Рабочая программа по биологии в 8 классе
Рабочая программа по биологии 8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
- Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
- Учебным планом МБОУ - СОШ с.Кистендей на 2018 – 2019учебный год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов линии И.Н.Пономарёвой.
Учебно-методический комплект (УМК) Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. 8 кл. 1.Учебник 2.Рабочая тетрадь 3.Методическое пособие 4. Электронный образовательный ресурс (на CD
Курс рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю, 2часа – резервное время.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой).
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное,
общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели и задачи :
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой
природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых— вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культурекак системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитиепознавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формированиеу обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой
природы.
Содержание курса биологии
Курс рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю, 2часа – резервное время. Материал разделен на 13 разделов.
Введение (1 час)
Биологическая и социальная природа человека.
Общий обзор организма человека (4 часа)
Науки об организме человека. Структура тела. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
Клетка, еѐ строение, химический состав, жизнедеятельность. Ткани животных и человека.
Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.
Опорно-двигательная система (8часов)
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Лабораторная работа.№2, №3 «Изучение внешнего вида костей. Состава костей»
Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах конечностей. Мышцы человека.
Работа мышц
Лабораторная работа.№4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Кровь и кровообращение (9 часов)
Внутренняя среда организма. Значение крови и еѐ состав.
Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови» Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и сосудов.
Пр. раб. «Определение ЧСС, измерение артериального давления»
Лабораторная работа №:6 «Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке»
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Практическая работа «Изучение приемов остановки кровотечений»
Дыхание (5 часов)
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Первая помощь при поражении органов дыхания.
Пищеварение (7 часов)
Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа.№7 (домашняя) «Действие ферментов слюны на крахмал»
Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Витамины.
Выделение (2 часа)
Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Кожа (3 часа)
Значение и строение кожи. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
Эндокринная система (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Нервная система (5 часов)
Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг: строение и функции. Отделы головного мозга, их значение.
Лабораторная работа.№8 «Изучение строения головного мозга»
Органы чувств и анализаторы (4 часа)
Как действуют органы чувств и анализаторы. Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса
Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.
Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Поведение и психика (8 часов)
Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.
Динамика работоспособности. Режим дня.
Индивидуальное развитие организма (7 часов)
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни венерические. Внутриутробное развитие. Развитие после рождения.
О вреде наркогенных веществ. Личность и еѐ особенности.
Контроль уровня обученности
№ | Виды контроля | Количество | ||
1. | Контрольные работы | 2 | ||
2. | Зачет | 1 | ||
3. | Тестирование | 20 | ||
4. | Лабораторные и | 10 | ||
практические работы |
Планируемые результаты освоения курса биологии.
Требования к результатам освоения курса биологии в 8 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих личностных результатов:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
•формирование личностных представлений о ценности природы;
•формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 8 классе являются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;
•нравственно-этическое оценивание, знание моральных норм;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
•умение работать с разными источниками биологической информации;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
•владение основами самоконтроля, самооценки;
•умение осознанно использовать речевые средства;
•формирование и развитие ИКТ-компетенции;
Предметными результатами освоения биологии в 8 классе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах, овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
•формирование основ экологической грамотности; •влияние факторов риска на здоровье человека;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении экологических проблем;
Ученик научится:
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
•применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; •использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
•использовать на практике приѐмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
•выделять эстетические достоинства человеческого тела;
•реализовывать установки здорового образа жизни;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата | |
план | коррекция | ||
1 | Введение. (1 ч) Биологическая и социальная природа человека. | ||
2 | Раздел: 1. Общий обзор организма человека (4 ч) Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. | ||
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность | ||
4 | Ткани животных и человека. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | ||
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции. | ||
6 | Раздел 2 Опорно-двигательная система (8 ч) Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа.№2, №3 «Изучение внешнего вида костей. Состава костей» | ||
7 | Скелет головы и скелет туловища | ||
8 | Скелет конечностей. | ||
9 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах конечностей | ||
10 | Мышцы. | ||
11 | Лабораторная работа.№4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | ||
12 | Нарушение осанки и плоскостопие. | ||
13 | Развитие опорно-двигательной системы. Обобщение и систематизация знаний по разделу 2. | ||
14 | Кровь и кровообращение (9 ч) Внутренняя среда организма. Значение крови и еѐ состав. | ||
15 | Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови» | ||
16 | Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. | ||
17 | Сердце. Круги кровообращения.Движение | ||
18 | Движение лимфы. | ||
19 | Движение крови по сосудам. Практическая работа «Определение ЧСС, измерение артериального давления» | ||
20 | Регуляция работы органов кровеносной системы | ||
21 | Лабораторная работа №:6 «Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке» | ||
22 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа (выполняется дома) «Функциональная сердечно сосудистая проба» | ||
23 | Дыхание (5 ч) Значение дыхания. Органы дыхания. | ||
24 | Строение лѐгких. Газообмен в лѐгких и тканях | ||
25 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | ||
26 | Заболевания дыхательной системы | ||
27 | Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Обобщение и систематизация знаний по разделам. |
28 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | ||
29 | Пищеварительная система. (7 ч.) Значение и состав пищи. Органы пищеварения | ||
30 | Зубы | ||
31 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | ||
32 | Пищеварение в кишечнике | ||
33 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | ||
34 | Заболевания органов пищеварения. | ||
35 | Обобщение и систематизация знаний по разделу. | ||
36 | Обмен веществ и энергии. (3 ч) Обменные процессы в организме. | ||
37 | Нормы питания. Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | ||
38 | Витамины. | ||
39 | Мочевыделительная система. (2 ч) Строение и функции почек. | ||
40 | Заболевания мочевыделительной системы. Питьевой режим. | ||
41 | Кожа.(3 ч) Значение кожи и ее строение | ||
42 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | ||
43 | Обобщение и систематизация знаний по разделам | ||
44 | Эндокринная система. (2 ч) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | ||
45 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | ||
46 | Нервная система.(5 ч) Значение, строение и функции нервной системы | ||
47 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция | ||
48 | Спинной мозг. | ||
49 | Головной мозг. | ||
50 | Лабораторная работа.№8 «Изучение строения головного мозга» Контроль знаний по теме «Эндокринная и нервная системы» | ||
51 | Органы чувств. Анализаторы (4 ч) Принцип работы органов чувств и их анализаторов | ||
52 | Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения органа зрения | ||
53 | Орган слуха и равновесия. Их анализаторы | ||
54 | Орган обоняния, осязания и вкуса. | ||
55 | Поведение и психика. (8 ч) Врожденные формы поведения | ||
56 | Приобретенные формы поведения. | ||
57 | Закономерности работы головного мозга. | ||
58 | Биологически е ритмы. Сон и его значение. | ||
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | ||
60 | Воля и эмоции. Внимание. | ||
61 | Работоспособность. Режим дня. | ||
62 | Контроль знаний по теме «Поведение и психика» | ||
63 | Индивидуальное развитие организма (6 ч) Половая система человека. | ||
64 | Заболевания наследственные, врождѐнные, передающиеся половым путѐм | ||
65 | Внутриутробное развитие. Развитие после рождения | ||
66 | Вред наркогенных веществ | ||
67 | Психологические особенности личности. | ||
68 | Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма» | ||
69 70 | Итоговая контрольная работа за 2 полугодие Решение тестовых заданий по пройденным темам |