Меню

Кружок "Занимательная грамматика"

                                           

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Занимательная грамматика» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.
В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками  речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Кружок «занимательный русский язык» предназначен для учащихся 8 классов Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю).
Продолжительность одного занятия-40 мин.Программа кружка опирается на  те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.
          Программа кружка включает в себя углубленные  вопросы по  разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка.                    Занятия по фразеологии вызваны необходим  остью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
          Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.                                                                              
               Требования к уровню подготовки обучающихся                                                                                        В результате изучения русского языка  ученик должен
Знать/понимать                                                                                                                                                                                                                                                                                                    функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
Говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Цель :
   Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
   воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;
   выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
   расширить представление о русском языке, его возможностях;
   обучить речевому этикету;
   помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
   обогатить словарный запас;
   подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
          Задачи :
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Методы и формы работы
 - беседы;
 - творческие задания;
 - тесты;
 -исследования;
- конкурсы;
- семинары
- проекты
- практические работы;
- игры;
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая;практическая.
Основные методы и технологии.
технология дифференцированного обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
 Описание места курса в учебном плане
Программа на 34 часа .Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут .
 Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы
 Календарно-тематическое планирование

                             Тема
Кол-во часов
         Дата
 План
Корр.
1
Повторение пройденного. «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы.
1


2
 Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.
1


3
 Изменение смысла слова с изменением звука.
1


4
 Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши
1


5
Кроссворды, ребусы, чайнворды
1


6
  Рождение  слова
1


7
Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях
1


8
Слова и вещи.
1


9
 Словари омонимов
1


10
Омонимы,омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе
1


11
Пути возникновения синонимов
1


12
Идеографические синонимы
1


13
Контекстуальные синонимы.
1


14
Стилистические синонимы
1


15
Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки.

 1


16
«Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему»
1


17
Этимология слово и «морфологическое чутьё».
1


18
Этимологические родственники.                  
1


19
Полногласные и неполногласные сочетания.
1


20
словообразовательные цепочки
1


21
Словообразовательное «древо».
1


22
«Странные» корни».
1


23
 Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова
1


24
В мире суффиксов
1


25
Кто больше знает существительных общего рода.
1


26
Формы прилагательных
1


27
Переход прилагательных в существительные.
1


28
«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных
1


29
Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО-
1


30
Роль наречий в тексте.
1


31
Наречие в роли главных членов предложения.
1


32
Члены предложения, выраженные словосочетаниями.
1


33
Синтаксическая разница между парами словосочетаний

 1


34
Итоговое занятие «Самый умный»


















Ожидаемые результаты :                                                                                                    
1.Расширятся знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
 2. Учащиеся подготовятся к тестированию
 3. учащиеся овладеют навыком  работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской и проектной деятельности.


Литература  для учителя
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
 2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
 3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
 4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
 Интернет-ресурсы
Литература для учащихся
  1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
  2. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  1. Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
  2. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
  3. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
  4. Интернет-ресурсы