Кружок "Юный художник"
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского.
Программа предназначена для детей в возрасте от 7-8 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.
Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи преподавания изобразительного искусства :
• формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
• формирование художественно-творческой активности школьников;
• овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснятьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) ;
· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
· учиться готовить рабочее место и выполнятьпрактическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
· перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
· слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях:эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знатьособенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Содержание программы
Чем и как работают художники (8 часов).
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство(9 часов).
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении; мужской образ всюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение характера человека в изображении; женский образсюжете сказки.Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер, выраженный в объеме.Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека через украшение.Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).Выражение намерений через украшение.Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство (9часов ).
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата | |
план | коррекция | ||
Чем и как работают художники?(8 часов). | |||
1 | Гуашь. Цветочная поляна | 1.09 | |
2 | Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия | 8.09 | |
3 | Восковые мелки. Букет осени. | 15.09 | |
4 | Восковые мелки. Букет осени | 22.09 | |
5 | Аппликация из осенних листьев | 29.09 | |
6 | Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа) | 6.10 | |
7-8 | Графические материалы. Волшебный цветок. | 13.10 20.10 | |
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов). | |||
9 | Изображение и реальность. Птицы родного края | 27.10 | |
10 | Изображение и фантазия. | 10.11 | |
11 | Изображение и фантазия. Сказочная птица | 17.11 | |
12 | Украшение и реальность. Паутинка | 24.11 | |
13 | Украшение и фантазия. Кружева | 1.12 | |
14 | Постройка и реальность. Мой дом | 8.12 | |
15 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) | 15.12 | |
16 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (продолжение работы) | 22.12 | |
О чем говорит искусство? ( 9 часов). | |||
17 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море. | 12.01 | |
18 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. | 19.01 | |
19 | Образ человека и его характер (женский образ) | 26.01 | |
20 | Образ человека и его характер (в объеме, женский образ) | 9.02 | |
21 | Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) | 16.02 | |
22 | Выражение характера человека через украшение | 23.02 | |
23 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор | 2.03 | |
24 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор (сказочный флот) | 9.03 | |
25 | Обобщение темы. Космическое путешествие | 16.03 | |
Как говорит искусство?(9 часов). | |||
26 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета | 23.03 | |
27 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Смешивание с черным, белым, серым цветами. | 6.04 | |
28 | Цвет как средство выражения. Автопортрет в теплых тонах. | 13.04 | |
29 | Цвет как средство выражения. Автопортрет в холодных тонах. | 20.04 | |
30 | Цвет как средство выражения. Портрет друга. | 27.04 | |
31 | Линия как средство выражения. Изображение ветки. | 4.05 | |
32-33 | Цвет, ритм, композиция — средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) | 11.05 18.05 | |
34 | Итоговый урок года. | 25.05 |
Список учащихся
- Абдужабарова Юлия
- Виноградов Яков
- Долгов Данила
- Королева Александра
- Юртаев Андрей
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - вк накрутка