Меню

Рабочая програма по биологии в 9 классе

Рабочая программа по биологии 9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. –72c.//,отражающей содержа­ние Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 70 часов – 2 часав неделю.

Лабораторные работы – 7, Контрольные работы – 2

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 клас­сов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, одна­ко содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обу­чающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены сле­дующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумера­ция лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так­же применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для обще-образоват. учеб. Заведений. – М.: Вентана-Граф, 2006;

а также методических пособий для учителя:

1) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя –  М.: Вентана-Граф, 2005;

2) Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. –  М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. – -М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., КучменкоB.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просве­щение, 1997

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004. – 216с;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии»

  Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс(учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

  Уроки биологии. Общая биология 10-11 классы.ООО «Кирилл и Мефодий», 2007

  Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

 

 


Календарно-тематическое планирование по биологии

9 класс

 

Дата

 Тема урока

уро-ка

 

Тип урока

Элементы содержания 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домаш

нее

задание

Дата

План

Факт

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа)

 

 

1

Биология - наука о живом мире.

 

1

 

Вводный урок.

 

Биология – наука о живой приро­де. Становление био-логии как науки. Роль биоло-гии в практиче­ской деятель-ности людей.

 

Давать определение  тер­минубиология. 

Объяснятьроль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятель­ности людей.

§1.

 

 

2

Общие свойства живых организмов.

 

 1

 Комбинированный урок.

Отличительные особенности жи­вых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы син­теза и распада.

Особенности развития живых организмов.

Давать определение   поня­тиюжизнь.

Различатьпроцессы обмена у живых организмов и в неживой

природе.

Выделятьособенности раз­вития живых организмов.

§2

 

 

3

Многообразие форм живых орга­низмов.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Уровни организации живой при­роды. Многообразие жи-вых организ­мов. Краткая характеристика естест­венной системы классификации жи-вых организмов. Царства жи­вой природы.

Давать определение тер­мину

таксон.

Называтьуровни организации жизни и элементы, образую-щие уро­вень; основные царства  живой природы.

§3

 

 

ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ 0 КЛЕТКЕ (10 часов)

 

 

4

Цитология – наука о клетке. Многооб­разие клеток.

 

 1

 

Урок изучения и закре-п­ления новых знаний.

 

Клетка – основная структур-ная и функциональная едини-ца орга­низмов. Клетка как биосистема. Клеточное строе-ние организмов как доказа-тельство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить примеры орга-низ­мов, имеющих клеточное и не­клеточное строение.

Объяснятьобщность происхо­ждения растений и животных.

Давать оценку значению от­крытия клеточной теории.

Самостоятельно формули­ровать определение термина цитология.

§4

 

 

5

Химический состав клетки.

 

 1

 

Урок изучения и закрепления знаний.

 

Особенности химического соста­ва  живых  организмов.  Микро­элементы и макроэле-менты. Неорганические ве-щества, их роль в организме. Органические вещества, их роль в организме.

Давать определение терми­наммикроэлементы, макро-элементы.

Характеризоватьбиологичес-кое значение макро- и микро-элементов, биологическую роль неорганических и органических веществ в организме.

§5

 

 

6

Органические ве­щества клетки.

 

1

 

Комбинированный урок.

Органиче­ские вещества, их роль в орга­низме. Белки,    аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нук­леи-новые кислоты, их структура и функции.

Давать полное названиенук­леиновым кислотамДНК и РНК.

Характеризоватьфункции белков, нуклеиновых кислот.

Сравниватьстроение молекул ДНК и РНК.

§6

 

 

7

Строение клетки.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

 

 

 Строение клетки. Цитоплаз-ма. Строение и функции ядра. Клет­ки бактерий. Прокари-оты, эука­риоты. Вирусы – неклеточные фор­мы.

Презентация

Распознавать и описыватьна

таблицах основные части и орга­ноиды клеток эукариот и прока­риот.

Описыватьмеханизм пиноци-тоза и фагоцитоза.

§7

 

 

8

Изучение клеток растений и живот­ных.

Изучение клеток бактерий.

Выполнение   лабо­раторной     работы №1«Многообразие клеток. Сравне-ние раститель-ной и животной клеток».

 1

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Особенности строения   расти­тельной, животной, бактериаль­ной клеток.

 

 

Работать с микроскопом,из­готовлять простейшие препара-ты для микроскопического исследо­вания.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описы­ватьособенности клеток расте­ний и животных, бактерий.

 

§8

 

 

 

 

9

Обмен веществ и энергии в клетке.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Обмен веществ и превраще-ние энергии – признак живых орга­низмов, основа жизнеде-ятельно­сти клетки. Ассими-ляция и дис­симиляция – про-тивоположные процессы.

Синтез белка и фотосинтез –важнейшие реакции обмена ве­ществ.

Дать определение понятиям

ассимиляция и диссимиляция.

Характеризоватьсущностьпроцесса обмена веществ и пре­вращения энергии.

Объяснять взаимосвязьас­си-миляциии диссимиляции.

 

§9

 

 

           10

Биосинтез белков в живой клетке.

 

1

 

Комбинированный урок.

 

Свойства генетического кода. Механизмы транскрип-ции и трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации вклетке (биосин-тез белков).

Давать  определение  терми­намассимиляция, ген.Объяснятьсущность генетиче­ского кода.

Составлять схемуреализа­ции наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

§10

 

 

11

Биосинтез углево­дов – фотосинтез.

 

1

 

Комбинированный урок.

 

Питание. Различия организ-мов по способу питания. Фотосинтез. Значение фото-синтеза. Космиче­ская роль зеленых растений.

Давать  определение  терми­нам: питание, автотрофы, фотосинтез.

Характеризоватьфазы фото­синтеза.

§11

 

 

12

Обеспечение клет­ки энергией.

 

1

 

Комбинированный урок.

 

Дыхание. Обеспечение клет-ки энергией в процессе ды-хания. Биологическое окис-ление. Результаты преобразо-вания энергии.

 

Дать  определение  понятию

диссимиляция.

Описыватьстроение и роль

АТФ в обмене веществ. Характеризоватьэтапы энер­гетического обмена.

§12

 

 

13

Зачет «Основы

учения о клетке».

 

1

 

Урок контроля, оценки и коррекции зна­ний.

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Основы учения о клетке».

Эл. тест

                                                                                                       Повт. §4-12        

 

 

ТЕМА 3.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 часа)

14

Типы размножения

организмов.

 

 1

 

Урок изучения и закре-п­ления новых знаний.

 

 Половое и бесполое размн-ожение. Бесполое размноже-ние – древнейший  способ размноже­ния. Виды бесполо-го размноже­ния. Виды веге-тативного размноже­ния.

 

Дать определение понятию

размножение.

Приводить примеры расте­нийи животных с различными формами и видами размноже­ния.

Объяснятьбиологическое зна­чение бесполого размножения.

§13

 

 

15

Деление      клетки.

Митоз.Выполнение   лабо­раторной     работы №2«Рассмотрение микропрепарата с делящимися клетками растений»

 

1

 

Комбинированный

урок.

 

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и зна-чение митоза. Деление клетки прокариот.

Лабор. практикум

Описыватьпроцессы, проис-

ходящие в различных фазах митоза.

Объяснять биологическое

значение митоза.

 

 

§14

 

 

 

 

16

Образование поло-

вых клеток. Мейоз.

 

1

 

Комбинированный

урок.

 

Половое размножение расте-ний и животных, его биоло-гическое значение. Половые клетки. Оплодотворение, его биологиче­ское значение.

Лабор. практикум

Выделять различиямужских

и женских половых клеток;  особенности беспо­лого и поло-вого размножений.

Объяснять биологическое значение полового размноже-ния и оплодотворения, причи-ны наследственности и измен-чивости.

§15

 

 

17

Индивидуальное

развитие   организ-

ма  онтогенез.

 

1

 

Комбинированный

урок.

 

Рост и развитие организмов. Он­тогенез и его этапы.  Эмбриональное и постэмбри-ональное развитие организмов. Закон зародыше-вого сходства (закон К. Бэра).

Давать определение понятиямоплодотворение,   онтогенез,эмбриогенез.

Анализировать и оцени­вать:

влияние факторов риска на здоровье, использовать приоб­ретенные знания для профи­лактики вредных привычек (ку­рение,  алкоголизм,  наркома­ния).

§16

 

 

18

Зачет   «Размноже-

ние и индивиду-

альное  развитие

организмов».

 

1

 

Урок контроля, оцен-

ки и коррекции  зна­ний.

 

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Размножение и индиви

дуальное развитие организмов».

 

                                                                                                     Повт. §13-16

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (11 часов)

 

 

19.20

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

 

2

 

Урок изучения и закре-п­ления новых знаний.

 

Наследственность иизменчи­-вость – свойства организмов. Генетика – наука о законно-мерно­стях наследственности и измен­чивости. Моногиб-ридное скрещивание.

 

 

 

Давать определения  поня-тиям:генетика, ген, гено­тип, фенотип, аллельные ге­ны.

Объяснятьпричины наслед-ственности и изменчивости;

роль генетики в формирова­нии современной естественно­научной картины мира, в прак­тической деятельности людей.

 

 

 

§17-18

 

 

21

Генетические опыты Г.Менделя.

 

1

 

Комбинированный урок.

Использование Г. Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещи­вание. Правило единообра-зия. Закон расщепления. Ги-потеза чистоты гамет. Непол-ное доминиро­вание. Анализи-рующее скрещивание.

Лабор. практикум

Давать определения поня­тиям:гибридологический метод, гомозигота, гетеро­зигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.Составлятьсхему моногиб-ридного скре­щивания; схему анализирующего скре­щивания и неполного домини­рования.

§19

 

 

22

Дигибридное скрещивание.

Выполнение   лабо­раторной     работы №3«Решение гене-тических задач».

 1

 

Урок комплексного применения ЗУН.

 

Закон независимого наследо-ва­ния. Условия проявления закона независимого насле-дова­ния. Соотношение гено-типов и фено­типов при про-явлении закона независимого наследования.

Лабор. практикум

 

Называтьусловия закона не­зависимого наследования.

Составлять и анализировать

 схему дигибрид­ного скрещива-ния.

Определятьпо схеме число типов гамет, фенотипов и гено­типов, вероятность проявления признака в потомстве.

Решатьпростейшие генети­ческие задачи.

 

§20

 

 

 

 

23

Сцепленное наследование.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосо­мах.Линейное расположение генов. Закон Т. Моргана. Условие выполнения закона Т. Моргана. Сцепленное наследование.

Давать определение тер­ми-нам:гомологичные хромо­сомы, конъюгация.

Объяснятьпричины пере­ком-бинации признаков при сцеп-ленном наследовании.

 

§21

 

 

24

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Генотип – система взаимо-дейст­вующих генов. Взаимо-действие генов и их мно­жест-венное действие. Качествен-ные и количественные приз-наки. Характер взаимодейст-вия.

Приводить примерыаллель-ного взаимодействия генов;

неаллельного взаимодейст­вия генов.

Описыватьпроявление мно­жественного действия гена.

 

§22

 

 

25,26

Наследование при­знаков, сцеплен­ных с по-лом.

 

 2

 

Комбинированный урок.

На­следование признаков у челове­ка. Закон  сцепленного  наследова­ния. Наследствен-ные заболевания, сцепленные с полом. Лаб.практ.

Давать  определение  тер­минуаутосомы.

Приводить примерынаслед­ственных  заболеваний,  сцеп­ленных с полом.

§23, 26

 

 

27

Наследственная изменчивость.

 1

  Комбинированный урок.

 

Основные формы изменчи-вости.

Виды мутаций по степени из-ме­нения генотипа. Синдром Дауна – геномная мута­ция человека. Виды мутагенов. Выведение новых сортов рас-тений.

Давать определение  тер­минуизменчивость.

Использоватьсредства Ин­тернета для поиска биологиче­ской информации о наследст­венных заболеваниях, вызван­ных мутациями, и мерах их профилактики.

§24

 

 

28

Другие типы изменчивости.

Выполнение   лабо­раторной     работы №4«Выявление ге-нотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сор-тов), произрас-тающих в нео-динаковых усло-виях».

 1

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Зависимость проявления дей-ствия генов от условий внеш­ней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристи-ки модификационной измен-чивости.

Выявлять и описыватьраз­ные формы изменчивости ор­ганизмов  (наследственную  и ненаследственную).

 

§25

 

 

 

 

29

Зачет «Основы наследственности и изменчивости».

 

1

 

Урок контроля и оценки знаний.

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Основы учения о наследственности и

изменчивости».

                                                                                                       Повт. §17-25

 

 

 

 

ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

 

 

30

Генетические ос­новы селекции ор­ганизмов

 

1

 

Комбинированный урок.

 

Наследственность и изменчи­-вость – основа искусственно-го отбора. Центры происхож-дения культурных растений. Учение Н.И. Вавилова о цен-трах.

Приводить примерыпород животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризоватьроль уче­нияН. И. Вавилова для разви­тия селекции.

§27, 29

 

 

31

Особенности селекции растений.

 

1

 

Комбинированный урок.

 

Применение знаний о наслед-ст­венности и изменчивости, искус­ственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции  растений. Презентация

Давать определения поня­тиямпорода, сорт.

Называть ихарактеризоватьметоды селекции растений.

Использовать  приобретен­ные  знания в практической деятельности  

§28

 

 

32

Особенности се­лекции животных.

 

1

 

Комбинированный урок.

 

Применение знаний о наслед-ст­венности и изменчивости, искус­ственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных. Виды искусствен-но­го отбора. Гибридизация.   Искусственный мутагенез. Презентация

 Называть и характеризо-ватьметоды селекции живот-ных.

Приводить примеры породживотных.

Использовать  приобретен­ные  знания в практической деятельности.

§30

 

 

33

Основные направ­ления селекции микроорганизмов.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение се­лекции микроор-ганизмов для развития сель-скохозяйственного произ-водства, медицинской, мик-робиологической и других отраслей промышленности.

Презентация

Давать  определение  поня­тиям:биотехнология, штамм.

Анализировать и оцени­ватьзначение генетики для разви-тия сельскохозяйственно­го производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

§31

 

 

34

Контрольная работа №1

 

1

 

Урок контроля знаний уча­щихся.

Контрольная работа по теме «Основы наследственности и изменчивости».

Тест №1

 

 

ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4 часа)

 

 

35

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

 

 1

 

Урок изучения и закреп­ления новых знаний.

 

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологи-ческий, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Давать определение тер­минугипотеза.

 Называтьэтапы развития жизни.

Характеризоватьосновные представления овозникнове­нии жизни.

§32

 

 

36

Современная тео­рия возникновения жизни на Земле.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Проблема доказательства   со­временной гипотезы  происхож­дения жизни.

 

Объяснять  роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 

§33

 

 

 

 

 

37

Значение фото­синтеза и биологи­ческого круговоро­та веществ в развитии жизни.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Этапы развития жизни. Начальные этапы биологи-ческой эволюции. Филогене-тические связи в живой при-роде.  Происхождение эукариотической клетки.

 

Давать определения основ­ным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэро­бы, прокариоты, эукариоты.

Описыватьначальные этапы биологической эволюции.

§34

 

 

38

Этапы развития жизни на Земле.

 

 1

Урок комплексного применения ЗУН.

Изменение животного и рас-ти­тельного мира в катархее, про­терозое, палеозое, мезо-зое, кай­нозое. Усложнение растений и живот­ных в про-цессе эволюции.

Презентация

Давать определение тер­ми-намароморфоз, идиоадапта-ция.

Приводить примеры расте-ний и животных, суще­ствовав-ших в протерозое и па­леозое, мезозое, кайнозое; ароморфо-зов и идиоадаптаций у расте-ний и животных.

§35

 

 

ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (9 часов)

 

 

39

Идея развития ор­га-нического мира в биологии.

 

 1

 

Урок изучения и закре-п­ления новых знаний.

 

Предпосылки учения Ч. Дарв-на. Учение Ч. Дарвина об искусст­венном отборе для объяснения эволюции   жи-вых   организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

 

Давать определение поня­тиюэволюция.

Приводить примерынаучных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Выделять отличиявэво­люци-онных взглядах Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка.

§36

 

 

40

Основные положе­ния эволюционной теории Ч. Дарвина.

 

1

 

Комбинированный урок.

 

Наследственная изменчи-вость и борьба за существо-вание – дви­жущие силы эволюции. Формы борьбы за существование. Естествен-ный отбор – движущая сила эволюции.

 

Давать определения поня­тиям:наследственность, из-менчивость, борьба за су­ще-ствование, естественный отбор.

 Называтьосновные поло-жения эволю­ционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примерыпроявления.

§37

 

 

41

 Современные представления об эволюции органи­ческого мира.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Современные представления об эволюции органического  мира, основанные на популя-ционном принципе.

Объяснятьсущность биоло-гического процесса эволюции на совре­менном уровне.

 

 

§38

 

 

42

Вид, его структура и особенности.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Критерии вида. Популяцион-ная структура вида. Эколо-гические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эво­люционная единица.

Называтьпризнаки популя­ций.

Характеризовать критериивида.

Отличатьпонятия види по­пуляция.

§39

 

 

43

Процесс образова­ния видов – видо­образование.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Географическое и экологи-ческое видообразование. Изолирующие  механизмы.   Виды изоляций.

Приводить примерыразлич­ныхвидов изоляции.

Доказыватьзависимость видо-вого разнообразия от ус­ловий жизни.

§40

 

 

44

Понятие о микро­эволюции и макро­эволюции.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Главные направления эволю-ци­онного процесса: биологи-ческий прогресс и биологи-ческий рег­ресс.

 

 

Давать определения поня­тиям: биологический   про­гресс, биологический регресс.

Раскрывать сущностьэво­лю-ционных  изменений,  обес­пе-чивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

§41

 

 

45

Основные направ­ления эволюции.

 1

 

Комбинированный урок.

 

Главные направления эволю­ции: ароморфоз, идиоадапта-ция, дегенерация. Пути дос-тижения биологического прогресса.

 

 

Давать определения поня­ти-ям:ароморфоз, идиоадап­та-ция общая дегенерацияНазыватьосновные направ­ления эволюции.

Приводить примеры    ароморфозов и идиоадаптаций.

§42

 

 

46

Основные закономерности биологической эволюции.

Выполнение   лабо­раторной     работы №5«Изучение из-менчивости у организмов».

1

 

Комбинированный урок.

 

Биологическая эволюция. Основные особенности эволюции. Приспособлен-ность видов к среде обитания.

Давать определения поня­ти-ям:эволюция, адаптация.

Приводитьпримерыприспо-собленности видов к среде обитания.

Доказыватьнеобратимый характер эволюции.

 

§43

 

 

 

 

47

Зачет «Учениеоб эволюции».

 

 1

 

Урок контроля и оценки знаний.

 

Вопросы «Проверьте себя» по теме«Учение об эволюции».

                                                                                                                  §36-43

 

 

 

 

ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ)(5 часов)

 

48

Место и особенно­сти человека в сис­теме органического мира.

 

1

 

Комбинированный урок.

Место и роль человека в сис-теме органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

 

 

Давать определение тер­ми-нам:антропология, антро­погенез.

 Определять  принадлежность биологического объекта «Че­ловек» к классу Млекопитаю­щие, отделу Приматы.

§44

 

 

49

Доказательства эво-люционного происхождения че­ловека.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Доказательства эволюцион-ного происхождения человека от жи­вотных, его сходство с животны­ми.

Презентация

Объяснятьместо и роль чело-века в природе;родство человека с млекопи­тающими животными.

§45

 

 

50

Этапы эволюции вида  Человек ра­зумный.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Движущие силы и этапы эволю­ции человека. Социаль-ная и природная среда, адап-тация к ней человека. Биоло-гическая природа и соци­аль-ная сущность человека.

Называтьпризнаки биологи­ческого объекта – человека. Перечислятьфакторы (дви­жущие силы) антропогенеза. Характеризоватьстадииразвития человека.

§46, 47

 

 

51

Человеческие ра­сы,  их родство и происхождение.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Человеческие расы, их родс-тво и происхождение. Чело-век как единый биологичес-кий вид. Влияние человека на природу земли.

 

Объяснятьродство, общ­ность происхождения и эволю­цию человека.

Доказыватьединство чело­ве-ческих рас.

Приводить примерывлияния человека на природу.

§48, 49

 

 

52

Зачет «Происхож­дение      человека. Антропогенез».

 

 1

 

Урок контроля и оценки знаний.

 

Вопросы «Проверьте себя» по теме «Происхождение человека.

Антропогенез».

                                                                                                              §  44-49

 

 

 

 

ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)

 

 

53

Среды жизни на Земле и экологиче­ские факторы воз­действия на  орга­низмы.

 1

 

Урок изучения и закреп­ления новых знаний.

 

Экология – наука о взаимо-связях организмов и окружа-ющей сре­ды. Среда – источ-ник веществ, энергии и ин-формации. Абиоти­ческие факторы среды. Биоти­ческие  факторы. Взаимодейст­вие факторов среды.презентация

Давать определение тер­ми-нам:экология, биотические и   абиотические   факторы, антропогенный факторПриводить примерыбиоти­ческих, абиотических и антро­погенных факторов и их влия­ния на организмы.

§50

 

 

54

Закономерности действия факторов среды на организ­мы.

 

 1

 

Комбинированный урок.

Экологические факторы.   Основные закономерности действия факторов среды на ор­ганизмы.

Объяснятьвзаимосвязи   организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

§51

 

 

           55

Приспособлен­ность организмов к влиянию факторов среды.

Выполнение   лабо­раторной     работы №6«Приспособленность организ-мов к среде оби-тания».

 1

 

Комбинированный урок.

 

Приспособления  организмов   к различным  экологическим  фак­торам.

Лабор. практикум

 

 

Выявлятьприспособления организмов к среде обитания.

 

 

 

 

§52

 

 

 

 

56

Биотические связи в природе.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Типы взаимодействия раз-ных видов (конкуренция, хищничест­во, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональ-ные группы орга­низмов в биоценозе. Вирт. экскурсия

Давать определение тер­ми-нам:конкуренция, хищниче­ство, симбиоз,  паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.

Характеризоватьразные ти-пы взаимоотношений.

§53

 

 

57

Популяции как форма существо­вания видов в при­роде.

 

1

 

Комбинированный урок.

Популяция – элемент экосис-те­мы. Основные характерис-тики популяции: плотность,   возрас­тная и половая струк-тура.Презентация

Называтьпризнаки биологи-ческого объекта – популяции;

 показатели структуры попу­ляций.

§54

 

 

58

Функционирование популяции и дина­мика её численности в природе.

 

1

 

Комбинированный урок.

Популяция – элемент экосис-те­мы. Основные характерис-тики популяции: рождае-мость, выжи­ваемость, чис-ленность, функ­ционирование в природе.

Изучатьпроцессы, происхо­дя-щие в популяции.

§55

 

 

59

Биоценоз как со­общество живых организмов в при­роде.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Экосистемная организация  жи­вой  природы. Естествен-ные и искусственные экосис-темы. Структура экосистем. Классификация назем­ных экосистем. Свойства экосис-темы. Видовое разнообразие – признак устойчивости эко-систем. Факто­ры, определяю-щие видовое раз­нообразие.

Давать  определение  поня­тиям:биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

 Приводить примерыестест­венных и искусственных сооб­ществ.

Характеризоватьструктуру наземных и водных экосистем;

Объяснятьпричины устойчи­вости экосистемы.

§56

 

 

60       

Биогеоцинозы, экосистемы и биосфера.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Круговорот веществ и прев-ра­щения энергии в экосис-теме. Трофиче­ский уровень. Направления потока вещества в пищевой сети. Презентация

Описывать:биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия орга­низмов на среду.

Объяснятьзначение кругово-рота ве­ществ в экосистеме;

Направление потока вещест­ва в пищевой сети.

Составлять схемыпищевых цепей.

§57

 

 

61

Развитие и смена биогеоценозов.

 

1

 

Комбинированный урок.

Факторы существования рав-но­весной системы в сообщес-тве. Первичная и вторичная сукцес­сии. Продолжитель-ность и значение экологичес-кой сукцессии. Агроэкосис-темы. Презентация

 

Называтьпризнаки экосистем и агро­экосистем; типы сукцес-сионных измене­ний; факторы, определяющие продолжитель-ность сукцессии..

Сравнивать  экосистемы и агроэкосистемы и делать вы­во-ды на основе их сравнения.

§58

 

 

62

Основные законы устойчивости жи­вой природы.

 

 1

 

Комбинированный урок.

 

Экологические закономер-ности: цикличность, отрица-тельная обратная связь, био-логическое разнообразие видов.

Давать  определение  поня­тию цикличность.

 Объяснять  роль биологиче­ского разнообразия в сохране­нии биосферы.

Анализировать  содержание рисунка биогеохимический цикл углерода.

§59

 

 

63

Рациональное использование при­роды и её охрана.

Выполнение   лабо­раторной     работы №7«Оценка качес-тва окружаю-щей среды».

1

 

Урок комплексного применения ЗУН.

 

Последствия хозяйственной дея­тельности человека в эко-исте­мах. Влияние человека на раститель­ный и животный мир. Сохранение биологичес-кого раз­нообразия. Класси-фикация природных  ре­сурсов. Проблемы рацио-нального при­родопользова-ния.Презентация

 

Приводить примерынеис­чер-паемых и исчерпаемых природ-ных ресурсов.

Анализировать и оцени­вать

последствия деятельности че-ловека в экосистемах; влияние собственных по­ступков на жи-вые организмы и экосистемы.

Раскрыватьсущность рацио­нального природопользования. Объяснять  необходимость защиты окружающей среды.

 

§60

 

 

 

 

64       

Контрольная работа №2

 

1

 

Урок контроля знаний уча­щихся.

Контрольная работа по темам «Учение об эволюции. Происхождение человека.                                               Основы экологии».

Тест

ОБОБЩЕНИЕ (4 часа)

 

65

Становление со­временной теории эволюции.

 

1

 

Урок обобщения и систематизации зна­ний.

 

Теория Ч. Дарвина о происхо-ж­дении видов путем естест-венно­го отбора. Современ-ная теория эволюции. Движу-щие силы эволюции. Основ-ные направления эволю­ции.

Пути достижения биологи-ческо­го прогресса. Вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции.

Объяснятьосновные свойст­ва живых организмов как ре­зуль-тат эволюции живой ма­терии.

 

 

 

Повторить

ма­териал                                     учебника о                                  строении                                           и  функциони-                ровании клетки.

 

 

66

Клетка - структур­ная    и функцио­нальная    единица живого.

 

 1

 

Урок обобщения, систематизации зна­ний.

 

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и пре-образова­ние энергии в клет-ке.

Эл. тесты

Описыватьхимический состав клетки; структуру эукариоти-ческой клетки; процессы, про-текающие вклетке.

Объяснятьрисунки и схемы, представленные в учебнике.

Повторить

ма­териал

по теме «Основы

учения о

наследствен

ности и измен-

чивости».

 

 

67

Закономерности наследственности, измен-чивости.

 

1

 

Урок обобщения, систематизации зна­ний.

 

Закономерности наследования признаков, открытые 

Г. Менде­лем. Закономернос-ти изменчивости. Прикладное значение генетики.

Эл. тесты

Давать определениязаконам

Г. Менделя.

Называтьформы изменчивос-ти.

Составлять  родословные, решать генетические задачи.

Повторить

ма­териал

по теме «Основы

экологии».

 

 

68

 

 

 

 

 

 

69,70

Взаимодействие организма и среды обитания.

 

 

 

 

 

Решение тестовых заданий к ГИА

 

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок обобщения, систематизации зна­ний.

 

 

 

 

 

Урок обобщения, систематизации зна­ний

 

Биосфера, ее структура и функ­ции. Биосфера и чело-век. Презентация

 

 

 

Выявлятьпризнаки приспо­собленности видов к совмест­ному существованию в экоси­стемах.

Выделятьотдельные формы взаимоотношений в биоцено­зах и характеризоватьбиосферу как живую оболоч­ку планеты; пищевые сети.

Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест