Кружок "Земляне"

Загрузка ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Принципы образования предусматривают широкое ознакомление школьников с окружающей средой, с ее использованием в хозяйственной деятельности. На уроках полностью удовлетворить растущие запросы детей невозможно, так как уроки ограничены временем и программой.

Человек живёт не только в природной системе, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное антропогенное выражение. Поэтому изучение взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Содержание программы позволяет доступно и как следствие интересно изучать такие дисциплины как: геология, биология, экология, используя регионально – краеведческий подход. Своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной природы и местного хозяйства делают изучение нового более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения; выработка основ экологически целесообразного поведения, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.

Содержание программы позволяет более широко использовать такие формы работы, как, эколого-краеведческие экскурсии, исследовательские работы, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий; а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания.

Для реализации своих творческих потребностей школьники могут участвовать в олимпиадах по предмету, научно-познавательных мероприятиях, заниматься исследовательской работой. Образовательная программа позволяет развивать индивидуальные способности ребенка и формировать творчески активную личность.

Программа рассчитана на школьников увлекающихся биологией, географией и экологией.

 

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.

Возраст школьников 12-15 лет.

Обучение ведется на русском языке.

Срок реализации программы 1 год.

 

Направленность программы:

 

Данная программа направлена на воспитание биологически и экологически грамотного человека, способного использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения в вузах и успешной их реализации в различных сферах деятельности, умение проводить исследования, создавать проекты и их защищать.

 

 

Актуальность программы:

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это поможет способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает хороший эмоциональный уровень. Программа  формирует активную жизненную позицию обучаемых, что предполагает воспитание таких качеств, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают  учащимся богатейший материал, который успешно используется в  конкурсах.  

 

 

Цель кружка:

Привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению природы своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

 

Задача кружка:

--- последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии;

--- развитие навыков исследовательской деятельности;

--- закрепить навыки работы с приборами, натуральными объектами;

--- развивать умения проводить исследования, оформлять исследовательские работы, писать рефераты;

--- развивать логическое мышление, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

--- воспитывать доброе отношение к людям и окружающему миру.

 

Режим занятий:

Расписание занятия составлено согласно требованиям СанПина. Длительность занятия 45 минут.

 

Обеспечение программы.

Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

1) методико – дидактическое обеспечение;

2) пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;

3) фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;

4) набор учебных плакатов по экологии;

5) проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;

6) пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;

7) технические средства обучения: ноутбук, проектор, домашний кинотеатр.

Методологическое обеспечение программы

Занятия обязательно предполагают изучение как теоретического, так и практического материала.

Теоретические сведениясообщаются в виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся должны уметь:

 

 

Тема занятия

Дата проведения

План.

Коррекция

1

Знакомство с предметом и методами работы в экологическом объединении, основные формы работы. Игра- поход «Посвящение в экологи».


 

2

Основные среды жизни.


 

3

Вода – основа жизненных процессов в биосфере.


 

4

Просмотр видеофильма «Дельта Волги».


 

5

Конкурс рисунков«Подводный мир».


 

6

Хранители воды.


 

7

Экологические «законы» Барри Коммонера.


 

8

Решение экологических задач и ситуаций.


 

9

Лес – легкие планеты.


 

10

Просмотр видеофильма «Лесная сказка».


 

11

Выпуск буклета«Берегите лес!».


 

12

Экологическое лото«В мире флоры и фауны».


 

13

Зимний период в жизни животных и растений.


 

14

Красная книга глазами детей.


 

15

Акция«Каждой пичужке по кормушке».


 

16

Классификация охраняемых территорий, их особенности и функции.


 

17

Охраняемые территории и памятники природы Саратовской области.


 

18

Видеоэкскурсияв Саратовский краеведческий музей.


 

19

Операция«Забота».


 

20

Операция«Забота».


 

21

Влияние изменений состояния окружающей среды на здоровье человека.


 

22

Практическая работа«Влияние шума на кровеносное давление и частоту пульса».


 

23

Питание и здоровье людей.Экологическая викторина«Что мы едим?».


 

24

Мониторингпо пригодности товаров повседневного спроса. Чтение штриха.


 

25

Практическое занятие«Вторая жизнь отходов».


 

26

Час Земли.


 

27

Риск-версия«Земля – наш общий дом».


 

28

Практическое занятие«Подготовка почвы к посеву. Посев рассады для цветника».


 

29

Агроценозы.


 

30

Экскурсия«Жизнь луга».


 

31

Акция«Клумба».


 

32

Проект«Весна идет!»


 

33

Туризм и охрана природы.


 

34

День Волги.


 

35

Заключительное занятие (зачет). Туристический поход.