Рабочая программа по астрономии в 11 классе

Загрузка ...


Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2014г.., а также дополнительных пособий:

Главной цельюобразования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящий календарно-тематический план по астрономии учитывает направленность класса.

Согласно действующему учебному плану по астрономии и с учетом направленности классов, календарно-тематический план астрономии предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

• в 11 классе предполагается обучение в объеме 35 часов;

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Астрономия 11 класс», БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут., в объеме 35 часов.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.

Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Тема раздела

Количество часов



Контроль

1

I

Введение
2


2

II

Практические  основы астрономии
7


3

III

Строение Солнечной системы
5


4

IV

Природа тел солнечной системы
6

1


6
    V I
Солнце и звезды
5


7
    V I I
Строение и эволюция Вселенной
5

1




Резерв
3




Итого:
33

2









Литература

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2013
  2. Е.К.Страут  Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать/уметь)

Домашнее задание

дата

план

факт


Введение
2





1
Предмет астрономии

Лекция, беседа
Смысл понятий Предмет астрономии
§1


2
Наблюдения- основа астрономии
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Предмет астрономии
§2



Практические основы астрономии
7





3
Звезды и созвездия
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Звезды и созвездия
§3


4
Небесные координаты и звездные карты
1
Практикум Лекция, беседа
Смысл понятий Небесные координаты и звездные карты
§4


5
Видимое движение звезд на различных географических широтах
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Видимое движение звезд на различных географических широтах
§5


6
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.
§6


7
Движение и фазы Луны.
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Движение и фазы Луны.
§7


8
Затмения Солнца и Луны.
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Затмения Солнца и Луны.
§8


9
Время и календарь
1
Решение задач
Решение задач
§9



Строение Солнечной системы
5





10
Развитие представлений о строении мира

Лекция, беседа
Смысл понятий Развитие представлений о строении мира
§10


11
Конфигурация планет. Синодический период.
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Конфигурация планет. Синодический период.
§11


12
Законы движения планет Солнечной системы
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Законы движения планет
§12


13
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
§13


14
Движение небесных тел под действием сил тяготения
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Закон всемирного тяготения  Возмущения в движении тел Солнечной системы   Масса и плотность Земли Определение массы небесных тел. Приливы. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы
§14



Природа тел солнечной системы
7

 



15
Общие характеристики планет
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Общие характеристики планет
§15


16
Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение
§16


17
Система Земля-Луна
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Земля
Луна
§17


18
Планеты земной группы
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Общность характеристик. Меркурий. Венера. Марс
§18


19
Планеты –гиганты
1
Решение задач
Смысл понятий Общность характеристик планет-гигантов. Спутники и кольца планет-гигантов
§19


20
Планеты – карлики и малые тела
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Планеты-карлики, Кометы, Метеоры, болиды
§20


21
Контрольная работа №1
1
Решение задач
Решение задач




Солнце и звезды
5





22
Солнце – ближайшая звезда
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Энергии и температура Солнца Состав и строение Солнца
Атмосфера Солнца
§21


23, 24
Расстояния до звезд
2
Решение задач
Смысл понятий 1 Форма и размеры Земли
2.Определение расстояний в Солнечной системе
 Горизонтальный параллакс Определение размеров светил
§22


25
Массы и размеры звезд
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Двойные звезды. Определение массы звезд
Размеры звезд. Плотность их вещества
Модели звезд
§23


26
Переменные и нестационарные звезды
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Пульсирующие переменные
Новые и сверхновые звезды
§24



Строение и эволюция  Вселенной
6





27, 28
Наша Галактика
2
Лекция, беседа
Смысл понятий Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездная среда: газ и пыль. Движения звезд в Галактике. Ее вращение
§25


29
Другие звездные системы-  галактики
1

Смысл понятий галактики
§26


30
Основы современной космологии
1
Лекция, беседа
Смысл понятий Основы современной космологии
§27


31
Контрольная работа №2
1
Лекция, беседа
Решение задач



32
Жизнь и разум во Вселенной
1

Дополнительные задания
§28



Резерв
3