Рабочая программа по биологии в 11 классе
Пояснительная записка
Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г).
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 - 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы);
Программа 10-11 класса (базовый уровень) разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.
Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10-11 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса используются новые учебные пособия:
11 класс (35 часов в год)
№ | Тема урока | тип урока | Элементы содержания | Д/з | Дата проведения | |||||||||||
план | коррекция | |||||||||||||||
1
| Возникновение и развитие представлений об эволюции живой природы. | изучение нового материала | Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бера. | & 41 | ||||||||||||
2
| Ч.Дарвин и основные положения его теории. Доказательства эволюции. | комбинированный | История создания и основные положения теории Ч.Дарвина | & 42 - 43 | ||||||||||||
3 | Популяционная структура вида Критерии вида | комбинированный | Определение понятия «вид», его критерии. Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. | & 44 | ||||||||||||
4 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. | комбинированный | Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями. | & 45 | ||||||||||||
5 | Естественный отбор – направляющие фактор эволюции. | комбинированный | Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и деструктивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора. | & 46 | ||||||||||||
6 | Формы естественного отбора в популяциях. | Комбинированный | Движущая и стабилизирующая формы отбора. | &47 | ||||||||||||
7
| Дрейф генов – фактор эволюции. | Комбинированный | Случайные колебания частот генов. Популяционные волны. | & 48 | ||||||||||||
8 | Изоляция и видообразование. | комбинированный | Географическая, экологическая изоляции. Биологические механизмы. | & 49 | ||||||||||||
9
| Приспособленность и её относительность. л.р. №1«Выявление приспособленности у организмов» | комбинированный | Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности. | & 50 | ||||||||||||
10
| Видообразование | комбинированный | Механизм видообразований. | & 51 | ||||||||||||
11
| Основные направления эволюции органического мира. л.р.№ 2«Выявление идиоадаптаций у животных и растений» организмов» | комбинированный | Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. | & 52 | ||||||||||||
12
| Развитие представлений о возникновении жизни. | изучение нового материала | Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез. Эксперимент Пастера. | & 53 | ||||||||||||
13
| Современные взгляды на возникновение жизни. | изучение нового материала | Гипотеза А.И.Опарина. Возникновение жизни в наше время. | & 54 | ||||||||||||
14 | Развитие жизни по эрам и периодам | изучение нового материала | Развитие органического мира в Криптозой, ранний и поздний Палеозой. | & 55,56,57 | ||||||||||||
15 | Развитие жизни по эрам и периодам (продолжение). | семинар | Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры. Разнообразие органического мира. | & 58, 59,60 | ||||||||||||
16 | Классификация организмов. | Комбинированный | Две империи природы. Неклеточные и клеточные формы жизни. | & 61 | ||||||||||||
17 | Ближайшие «родственники» человека среди животных. | комбинированный | Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека | & 62 | ||||||||||||
18 | Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. | комбинированный | Парапитеки, дриопитеки, питекантропы. | & 63,64 | ||||||||||||
19 | Появление человека разумного. | И.Н.М. | Неандертальцы, кроманьонцы | & 65 | ||||||||||||
20 | Факторы эволюции человека. | Комбинированный | биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма. Учащиеся должны уметь объяснить особенности антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений. | & 66 | ||||||||||||
21
| Контрольная работа по 1 разделу или семинар. | |||||||||||||||
22 | Предмет экологии. Экологические факторы среды. | изучение нового материала | Предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. Среда обитания, биотические факторы, абиотические и антропогенные факторы, оптимальный и лимитирующий фактор, закон минимума, толерантность. | & 67 | ||||||||||||
23
| Взаимодействие популяций разных видов. | комбинированный | Симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | & 68 | ||||||||||||
24
| Сообщества. Экосистемы. | комбинированный | Функциональные группы организмов в сообществе. | & 69 | ||||||||||||
25
| Поток энергии. Цепи питания. | Комбинированный | Пищевые цепи и сети, экологические пирамиды. | & 70 | ||||||||||||
26
| Свойства экосистем | Обобще-ние, повторение | Экосистема – целостная самовоспроизводящаяся система. | & 71 | ||||||||||||
27
| Смена экосистем. Агроценозы. | изучение нового материала | Саморазвитие и смена экосистемы. Отличие агроценоза от биоценоза. | & 72,73 | ||||||||||||
28
| Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Состав и функции биосферы. | Работа с учебником. | Рыбоводство, лесоводство. Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. | & 74,75 | ||||||||||||
29 | Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Биохимические процессы в биосфере. | изучение нового материала | Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы. | & 76,77 | ||||||||||||
30 | Глобальные экологические проблемы. | комбинированный | Климатические изменения. Нарушение О3.Загрязнения. | & 78 | ||||||||||||
31 | Общество и окружающая среда. | комбинированный | Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. | & 79 | ||||||||||||
32 | Повторение и обобщение материала об экологии и биосфере. | семинар | Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость. Проверка усвоения материала об экологии и биосфере. | |||||||||||||
33 – 35 | Резервное время | Работа с тестами | Подготовка к ЕГЭ | |||||||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка в инстаграм