Меню

Кружок "Лира"

Пояснительная записка

Программа вокального кружка «Лира» направлена на развитие у подростков вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Цель:

  • формирование эстетической культуры обучающихся;
  • развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
  • становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
  • создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления обучающихся посредством вовлечения их в певческую деятельность

Задачи:

Образовательные:постановка голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.

Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

Развивающие:развитие музыкальных способностей обучающихся в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • сольной и ансамблевое пение,
  • слушание различных интерпретаций исполнения,
  • пластическое интонирование,
  • добавление элементов импровизации,
  • движения под музыку,
  • элементы театрализации.  

 Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Актуальность программы

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребят развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, обучающиеся учатся взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

В формировании вокальной культуры обучающихся особую роль играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю.

Воспитание эстетического вкуса, музыкально-художественной культуры учащихся – важнейшая задача системы дополнительного образования детей. Хоровое пение, как форма приобщения подростков к музыке, играет большую роль в воспитании музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю  с учащимися среднего звена. Всего в году 34 занятия. Состав участников в кружке - 10 человек.

Основное содержание программы

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

Работа над певческой установкой и дыханием.Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

Музыкальный звук.Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.

Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных.

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Формирование сценической культуры.Работа с фонограммой.Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Репертуар для детей подбирается  согласно их певческим и возрастным возможностям. На занятиях учимся работать с микрофоном, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

              Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД  нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.           

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД  ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Учебно-воспитательная работа

 (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школы, города. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки - качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.  

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

создание дружного коллектива;

взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Формы организации вокальной деятельности:

музыкальные занятия;

репетиции;

концерты.

Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

  • подготовку голосового аппарата;
  • развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.

Используемые методы и приемы обучения:

наглядно – слуховой (аудиозаписи)

словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

практический (показ приемов исполнения, импровизация)

частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный   ответ)

методические ошибки

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение.
  • Контроль.
  • Самоконтроль.
  • Оценка.
  • Самооценка.
  • Одобрение словом

Методы поощрения:

  • Благодарность.
  • Благодарственное письмо родителям.
  • Устное одобрение.

Коррекционные методы:

  • Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов.
  • Работа над дикцией, ударением.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

формирование эстетических потребностей, ценностей;

развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

развитие потребностей опыта творческой деятельности;

бережное заинтересованное отношение к культурным традициям своей школы, города, страны.

Предметные результаты

Обучающийся должен

знать:

средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,     мелодию, ритм;

знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

знать и применять правила сценической культуры.

уметь:

чисто петь выученные песни, знать их названия и авторов;

понимать дирижерские жесты;

петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

соблюдать при пении певческую установку;

использовать в пении приобретенные певческие навыки;

слитно произносить песенный текст.

Метапредметные результаты

овладение способами решения поискового и творческого характера;

культурно – познавательная и социально – эстетическая компетентности;

приобретение опыта в вокально–творческой деятельности.

Способы отслеживания результатов

освоения образовательной программы.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.






Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Дата


I - полугодие




1.

Как влияет музыка на жизнь человека. Проверка слуха. Диапазон.

1

1


2.

Беседа о правильной постановке голоса

1

1


3.

Подбор репертуара.

1

1


4.

Звукообразование

1

1


5.

Репетиция к Дню Учителя. Работа с фонограммой

1

1


6.

 Концерт на День Учителя

1

1


7.

Подготовка к районному конкурсу "Зажги свою звезду"

1

1


8.

Репетиция к конкурсу

1

1


9.

Формирование сценической культуры.

1

1


10.

Разучивание песен ко Дню Матери

1

1


11.

Вокально-хоровая работа.

1

1


12.

Музыкально – исполнительская работа.
Работа над мимикой и жестами.

1

1


13.

Жизнь и творчество Г.Свиридов

1

1


14.

Комплексное занятие "Музыкальный портрет России"

1

1


15.

Звучат наши любимые произведения.

1

1


16.

Унисон. Работа над точным звучанием.

1

1


17.

Беседа-концерт "О традиции празднования Нового года в разных странах"

1

1



II- полугодие




18.

Современная эстрадная музыка . Прослушивание детских эстрадных коллективов

1

1


19.

Звучит нестареющий Моцар

1

1


20.

Дирижерские жесты.

1

1


21.

Разучивание песен ко Дню защитника отечества.

1

1


22.

Беседа о праздновании Масленицы на Руси.

1

1


23.

Творческое занятие «Сочини песню»

1

1


24.

Краски весны в музыке, живописи, поэзии

1

1


25.

Основы музыкальной грамоты

1

1


26.

Музыкальная игра"Угадай мелодию"

1

1


27.

Беседа о творчестве современных композиторов.

1

1


28.

Тематический вечер "Мир Прокофьев

1

1


29.

Проектная деятельность "Любимые песни моей семьи"
1

1


30.

Музыкальная викторина "Музыка моей Родины"

1

1


31.

Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией

1

1


32.

Подготовка к Последнему звонку. Репетиция

1

1


33.

Выступление на Последнем звонке

1

1


34.

Концертное выступление на торжественном чествовании "Лучший ученик года"

1

1


Итого:

34

34