Рабочая програма по биологии в 9 классе
Рабочая программа по биологии 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. –72c.//,отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов – 2 часав неделю.
Лабораторные работы – 7, Контрольные работы – 2
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для обще-образоват. учеб. Заведений. – М.: Вентана-Граф, 2006;
а также методических пособий для учителя:
1) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2005;
2) Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с;
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – -М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., КучменкоB.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998;
5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004. – 216с;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс(учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Уроки биологии. Общая биология 10-11 классы.ООО «Кирилл и Мефодий», 2007
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
Календарно-тематическое планирование по биологии
9 класс
Дата | Тема урока | № уро-ка |
Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домаш нее задание | Дата | |||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа) |
|
| ||||||||||||||||
1 | Биология - наука о живом мире.
| 1 |
Вводный урок.
| Биология – наука о живой природе. Становление био-логии как науки. Роль биоло-гии в практической деятель-ности людей.
| Давать определение терминубиология. Объяснятьроль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | §1. |
|
| ||||||||||
2 | Общие свойства живых организмов.
| 1 | Комбинированный урок. | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития живых организмов. | Давать определение понятиюжизнь. Различатьпроцессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделятьособенности развития живых организмов. | §2 |
|
| ||||||||||
3 | Многообразие форм живых организмов.
| 1 |
Комбинированный урок. | Уровни организации живой природы. Многообразие жи-вых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации жи-вых организмов. Царства живой природы. | Давать определение термину таксон. Называтьуровни организации жизни и элементы, образую-щие уровень; основные царства живой природы. | §3 |
|
| ||||||||||
ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ 0 КЛЕТКЕ (10 часов) |
|
| ||||||||||||||||
4 | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.
| 1 |
Урок изучения и закре-пления новых знаний.
| Клетка – основная структур-ная и функциональная едини-ца организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строе-ние организмов как доказа-тельство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | Приводить примеры орга-низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Объяснятьобщность происхождения растений и животных. Давать оценку значению открытия клеточной теории. Самостоятельно формулировать определение термина цитология. | §4 |
|
| ||||||||||
5 | Химический состав клетки.
| 1 |
Урок изучения и закрепления знаний.
| Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэле-менты. Неорганические ве-щества, их роль в организме. Органические вещества, их роль в организме. | Давать определение терминаммикроэлементы, макро-элементы. Характеризоватьбиологичес-кое значение макро- и микро-элементов, биологическую роль неорганических и органических веществ в организме. | §5 |
|
| ||||||||||
6 | Органические вещества клетки.
| 1 |
Комбинированный урок. | Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеи-новые кислоты, их структура и функции. | Давать полное названиенуклеиновым кислотамДНК и РНК. Характеризоватьфункции белков, нуклеиновых кислот. Сравниватьстроение молекул ДНК и РНК. | §6 |
|
| ||||||||||
7 | Строение клетки.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Строение клетки. Цитоплаз-ма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокари-оты, эукариоты. Вирусы – неклеточные формы. Презентация | Распознавать и описыватьна таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Описыватьмеханизм пиноци-тоза и фагоцитоза. | §7 |
|
| ||||||||||
8 | Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий. Выполнение лабораторной работы №1«Многообразие клеток. Сравне-ние раститель-ной и животной клеток». | 1 |
Урок комплексного применения ЗУН. | Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.
| Работать с микроскопом,изготовлять простейшие препара-ты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описыватьособенности клеток растений и животных, бактерий. |
§8 |
|
| ||||||||||
9 | Обмен веществ и энергии в клетке.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Обмен веществ и превраще-ние энергии – признак живых организмов, основа жизнеде-ятельности клетки. Ассими-ляция и диссимиляция – про-тивоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез –важнейшие реакции обмена веществ. | Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Характеризоватьсущностьпроцесса обмена веществ и превращения энергии. Объяснять взаимосвязьасси-миляциии диссимиляции.
| §9 |
|
| ||||||||||
10 | Биосинтез белков в живой клетке.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Свойства генетического кода. Механизмы транскрип-ции и трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации вклетке (биосин-тез белков). | Давать определение терминамассимиляция, ген.Объяснятьсущность генетического кода. Составлять схемуреализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. | §10 |
|
| ||||||||||
11 | Биосинтез углеводов – фотосинтез.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Питание. Различия организ-мов по способу питания. Фотосинтез. Значение фото-синтеза. Космическая роль зеленых растений. | Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез. Характеризоватьфазы фотосинтеза. | §11 |
|
| ||||||||||
12 | Обеспечение клетки энергией.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Дыхание. Обеспечение клет-ки энергией в процессе ды-хания. Биологическое окис-ление. Результаты преобразо-вания энергии.
| Дать определение понятию диссимиляция. Описыватьстроение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризоватьэтапы энергетического обмена. | §12 |
|
| ||||||||||
13 | Зачет «Основы учения о клетке».
| 1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Вопросы «Проверьте себя» по теме «Основы учения о клетке». Эл. тест Повт. §4-12 |
|
| ||||||||||||
ТЕМА 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 часа) | ||||||||||||||||||
14 | Типы размножения организмов.
| 1 |
Урок изучения и закре-пления новых знаний.
| Половое и бесполое размн-ожение. Бесполое размноже-ние – древнейший способ размножения. Виды бесполо-го размножения. Виды веге-тативного размножения.
| Дать определение понятию размножение. Приводить примеры растенийи животных с различными формами и видами размножения. Объяснятьбиологическое значение бесполого размножения. | §13 |
|
| ||||||||||
15 | Деление клетки. Митоз.Выполнение лабораторной работы №2«Рассмотрение микропрепарата с делящимися клетками растений»
| 1 |
Комбинированный урок.
| Деление клетки эукариот. Биологический смысл и зна-чение митоза. Деление клетки прокариот. Лабор. практикум | Описыватьпроцессы, проис- ходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.
|
§14 |
|
| ||||||||||
16 | Образование поло- вых клеток. Мейоз.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Половое размножение расте-ний и животных, его биоло-гическое значение. Половые клетки. Оплодотворение, его биологическое значение. Лабор. практикум | Выделять различиямужских и женских половых клеток; особенности бесполого и поло-вого размножений. Объяснять биологическое значение полового размноже-ния и оплодотворения, причи-ны наследственности и измен-чивости. | §15 |
|
| ||||||||||
17 | Индивидуальное развитие организ- ма – онтогенез.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбри-ональное развитие организмов. Закон зародыше-вого сходства (закон К. Бэра). | Давать определение понятиямоплодотворение, онтогенез,эмбриогенез. Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | §16 |
|
| ||||||||||
18 | Зачет «Размноже- ние и индивиду- альное развитие организмов».
| 1 |
Урок контроля, оцен- ки и коррекции знаний.
| Вопросы «Проверьте себя» по теме «Размножение и индиви дуальное развитие организмов».
Повт. §13-16 |
|
| ||||||||||||
ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (11 часов) |
|
| ||||||||||||||||
19.20 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
| 2 |
Урок изучения и закре-пления новых знаний.
| Наследственность иизменчи-вость – свойства организмов. Генетика – наука о законно-мерностях наследственности и изменчивости. Моногиб-ридное скрещивание.
| Давать определения поня-тиям:генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Объяснятьпричины наслед-ственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
| §17-18 |
|
| ||||||||||
21 | Генетические опыты Г.Менделя.
| 1 |
Комбинированный урок. | Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Правило единообра-зия. Закон расщепления. Ги-потеза чистоты гамет. Непол-ное доминирование. Анализи-рующее скрещивание. Лабор. практикум | Давать определения понятиям:гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.Составлятьсхему моногиб-ридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. | §19 |
|
| ||||||||||
22 | Дигибридное скрещивание. Выполнение лабораторной работы №3«Решение гене-тических задач». | 1 |
Урок комплексного применения ЗУН.
| Закон независимого наследо-вания. Условия проявления закона независимого насле-дования. Соотношение гено-типов и фенотипов при про-явлении закона независимого наследования. Лабор. практикум
| Называтьусловия закона независимого наследования. Составлять и анализировать схему дигибридного скрещива-ния. Определятьпо схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решатьпростейшие генетические задачи. |
§20 |
|
| ||||||||||
23 | Сцепленное наследование.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах.Линейное расположение генов. Закон Т. Моргана. Условие выполнения закона Т. Моргана. Сцепленное наследование. | Давать определение терми-нам:гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснятьпричины переком-бинации признаков при сцеп-ленном наследовании.
| §21 |
|
| ||||||||||
24 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Генотип – система взаимо-действующих генов. Взаимо-действие генов и их множест-венное действие. Качествен-ные и количественные приз-наки. Характер взаимодейст-вия. | Приводить примерыаллель-ного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Описыватьпроявление множественного действия гена.
| §22 |
|
| ||||||||||
25,26 | Наследование признаков, сцепленных с по-лом.
| 2 |
Комбинированный урок. | Наследование признаков у человека. Закон сцепленного наследования. Наследствен-ные заболевания, сцепленные с полом. Лаб.практ. | Давать определение терминуаутосомы. Приводить примерынаследственных заболеваний, сцепленных с полом. | §23, 26 |
|
| ||||||||||
27 | Наследственная изменчивость. | 1 | Комбинированный урок.
| Основные формы изменчи-вости. Виды мутаций по степени из-менения генотипа. Синдром Дауна – геномная мутация человека. Виды мутагенов. Выведение новых сортов рас-тений. | Давать определение терминуизменчивость. Использоватьсредства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. | §24 |
|
| ||||||||||
28 | Другие типы изменчивости. Выполнение лабораторной работы №4«Выявление ге-нотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сор-тов), произрас-тающих в нео-динаковых усло-виях». | 1 |
Урок комплексного применения ЗУН. | Зависимость проявления дей-ствия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристи-ки модификационной измен-чивости. | Выявлять и описыватьразные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). |
§25 |
|
| ||||||||||
29 | Зачет «Основы наследственности и изменчивости».
| 1 |
Урок контроля и оценки знаний. | Вопросы «Проверьте себя» по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости». Повт. §17-25 |
|
| ||||||||||||
ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа) |
|
| ||||||||||||||||
30 | Генетические основы селекции организмов
| 1 |
Комбинированный урок.
| Наследственность и изменчи-вость – основа искусственно-го отбора. Центры происхож-дения культурных растений. Учение Н.И. Вавилова о цен-трах. | Приводить примерыпород животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризоватьроль ученияН. И. Вавилова для развития селекции. | §27, 29 |
|
| ||||||||||
31 | Особенности селекции растений.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Применение знаний о наслед-ственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений. Презентация | Давать определения понятиямпорода, сорт. Называть ихарактеризоватьметоды селекции растений. Использовать приобретенные знания в практической деятельности | §28 |
|
| ||||||||||
32 | Особенности селекции животных.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Применение знаний о наслед-ственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных. Виды искусствен-ного отбора. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Презентация | Называть и характеризо-ватьметоды селекции живот-ных. Приводить примеры породживотных. Использовать приобретенные знания в практической деятельности. | §30 |
|
| ||||||||||
33 | Основные направления селекции микроорганизмов.
| 1 |
Комбинированный урок. | Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроор-ганизмов для развития сель-скохозяйственного произ-водства, медицинской, мик-робиологической и других отраслей промышленности. Презентация | Давать определение понятиям:биотехнология, штамм. Анализировать и оцениватьзначение генетики для разви-тия сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | §31 |
|
| ||||||||||
34 | Контрольная работа №1
| 1 |
Урок контроля знаний учащихся. | Контрольная работа по теме «Основы наследственности и изменчивости». Тест №1 |
|
| ||||||||||||
ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4 часа) |
|
| ||||||||||||||||
35 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
| 1 |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологи-ческий, биологический и социальный этапы развития живой материи. | Давать определение терминугипотеза. Называтьэтапы развития жизни. Характеризоватьосновные представления овозникновении жизни. | §32 |
|
| ||||||||||
36 | Современная теория возникновения жизни на Земле.
| 1 |
Комбинированный урок. | Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.
| Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
| §33
|
|
| ||||||||||
37 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
| 1 |
Комбинированный урок. | Этапы развития жизни. Начальные этапы биологи-ческой эволюции. Филогене-тические связи в живой при-роде. Происхождение эукариотической клетки.
| Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описыватьначальные этапы биологической эволюции. | §34 |
|
| ||||||||||
38 | Этапы развития жизни на Земле.
| 1 | Урок комплексного применения ЗУН. | Изменение животного и рас-тительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезо-зое, кайнозое. Усложнение растений и животных в про-цессе эволюции. Презентация | Давать определение терми-намароморфоз, идиоадапта-ция. Приводить примеры расте-ний и животных, существовав-ших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфо-зов и идиоадаптаций у расте-ний и животных. | §35 |
|
| ||||||||||
ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (9 часов) |
|
| ||||||||||||||||
39 | Идея развития орга-нического мира в биологии.
| 1 |
Урок изучения и закре-пления новых знаний.
| Предпосылки учения Ч. Дарв-на. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции жи-вых организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.
| Давать определение понятиюэволюция. Приводить примерынаучных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Выделять отличиявэволюци-онных взглядах Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка. | §36 |
|
| ||||||||||
40 | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Наследственная изменчи-вость и борьба за существо-вание – движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование. Естествен-ный отбор – движущая сила эволюции.
| Давать определения понятиям:наследственность, из-менчивость, борьба за суще-ствование, естественный отбор. Называтьосновные поло-жения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примерыпроявления. | §37 |
|
| ||||||||||
41 | Современные представления об эволюции органического мира.
| 1 |
Комбинированный урок. | Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популя-ционном принципе. | Объяснятьсущность биоло-гического процесса эволюции на современном уровне.
| §38 |
|
| ||||||||||
42 | Вид, его структура и особенности.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Критерии вида. Популяцион-ная структура вида. Эколо-гические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эволюционная единица. | Называтьпризнаки популяций. Характеризовать критериивида. Отличатьпонятия види популяция. | §39 |
|
| ||||||||||
43 | Процесс образования видов – видообразование.
| 1 |
Комбинированный урок. | Географическое и экологи-ческое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляций. | Приводить примерыразличныхвидов изоляции. Доказыватьзависимость видо-вого разнообразия от условий жизни. | §40 |
|
| ||||||||||
44 | Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Главные направления эволю-ционного процесса: биологи-ческий прогресс и биологи-ческий регресс.
| Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущностьэволю-ционных изменений, обеспе-чивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | §41 |
|
| ||||||||||
45 | Основные направления эволюции. | 1 |
Комбинированный урок.
| Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадапта-ция, дегенерация. Пути дос-тижения биологического прогресса.
| Давать определения поняти-ям:ароморфоз, идиоадапта-ция общая дегенерацияНазыватьосновные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. | §42 |
|
| ||||||||||
46 | Основные закономерности биологической эволюции. Выполнение лабораторной работы №5«Изучение из-менчивости у организмов». | 1 |
Комбинированный урок.
| Биологическая эволюция. Основные особенности эволюции. Приспособлен-ность видов к среде обитания. | Давать определения поняти-ям:эволюция, адаптация. Приводитьпримерыприспо-собленности видов к среде обитания. Доказыватьнеобратимый характер эволюции. |
§43 |
|
| ||||||||||
47 | Зачет «Учениеоб эволюции».
| 1 |
Урок контроля и оценки знаний.
| Вопросы «Проверьте себя» по теме«Учение об эволюции». §36-43 |
|
| ||||||||||||
ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ)(5 часов) |
| |||||||||||||||||
48 | Место и особенности человека в системе органического мира.
| 1 |
Комбинированный урок. | Место и роль человека в сис-теме органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
| Давать определение терми-нам:антропология, антропогенез. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. | §44 |
|
| ||||||||||
49 | Доказательства эво-люционного происхождения человека.
| 1 |
Комбинированный урок. | Доказательства эволюцион-ного происхождения человека от животных, его сходство с животными. Презентация | Объяснятьместо и роль чело-века в природе;родство человека с млекопитающими животными. | §45 |
|
| ||||||||||
50 | Этапы эволюции вида Человек разумный.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Движущие силы и этапы эволюции человека. Социаль-ная и природная среда, адап-тация к ней человека. Биоло-гическая природа и социаль-ная сущность человека. | Называтьпризнаки биологического объекта – человека. Перечислятьфакторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризоватьстадииразвития человека. | §46, 47 |
|
| ||||||||||
51 | Человеческие расы, их родство и происхождение.
| 1 |
Комбинированный урок. | Человеческие расы, их родс-тво и происхождение. Чело-век как единый биологичес-кий вид. Влияние человека на природу земли.
| Объяснятьродство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказыватьединство челове-ческих рас. Приводить примерывлияния человека на природу. | §48, 49 |
|
| ||||||||||
52 | Зачет «Происхождение человека. Антропогенез».
| 1 |
Урок контроля и оценки знаний.
| Вопросы «Проверьте себя» по теме «Происхождение человека. Антропогенез». § 44-49 |
|
| ||||||||||||
ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов) |
|
| ||||||||||||||||
53 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | 1 |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Экология – наука о взаимо-связях организмов и окружа-ющей среды. Среда – источ-ник веществ, энергии и ин-формации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды.презентация | Давать определение терми-нам:экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный факторПриводить примерыбиотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. | §50 |
|
| ||||||||||
54 | Закономерности действия факторов среды на организмы.
| 1 |
Комбинированный урок. | Экологические факторы. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. | Объяснятьвзаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | §51 |
|
| ||||||||||
55 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Выполнение лабораторной работы №6«Приспособленность организ-мов к среде оби-тания». | 1 |
Комбинированный урок.
| Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Лабор. практикум
| Выявлятьприспособления организмов к среде обитания.
|
§52 |
|
| ||||||||||
56 | Биотические связи в природе.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Типы взаимодействия раз-ных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональ-ные группы организмов в биоценозе. Вирт. экскурсия | Давать определение терми-нам:конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Характеризоватьразные ти-пы взаимоотношений. | §53 |
|
| ||||||||||
57 | Популяции как форма существования видов в природе.
| 1 |
Комбинированный урок. | Популяция – элемент экосис-темы. Основные характерис-тики популяции: плотность, возрастная и половая струк-тура.Презентация | Называтьпризнаки биологи-ческого объекта – популяции; показатели структуры популяций. | §54 |
|
| ||||||||||
58 | Функционирование популяции и динамика её численности в природе.
| 1 |
Комбинированный урок. | Популяция – элемент экосис-темы. Основные характерис-тики популяции: рождае-мость, выживаемость, чис-ленность, функционирование в природе. | Изучатьпроцессы, происходя-щие в популяции. | §55 |
|
| ||||||||||
59 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Экосистемная организация живой природы. Естествен-ные и искусственные экосис-темы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосис-темы. Видовое разнообразие – признак устойчивости эко-систем. Факторы, определяю-щие видовое разнообразие. | Давать определение понятиям:биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примерыестественных и искусственных сообществ. Характеризоватьструктуру наземных и водных экосистем; Объяснятьпричины устойчивости экосистемы. | §56 |
|
| ||||||||||
60 | Биогеоцинозы, экосистемы и биосфера.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Круговорот веществ и прев-ращения энергии в экосис-теме. Трофический уровень. Направления потока вещества в пищевой сети. Презентация | Описывать:биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснятьзначение кругово-рота веществ в экосистеме; Направление потока вещества в пищевой сети. Составлять схемыпищевых цепей. | §57 |
|
| ||||||||||
61 | Развитие и смена биогеоценозов.
| 1 |
Комбинированный урок. | Факторы существования рав-новесной системы в сообщес-тве. Первичная и вторичная сукцессии. Продолжитель-ность и значение экологичес-кой сукцессии. Агроэкосис-темы. Презентация
| Называтьпризнаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцес-сионных изменений; факторы, определяющие продолжитель-ность сукцессии.. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выво-ды на основе их сравнения. | §58 |
|
| ||||||||||
62 | Основные законы устойчивости живой природы.
| 1 |
Комбинированный урок.
| Экологические закономер-ности: цикличность, отрица-тельная обратная связь, био-логическое разнообразие видов. | Давать определение понятию цикличность. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка биогеохимический цикл углерода. | §59 |
|
| ||||||||||
63 | Рациональное использование природы и её охрана. Выполнение лабораторной работы №7«Оценка качес-тва окружаю-щей среды». | 1 |
Урок комплексного применения ЗУН.
| Последствия хозяйственной деятельности человека в эко-истемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологичес-кого разнообразия. Класси-фикация природных ресурсов. Проблемы рацио-нального природопользова-ния.Презентация
| Приводить примерынеисчер-паемых и исчерпаемых природ-ных ресурсов. Анализировать и оценивать последствия деятельности че-ловека в экосистемах; влияние собственных поступков на жи-вые организмы и экосистемы. Раскрыватьсущность рационального природопользования. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. |
§60 |
|
| ||||||||||
64 | Контрольная работа №2
| 1 |
Урок контроля знаний учащихся. | Контрольная работа по темам «Учение об эволюции. Происхождение человека. Основы экологии». Тест | ||||||||||||||
ОБОБЩЕНИЕ (4 часа) |
| |||||||||||||||||
65 | Становление современной теории эволюции.
| 1 |
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Теория Ч. Дарвина о происхо-ждении видов путем естест-венного отбора. Современ-ная теория эволюции. Движу-щие силы эволюции. Основ-ные направления эволюции. Пути достижения биологи-ческого прогресса. Вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции. | Объяснятьосновные свойства живых организмов как резуль-тат эволюции живой материи.
| Повторить материал учебника о строении и функциони- ровании клетки. |
|
| ||||||||||
66 | Клетка - структурная и функциональная единица живого.
| 1 |
Урок обобщения, систематизации знаний.
| Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и пре-образование энергии в клет-ке. Эл. тесты | Описыватьхимический состав клетки; структуру эукариоти-ческой клетки; процессы, про-текающие вклетке. Объяснятьрисунки и схемы, представленные в учебнике. | Повторить материал по теме «Основы учения о наследствен ности и измен- чивости». |
|
| ||||||||||
67 | Закономерности наследственности, измен-чивости.
| 1 |
Урок обобщения, систематизации знаний.
| Закономерности наследования признаков, открытые Г. Менделем. Закономернос-ти изменчивости. Прикладное значение генетики. Эл. тесты | Давать определениязаконам Г. Менделя. Называтьформы изменчивос-ти. Составлять родословные, решать генетические задачи. | Повторить материал по теме «Основы экологии». |
|
| ||||||||||
68
69,70 | Взаимодействие организма и среды обитания.
Решение тестовых заданий к ГИА
| 1
2
|
Урок обобщения, систематизации знаний.
Урок обобщения, систематизации знаний
| Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и чело-век. Презентация
| Выявлятьпризнаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах. Выделятьотдельные формы взаимоотношений в биоценозах и характеризоватьбиосферу как живую оболочку планеты; пищевые сети. | Тест
Тест |
|
| ||||||||||