Кружок "Земляне"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Принципы образования предусматривают широкое ознакомление школьников с окружающей средой, с ее использованием в хозяйственной деятельности. На уроках полностью удовлетворить растущие запросы детей невозможно, так как уроки ограничены временем и программой.
Человек живёт не только в природной системе, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное антропогенное выражение. Поэтому изучение взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Содержание программы позволяет доступно и как следствие интересно изучать такие дисциплины как: геология, биология, экология, используя регионально – краеведческий подход. Своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной природы и местного хозяйства делают изучение нового более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения; выработка основ экологически целесообразного поведения, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.
Содержание программы позволяет более широко использовать такие формы работы, как, эколого-краеведческие экскурсии, исследовательские работы, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий; а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания.
Для реализации своих творческих потребностей школьники могут участвовать в олимпиадах по предмету, научно-познавательных мероприятиях, заниматься исследовательской работой. Образовательная программа позволяет развивать индивидуальные способности ребенка и формировать творчески активную личность.
Программа рассчитана на школьников увлекающихся биологией, географией и экологией.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.
Возраст школьников 12-15 лет.
Обучение ведется на русском языке.
Срок реализации программы 1 год.
Направленность программы:
Данная программа направлена на воспитание биологически и экологически грамотного человека, способного использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения в вузах и успешной их реализации в различных сферах деятельности, умение проводить исследования, создавать проекты и их защищать.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это поможет способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает хороший эмоциональный уровень. Программа формирует активную жизненную позицию обучаемых, что предполагает воспитание таких качеств, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется в конкурсах.
Цель кружка:
Привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению природы своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.
Задача кружка:
--- последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии;
--- развитие навыков исследовательской деятельности;
--- закрепить навыки работы с приборами, натуральными объектами;
--- развивать умения проводить исследования, оформлять исследовательские работы, писать рефераты;
--- развивать логическое мышление, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
--- воспитывать доброе отношение к людям и окружающему миру.
Режим занятий:
Расписание занятия составлено согласно требованиям СанПина. Длительность занятия 45 минут.
Обеспечение программы.
Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
1) методико – дидактическое обеспечение;
2) пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
3) фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
4) набор учебных плакатов по экологии;
5) проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
6) пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
7) технические средства обучения: ноутбук, проектор, домашний кинотеатр.
Методологическое обеспечение программы
Занятия обязательно предполагают изучение как теоретического, так и практического материала.
Теоретические сведениясообщаются в виде:
лекций – бесед;
диалога;
просмотра видеофильмов и медиопособий;
сообщений различного рода информации.
Практическая частьсостоит из тестирования, выполнения лабораторных и практических работ, научно-познавательных игр, взаимопроверок, устных ответов, самостоятельных работ на компьютере. В процессе занятий учащиеся работают индивидуально, коллективно и в группах, объединяясь в разноуровневые группы на основе принципа преемственности и сотрудничества.
Формы занятий:
лекции – беседы;
семинары;
викторины;
тестирования;
научно-познавательные игры;
экспресс – опросы;
лабораторные работы;
индивидуальные консультации;
просмотр и обсуждение видеофильмов;
работа с компьютером;
защита проектов;
самостоятельная работа с литературой и тестами;
Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:
коммуникативно-направленная групповая работа;
индивидуально творческая деятельность;
компьютерное тестирование;
выделение и разрешение проблемы;
сбор информации, ее обработка и обсуждение.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
«Мозговые штурмы»
Творческие зачеты;
Защита проектов;
Экскурсии;
Эвристические беседы.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества, учитываются индивидуальные особенности учащихся;
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса учащихся к предмету;
Повышение качества знаний в целом и у каждого учащегося в отдельности;
Умение работать со справочной литературой;
Участие в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах;
Умение пользоваться информацией Интернета;
Умение проводить исследования и оформлять проекты.
Способы их проверки:
Наблюдение активности учащихся на занятиях;
Тестирование;
Диалоги;
Выполнение творческих работ и их анализ;
Выполнение исследовательских проектов и их защита;
Собеседование с учащимися и родителями;
Анкетирование.
Формы подведения итогов реализации программы:
Открытые занятия и мероприятия;
Исследовательские проекты;
Результаты предметных олимпиад;
Сдача выпускных экзаменов.
Дидактический материал:
книги;
тесты;
информационные диски;
карточки;
комплект олимпиадных заданий;
портреты ученых;
рисунки, открытки;
творческие работы учащихся.
Техническое обеспечение занятий:
компьютер;
видеофильмы;
DVD;
CD- диски;
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны знать:
- Важнейшие этапы развития экологии как науки.
- Имена ученых-биологов, внесших наиболее существенный вклад в развитие биологии и экологии.
- Основные свойства и процессы жизни.
- Сущность понятий: жизнь, природа, биология, экология, биоценозы.
- Воздействие человека на окружающую среду и влияние окружающей среды на здоровье людей.
- Характеристику основных биоценозов родного края.
- Редкие и исчезающие виды грибов, растений, животных Саратовской области.
- Наиболее характерные виды растений, грибов и животных Саратовской области, их роль в природе и жизни человека.
- Знать основные правила поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
- Применять простейшие методы эколого-биологических исследований.
- Соблюдать правила техники безопасности при работе с биологическими объектами и приборами и работе в природе.
- Работать с научно-популярной литературой по современным проблемам биологии.
- Обосновывать и проводить простейшие мероприятия по охране окружающей среды.
- Определять наиболее распространенные виды животных и растений с помощью простейших определительных таблиц
Сравнивать организмы различных экологических групп.
- Выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания;
Различать наиболее опасные для человека виды растений, грибов и животных, распространенных в данной местности.
Содержание программы
Вводное занятие. 1ч.
Знакомство с предметом и методами работы в экологическом объединении, основные формы работы. Игра- поход «Посвящение в экологи».
Основы общей экологии. 19 часов.
Теор. часть.Предмет и задачи науки экология, ее связь с другими науками. Царства органического мира. Взаимосвязи организмов между собой и неживой природой. Основные среды жизни. Экология популяций. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Понятие об экологической нише. Способы и формы приспособленности организмов к совместному существованию в определенных экологических условиях. Понятие и биогеоценозах. Структура и характеристика природных сообществ. Растения в биоценозах как создатели органического вещества. Антропогенное воздействие на биосферу и основы рационального природопользования. Окружающая среда и здоровье человека.
Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Круговорот воды в природе. Значение круговорота воды в процессе взаимодействия земных оболочек.Аквариум – модель биогеоценоза. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Водная растительность – пищи и убежище для водных животных. Морские экосистемы. Губительное влияние неправильной эксплуатации промышленных предприятий и химическое загрязнение на жизнь в водоеме.
Меры по охране малых рек и водных бассейнов.
Значение лугов и пастбище в природе и народном хозяйстве. Разнообразие и экологические особенности растительного покрова и животного мира в этих экосистемах. Продуктивность и экологическая пирамида луга и пастбища. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища.
Значение леса в природе, в народном хозяйстве и жизни человека. Лес и кислородный баланс. Видовое разнообразие обитателей леса и их приспособленность к совместном существовании. Влияние хозяйственной деятельности человека на жизнь леса. Фактор беспокойства, вытаптывание и их влияние на биоценоз леса. Меры по охране и воспроизводству леса и его обитателей. Зимняя подкормка птиц и млекопитающих и помощь во время стихийных бедствий. Охрана редких и исчезающих видов растений и животных.
Почва как среда обитания различных групп организмов. Рациональное использование и меры по охране почв. Экосистема поля, пастбища. Продуктивность и экологическая пирамида пастбища, поля. Севообороты. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища.
Практ. часть.Подготовка почвы к посеву. Посев рассады для цветника.Решение экологических задач и ситуаций. Конкурс рисунков. Выпуск экологического буклета.
Экскурсии.Формирование умений устанавливать связи между живыми организмами, между организмами и неживой природой в природных комплексах. Определение экологических ниш различных организмов.
Исслед.Наблюдение за прилетом птиц.
Охрана природы и заповедное дело. 7 часов.
Теор. часть.Значение охраняемых территорий в сохранении и воспроизводстве редких растений, животных и природных комплексов. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» по созданию биосферных заповедников. Классификация охраняемых территорий, их особенности и функции. Важнейшие заповедники мира и России, Саратовской области. Национальные парки как особая форма сохранности природных комплексов. Роль национальных парков в привлечение туристов в познавательных целях. Значение заказников и ферм по разведению животных. Памятники природы, типология охраняемых объектов. Международное сотрудничество по охране природы. Межгосударственные и неправительственные природоохранные организации.
Практ. часть. Акция «Каждой пичужке по кормушке». Операция «Забота». Мастерская кормушек.
Окружающая среда и здоровье. 5 часов
Теор. часть.Влияние изменений состояния окружающей среды на здоровье человека. Влияние химического загрязнения, шума. Биологическое загрязнение и болезни человека. Питание и здоровье людей. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Практ. часть. Влияние шума на кровеносное давление и частоту пульса. Вторая жизнь отходов.
Исслед.Мониторинг по пригодности товаров повседневного спроса. Чтение штриха.
Туризм и охрана природы. 3 часа
Туризм и охрана природы. Значение туризма для пропаганды здорового образа жизни. Туристические маршруты мира и родного края.
Практ. часть. Правила поведения в походе. Организация туристического похода, исследовательской экспедиции. Устройство походного лагеря. Правила пользования огнем в природе, использование и нахождение пищи и воды.
Экскурсии.Туристический поход по своей местности с привалом и приготовление пищи на костре.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
План. | Коррекция | ||
1 | Знакомство с предметом и методами работы в экологическом объединении, основные формы работы. Игра- поход «Посвящение в экологи». |
| |
2 | Основные среды жизни. |
| |
3 | Вода – основа жизненных процессов в биосфере. |
| |
4 | Просмотр видеофильма «Дельта Волги». |
| |
5 | Конкурс рисунков«Подводный мир». |
| |
6 | Хранители воды. |
| |
7 | Экологические «законы» Барри Коммонера. |
| |
8 | Решение экологических задач и ситуаций. |
| |
9 | Лес – легкие планеты. |
| |
10 | Просмотр видеофильма «Лесная сказка». |
| |
11 | Выпуск буклета«Берегите лес!». |
| |
12 | Экологическое лото«В мире флоры и фауны». |
| |
13 | Зимний период в жизни животных и растений. |
| |
14 | Красная книга глазами детей. |
| |
15 | Акция«Каждой пичужке по кормушке». |
| |
16 | Классификация охраняемых территорий, их особенности и функции. |
| |
17 | Охраняемые территории и памятники природы Саратовской области. |
| |
18 | Видеоэкскурсияв Саратовский краеведческий музей. |
| |
19 | Операция«Забота». |
| |
20 | Операция«Забота». |
| |
21 | Влияние изменений состояния окружающей среды на здоровье человека. |
| |
22 | Практическая работа«Влияние шума на кровеносное давление и частоту пульса». |
| |
23 | Питание и здоровье людей.Экологическая викторина«Что мы едим?». |
| |
24 | Мониторингпо пригодности товаров повседневного спроса. Чтение штриха. |
| |
25 | Практическое занятие«Вторая жизнь отходов». |
| |
26 | Час Земли. |
| |
27 | Риск-версия«Земля – наш общий дом». |
| |
28 | Практическое занятие«Подготовка почвы к посеву. Посев рассады для цветника». |
| |
29 | Агроценозы. |
| |
30 | Экскурсия«Жизнь луга». |
| |
31 | Акция«Клумба». |
| |
32 | Проект«Весна идет!» |
| |
33 | Туризм и охрана природы. |
| |
34 | День Волги. |
| |
35 | Заключительное занятие (зачет). Туристический поход. |
|
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка подписчиков