Рабочая программа по биологии в 8 классе

Загрузка ...

Рабочая программа по биологии 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 8 класса  составлена на основе фундаменталь­ного ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего об­разования, представленных в федеральном госу­дарственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учи­тываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий для общего образования, соблюда­ется преемственность с примерными программа­ми начального общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
  2. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
  3. Учебным планом МБОУ - СОШ с.Кистендей на 2018 – 2019учебный год;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов линии И.Н.Пономарёвой.

Учебно-методический комплект   (УМК) Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. 8 кл.       1.Учебник       2.Рабочая тетрадь       3.Методическое пособие       4. Электронный образовательный ресурс (на CD

Курс рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю, 2часа – резервное время.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой).

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное,

общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели и задачи :

• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой

природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых— вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культурекак системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитиепознавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формированиеу обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в

процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как

способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой

природы.

 Содержание курса биологии

Курс рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю, 2часа – резервное время. Материал разделен на 13 разделов.

Введение (1 час)

Биологическая и социальная природа человека.

Общий обзор организма человека (4 часа)

Науки об организме человека. Структура тела. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

Клетка, еѐ строение, химический состав, жизнедеятельность. Ткани животных и человека.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

Опорно-двигательная система (8часов)

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Лабораторная работа.№2, №3 «Изучение внешнего вида костей. Состава костей»

Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах конечностей. Мышцы человека.

Работа мышц

Лабораторная работа.№4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Кровь и кровообращение (9 часов)

Внутренняя среда организма. Значение крови и еѐ состав.

Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови»                                                                                                                                                                                                      Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и сосудов.

Пр. раб. «Определение ЧСС, измерение артериального давления»

Лабораторная работа №:6 «Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке»

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Практическая работа «Изучение приемов остановки кровотечений»

Дыхание (5 часов)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

Пищеварение (7 часов)

Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа.№7 (домашняя) «Действие ферментов слюны на крахмал»

Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Витамины.

Выделение (2 часа)

Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Кожа (3 часа)

Значение и строение кожи. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Эндокринная система (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Нервная система (5 часов)

Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг: строение и функции. Отделы головного мозга, их значение.

Лабораторная работа.№8 «Изучение строения головного мозга»

Органы чувств и анализаторы (4 часа)

Как действуют органы чувств и анализаторы. Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса

Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.

Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Поведение и психика (8 часов)

Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.

Динамика работоспособности. Режим дня.

Индивидуальное развитие организма (7 часов)

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни венерические. Внутриутробное развитие. Развитие после рождения.

О вреде наркогенных веществ. Личность и еѐ особенности.

 Контроль уровня обученности

 

Виды контроля

Количество
1.

Контрольные работы

2





2.

Зачет

1
3.

Тестирование

20
4.

Лабораторные и  

10


практические работы


                                                                                                                                                                                                                                                                Планируемые результаты освоения курса биологии.

Требования к результатам освоения курса биологии в 8 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих личностных результатов:

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

•формирование личностных представлений о ценности природы;

•формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 8 классе являются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;

•нравственно-этическое оценивание, знание моральных норм;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

•умение работать с разными источниками биологической информации;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

•владение основами самоконтроля, самооценки;

•умение осознанно использовать речевые средства;

•формирование и развитие ИКТ-компетенции;

Предметными результатами освоения биологии в 8 классе являются:

•усвоение системы научных знаний о живой природе

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах, овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

•формирование основ экологической грамотности;                                                                                                                                                                                                                                    •влияние факторов риска на здоровье человека;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении экологических проблем;

Ученик научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Ученик получит возможность научиться:

использовать на практике приѐмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

выделять эстетические достоинства человеческого тела;

реализовывать установки здорового образа жизни;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

                                            Календарно-тематическое планирование

№ урока
Наименование разделов и тем
              Дата
план
коррекция
 
1
Введение.  (1 ч)                                                                                                                       Биологическая и социальная природа человека.


2
Раздел: 1. Общий обзор организма человека (4 ч)
Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе.


3
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность


4
Ткани животных и человека.
Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»


5
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.


6
Раздел 2 Опорно-двигательная система (8 ч)
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Лабораторная работа.№2, №3 «Изучение внешнего вида костей. Состава костей»


7
Скелет головы и скелет туловища


8
Скелет конечностей.


9
Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах конечностей


10
Мышцы.


11
Лабораторная работа.№4
 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»


12
Нарушение осанки и плоскостопие.


13
Развитие опорно-двигательной системы.
Обобщение и систематизация знаний по разделу 2.


14
Кровь и кровообращение  (9 ч)
Внутренняя среда организма. Значение крови и еѐ состав.


15
Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови»


16
Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.


17
Сердце. Круги кровообращения.Движение


18
Движение лимфы.


19
Движение крови по сосудам. Практическая работа «Определение ЧСС, измерение артериального давления»


20
Регуляция работы органов кровеносной системы


21
Лабораторная работа №:6 «Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке»


22
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.  Практическая работа (выполняется дома) «Функциональная сердечно               сосудистая проба»


23
Дыхание   (5 ч)                                                                                                                     Значение дыхания. Органы дыхания.


24
Строение лѐгких. Газообмен в лѐгких и тканях


25
Дыхательные движения.  Регуляция дыхания.


26
Заболевания дыхательной системы


27
Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Обобщение и систематизация знаний по разделам.


28
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие


 
29
Пищеварительная система.     (7 ч.)                                                         Значение и состав пищи. Органы пищеварения


30
Зубы


31
Пищеварение в ротовой полости и желудке.  Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал»


32
Пищеварение в кишечнике


33
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.


34
Заболевания органов пищеварения.


35
Обобщение и систематизация знаний по разделу.


36
Обмен веществ и энергии. (3 ч)                                                                        Обменные процессы в организме.


37
Нормы питания. Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»


38
Витамины.


 
39
Мочевыделительная система. (2 ч)
Строение и функции почек.


40
Заболевания мочевыделительной системы. Питьевой режим.


 
41
Кожа.(3 ч)                                                                                               Значение кожи и ее строение


42
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов


43
Обобщение и систематизация знаний по разделам


 
44
Эндокринная система. (2 ч)                                                                             Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.


45
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.


 
46
Нервная система.(5 ч)                                                                                                 Значение, строение и функции нервной системы


47
Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция


48
Спинной мозг.


49
Головной мозг.


50
Лабораторная работа.№8 «Изучение строения головного мозга» Контроль знаний по теме «Эндокринная и нервная системы»


51
Органы чувств. Анализаторы (4 ч)                                                                  Принцип работы органов чувств и их анализаторов


52
Орган зрения  и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения органа зрения


53
Орган слуха и равновесия. Их анализаторы


54
Орган обоняния, осязания и вкуса.


 
55
Поведение и психика. (8 ч)                                                                       Врожденные формы поведения


56
Приобретенные формы поведения.


57
Закономерности работы головного мозга.


58
Биологически е ритмы. Сон и его значение.


59
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.


60
Воля и эмоции. Внимание.


61
Работоспособность. Режим дня.


62
 Контроль знаний по теме «Поведение и психика»


 
63
Индивидуальное развитие организма (6 ч)                                                  Половая система человека.


64
Заболевания наследственные, врождѐнные, передающиеся половым путѐм


65
Внутриутробное развитие. Развитие после рождения


66
Вред наркогенных веществ


67
Психологические особенности личности.


68
Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»  


69
70
Итоговая контрольная работа за 2 полугодие
 
Решение тестовых заданий по пройденным темам