конспект Я - голос ваш
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой, выявление черт ее поэтической индивидуальности.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.А.Ахматовой; показать, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; развиватьспособность анализировать, умение делать выводы
Воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, чувство патриотизма; показать пример гражданского мужества, гражданской позиции А. А. Ахматовой.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-обозрение
Оборудование: презентация к уроку, аудиозаписи , портрет, раздаточный материал.
Подготовительный этап: деление учащихся на группы, индивидуальные задания.
Словарь урока: акмеизм, лирическая героиня, художественная деталь, инвектива.
Эпиграф:
Я – ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ,
Я – ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА.
НАПРАСНЫХ КРЫЛ НАПРАСНЫ ТРЕПЕТАНЬЯ, –
ВЕДЬ ВСЕ РАВНО Я С ВАМИ ДО КОНЦА.
«Многим», 1922
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1.
- Тема, эпиграф. Обратим внимание, что «ваш», «вашего» написано со строчной буквы, это обращение не к одному лицу, а ко всем, или, во всяком случае, ко многим.
-Не правда ли, смелое заявление? Получается, что поэтесса берет на себя право говорить от нашего имени.
- А может быть, Анна Андреевна Ахматова имела на это право: называть себя народным поэтом?
- Чтобы ответить на эти вопросы, перелистаем страницы жизни и творчества поэта Анны Андреевны Ахматовой.
2. Изучение нового материала. Просмотр презентации, сопровождаемый рассказом учителя и выступлениями учащихся.
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
2-3 |
1889 11 (23) июня - у
инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и его жены Инны
Эразмовны (в девичестве Стоговой) родилась дочь Анна. Место рождения - дачное
предместье Одессы. |
Запись, просмотр презентации |
4-5-6 |
«Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое
стихотворение написала, когда мне было 11 лет». 1900 - Анна Горенко
поступает в царскосельскую Мариинскую гимназию. |
Вспомните, с каким именем в литературе связано Царское Село, Лицей. |
7 |
Лето семья Горенко проводила в Севастополе. «Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили.» |
просмотр презентации |
8-9-10 |
1905 - Инна Эразмовна после
развода с мужем, забрав детей, переезжает в Крым. |
Сообщение о Н.С.Гумилеве |
11 |
Их медовый месяц прошел в Париже. Это была первая поездка Ахматовой за границу, она оставила неизгладимый след в её памяти. Тогда она была юной, наивной девушкой, ее радовало и восхищало абсолютно все. В Париже Анна познакомилась с АмедеоМодильяни, который создал несколько карандашных набросков ее портрета.
|
просмотр презентации |
13-14 |
1911 - Поступает на петербургские Женские курсы. Знакомство с Блоком.
Первая публикация под псевдонимом АННА АХМАТОВА - стих. "Старый
портрет" Пришло из никуда, К любой беде липучее. Само оно – беда. 1958 Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русской литературе вместо Анны Горенко появилась Анна Ахматова. Псевдонимом стала фамилия прабабки, в жилах которой текла буйная кровь татарской княжны. |
Среди предков Анны Горенко по материнской линии был Ахмат-хан, потомок Чингиза, последний правитель Золотой Орды. “Я – чингизка”, – это произносилось ею с гордостью. Вслушайтесь: Анна Ахматова – пять открытых “а” – звучит завораживающе. И этот “исторический” псевдоним свидетельствовал об изощренном слухе семнадцатилетней девочки.
|
15 |
В 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма |
Актуализация знаний. Что было характерно для творчества акмеистов? Что такое акмеизм? |
16-17 |
Первые сборники Ахматовой - «Вечер», «Четки»,-принесли ей известность и славу. «Ее вступление в литературу напоминало триумфальное шествие, - писал В. Жирмунский, - она была окружена в эти годы всеобщим поклонением - не только как поэт, но и как прекрасная женщина» : Б.Эйхенбаум увидел в ранних стихах Ахматовой “нечто похожее на большой роман”. Действительно, там есть герои Она и Он, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Ранняя Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. |
Чтение стихотворений, анализ. Запись в тетради. |
18 |
. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок. |
Можно ли говорить о том, что каждый из художников видит Ахматову по-своему? |
19 |
С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Кроме того, в начале Первой мировой войны Гумилев поступил добровольцем в уланский полк. Был награжден двумя Георгиевскими крестами По настоянию врачей она лечится в Финляндии, едет в Севастополь. Там подолгу гуляет на берегу моря. |
Физминутка «К солнцу» |
19 |
1917г. Выходит третий сборник Ахматовой "Белая стая». Резко меняется тематика стихотворений - звучит тема России. «Молитва» В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим ее первые стихи на тему патриотизма. В сборнике появляются также стихи исторического содержания, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, ее назначения. В стихотворении “Уединение” (1914) появляется образ героини, близкой “Пророку” Лермонтова: Так много камней брошено в меня,/ Что ни один из них уже не страшен...Здесь лирическая героиня не жалуется, не ропщет на судьбу, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. |
Эту молитву ей напомнила при встрече Марина Цветаева: “Как Вы могли написать: “Отыми и ребенка и друга, И таинственный песенный дар”… Разве вы не знаете, что в стихах все сбывается?”
Как вы думаете, если бы знала, стала бы его писать и публиковать?
|
19 |
1917-1918 год. Массовая эмиграция. Анна Ахматова не могла принять Октябрьскую революцию, потому что восприняла ее как катастрофу, которая разрушила сложившийся уклад русской жизни. Для нее это стало настоящей трагедией: “Все расхищено, предано, продано,/ Черной смерти мелькало крыло, / Все голодной тоскою изглодано” Для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Она знала, что без России ей не жить. Бегство она считала предательством. 1921 год – сборник «Подорожник» |
Ахматова читает «Мне голос был».
|
20 |
Ночь с 3 на 4 августа. Арест
Н.С.Гумилева. Вышел сборник "AnnoDomini" В Париже, Берлине на все лады стали склонять имя Ахматовой. Она сочла своим долгом прояснить свою позицию, уже не иносказательно, а в прямой форме «Не с теми я, кто бросил землю». |
Почему так много стихов с Евангельским сюжетом? |
21 |
Борис Анреп изобразил Ахматову в образе Сострадания на мозаике в Лондонской национальной галерее и придал ее черты Святой Анне в Соборе Христа Владыки в ирландском городе Маллингаре. |
просмотр презентации |
22 |
С 1924 года перестают печатать. Начинает
изучать Пушкина и архитектуру Петербурга. В 1925 году исключена из
Ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как непролетарский
поэт. |
Сообщение от Чуковского К.И. |
23 |
1934 В ночь с 13 на 14 мая - В
своей московской квартире на глазах А.А. был арестован О.Э.Мандельштам. В те годы, когда отрекались от живых мужей, она говорила о Гумилёве, имя которого вплотную связывали с контрреволюцией: “Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно”. А что бы промолчать… Ведь и разведена была и за язык никто не тянул… Когда Мандельштам был в прокажённых, она поехала к нему в ссылку в Воронеж, продав очередной модильяниевский портрет. Будто искала на свою голову приключений. Да разве она хоть на минуту задумывалась: о том, что будет, что может быть? Просто друг был в беде, поэт был в ничтожестве. А она могла помочь. Значит, должна. И только, между прочим, вскользь, говорила: “Добро делать очень трудно; зло делать просто, а добро очень трудно |
Друг. Единомышленник. У него часто искала приюта. Нельзя оставить в беде. Ехать не на что. Денег всегда не было. Кроме того, время такое, что отжен, мужей, отцов и матерей отрекались. Кто осудит? Что бы вы сделали?
|
24 |
1938 Ночь с 1 на 2 мая - В
подмосковном доме отдыха "Саматиха" снова арестован О.Мандельштам.
27 декабря - Во владивостокском пересыльном лагере на Второй речке скончался.
Похоронен там же, в общей могиле. |
|
25 |
Поэма «Реквием» Эта поэма – напоминание живым о той беде, которая постигла Россию и ее лично в 30–40-е годы. Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына». Реквием занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. Ахматова не прошла лагерь, не арестовывалась, но тридцать лет «прожила под крылом у гибели», в предчувствии скорого ареста и в непрестанном страхе за судьбу сына. «Шекспировские драмы – все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли – мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас», – говорила Ахматова о своем поколении. В Реквиеме не изображены леденящие душу зверства советских палачей, «крутой маршрут» арестанта или адские реалии Архипелага ГУЛАГ. Реквием – памятник России, превращенной в тюремную очередь, в центре цикла – страдание матери, плач по безвинно погибшим, гнетущая атмосфера, воцарившаяся в годы «ежовщины». В ту пору, когда в России усилиями властей формировался новый тип женщины-товарища, женщины-работницы и гражданина, Ахматова выражала вековое сознание русской женщины – скорбящей, охраняющей, оплакивающей |
Прочитаем эпиграф, предисловие.
Минута памяти. |
26 |
В 1939 имя Ахматовой было на 7 лет возвращено в литературу. На приеме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 вышел после 17-летнего перерыва ее сборник« Из шести книг», который Ахматова назвала «подарком папы дочке». |
|
27 |
. Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях Первый дальнобойный в Ленинграде, Птицы смерти в зените стоят…, Nox . В конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца |
Чтение «Мужество» |
28 |
В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М.Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, исключенная из СП, она была лишена продовольственных карточек. В ее комнате было установлено прослушивающее устройство, неоднократно устраивались обыски оказалисьизгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. |
|
29 |
В 1949 вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов «Слава миру» (1950). Подобные панегирики были в чести и искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами – К.Симоновым, А.Твардовским, О.Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Истинное отношение к диктатору она выразила в стихотворении: Я приснюсь тебе черной овцою, На нетвердых, сухих ногах, Подойду и заблею, завою: «Сладко ль ужинал, падишах? Ты вселенную держишь, как бусы, Светлой волей Аллаха храним… И пришелся ль сынок мой по вкусу И тебе и деткам твоим?». Жертву Ахматовой Сталин не принял | |
30 |
1958 28 октября - Узнает по
приезде в Москву об обрушившихся на Б.Пастернака неприятностях в связи с
выдвижением на Нобелевскую премию романа "Доктор Живаго", изданного
в Италии и запрещенного в СССР.
1962 aвгуст - Выдвинута на Нобелевскую премию (она будет присуждена другому поэту 12 декабря 1964 - В замке
УрсиноА.А.Ахматовой вручена литературная премия "Этна-Таормина" -
за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее
избранных произведений. |
Лестница в замке Урсино. Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.Из воспоминаний Ахматовой: "Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя |
31- 32 |
1965 год Начало октября - Выходит
последний прижизненный сборник стихотворений и поэм А.А. - знаменитый
"Бег времени". Итогом творческого и человеческого пути Анны
Ахматовой стала «Поэма без героя», 5 марта 1966 года, утром - Анна Андреевна Горенко-Гумилева-Ахматова скончалась. |
|
|
Итог урока. - Итак, мы с вами перелистали страницы жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой.
|
Анна Андреевна Ахматова имела на это право: называть себя народным поэтом?
|
33 |
Рефлексия |
Тест. Выставление оценок. Домашнее задание. |
34 |
Спасибо за урок! |
|