Кружок "Лира"
Пояснительная записка
Программа вокального кружка «Лира» направлена на развитие у подростков вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель:
- формирование эстетической культуры обучающихся;
- развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
- становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
- создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления обучающихся посредством вовлечения их в певческую деятельность
Задачи:
Образовательные:постановка голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
Развивающие:развитие музыкальных способностей обучающихся в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольной и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Актуальность программы
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребят развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, обучающиеся учатся взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
В формировании вокальной культуры обучающихся особую роль играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю.
Воспитание эстетического вкуса, музыкально-художественной культуры учащихся – важнейшая задача системы дополнительного образования детей. Хоровое пение, как форма приобщения подростков к музыке, играет большую роль в воспитании музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю с учащимися среднего звена. Всего в году 34 занятия. Состав участников в кружке - 10 человек.
Основное содержание программы
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием.Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
Музыкальный звук.Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры.Работа с фонограммой.Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Репертуар для детей подбирается согласно их певческим и возрастным возможностям. На занятиях учимся работать с микрофоном, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Учебно-воспитательная работа
(концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школы, города. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки - качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
создание дружного коллектива;
взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Формы организации вокальной деятельности:
музыкальные занятия;
репетиции;
концерты.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
- подготовку голосового аппарата;
- развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.
Используемые методы и приемы обучения:
наглядно – слуховой (аудиозаписи)
словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
практический (показ приемов исполнения, импровизация)
частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
методические ошибки
Методы стимулирования познания и деятельности:
- Поощрение.
- Контроль.
- Самоконтроль.
- Оценка.
- Самооценка.
- Одобрение словом
Методы поощрения:
- Благодарность.
- Благодарственное письмо родителям.
- Устное одобрение.
Коррекционные методы:
- Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов.
- Работа над дикцией, ударением.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям своей школы, города, страны.
Предметные результаты
Обучающийся должен
знать:
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
знать и применять правила сценической культуры.
уметь:
чисто петь выученные песни, знать их названия и авторов;
понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку;
использовать в пении приобретенные певческие навыки;
слитно произносить песенный текст.
Метапредметные результаты
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно – познавательная и социально – эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально–творческой деятельности.
Способы отслеживания результатов
освоения образовательной программы.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Календарно-тематическое планирование | ||||
№ п/п | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов | Дата |
I - полугодие | ||||
1. | Как влияет музыка на жизнь человека. Проверка слуха. Диапазон. | 1 | 1 | |
2. | Беседа о правильной постановке голоса | 1 | 1 | |
3. | Подбор репертуара. | 1 | 1 | |
4. | Звукообразование | 1 | 1 | |
5. | Репетиция к Дню Учителя. Работа с фонограммой | 1 | 1 | |
6. | Концерт на День Учителя | 1 | 1 | |
7. | Подготовка к районному конкурсу "Зажги свою звезду" | 1 | 1 | |
8. | Репетиция к конкурсу | 1 | 1 | |
9. | Формирование сценической культуры. | 1 | 1 | |
10. | Разучивание песен ко Дню Матери | 1 | 1 | |
11. | Вокально-хоровая работа. | 1 | 1 | |
12. | Музыкально – исполнительская работа. Работа над мимикой и жестами. | 1 | 1 | |
13. | Жизнь и творчество Г.Свиридов | 1 | 1 | |
14. | Комплексное занятие "Музыкальный портрет России" | 1 | 1 | |
15. | Звучат наши любимые произведения. | 1 | 1 | |
16. | Унисон. Работа над точным звучанием. | 1 | 1 | |
17. | Беседа-концерт "О традиции празднования Нового года в разных странах" | 1 | 1 | |
II- полугодие | ||||
18. | Современная эстрадная музыка . Прослушивание детских эстрадных коллективов | 1 | 1 | |
19. | Звучит нестареющий Моцар | 1 | 1 | |
20. | Дирижерские жесты. | 1 | 1 | |
21. | Разучивание песен ко Дню защитника отечества. | 1 | 1 | |
22. | Беседа о праздновании Масленицы на Руси. | 1 | 1 | |
23. | Творческое занятие «Сочини песню» | 1 | 1 | |
24. | Краски весны в музыке, живописи, поэзии | 1 | 1 | |
25. | Основы музыкальной грамоты | 1 | 1 | |
26. | Музыкальная игра"Угадай мелодию" | 1 | 1 | |
27. | Беседа о творчестве современных композиторов. | 1 | 1 | |
28. | Тематический вечер "Мир Прокофьев | 1 | 1 | |
29. | Проектная деятельность "Любимые песни моей семьи" | 1 | 1 | |
30. | Музыкальная викторина "Музыка моей Родины" | 1 | 1 | |
31. | Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией | 1 | 1 | |
32. | Подготовка к Последнему звонку. Репетиция | 1 | 1 | |
33. | Выступление на Последнем звонке | 1 | 1 | |
34. | Концертное выступление на торжественном чествовании "Лучший ученик года" | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 34 |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - вк накрутка