Меню

Кружок "Земляне"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Принципы образования предусматривают широкое ознакомление школьников с окружающей средой, с ее использованием в хозяйственной деятельности. На уроках полностью удовлетворить растущие запросы детей невозможно, так как уроки ограничены временем и программой.

Человек живёт не только в природной системе, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное антропогенное выражение. Поэтому изучение взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Содержание программы позволяет доступно и как следствие интересно изучать такие дисциплины как: геология, биология, экология, используя регионально – краеведческий подход. Своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной природы и местного хозяйства делают изучение нового более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения; выработка основ экологически целесообразного поведения, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.

Содержание программы позволяет более широко использовать такие формы работы, как, эколого-краеведческие экскурсии, исследовательские работы, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий; а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания.

Для реализации своих творческих потребностей школьники могут участвовать в олимпиадах по предмету, научно-познавательных мероприятиях, заниматься исследовательской работой. Образовательная программа позволяет развивать индивидуальные способности ребенка и формировать творчески активную личность.

Программа рассчитана на школьников увлекающихся биологией, географией и экологией.

 

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.

Возраст школьников 12-15 лет.

Обучение ведется на русском языке.

Срок реализации программы 1 год.

 

Направленность программы:

 

Данная программа направлена на воспитание биологически и экологически грамотного человека, способного использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения в вузах и успешной их реализации в различных сферах деятельности, умение проводить исследования, создавать проекты и их защищать.

 

 

Актуальность программы:

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это поможет способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает хороший эмоциональный уровень. Программа  формирует активную жизненную позицию обучаемых, что предполагает воспитание таких качеств, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают  учащимся богатейший материал, который успешно используется в  конкурсах.  

 

 

Цель кружка:

Привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению природы своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

 

Задача кружка:

--- последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии;

--- развитие навыков исследовательской деятельности;

--- закрепить навыки работы с приборами, натуральными объектами;

--- развивать умения проводить исследования, оформлять исследовательские работы, писать рефераты;

--- развивать логическое мышление, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

--- воспитывать доброе отношение к людям и окружающему миру.

 

Режим занятий:

Расписание занятия составлено согласно требованиям СанПина. Длительность занятия 45 минут.

 

Обеспечение программы.

Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

1) методико – дидактическое обеспечение;

2) пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;

3) фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;

4) набор учебных плакатов по экологии;

5) проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;

6) пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;

7) технические средства обучения: ноутбук, проектор, домашний кинотеатр.

Методологическое обеспечение программы

Занятия обязательно предполагают изучение как теоретического, так и практического материала.

Теоретические сведениясообщаются в виде:

  • лекций – бесед;

  • диалога;

  • просмотра видеофильмов и медиопособий;

  • сообщений различного рода информации.

    Практическая частьсостоит из тестирования, выполнения лабораторных           и практических работ, научно-познавательных игр, взаимопроверок, устных ответов, самостоятельных работ на компьютере. В процессе занятий                                                       учащиеся работают индивидуально, коллективно и в группах, объединяясь в разноуровневые группы на основе принципа  преемственности и сотрудничества.

    Формы занятий:

  • лекции – беседы;

  • семинары;

  • викторины;

  •  тестирования;

  • научно-познавательные игры;

  • экспресс – опросы;

  • лабораторные работы;

  •  индивидуальные консультации;

  •  просмотр и обсуждение видеофильмов;

  •  работа с компьютером;

  •  защита проектов;

  •  самостоятельная работа с литературой и тестами; 

    Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:

  • коммуникативно-направленная групповая работа;

  • индивидуально творческая деятельность;

  • компьютерное тестирование;

  • выделение и разрешение проблемы;

  • сбор информации, ее обработка  и обсуждение.

     

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  •  «Мозговые штурмы»

  • Творческие зачеты;

  • Защита проектов;

  • Экскурсии;

  • Эвристические беседы.

    Обучение учащихся строится на основе сотрудничества, учитываются индивидуальные особенности учащихся;

                                                                                                                               

    Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса учащихся к предмету;

  • Повышение качества знаний в целом и у каждого учащегося в отдельности;

  • Умение работать со справочной литературой;

  • Участие в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах;

  • Умение пользоваться информацией Интернета;

  • Умение проводить исследования и оформлять проекты.

    Способы их проверки:

  • Наблюдение активности учащихся на занятиях;

  • Тестирование;

  • Диалоги;

  • Выполнение творческих работ и их анализ;

  • Выполнение исследовательских проектов и их защита;

  • Собеседование с учащимися и родителями;

  • Анкетирование.

     

    Формы подведения итогов реализации программы:

  • Открытые занятия и мероприятия;

  • Исследовательские проекты;

  • Результаты предметных олимпиад;

  • Сдача выпускных экзаменов.

     

    Дидактический материал:

  • книги;

  • тесты;

  • информационные диски;

  • карточки;

  • комплект олимпиадных заданий;

  • портреты ученых;

  • рисунки, открытки;

  • творческие работы учащихся.

     

    Техническое обеспечение занятий:

  • компьютер;

  • видеофильмы;

  • DVD;

  • CD- диски;                                           

     

      ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

     

    Учащиеся должны знать:

     

     

  • Важнейшие этапы развития экологии как науки.
  • Имена ученых-биологов, внесших наиболее существенный вклад в развитие биологии и экологии.
  • Основные свойства и процессы жизни.
  • Сущность понятий: жизнь, природа, биология, экология, биоценозы.
  • Воздействие человека на окружающую среду и влияние окружающей среды на здоровье людей.
  • Характеристику основных биоценозов родного края.
  • Редкие и исчезающие виды грибов, растений, животных Саратовской области.
  • Наиболее характерные виды растений, грибов и животных Саратовской области, их роль в природе и жизни человека.
  • Знать основные правила поведения человека в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся должны уметь:

 

 

  • Применять простейшие методы эколого-биологических исследований.
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе с биологическими объектами и приборами и работе в природе.
  • Работать с научно-популярной литературой по современным проблемам биологии.
  • Обосновывать и проводить простейшие мероприятия по охране окружающей среды. 
  • Определять наиболее распространенные виды животных и растений с помощью простейших определительных таблиц
  • Сравнивать организмы различных экологических групп.

  • Выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания;
  • Различать наиболее опасные для человека виды растений, грибов и животных, распространенных в данной местности.  

     

    Содержание программы

     

    Вводное занятие. 1ч.

    Знакомство с предметом и методами работы в экологическом объединении, основные формы работы. Игра- поход «Посвящение в экологи».

    Основы общей экологии. 19 часов.

    Теор. часть.Предмет и задачи науки экология, ее связь с другими науками. Царства органического мира. Взаимосвязи организмов между собой и неживой природой. Основные среды жизни. Экология популяций. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Понятие об экологической нише. Способы и формы приспособленности организмов к совместному существованию в определенных экологических условиях. Понятие и биогеоценозах. Структура и характеристика природных сообществ. Растения в биоценозах как создатели органического вещества. Антропогенное воздействие на биосферу и основы рационального природопользования. Окружающая среда и здоровье человека.

    Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Круговорот воды в природе. Значение круговорота воды в процессе взаимодействия земных оболочек.Аквариум – модель биогеоценоза. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Водная растительность – пищи и убежище для водных животных. Морские экосистемы. Губительное влияние неправильной эксплуатации промышленных предприятий и химическое загрязнение на жизнь в водоеме.

    Меры по охране малых рек и водных бассейнов.

    Значение лугов и пастбище в природе и народном хозяйстве. Разнообразие и экологические особенности растительного покрова и животного мира в этих экосистемах. Продуктивность и экологическая пирамида луга и пастбища. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища.

    Значение леса в природе, в народном хозяйстве и жизни человека. Лес и кислородный баланс. Видовое разнообразие обитателей леса и их приспособленность к совместном существовании. Влияние хозяйственной деятельности человека на жизнь леса. Фактор беспокойства, вытаптывание и их влияние на биоценоз леса. Меры по охране и воспроизводству леса и его обитателей. Зимняя подкормка птиц и млекопитающих и помощь во время стихийных бедствий. Охрана редких и исчезающих видов растений и животных.

    Почва как среда обитания различных групп организмов. Рациональное использование и меры по охране почв. Экосистема поля, пастбища. Продуктивность и экологическая пирамида пастбища, поля. Севообороты. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища.

     

     Практ. часть.Подготовка почвы к посеву. Посев рассады для цветника.Решение экологических задач и ситуаций. Конкурс рисунков. Выпуск экологического буклета.

    Экскурсии.Формирование умений устанавливать связи между живыми организмами, между организмами и неживой природой в природных комплексах. Определение экологических ниш различных организмов.

    Исслед.Наблюдение за прилетом птиц.

     

    Охрана природы и заповедное дело. 7 часов.

    Теор. часть.Значение охраняемых территорий в сохранении и воспроизводстве редких растений, животных и природных комплексов. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» по созданию биосферных заповедников. Классификация охраняемых территорий, их особенности и функции. Важнейшие заповедники мира и России, Саратовской области. Национальные парки как особая форма сохранности природных комплексов. Роль национальных парков в привлечение туристов в познавательных целях. Значение заказников и ферм по разведению животных. Памятники природы, типология охраняемых объектов. Международное сотрудничество по охране природы. Межгосударственные и неправительственные природоохранные организации.

    Практ. часть.  Акция «Каждой пичужке по кормушке». Операция «Забота». Мастерская кормушек.

     

    Окружающая среда и здоровье. 5 часов

     

    Теор. часть.Влияние изменений состояния окружающей среды на здоровье человека. Влияние химического загрязнения, шума. Биологическое загрязнение  и болезни человека. Питание и здоровье людей. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

     

    Практ. часть. Влияние шума на кровеносное давление и частоту пульса. Вторая жизнь отходов.

    Исслед.Мониторинг по пригодности товаров повседневного спроса. Чтение штриха.

     

     

    Туризм и охрана природы. 3 часа

     

    Туризм и охрана природы. Значение туризма для пропаганды здорового образа жизни. Туристические маршруты мира и родного края.

    Практ. часть. Правила поведения в походе. Организация туристического похода, исследовательской экспедиции. Устройство походного лагеря. Правила пользования огнем в природе, использование и нахождение пищи и воды.

    Экскурсии.Туристический поход по своей местности с привалом и приготовление пищи на костре.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тематическое планирование

     

Тема занятия

Дата проведения

План.

Коррекция

1

Знакомство с предметом и методами работы в экологическом объединении, основные формы работы. Игра- поход «Посвящение в экологи».


 

2

Основные среды жизни.


 

3

Вода – основа жизненных процессов в биосфере.


 

4

Просмотр видеофильма «Дельта Волги».


 

5

Конкурс рисунков«Подводный мир».


 

6

Хранители воды.


 

7

Экологические «законы» Барри Коммонера.


 

8

Решение экологических задач и ситуаций.


 

9

Лес – легкие планеты.


 

10

Просмотр видеофильма «Лесная сказка».


 

11

Выпуск буклета«Берегите лес!».


 

12

Экологическое лото«В мире флоры и фауны».


 

13

Зимний период в жизни животных и растений.


 

14

Красная книга глазами детей.


 

15

Акция«Каждой пичужке по кормушке».


 

16

Классификация охраняемых территорий, их особенности и функции.


 

17

Охраняемые территории и памятники природы Саратовской области.


 

18

Видеоэкскурсияв Саратовский краеведческий музей.


 

19

Операция«Забота».


 

20

Операция«Забота».


 

21

Влияние изменений состояния окружающей среды на здоровье человека.


 

22

Практическая работа«Влияние шума на кровеносное давление и частоту пульса».


 

23

Питание и здоровье людей.Экологическая викторина«Что мы едим?».


 

24

Мониторингпо пригодности товаров повседневного спроса. Чтение штриха.


 

25

Практическое занятие«Вторая жизнь отходов».


 

26

Час Земли.


 

27

Риск-версия«Земля – наш общий дом».


 

28

Практическое занятие«Подготовка почвы к посеву. Посев рассады для цветника».


 

29

Агроценозы.


 

30

Экскурсия«Жизнь луга».


 

31

Акция«Клумба».


 

32

Проект«Весна идет!»


 

33

Туризм и охрана природы.


 

34

День Волги.


 

35

Заключительное занятие (зачет). Туристический поход.