепо­лых растений или животных для   предотвращения  само­оплодотворения. Особенности  полового  раз­множения и его биологиче­ская роль.
Виды   оплодотворения:   на­ружное  и  внутреннее.  При­способления организмов.
Процесс
Оплодотворение.
Давать определение ключевым понятиям.
Выделять эволюцион­ные преимущества поло­вого размножения.
Объяснять биологиче­ское значение полового размножения.

6.2















58.
Развитие    по­ловых клеток. Выполнение практической работы           №5
«Сравнение   про­цессов    развития половых клеток у растений    и   жи­вотных».
 1
Урок   изучения и      первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Гаметогенез
Гаметы
Гермафродитизм
Овогенез
Репродуктивный период
Сперматогенез

Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид.
Факт
Особенности продолжитель­ности   репродуктивного   пе­риода у разных полов.
Процесс
Гаметогенез. Стадии разви­тия половых клеток.
Давать       определение ключевым понятиям.

6.2


59.
Мейоз.
 1
Урок   изучения и      первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Гаплоидный набор хромосом
Конъюгация
Кроссинговер
Факт
Типы кроссинговера. Биологическое значение.
Процесс
Деление    половых    клеток. Два деления. Фазы.
Давать       определение ключевым понятиям.

6.2


60.
Семинар       по теме         «Раз-
множение   ор­ганизмов». Выполнение практической работы      №     4
«Сравнение   про­цессов  митоза  и мейоза».

  1

Урок    обобще­ния и система­тизации знаний (консультация-тренинг).
Факт
Особенности размножения.
Решать задачи по расче­ту числа хромосом и хроматид в половых клетках.
Сравнивать      процессы митоза и мейоза.

6.1-6.2



Процесс
Деление  клеток.  Типы.   Ме­ханизм.   Биологическое зна­чение.



 







61.
Зачет №5.
 1
Урок    контро­ля,   оценки   и коррекции знаний      уча­щихся.
Тестирование по теме «Размножение организмов» (или письменная работа с заданиями, соответствующими тре­бованиям к уровню подготовки).

РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (12 часов)


ТЕМА 5.1 ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (4часа)

- формирование у учащихся знаний о особенностях индивидуального развития основных групп живых организмов;
- формирование умений описывать основные стадии эмбриогенеза, выделять их особенности и значение.

62.
Краткие   исто­рические   све­дения.
 .

 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Онтогенез
Законы и правила
Биогенетический закон.
Теории.
Учение о зародышевых ли­стках А.О. Ковалевского.
Процесс
Периоды    онтогенеза:    эм­бриональный и постэмбрио­нальный.
Давать       определение ключевому   понятию   -
онтогенез.
Называть    предпосылки биогенетического закона.
Описывать периоды он­тогенеза.
Характеризовать    вклад российских ученых в раз­витие эмбриологии.

7.1




















63.
Эмбриональ­ный     период
развития.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Бластомеры
Давать        определение ключевым понятиям.

7.2.1


64.
Эмбриогенез: гаструляция и     органоге­нез.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Гаструляция Гомологичные органы. Мезодерма Эктодерма Энтодерма
Объект
Гаструла. Зародышевые ли­стки.
Процесс
Механизм гаструляции и ор­ганогенеза.  Дифференциро­вание   клеток.   Эмбриональ­ная индукция.
Давать определение ключевым понятиям.
Объяснять механизм гаструляции.
Объяснять механизм органогенеза.

7.2.2




























65.
Семинар        по теме          «Эм­бриональное развитие    жи­вотных».
 1
Урок  обобще­ния   и   систе­матизации знаний.
Факт
Особенности эмбрионально­го периода.
Процесс
Эмбриогенез.   Этапы   и   ха­рактеристики.
Сравнивать стадии эм­брионального развития.
Характеризовать этапы эмбриогенеза.

Сист.знаний



ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (2 часа)

- формирование у учащихся знаний о особенностях постэмбрионального развития у разных организмов;
 - формирование умений объяснять биологическое значение метаморфоза в жизни организмов.


66-67.
Постэмбрио­нальный   пе­риод.
 2
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Дорепродуктивный период Метаморфоз Непрямое развитие Постэмбриональный период Прямое развитие Репродуктивный период
Факт
Периоды постэмбрионально­го развития: дорепродуктив­ный,  репродуктивный  и  по­стрепродуктивный. Изменения в дорепродуктивном   периоде  
Давать определение ключевым понятиям.
Приводить примеры не­определенного и опреде­ленного роста.
Объяснять биологиче­ское значение метамор­фоза.

7.3



ТЕМА 5.3. ОНТОГЕНЕЗ РАСТЕНИЙ (4 часа)

- формирование у учащихся знаний о онтогенезе растительных организмов;  - формирование умений описывать жизненный цикл растений;
- обучение умению обосновывать зависимость типа размножения от условий среды.


68.
Жизненный цикл  и  чере­дование    по­колений        у водорослей.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Гаметогенез Гаметофит Спорогенез Спорофит
Факт
Зависимость   преобладания
типа размножения от усло­вий     окружающей     среды. Особенности       гаметофита: образование из спор, гапло­идный набор хромосом. Особенности        спорофита: диплоидный набор хромосом образуется в результате оп­лодотворения.
Процесс
Развитие и размножение во­дорослей. Стадии: гаметоге-
Давать определение ключевым понятиям.
Описывать жизненный цикл водорослей.
Обосновывать зависи­мость типа размножения у водорослей в зависи­мости от условий среды.
Осуществлять само­стоятельный          поиск
биологической инфор­мации в различных ис­точниках.























69.
Жизненный цикл и чере­дование    по­колений        у высших  спо­ровых расте­ний.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Архегонии Антеридии Спора Спорангий
Факт
Зависимость     оплодотворе­ния от наличия влаги. Преобладание    гаметофита над   спорофитом    у    мхов. Преобладание      спорофита над гаметофитом у папорот­ников.  Отличия  в строении спорофита и гаметофита.
Процесс
Жизненный     цикл     высших споровых растений.
Давать       определение ключевым понятиям.
Описывать     жизненный цикл    высших   споровых растений.
Сравнивать       строение спорофита и гаметофита у высших споровых рас­тений.
Осуществлять       само­стоятельный          поиск биологической      инфор­мации  в  различных  ис­точниках.

конспект
 











70.
Жизненный цикл и чере­дование    по­колений       у голосемен­ных.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Голосеменные растения Семя
Факт Редукция гаметофита. Появ­ление органа размножения -семени.  Биологическое зна­чение     появления     семян. Ветроопыляемые растения.
Процесс Развитие и размножение.
Давать       определение ключевым понятиям.
Характеризовать     цикл развития     голосеменных растений.
Осуществлять       само­стоятельный          поиск биологической      инфор­мации  в  различных  ис­точниках.

конспект



71.
Жизненный цикл  и  чере-
дование      по-
колении        у цветковых
растении.
 1

Ключевые понятия
Вегетативная клетка
Давать       определение ключевым понятиям.


 




Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний







ТЕМА 5.4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА (1час)

- формирование у учащихся знаний о биогенетическом законе как доказательстве единства происхождения органического мира;  - формирование умений доказывать сходство в развитии зародышей, характеризовать вклад в развитие биогенетического закона А.Н.Северцова.


72.
Сходство  за-
родышей     и эмбриональ-
ная    дивер-
генция.


 
1
'
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Эмбриональная дивергенцияФакт
Дополнение  к  биогенетиче-
скому  закону А.Н. Северцева.     Последст­вия изменений на ранних и  поздних этапах развития.
Единство        происхождения
животного мира.
Процесс
Онтогенез.
Законы и правила
Биогенетический закон.
Давать       определение
ключевому    понятию   -эмбриональная       дивер-
генция.
Доказывать  проявление
биогенетического закона.
Доказывать   сходство   в
развитии зародышей.
Характеризовать    вклад
в  развитии  биогенетиче-

7.4

 











 










ТЕМА 5.5. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (3 часа)

- формирование у учащихся знаний о компонентах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов;
 - формирование умений объяснять влияние вредных привычек на развитие зародыша человека;
- обоснование  важности здорового образа жизни и чистой окружающей среды для здоровья человека и всех живых организмов, населяющих планету.


73-74.
Развитие  ор­ганизмов      и окружающая среда.
 2
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Критические периоды Регенерация
Факт
Критические периоды в раз­витии эмбриона. Факторы    внешней    среды, влияющие на развитие: ал­коголь, стресс, питание. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие    нормаль­ное эмбриональное развитие человека.
Природные механизмы, сни­жающие          интенсивность влияния на стадии развития организма.
Процесс
регуляция нервной и эндок­ринной систем.
Называть      компоненты окружающей           среды, влияющие   на   развитие конкретного организма.

7.5
 


75.
Зачет № 6.

 1
Урок    контро­ля,   оценки   и коррекции знаний      уча­щихся.
Тестирование по теме «Индивидуальное развитие организмов» (или письменная  работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).










РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (30 часов)




ТЕМА 6.1 . ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 0 НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 часа)

- формирование у учащихся знаний о наследственности и изменчивости как одном из важнейших свойств живого организма;
- формирование умений схематично обозначать признаки живых организмов, определяемые аллельными генами, объяснять сущность генотипа как результат взаимодействия генов.


76.
История   раз­вития    пред­ставлений    о наследст­венности      и изменчиво­сти.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Генотип
Гены (аллельные, неаплель-ные)
Гетерозигота Гомозигота Изменчивость Наследственность Локус
Признак (доминантный, ре­цессивный) Фенотип
Факт
Основные  генетические  по­нятия.
Генотип как результат взаи­модействия генов.
Давать       определение ключевым понятиям. Приводить        примеры
рецессивных и доминант­ных признаков.
Схематично обозначать
хромосомы,    расположе­ние аллельных генов на диплоидном   и   гаплоид­ном наборах.
Выделять           отличия
свойств живых систем от неживых.
Отличать   признаки,   оп­ределяемые аллельными генами.
Характеризовать      при­знаки организмов на раз­личных  уровнях  органи­зации.
Объяснять        сущность генотипа   как   результат взаимодействия генов

с.253-255.
 
 .













77.
Современные представле­ния о структуре гена
1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Ген Геном
Давать       определение ключевому   понятию   - ген
 


 .


ТЕМА 6.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (14часов)

- формирование у учащихся знаний об основных закономерностях наследственности;
- формирование умений составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи на различные типы доминирования, объяснять цитологические основы проявления законов Менделя.


78.
Первый     за­кон   Менделя - закон  еди­нообразия первого    по­коления.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Гибрид Гибридизация Доминирование Моногибридное     скрещива­ние Чистые линии
Объект
Альтернативные      признаки гороха.
Факт
Гибридологический      метод изучения наследственности. Условия проявления полного доминирования.
Закон и правила
Закон доминирования (закон единообразия).
Давать       определение ключевым понятиям.
Называть  условия   про­явления  доминантных   и рецессивных признаков.
Записывать    обозначе­ния  доминантных  и  ре­цессивных генов, гомози­гот и гетегозигот.

9.1
 




















79.
Второй закон Менделя  -закон   расщеп-
ления.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Полное доминирование Расщепление
Давать       определение ключевому   понятию   -
полное доминирование.
Называть тип доминиро­вания, при котором рас­щепление по фенотипу и генотипу совпадает.

9.2.2



80.
Неполное доминирова­ние.
Множествен­ный       алле-лизм. Выполнение практической работы №9 «Ре­шение    генетиче­ских задач на не­полное     домини­рование».
 1
комбинированный
Ключевые понятия
Неполное доминирование
Факт Наследование  окраски  вен­чика ночной красавицы. Особенности     расщепления по   генотипу   и    фенотипу. Промежуточное   проявление признака при гетерозиготно-сти генотипа.
Множественный аллелизм -один признак контролирует-
Давать определение ключевому   понятию   -
неполное доминирова­ние.
Описывать проявление множественного аллелизма.
Составлять схему не­полного доминирования.
Решать биологические задачи  

9.2.1
 









81.
Дигибридное и      полигиб­ридное  скре­щивание. Третий закон Менделя закон      неза­висимого комбиниро­вания.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Дигибридное скрещивание
Факт
Цитологические основы про­явления     третьего     закона Менделя.
Условия выполнения третье­го закона Менделя (незави­симого комбинирования): расположение  генов  в  раз­ных гомологичных хромосо­мах, отсутствие взаимодей­ствия между генами. Особенности     расщепления по генотипу и фенотипу. Закон и правила
Закон   независимого  комби­нирования.    Универсальный характер.
Давать определение ключевому   понятию   -
дигибридное скрещива­ние.
Рассчитывать число ти­пов гамет и составлять решетку Пеннета.
Объяснять цитологиче­ские основы третьего за­кона Менделя (закона независимого комбиниро­вания).

9.4
 









82.
Практическая работа         №8
«Решение     ге­нетических   за­дач на моно- и дигибридное скрещивание».
 1
Урок    закреп­ления знаний.
Ключевые понятия
Генотип
Гибриды первого поколения
Фенотип
Вероятность   проявления
признака.
Число типов гамет.
Решать биологические задачи по теме «Моно­гибридное скрещива­ние».
Решать биологические задачи по теме «Дигиб­ридное скрещивание».





 
















83.
Анализирую­щее     скрещи­вание.



 1
Комбинирован­ный урок.
Ключевые понятия
Гомозигота Гетерозигота
Факт
Условия проявления анали­зирующего скрещивания. Особенности     расщепления по генотипу и фенотипу. Практическое значение.
Процесс
Механизм    анализирующего скрещивания.
Давать определение ключевым понятиям.
Составлять схемы ана­лизирующего скрещива­ния.
Решать биологические задачи по теме «Анали­зирующее скрещива­ние».
Объяснять практическое значение анализирующе­го скрещивания.

9.2.4






 



















84.
Хромосомная теория       на­следствен­ности.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Группа сцепления
Кроссинговер
Морганиды
Перекрест
Сцепленное наследование
Факт
Цитологические основы про­явления закона сцепленного наследования.
Условия проявления закона сцепленного наследования.
Законы и правила
Закон сцепленного наследо­вания генов.
Теории и гипотезы Хромосомная    теория    на­следственности.
Давать        определение ключевым понятиям. Объяснять        механизм нарушения        сцепления генов.

9.3
 

85.
Практическая работа     №10
«Решение   ге­нетических задач на сце­пленное     на­следование».

1
Урок    закреп­ления знаний.
Факт
Расстояние между генами.
Решать      биологические задачи   по  теме  «Сцеп­ленное наследование».

Запись в тетр.














86.
Генетика    по­ла.   Наследо­вание      при­знаков, сцеп­ленных с по­лом.
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Аутосомы Гетерохромосомы Гетерогаметный пол Гомогаметный пол
Факт
Особенности   наследования признаков, сцепленных с по­лом.
Практическое значение зна­ний о сцепленном с полом наследовании для человека.
Процесс
Наследование, сцепленное с полом.
Хромосомное    определение пола.
Давать         определение ключевым понятиям.
Приводить примеры  го-
могаметного   и   гетерога-метного пола у животных.
Объяснять    цитологиче­ский   механизм   расщеп­ления по полу.
Выделять    особенности наследования,    сцеплен­ного с полом.
Составлять  схему хро­мосомного    определения пола и объяснять меха­низм.

 9.4
 

87.
Практическая работа    №11
«Решение   ге­нетических задач на сце­пленное с по­лом   наследо­вание».
1
Урок    закреп­ления знаний
Факт
Наследование гемофилии и дальтонизма  у  человека   и черепаховой окраски шерсти у кошек как пример сцеплен­ного с полом наследования.
Решать      биологические задачи   по  теме  «Сцеп­ленное с полом насле­дование».

отчет


 












































94.
Зависимость  проявления генов от условий внешней среды
 1
     Урок изучения
и    первичного
закрепления
новых знаний.
Ключевые понятия
Вариационный ряд
Модификации
Морфоз Норма реакции
Факт
Свойства модификаций: на-
правленность.
Причины          модификаций.
Влияние степени силы и про-
должительности      действия
фактора на проявление мо­дификаций.
Влияние широты нормы ре­акции на приспособление к конкретным условиям. Представления Ч. Дарвина о ненаследственной   изменчи­вости среды.
Давать         определение
ключевым понятиям.
Описывать    проявление
модификационной измен-
чивости.
Объяснять причины  не-
наследственных   измене-
ний.
Обосновывать   влияние
нормы   реакции   на   при­способление   организмов
к среде обитания.
Характеризовать биоло-
гическое значение моди-
фикаций.
 
 




 
 

 



 
 

 
 § 10.2.





 









 



 

























































95.
Лаборатор-
ная      работа
№8   «Выявле-
ние   изменчи-
вости   у   осо-
бей       одного
вида».
  1
Урок    закреп-
ления знаний.
Ключевые понятия
Вариационная кривая
Варианта
Статистика модификаций.
Объяснять     результаты
учебно-
исследовательской рабо-
ты,    осуществлять    их
проверку.
Использовать    матема-
тические   методы   стати­стики в биологии.
 
 
ОТЧЕТ















 





96.
Семинар      по теме «Основ­ные    законо­мерности  из­менчивости».
 Выполнение    ла­бораторной    ра­боты №9 «Выяв­ление изменчиво­сти у особей од­ного вида».

1


Урок    обобще­ния и система­тизации       зна­ний.

Объяснять     результаты учебно-исследовательской рабо­ты,     осуществлять     их проверку.
Сравнивать свойства мутационной и модифи-кационной изменчивости.
 
Подготовиться к зачету.






 





 .









97.
Зачет № 7.

  1
Урок   контроля, оценки   и   кор­рекции   знаний учащихся.
Тестирование по темам «Основные закономерности наследственности», «Основные закономерности изменчи­вости» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).






ТЕМА 6.4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (3 часа)

- формирование у учащихся знаний о основных методах изучения наследственности человека;  - формирование умений объяснять возникновение наследственных заболеваний.

98.
Методы   изу­чения     гене­тики   челове­ка.


 
 1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия, факты
Методы изучения наследст­венности человека: генеало­гический,  близнецовый,   ци­тологический.
Называть методы изуче­ния наследственности человека.
Выделять трудности в применении методов в генетике человека.
Анализировать схемы родословной.
Осуществлять само­стоятельный поиск биологической инфор­мации из различных ис­точников.
Характеризовать мето­ды изучения наследст­венности человека.
 
 КОНСПЕКТ
 


















99.
Наследст­венные       за­болевания   и их  предупре­ждение.


  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Наследственные   заболева­ния
Факт
Хромосомные болезни.
Меры профилактики наслед­ственных заболеваний чело­века.
Диагностика и лечение наследственных     аномалий обмена веществ. Нежелательность   родствен­ных браков.
Медико-генетическое      кон­сультирование.
давать определение ключевому   понятию   -
наследственные заболе­вания.
Объяснять причины на­следственных заболева­ний человека.
Обосновывать целесо­образность запрещения в некоторых странах близ­кородственных браков.
 
 9.4












100.
Семинар      по теме     «Гене­тика   челове­ка».


  1
Урок  обобще­ния   и   систе­матизации знаний.
Ключевые понятия
Резус-фактор
Процесс
Типы наследования: аутосом-но-доминантное;    аутосомно-рецессивное; сцепленное с X-хромосомой.
Решать задачи по теме «Генетика человека».
 
 Сист. знаний






Объяснять механизм наследования резус-фактора.






Составлять родослов­ную собственной семьи, отмечая признаки и свой­ства, наиболее характер­ные для родственников.


ТЕМА 6.5. СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

- формирование у учащихся знаний о значении селекционной работы для выведения новых пород животных и сортов растений;
- формирование умений называть и характеризовать основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов, а также давать оценку этическим аспектам биотехнологии.

101.
Создание по­род      живот­ных и сортов растений.


  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.
Ключевые понятия
Одомашнивание Селекция
Факт Цели и задачи селекции.
Законы и правила Закон гомологических рядов в  наследственной  изменчи­вости.
Теории и гипотезы Учение о центрах происхож­дения культурных растений.
Давать       определение ключевым понятиям.
Объяснять значение для селекционной        работы закона      гомологических рядов  в  наследственной изменчивости.
Характеризовать    поло­жения учения о центрах происхождения    культур­ных растений.
Осуществлять       само­стоятельный          поиск биологической      инфор­мации из различных ис­точников.
 
 .§11.1,
 .










102.
Методы     се­лекции     рас­тений   и   жи­вотных.
 .

  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Гетерозис
Гибридизация
Отбор
Порода
Сорт
Факт Виды  отбора:  индивидуаль­ный и массовый. Типы   скрещивания:   родст­венное и неродственное. Отдаленная гибридизация у растений и животных.
Процесс
Искусственный мутагенез.
Давать       определение ключевым понятиям.
Выделять признаки сор­та или породы.
Сравнивать отдаленную гибридизацию у растений и животных.
Характеризовать     типы скрещивания  в животно­водстве.
 
 11.2

 





 
 














103.
Селекция микроорга­низмов.

  1
Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний
Ключевые понятия
Биотехнология Генная инженерия
Факт
Особенности  селекции  мик-
Давать       определение ключевым понятиям. Называть    методы,    ис­пользуемые   в   селекции

 
.§11.3.





роорганизмов


104.
Достижения
современной
селекции. Выполнение практической работы         №16
«Сравнительная характеристика пород (сортов)».
 1
Урок    обобще­ния и система­тизации      зна­ний
Ключевые понятия
Геном Клонирование
Факт
Современные    методы    се­лекции.
Этические аспекты развития исследований     биотехноло­гии (клонирование человека, направленное       изменение генома).
Характеризовать поро­ды (сорта). Давать оценку этическим аспектам биотехнологии.
 
 §11.4



 Выполнение практической работы         №17
«Анализ и оценка этических   аспек­тов  развития  не­которых исследо­ваний   в   биотех­нологии».








105
 
Итоговое тестироване.
1
Урок    обобще­ния и система­тизации      зна­ний
Тестирование в форме ЕГЭ
 
  Сист. знаний