Меню

Кружок "Синяя птица"

Пояснительная записка

Программа “Синяя птица” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся 2 - 8 классов  и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли.

Программа кружка рассчитана на 35 часов в год, 1 час  в неделю.

Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество - 13 человек.

Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

  • эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

  • развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

  • обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

    Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.

    Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.

     

    Требования к уровню подготовки

    учащиеся должны ЗНАТЬ:

    1) разные приёмы рисования;

    2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;

    3) понятие “стилизация”, “пуантилизм”;

    4) нетрадиционные техники рисования;

    5) воздушную и линейную перспективу.

    УМЕТЬ:

    1) работать в различной технике рисования;

    2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

    3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

    4) творчески подходить к выполнению работы.

    Содержание программы

    1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.)ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

    2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (1ч.)

    ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

    ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

    3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (1ч.).

    ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

    ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

    Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

    4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(1ч.)

    ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

    ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

    5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (1ч.).

    ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

    ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

    Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

    Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

    6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (1ч.).

    ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

    ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

    7. Использование карандашей в рисовании цветов (1ч.).

    ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

    ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

    8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (1ч.).

    ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

    ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

    9. Рисование по - сырому. Пейзаж (2ч.).

    ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

    10. Многослойная живопись на тему “Африка” (2ч.).

    ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

    ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

    11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).

    ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

    ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

    Средство выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

    12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).

    ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

    Средство выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

    13. Техника рисования “Свеча + акварель” (1ч.).

    ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

    14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).

    ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

    Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    15. Техника рисования “Пуантилизм” (2ч.)

    ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”

    ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”

    16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (3ч.).

    ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

    ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

    17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (2ч.).

    ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

    ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

    18. “Подводное царство” - рисование рыбок. (2ч.)

    ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

    ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

    19. Морской пейзаж (2ч.)

    ПРАКТИКА: Рисование пейзажа выбранной техникой рисования.

    20.Многослойная живопись на тему: “Морская сказка” (1ч.)

    ТЕОРИЯ: Многослойная живопись.

    ПРАКТИКА: Рисование морской сказки.

    21. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.(1ч.)

    ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

    Средства выразительности: фактура, объём.

    Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

    22. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов. (1ч.)

    ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

    ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

    23. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.(1ч.)

    ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

    ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

    24.Техника ала-прима. Натюрморт.(1ч.)

    ТЕОРИЯ: Техника ала-прима.

    ПРАКТИКА: Рисование натюрморта в технике ала-прима.

    25.Живопись на картоне, камне.(1ч.)

    ТЕОРИЯ: техника росписи на камне.

    ПРАКТИКА: Роспись на картоне, камне.

    26. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка. (1ч.)

    ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

    27. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка. (1ч.)

    ПРАКТИКА: Организация выставки работ.



    Учебно-тематический план


    №п/п

    Тема

    Дата



    План

    Факт


    1

    Вводное занятие “Как стать художником?

     

     

     

    2

    “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.

     

     

     

    3

    “Город мастеров” - работа в технике граттаж.

     

     

     

    4

    “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

     

     

     

    5

    “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования.

     

     

     

    6

    Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

     

     

     

    7

    Использование карандашей в рисовании цветов.

     

     

     

    8

    Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

     

     

     

    9-10

    Рисование по - сырому. Пейзаж.

     

     

     

    11-12

    Многослойная живопись на тему: “Африка”.

     

     

     

    13

    Кляксография обычная. Рисование природы.

     

     

     

    14

    Кляксография трубочкой.

     

     

     

    15

    Техника рисования “Свеча + акварель”.

     

     

     

    16

    Рисование пальчиками (творческая работа).

     

     

     

    17-18

    Техника рисования “Пуантилизм”

     

     

     

    19-21

    Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

     

     

     

    22-23

    Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

     

     

     

    24-25

     Рисование на тему “Подводное царство”

     

     

     

    26-27

    Морской пейзаж.

     

     

     

    28

    Многослойная живопись на тему: “Морская сказка”

     

     

     

    29

    Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

     

     

     

    30

    Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов

     

     

     

    31

    Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

     

     

     

    32

    Техника ала-прима. Натюрморт.

     

     

     

    33

    Живопись на картоне, камне.

     

     

     

    34

    “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

     

     

     

    35

    Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.

     

     

     


     

     


 

Литература

1.     Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007

2.     Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

3.     А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

4.     Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

5.     Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

6.     В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010

7.     С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

8.     Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007

9.     А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

10. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009