Рабочая программа по биологии в 10 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В..Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часовв неделю в 10 классе и 3 часовв неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
□ освоениезнанийоб основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
□ овладение умениямихарактеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
□ развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
□ воспитаниеубежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
□ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым мчащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников»и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к ровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения- носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
• отличать научные методы, используемые в биологии;
• определять место биологии в системе естественных наук.
• доказывать, что организм - единое целое;
• объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
• обосновывать единство органического мира;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира- носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
• отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Перечень лабораторных и практических работ
КЛЕТКА | |||||
№ | Название лабораторной работы | № | Название практической работы | ||
1 | Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. | 1 | Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. | ||
2 | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 2 | Сравнение процессов брожения и дыхания. | ||
3 | Опыты по определению каталитической активности ферментов. | 3 | Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. | ||
4 | Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. | 4 | Сравнение процессов митоза и мейоза. | ||
5 | Изучение клеток дрожжей под микроскопом. | 5 | Сравнение процессов развития половых. клеток у растений и животных. | ||
6 | Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке. | 6 | Решение задач по молекулярной биологии. | ||
7 | Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. | ||||
ОРГАНИЗМ | |||||
8 | Построение вариационного ряда и вариационной кривой. | 7 | Составление схем скрещивания. | ||
8 | Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание | ||||
9 | Решение генетических задач на неполное доминирование. | ||||
10 | Решение генетических задач на сцепленное наследование. | ||||
11 | Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом. | ||||
12 | Решение генетических задач на взаимодействие генов. | ||||
13 | Выявление источников мутагенов в окружающей среде. | ||||
14 | Сравнение процессов бесполого и полового размножения. | ||||
15 | Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. | ||||
16 | Сравнительная характеристика пород (сортов). | ||||
17 | Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | ||||
ВИД | |||||
9 | Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. | 18 | Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. | ||
10 | Выявление изменчивости у особей одного вида. | 19 | Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. | ||
11 | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. | 20 | Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. | ||
12 | Выявление идиоадаптаций у растений. | 21 | Сравнение процессов экологического и географического видообразования. | ||
13 | Выявление идиоадаптаций у животных. | 22 | Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. | ||
23 | Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции. | ||||
24 | Выявление ароморфозов у растений. | ||||
25 | Выявление ароморфозов у животных. | ||||
26 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. | ||||
27 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека. | ||||
28 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас. | ||||
ЭКОСИСТЕМЫ | |||||
14 | Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов. | 29 | Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях). | ||
15 | Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем. | 30 | Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. | ||
16 | Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | 31 | Решение экологических задач. | ||
17 | Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). | 32 | Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота. | ||
18 | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. | 33 | Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. | ||
Итого: 18 лабораторных работ. | Итого: 33 практические работы. | ||||
Жирным курсивомвыделена практическая работа, которая не представлена в Примерной программе по биологии. Но, так как задачи по молекулярной генетике обязательно входят в Часть3 контрольной работы ЕГЭ по биологии, эта практическая работа рекомендуется для проведения по усмотрению учителя.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с приведенным выше перечнем. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. В этом случае работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы. В 10 классе:
• увеличено количество часов на темы: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот», «Обмен веществ и энергии», «Основные закономерности наследственности», «Генетика человека» - так как вышеуказанные темы являются наиболее сложными в курсе Общей биологии и включают в себя большое число лабораторных и практических работ;
• расширен раздел «Индивидуальное развитие» за счет темы «Жизненные циклы растений и животных», так как вопросы этой темы включены в Примерную программу по биологии профильного уровня в объеме 5 часов;
• уменьшено количество часов по темам: «Предпосылки возникновения жизни на Земле» - на 1 час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле» - на 3 часа.
В 11 классе:
• увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа(в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках);
• уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой природы» - на 1 час,«Дарвинизм» - на 1 час,«Основные черты эволюции» - на 2 часа,«Жизнь сообщества» - на 3 часа;
• увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов. В соответствии с Примерной программой в рабочую программу включены уроки по теме «Агроценозы», не предусмотренные программой В.Б. Захарова, а также выделены в отдельные уроки лабораторные и практические работы. Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).
Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусматриваемой Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа
2) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч. 2/Под ред. проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа
рабочей тетради: Сухова Т.С, Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа
а также методических пособий для учителя:
1) Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, СТ. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа,
2) Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология».- М.: Дрофа
4) Биология. 10 класс. Профильный курс. Методическое пособие в 2 частях / Сост. И.В.Зверева, А.Ю.Мамонтова.- Волгоград: ИТД «Корифей».
5) Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.- 2-е изд., стереотип./ авт.- сост. Т.И.Чайка.- Волгоград
6) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс Биология,б-11 классы. - М.: Дрофа
7) Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21е ш «Мир и образование»
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:
Дрофа
4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология».- М.: «Издательство НЦ ЭНАС»
5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про-шещение
6) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая Биология. - М.: Дрофа
для учащихся:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа
2) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая Биология. - М.: Дрофа
МULTIМЕDIА - поддержка курса «Общая биология»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс(учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина(электронное учебное издание), Дрофа, Физикон
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание,Дрофа, Физикон
• Лаборатория КЛЕТКА • Лаборатория ГЕНЕТИКА • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1seрtеmbег.гu- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nаtuге.гu - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education. - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Календарно-тематическое планирование10 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | | Домашнее задание | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | коррекция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (2 часа) - формирование у учащихся основные понятия о биологии как науке, ее методах исследования, ученых, внесших большой вклад в ее развитие. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Предмет и задачи общей биологии. | 1. | Урок обобщения и систематизации знаний | Факты Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы. Объект изучения биологии -биологические системы. | Описывать методы познания живых организмов. Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер. Определять место биологии в системе естественных наук. Выделять объект биологического исследования. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. | Введение | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Понятие жизни и уровни ее организации. | 1. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Ключевые понятия Жизнь Факты Уровни организации живой материи. Принцип Иерархический (многоуровневый) принцип построения живой природы. | Давать определение понятию жизнь. Объяснять проявления иерархического принципа организации живой природы. Объяснять значение для развития биологии подразделения на уровни организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни. | §1.1. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 1.2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО. МНОГООБРАЗИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа) - обучение учащихся умению выделять основные свойства живых организмов; - продолжить формирование умения составлять обобщающую таблицу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3-4. | Критерии живых систем. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Ключевые понятия Ассимиляция Диссимиляция Гомеостаз Метаболизм Онтогенез Раздражимость Размножение Рефлекс Филогенез Факты Общие признаки биологических систем. Процесс Обмен веществ в неживой природе и метаболизм. | Давать определения ключевым понятиям. Выявлять признаки живого (у отдельных организмов). Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации. Отличать биологические системы от объектов неживой природы. Характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизма. | . | 1.2 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Вводный контроль | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по разделу «Введение в биологию» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | Систематизация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (15 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа) - знакомство учащихся с историей представлений о происхождении жизни; - обучение умению анализировать и оценивать различные точки происхождения жизни;- формирование умения описывать сущность теорий о происхождении жизни. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | История представлений о возникновении жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факты Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. Теории, гипотезы Самозарождение жизни. Принцип Все живое - из живого. Все живое из яйца. | Обосновывать принцип «все живое из яйца». Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни. Развернуто обосновывать суждения по проблеме происхождения жизни. | .§2.1. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | *Работы Пас-тера. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факты Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. | Описывать опыты Пастера, доказывающие невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях. Отличать наблюдение от эксперимента. | §2.2. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Гипотеза вечности жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факты Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теории, гипотезы Теория вечности жизни (панспермии). | Описывать сущность теории вечности жизни. Анализировать и оценивать различные гипотезы вечности жизни. | | 2.3 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Материалистические теории. Выполнение практической работы № 25 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Абиогенез Теории, гипотезы Материалистические теории. | Давать определение понятию абиогенез. Называть материалистические теории возникновения жизни. Анализировать и оценивать материалистические гипотезы происхождения жизни. | | 2.4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов) - знакомство учащихся с эволюцией химических элементов в космическом пространстве; - обучение умению развернуто обосновывать значение химических веществ для возникновения жизни;- формирование умения описывать состав первичной атмосферы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Эволюция химических элементов в космическом пространстве. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факт Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем. Процесс Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. | Перечислить космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путем на нашей планете. | §2.2.1. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Химические предпосылки возникновения жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Состав первичной атмосферы Земли. Свойства Восстановительный характер первичной атмосферы. | Перечислять вещества, определяющие состав первичной атмосферы. Развернуто обосновывать значение для возникновения органических веществ восстановительного характера атмосферы. | 2.2.3. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Источники энергии и возраст Земли. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факт Возможные источники энергии для первичной химической эволюции: ядерные реакции, ультрафиолетовое излучение, вулканизм, молнии. Роль источников энергии для химической эволюции. | Перечислять возможные источники энергии. Объяснять роль различных источников энергии на процессы образования органических молекул. | . . | 2.2.4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Условия среды на древней Земле. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факт Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Вода - необходимое условие для жизни. Процесс Моделирование условий первичной атмосферы. | Перечислять условия для синтеза органических веществ. Описывать методику проведения опыта С. Миллера и П. Юрии. Развернуто обосновывать, что вода - необходимое условие для жизни. | | §2.2.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле». Выполнение практической работы № 25 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Ключевые понятия Абиотическая эра | Анализировать и оценивать предпосылки возникновения жизни на Земле. | отчет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать абиотическую эру на Земле. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 2.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. (5 часов) - знакомство учащихся с гипотезой происхождения протобиополимеров; - формирование умения сравнивать коацерваты с живыми существами; а также развернуто обосновывать перспективы образования и эволюции коацерватов в современных условиях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Гипотеза про исхождения протобиопо-лимеров. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Коацерваты Факт Экспериментальное получение коацерватных капель. Возможности для преодоления низких концентраций. Теории и гипотезы Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Холдейна. | Давать определение понятию - коацерваты. | 2.3 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Называть возможности преодоления низких концентраций. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Описывать модель образования коацерватных капель. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сравнивать коацерваты с живыми существами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развернуто обосновывать перспективы образования и эволюции коацерватов в современных условиях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Эволюция протобионтов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Анаэробы Автотрофы Аэробы Гетеротрофы Факт Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Процесс Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза. | Давать определение ключевым понятиям. | 2.4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. | | Перечислить главные события добиологической эволюции. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Характеризовать этапы эволюции метаболизма. | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. | Начальные этапы биологической эволюции. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Эктодерма Энтодерма Факт События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Процесс Возникновение растительных и животных клеток. Теории и гипотезы Гипотеза симбиогенеза. | Давать определение ключевым понятиям. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Составлять схему сим-биотического возникновения животной и растительной клетки. | . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Описывать процесс появления многоклеточности. | | |
18. | Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле». Выполнение практической работы № 25 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Принципы Принцип естественного отбора. | Анализировать и оценивать современные представления о возникновении жизни на Земле. Характеризовать принципы естественного отбора коацерватов. Объяснять роль гипотезы происхождения прото-биополимеров в формировании научного мировоззрения. | . | 2.3-2.5 | I |
19. | Зачет №1. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестирование по разделу «Современные представления о возникновении жизни на Земле | ||||
РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (31 час) | |||||||||||||||||||||||||
ТЕМА3.1. ВВЕДЕНИЕ В ЦИТОЛОГИЮ (1 час) - формирование у учащихся понятия о науке цитологии, ее основных задачах; - формирование умения описывать клетку как объект цитологии. | |||||||||||||||||||||||||
20. | Введение в цитологию. Выполнение лабораторной работы №.1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевое понятие Цитология Факты Цитология - наука о клетке. Предмет и задачи цитологии. Клетка - объект изучения цитологии. | Давать определение понятию цитология. | . | отчет | | |||||||||||||||||
| Описание клетки как объекта изучения цитологии. | | | ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (10часов) - формирование у учащихся знаний о особенностях химический организацией клетки;- формирование умений обосновывать взаимосвязь строения и выполняемых функций веществ, входящих в состав клетки. | |||||||||||||||||||||||||
21. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевое понятие Буферность Биоэлементы Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества Объект Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы, ультрамикроэлементы. Строение и биологические функции молекул воды и неорганических веществ. Механизм обеспечения буферности. | Давать определение ключевым понятиям. Объяснять единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов. | | |||||||||||||||||||
22. | Органические молекулы - углеводы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевое понятие Углеводы Сложные углеводы Объекты Углеводы живых организмов. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза (клетчатка), хитин. Строение и функции молекул: строительная, энергетическая, защитная, функция запаса питательных веществ. Факт Структура молекулы простых и сложных углеводов. Особенности углеводного состава в растительной и животной клетке. | Давать определение ключевым понятиям. Выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток. Характеризовать строение углеводов. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. | | | | |||||||||||||||||
23. | Органические молекулы - жиры и липоиды. . | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Жиры Липоиды Объекты Липиды живых организмов. Строение и функции молекул: структурная, энергетическая, функция запасания питательных веществ, терморегуляция, источник эндогенной воды, регуляторная. Факт Содержание в клетке. Виды липидов: фосфолипи-ды, гликолипиды, липопро-теиды, половые гормоны | Давать определение ключевым понятиям. Описывать химический состав. Характеризовать строение жиров. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. "Объяснять расположение молекул жира в капле | 3.2.3 | . | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
24-25. | Биологические полимеры - белки. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Денатурация Полипептид Ренатурация Ферменты Объекты Молекулы белка живых клеток Строение молекулы белка. Функции белков. Факт Сложная организация молекулы белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура. Связи, определяющие пространственную структуру. Влияние температуры на активность фермента. Свойства Активность в водных растворах. Большой поверхностный заряд. Термолабильность. Процесс Образование пептидной связи. Ферментативный катализ. Механизм химического иммунитета. | Давать определение ключевым понятиям. Называть свойства белков. Осуществлять самостоятельный поиск информации о механизме действия ферментов. Объяснять механизм образования первичной, вторичной, третичной структуры белка. Устанавливать соответствие между пространственной структурой белка и типом химической связи. Выделять особенности ферментов. Характеризовать роль белка в живой природе. | . | 3.2.1 | | |||||||||||||||||
26. | Семинар по теме «Строение и функции белков». | 1 | Урок закрепления знаний. | Специфичность ферментов и условия их действия. Зависимость строения и состава белка от их функции. | Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. | | отчет | ||||||||||||||||||
Выполнение лабораторной работы №3 «Опыты по определению каталитической активности ферментов». | | | |||||||||||||||||||||||
| Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. | | | ||||||||||||||||||||||
*Прогнозировать последствия на свойства ферментов действия высоких температур. | | ||||||||||||||||||||||||
27. | ДНК - биологический полимер. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Ген Нуклеиновые кислоты Объекты Молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика. Факт Функции ДНК: хранение наследственной информации; передача наследственной информации из поколения в поколение; матрица в процессе транскрипции. Принцип Комплементарность. Антипараллельность. Закономерность Правило Чаргаффа. Процесс Образование суперспирали. | Давать определение ключевым понятиям. Описывать механизм образования суперспирали. Характеризовать функции ДНК. Объяснять принципы строения молекулы ДНК. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул ДНК в клетке. | 3.2.4 | . | ||||||||||||||||||
28. | Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Антикодон Генетический код Кодон Объекты Молекулы РНК. Факт Функции РНК: хранение на-следственной информации | Давать определение ключевым понятиям. | . | 3.2.4 | | |||||||||||||||||
| Называть виды РНК. | | | ||||||||||||||||||||||
29. | Редупликация ДНК. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Редупликация (репликация) Процесс Механизм редупликации молекулы ДНК. Факт Условия редупликации. комплементарность | Давать определение ключевому понятию - редупликация. Называть принципы ре- дупликации. редупликации ДНК. | ||||||||||||||||||||
30. | Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты». | 1 | Урок закрепления знаний. | Факт Генетический код. Процесс Транскрипция. Редупликация. | Находить при помощи таблицы генетического кода молекулы аминокислот. Составлять схемы: • удвоения молекулы ДНК; • транскрипции. Сравнивать строение и функции ДНК, и-РНК, т-РНК. | Сист. знаний | ||||||||||||||||||||
31. | Зачет №2. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по разделу «Химическая организация живого вещества» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||||||||||||||||||||
ТЕМА 3..3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (1 час) - сформирование у учащихся знаний о особенностях строения и жизнедеятельности прокариотической клетки; - формирование умений описывать особенности ее строения. | ||||||||||||||||||||||||||
32. | Прокариоти-ческая клетка. . | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Кольцевая хромосома. Мезосома Прокариоты Спорообразование Объект Бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). | Давать определения ключевым понятиям. Называть уровни клеточной организации. Описывать строение прокариотической клетки. | 5.1 | | |||||||||||||||||||
ТЕМА 3.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК ЭУКАРИОТ (8 часов) - формирование у учащихся знаний о структурно- функциональной организации клеток;- формирование умений осуществлять самостоятельный поиск информации на основе содержания рисунка; - формирование умения устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки. | ||||||||||||||||||||||||||
33. | Эукариотиче- ская клетка. Наружная цитоплазма- тическая мембрана. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Пиноцитоз Фагоцитоз Эукариоты Наружная клеточная мембрана. Функции: рецептор-ная функция, транспортная, межклеточные контакты Факт Жидкостно-мозаичная модель строения. Химический состав наружной цитоплаз-матической мембраны. Трехслойное строение. Процесс Мембранный транспорт: диффузия, проникновение, облегченный транспорт, активный транспорт. Механизм пиноцитоза и фагоцитоза. Цикл внутриклеточного пищеварения | Давать определения ключевым понятиям. Называть функции наружной цитоплазматиче-ской мембраны. Характеризовать механизм мембранного транспорта. | 5.2.1 | | |||||||||||||||||||
34-35. | Органоиды эукариотиче-ской клетки. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Кристы Центриоль Эукариоты Эндоплазматическая сеть (ЭПС) Объект Цитоплазма. Мембранные | Давать определения ключевым понятиям. | 5.2.1 | | |||||||||||||||||||
. | Называть принцип структурной организации клетки. | |||||||||||||||||||||||||
36. | Особенности строения раститель- ной клетки. Выполнение ла- бораторной ра- боты №2 «При- готовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 | Комбиниро- ванный урок | Объект Растительная клетка. Строение. Факт Особенности строения растительной клетки: клеточная оболочка, пластиды, система вакуолей. Виды пластид: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Строение хлоропластов: наличие двух мембран; увеличение поверхности внутренней мем- браны, граны, наличие хлоро- филла, РНК, рибосом. Теории и гипотезы Гипотеза симбиогенеза. | Описывать строение растительной клетки под микроскопом. | | отчет | |||||||||||||||||||||
. | Характеризовать пла- стиды растительной клетки. | | | |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
37. | Клеточное ядро. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Кариоплазма Объект Ядро живой клетки. Факт Строение ядра: ядерная оболочка, ядерный сок, хроматин, ядрышко (скопление р-РНК, белков, субъединицы рибосом). Функции структурных компонентов ядра. | Давать определения ключевым понятиям. | 5.2.2 | | |||||||||||||||||||||
38. | Строение и функции хромосом. Выполнение лабораторной работы №4 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Диплоидный набор Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы Кариотип Хромосома Центромера Объект Хромосомы: химический состав, строение и функции. Свойства Диплоидный набор хромосом в соматических клетках. Гаплоидный - в половых клетках. | Давать определения ключевым понятиям. | С.159-162 | | |||||||||||||||||||||
39. | Семинар по теме «Строе- ние клетки». Выполнение прак- тической работы №1 «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий». Выполнение ла- бораторной ра- боты № 6 «Опыты по изучению плазмолиза и де- плазмолиза в растительной клетки»; лабораторной работы №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». | 1 | Урок закреп- ления знаний (практикум). | Факт Особенности строения эука- риот и прокариот. Процесс Плазмолиз и деплазмолиз. | Сравнивать строение прокариот и эукариот. Сравнивать строение клеток растений, грибов и животных. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лаборатор. работы. | 5.1-5.2 | ||||||||||||||||||||||
40. | Зачет №3. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| Урок кон- троля, оценки и коррекции знаний уча- щихся. | Тестирование по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 3.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ - МЕТАБОЛИЗМ (9 часов) - формирование умений давать определение ключевым понятиям темы, характеризовать этапы ассимиляционных процессов; - обучение умению решать задачи разной степени сложности по теме «Синтез Белка». | ||||||||||||||||||||||||||||
41- | Анаболизм. | | Урок изучения и первичного закрепления новых знании. | Ключевые понятия АнаболизмАссимиляция ГомеостазМетаболизм ТранскрипцияТрансляция Факт Матричный характер реак- | Давать определение | |||||||||||||||||||||||
42. | 2 | ключевым понятиям. | ||||||||||||||||||||||||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знании. | | |||||||||||||||||||||||||||
Объяснять смысл точно- сти списывания инфор- мации с ДНК на РНК. | ||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать этапы транскрипции и трансля- | ||||||||||||||||||||||||||||
43. | Решение задач по теме «Биосинтез белка». | 1 | Урок закрепления знаний. | Ключевые понятия Транскрипция Трансляция Процесс Биосинтез белка. | Решать задачи разной степени сложности по молекулярной биологии по теме «Биосинтез белка». | Запись в тетр. | ||||||||||||||||||||||
44-45. | Энергетический обмен веществ | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знании. | Ключевые понятия Диссимиляция Гликолиз Катаболизм Объект Молекулы АТФ. Строение и функции. | Давать определение ключевым понятиям. | 4.2 |
47. | Хемосинтез. Выполнение практической работы №3 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знании. | Ключевые понятия Хемосинтез Хемотрофы Объект Серобактерии, нитрифицирующие бактерии, водородные бактерии. Факт Энергия окислительно-восстановительных реакций - источник энергии для реакций. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Процесс Реакции хемосинтеза. | Давать определение ключевым понятиям. | 4.3 | ||||||||||
48. | Семинар по теме «Обмен веществ и энергии». | 1 | Урок закрепления знаний. | Доказывать, что основной источник энергии на Земле - Солнце. | 4.1-4.3 | |||||||||||
Урок закрепления знаний. | Сравнивать: • обмен веществ у рас- | |||||||||||||||
49. | Зачет №4. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Обмен веществ в клетке (метаболизм)» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||||||||||
| ||||||||||||||||
ТЕМА 3.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТОК (2 часа) - формирование знаний о жизненном цикле клетки; - обучение умению учащихся характеризовать и сравнивать основные этапы ее жизненного цикла;- продолжение формирования умения описывать готовые микропрепараты и формулировать выводы. | ||||||||||||||||
50. | Жизненный цикл клетки. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Жизненный цикл Интерфаза Факт Роль интерфазы в жизненном цикле. Изменение количества ДНК в различные периоды жизненного цикла. Продолжительность жизненного цикла. Процесс Подготовка к митозу. Редупликация, синтез РНК, белков-ферментов, синтез АТФ, удвоение центриолей. | Давать определение ключевым понятиям. | С.167-170 | ||||||||||
51. | Митоз. Выполнение лабораторной работы №7 «Изучение фаз митоза в клетках корешка | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Митотический цикл Факт Биологическое значение митоза: рост, регенерация, деление зиготы. Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, тело-фаза. | Давать определение ключевым понятиям. | С.170-173 | ||||||||||
ТЕМА 3.7. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ(2 часа) - формирование у учащихся знания о вирусах как неклеточной форме жизни; - формирование умения выделять главное в их строении и жизнедеятельности;- обучение умению характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку. | ||||||||||||||||
52-53. | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Внутриклеточный паразитизм Вирус Вирусология Капсид Объект Вирусы и бактериофаги. Химический состав. Строение. Факт Особенности генома вирусов: две цепи ДНК, одна цепь ДНК, РНК. Виды вирусов, содержащих ДНК и РНК; возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес). Значение бактериофагов. Свойства Специфичность действия. Процесс Жизненный цикл: проникновение в клетку, размножение, выход из клетки. | Давать определение ключевым понятиям. | 5.6 | ||||||||||
ТЕМА 3.8. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1час) - формирование у учащихся знаний о роли клеточной теории в современной естественно- научной картине мира; - обучение умению обосновывать единство происхождения живых организмов. | ||||||||||||
54. | Клеточная теория строения организмов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Факт М. Шлейден и Т. Шванн -основоположники клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Теории и гипотезы Положения клеточной теории. | Отличать теорию от гипотезы. Доказывать положения клеточной теории. | . | 5.5 | |||||
РАЗДЕЛ 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 часов) | ||||||||||||
ТЕМА 4.1. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа) - формирование у учащихся знаний о бесполом размножении живых организмов; - формирование умений выделять его особенности;- развитие умения объяснять суть и назначение основных способов бесполого размножения организмов. | ||||||||||||
55. | Бесполое размножение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Бесполое размножение Факт Размножение - свойство живых организмов. Особенности бесполого размножения. Причины генетического однообразия при бесполом размножении. Роль в природе. Процесс Способы бесполого размножения: спорообразование, митоз, почкование, деление пополам. | Давать определение ключевому понятию - бесполое размножение. | 6.1 | ||||||
56. | Вегетативное размножение. | 1 | Комб.урок | Ключевые понятия Вегетативное размножение Органная регенерация Факт Вегетативное размножение у растений и животных. Распространение в природе и сельском хозяйстве. | Давать определение ключевому понятию - вегетативное размножение. Характеризовать распространение в природе или в сельском хозяйстве вегетативного размножения. | С.195-197 | | |||||
ТЕМА 4.2. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (5 часов) - формирование у учащихся знаний о основном пре6дназначении полового размножения; - формирование умений выделять эволюционные преимущества полового размножения;- развитие умения сравнивать основные способы размножения живых организмов. | ||||||||||||
57. | Половое размножение. Выполнение практической работы №14 «Сравнение процессов бесполого и пол разм. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Оплодотворение Партеногенез Половое размножение Факт Приспособления у обоеполых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическая роль. Виды оплодотворения: наружное и внутреннее. Приспособления организмов. Процесс Оплодотворение. | Давать определение ключевым понятиям. Выделять эволюционные преимущества полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения. | 6.2 | ||||||
58. | Развитие половых клеток. Выполнение практической работы №5 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Гаметогенез Гаметы Гермафродитизм Овогенез Репродуктивный период Сперматогенез Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Факт Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов. Процесс Гаметогенез. Стадии развития половых клеток. | Давать определение ключевым понятиям. | 6.2 | ||||||||
59. | Мейоз. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Гаплоидный набор хромосом Конъюгация Кроссинговер Факт Типы кроссинговера. Биологическое значение. Процесс Деление половых клеток. Два деления. Фазы. | Давать определение ключевым понятиям. | 6.2 | ||||||||
60. | Семинар по теме «Раз- множение организмов». Выполнение практической работы № 4 «Сравнение процессов митоза и мейоза». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний (консультация-тренинг). | Факт Особенности размножения. | Решать задачи по расчету числа хромосом и хроматид в половых клетках. Сравнивать процессы митоза и мейоза. | 6.1-6.2 | ||||||||
Процесс Деление клеток. Типы. Механизм. Биологическое значение. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
61. | Зачет №5. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Размножение организмов» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||||||||
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (12 часов) | ||||||||||||||
ТЕМА 5.1 ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (4часа) - формирование у учащихся знаний о особенностях индивидуального развития основных групп живых организмов;- формирование умений описывать основные стадии эмбриогенеза, выделять их особенности и значение. | ||||||||||||||
62. | Краткие исторические сведения. . | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Онтогенез Законы и правила Биогенетический закон. Теории. Учение о зародышевых листках А.О. Ковалевского. Процесс Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. | Давать определение ключевому понятию - онтогенез. Называть предпосылки биогенетического закона. Описывать периоды онтогенеза. Характеризовать вклад российских ученых в развитие эмбриологии. | 7.1 | ||||||||
63. | Эмбриональный период развития. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Бластомеры | Давать определение ключевым понятиям. | 7.2.1 | ||||||||
64. | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Гаструляция Гомологичные органы. Мезодерма Эктодерма Энтодерма Объект Гаструла. Зародышевые листки. Процесс Механизм гаструляции и органогенеза. Дифференцирование клеток. Эмбриональная индукция. | Давать определение ключевым понятиям. Объяснять механизм гаструляции. Объяснять механизм органогенеза. | 7.2.2 | ||||||||
65. | Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Факт Особенности эмбрионального периода. Процесс Эмбриогенез. Этапы и характеристики. | Сравнивать стадии эмбрионального развития. Характеризовать этапы эмбриогенеза. | Сист.знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (2 часа) - формирование у учащихся знаний о особенностях постэмбрионального развития у разных организмов;- формирование умений объяснять биологическое значение метаморфоза в жизни организмов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66-67. | Постэмбриональный период. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Дорепродуктивный период Метаморфоз Непрямое развитие Постэмбриональный период Прямое развитие Репродуктивный период Факт Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Изменения в дорепродуктивном периоде | Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры неопределенного и определенного роста. Объяснять биологическое значение метаморфоза. | 7.3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 5.3. ОНТОГЕНЕЗ РАСТЕНИЙ (4 часа) - формирование у учащихся знаний о онтогенезе растительных организмов; - формирование умений описывать жизненный цикл растений;- обучение умению обосновывать зависимость типа размножения от условий среды. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68. | Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Гаметогенез Гаметофит Спорогенез Спорофит Факт Зависимость преобладания типа размножения от условий окружающей среды. Особенности гаметофита: образование из спор, гаплоидный набор хромосом. Особенности спорофита: диплоидный набор хромосом образуется в результате оплодотворения. Процесс Развитие и размножение водорослей. Стадии: гаметоге- | Давать определение ключевым понятиям. Описывать жизненный цикл водорослей. Обосновывать зависимость типа размножения у водорослей в зависимости от условий среды. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
69. | Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Архегонии Антеридии Спора Спорангий Факт Зависимость оплодотворения от наличия влаги. Преобладание гаметофита над спорофитом у мхов. Преобладание спорофита над гаметофитом у папоротников. Отличия в строении спорофита и гаметофита. Процесс Жизненный цикл высших споровых растений. | Давать определение ключевым понятиям. Описывать жизненный цикл высших споровых растений. Сравнивать строение спорофита и гаметофита у высших споровых растений. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках. | конспект | | ||||||||||||||||||||||||||||||
70. | Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Голосеменные растения Семя Факт Редукция гаметофита. Появление органа размножения -семени. Биологическое значение появления семян. Ветроопыляемые растения. Процесс Развитие и размножение. | Давать определение ключевым понятиям. Характеризовать цикл развития голосеменных растений. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках. | конспект | |||||||||||||||||||||||||||||||
71. | Жизненный цикл и чере- дование по- колении у цветковых растении. | 1 | Ключевые понятия Вегетативная клетка | Давать определение ключевым понятиям. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 5.4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА (1час) - формирование у учащихся знаний о биогенетическом законе как доказательстве единства происхождения органического мира; - формирование умений доказывать сходство в развитии зародышей, характеризовать вклад в развитие биогенетического закона А.Н.Северцова. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72. | Сходство за- родышей и эмбриональ- ная дивер- генция. | 1 ' | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Эмбриональная дивергенцияФакт Дополнение к биогенетиче- скому закону А.Н. Северцева. Последствия изменений на ранних и поздних этапах развития. Единство происхождения животного мира. Процесс Онтогенез. Законы и правила Биогенетический закон. | Давать определение ключевому понятию -эмбриональная дивер- генция. Доказывать проявление биогенетического закона. Доказывать сходство в развитии зародышей. Характеризовать вклад в развитии биогенетиче- | 7.4 | | ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 5.5. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (3 часа) - формирование у учащихся знаний о компонентах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов;- формирование умений объяснять влияние вредных привычек на развитие зародыша человека; - обоснование важности здорового образа жизни и чистой окружающей среды для здоровья человека и всех живых организмов, населяющих планету. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73-74. | Развитие организмов и окружающая среда. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Критические периоды Регенерация Факт Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы внешней среды, влияющие на развитие: алкоголь, стресс, питание. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие нормальное эмбриональное развитие человека. Природные механизмы, снижающие интенсивность влияния на стадии развития организма. Процесс регуляция нервной и эндокринной систем. | Называть компоненты окружающей среды, влияющие на развитие конкретного организма. | 7.5 | | ||||||||||||||||||||||||||||||
75. | Зачет № 6. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Индивидуальное развитие организмов» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (30 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 6.1 . ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 0 НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 часа) - формирование у учащихся знаний о наследственности и изменчивости как одном из важнейших свойств живого организма;- формирование умений схематично обозначать признаки живых организмов, определяемые аллельными генами, объяснять сущность генотипа как результат взаимодействия генов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76. | История развития представлений о наследственности и изменчивости. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Генотип Гены (аллельные, неаплель-ные) Гетерозигота Гомозигота Изменчивость Наследственность Локус Признак (доминантный, рецессивный) Фенотип Факт Основные генетические понятия. Генотип как результат взаимодействия генов. | Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков. Схематично обозначать хромосомы, расположение аллельных генов на диплоидном и гаплоидном наборах. Выделять отличия свойств живых систем от неживых. Отличать признаки, определяемые аллельными генами. Характеризовать признаки организмов на различных уровнях организации. Объяснять сущность генотипа как результат взаимодействия генов | с.253-255. | . | ||||||||||||||||||||||||||||||
77. | Современные представления о структуре гена | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Ген Геном | Давать определение ключевому понятию - ген | . | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 6.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (14часов) - формирование у учащихся знаний об основных закономерностях наследственности;- формирование умений составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи на различные типы доминирования, объяснять цитологические основы проявления законов Менделя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
78. | Первый закон Менделя - закон единообразия первого поколения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Гибрид Гибридизация Доминирование Моногибридное скрещивание Чистые линии Объект Альтернативные признаки гороха. Факт Гибридологический метод изучения наследственности. Условия проявления полного доминирования. Закон и правила Закон доминирования (закон единообразия). | Давать определение ключевым понятиям. Называть условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Записывать обозначения доминантных и рецессивных генов, гомозигот и гетегозигот. | 9.1 | | ||||||||||||||||||||||||||||||
79. | Второй закон Менделя -закон расщеп- ления. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Полное доминирование Расщепление | Давать определение ключевому понятию - полное доминирование. Называть тип доминирования, при котором расщепление по фенотипу и генотипу совпадает. | 9.2.2 |
80. | Неполное доминирование. Множественный алле-лизм. Выполнение практической работы №9 «Решение генетических задач на неполное доминирование». | 1 | комбинированный | Ключевые понятия Неполное доминирование Факт Наследование окраски венчика ночной красавицы. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Промежуточное проявление признака при гетерозиготно-сти генотипа. Множественный аллелизм -один признак контролирует- | Давать определение ключевому понятию - неполное доминирование. Описывать проявление множественного аллелизма. Составлять схему неполного доминирования. Решать биологические задачи | 9.2.1 | | ||||||||||||||
81. | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя закон независимого комбинирования. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Дигибридное скрещивание Факт Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя (независимого комбинирования): расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутствие взаимодействия между генами. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Закон и правила Закон независимого комбинирования. Универсальный характер. | Давать определение ключевому понятию - дигибридное скрещивание. Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы третьего закона Менделя (закона независимого комбинирования). | 9.4 | | ||||||||||||||
82. | Практическая работа №8 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание». | 1 | Урок закрепления знаний. | Ключевые понятия Генотип Гибриды первого поколения Фенотип Вероятность проявления признака. Число типов гамет. | Решать биологические задачи по теме «Моногибридное скрещивание». Решать биологические задачи по теме «Дигибридное скрещивание». | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
83. | Анализирующее скрещивание. | 1 | Комбинированный урок. | Ключевые понятия Гомозигота Гетерозигота Факт Условия проявления анализирующего скрещивания. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Практическое значение. Процесс Механизм анализирующего скрещивания. | Давать определение ключевым понятиям. Составлять схемы анализирующего скрещивания. Решать биологические задачи по теме «Анализирующее скрещивание». Объяснять практическое значение анализирующего скрещивания. | 9.2.4 | |||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
84. | Хромосомная теория наследственности. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Группа сцепления Кроссинговер Морганиды Перекрест Сцепленное наследование Факт Цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Условия проявления закона сцепленного наследования. Законы и правила Закон сцепленного наследования генов. Теории и гипотезы Хромосомная теория наследственности. | Давать определение ключевым понятиям. Объяснять механизм нарушения сцепления генов. | 9.3 | | ||||||||||||||
85. | Практическая работа №10 «Решение генетических задач на сцепленное наследование». | 1 | Урок закрепления знаний. | Факт Расстояние между генами. | Решать биологические задачи по теме «Сцепленное наследование». | Запись в тетр. | |||||||||||||||
86. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Аутосомы Гетерохромосомы Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Факт Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Процесс Наследование, сцепленное с полом. Хромосомное определение пола. | Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры го- могаметного и гетерога-метного пола у животных. Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Выделять особенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схему хромосомного определения пола и объяснять механизм. | 9.4 | | ||||||||||||||
87. | Практическая работа №11 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование». | 1 | Урок закрепления знаний | Факт Наследование гемофилии и дальтонизма у человека и черепаховой окраски шерсти у кошек как пример сцепленного с полом наследования. | Решать биологические задачи по теме «Сцепленное с полом наследование». | отчет | |||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
94. | Зависимость проявления генов от условий внешней среды | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Вариационный ряд Модификации Морфоз Норма реакции Факт Свойства модификаций: на- правленность. Причины модификаций. Влияние степени силы и про- должительности действия фактора на проявление модификаций. Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям. Представления Ч. Дарвина о ненаследственной изменчивости среды. | Давать определение ключевым понятиям. Описывать проявление модификационной измен- чивости. Объяснять причины не- наследственных измене- ний. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. Характеризовать биоло- гическое значение моди- фикаций. | | | ||||||||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||||||||||||
| | § 10.2. | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
95. | Лаборатор- ная работа №8 «Выявле- ние изменчи- вости у осо- бей одного вида». | 1 | Урок закреп- ления знаний. | Ключевые понятия Вариационная кривая Варианта Статистика модификаций. | Объяснять результаты учебно- исследовательской рабо- ты, осуществлять их проверку. Использовать матема- тические методы статистики в биологии. | | ОТЧЕТ | ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
96. | Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости». Выполнение лабораторной работы №9 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Сравнивать свойства мутационной и модифи-кационной изменчивости. | | Подготовиться к зачету. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
. | |||||||||||||||||||||||||||||
97. | Зачет № 7. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Основные закономерности наследственности», «Основные закономерности изменчивости» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 6.4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (3 часа) - формирование у учащихся знаний о основных методах изучения наследственности человека; - формирование умений объяснять возникновение наследственных заболеваний. | |||||||||||||||||||||||||||||
98. | Методы изучения генетики человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия, факты Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический. | Называть методы изучения наследственности человека. Выделять трудности в применении методов в генетике человека. Анализировать схемы родословной. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Характеризовать методы изучения наследственности человека. | | КОНСПЕКТ | | |||||||||||||||||||||
99. | Наследственные заболевания и их предупреждение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Наследственные заболевания Факт Хромосомные болезни. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Диагностика и лечение наследственных аномалий обмена веществ. Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование. | давать определение ключевому понятию - наследственные заболевания. Объяснять причины наследственных заболеваний человека. Обосновывать целесообразность запрещения в некоторых странах близкородственных браков. | | 9.4 | ||||||||||||||||||||||
100. | Семинар по теме «Генетика человека». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Ключевые понятия Резус-фактор Процесс Типы наследования: аутосом-но-доминантное; аутосомно-рецессивное; сцепленное с X-хромосомой. | Решать задачи по теме «Генетика человека». | | Сист. знаний | ||||||||||||||||||||||
Объяснять механизм наследования резус-фактора. | |||||||||||||||||||||||||||||
Составлять родословную собственной семьи, отмечая признаки и свойства, наиболее характерные для родственников. | |||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 6.5. СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа) - формирование у учащихся знаний о значении селекционной работы для выведения новых пород животных и сортов растений;- формирование умений называть и характеризовать основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов, а также давать оценку этическим аспектам биотехнологии. | |||||||||||||||||||||||||||||
101. | Создание пород животных и сортов растений. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Одомашнивание Селекция Факт Цели и задачи селекции. Законы и правила Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Теории и гипотезы Учение о центрах происхождения культурных растений. | Давать определение ключевым понятиям. Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. Характеризовать положения учения о центрах происхождения культурных растений. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | | .§11.1, | . | |||||||||||||||||||||
102. | Методы селекции растений и животных. . | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Гетерозис Гибридизация Отбор Порода Сорт Факт Виды отбора: индивидуальный и массовый. Типы скрещивания: родственное и неродственное. Отдаленная гибридизация у растений и животных. Процесс Искусственный мутагенез. | Давать определение ключевым понятиям. Выделять признаки сорта или породы. Сравнивать отдаленную гибридизацию у растений и животных. Характеризовать типы скрещивания в животноводстве. | | 11.2 | | |||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||
103. | Селекция микроорганизмов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ключевые понятия Биотехнология Генная инженерия Факт Особенности селекции мик- | Давать определение ключевым понятиям. Называть методы, используемые в селекции | | .§11.3. | ||||||||||||||||||||||
роорганизмов | |||||||||||||||||||||||||||||
104. | Достижения современной селекции. Выполнение практической работы №16 «Сравнительная характеристика пород (сортов)». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Ключевые понятия Геном Клонирование Факт Современные методы селекции. Этические аспекты развития исследований биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома). | Характеризовать породы (сорта). Давать оценку этическим аспектам биотехнологии. | | §11.4 | ||||||||||||||||||||||
Выполнение практической работы №17 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | |||||||||||||||||||||||||||||
105 | Итоговое тестироване. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестирование в форме ЕГЭ | | Сист. знаний | |||||||||||||||||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм