Меню

классный час "Выбор профессии"

Цель: познакомить учащихся с методами определения своей профессии.

Задачи:

- Как профессионально самоопределиться в выборе профессии;

- Какие факторы при этом надо учитывать;

- Каких ошибок при выборе профессионального пути следует избегать.

- Развивать логическое мышление.

- Воспитание уважения к труду, к людям труда; стремления к созиданию и творчеству;                   развивать навыки работы в группе, умение выражать свое мнение.

 

Оборудование: презентация, тесты, данные по востребованным профессиям.

 

Ход классного часа

 

1.Вступит. слово кл.рук. Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие – около половины – так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на рынке труда полно лишних юристов и экономистов. зато очень востребованными и престижными стали инженеры-технологи, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. а их-то как раз и не хватает. получить диплом сейчас не проблема – только плати и занятия не прогуливай. Но после окончания – армия безработных пополняется. Такое же положение существует во всех развитых странах. По данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой , в России этот показатель еще ниже – 31%. Почему же так получается: с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица, лишние люди. Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности, невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

 

2. - Чем мы руководствуемся, выбирая профессию? Какие факты учитываем?

                        (Ответы учащихся.)

         Мотивация - заработная плата, перспективный рост по карьерной лестнице, свобода творчества, превращение любимого рода занятий в дело жизни и т.д.         Вопрос лишь в том насколько разумно и осознанно Вы подходите к выбору профессии. Насколько Вы отдаете отчет себе в том, чего Вы ждете от своей профессии, что важно именно для Вас

3. Специалисты по профориентации вывели формулу осознанного выбора профессии: «Хочу – могу – надо».

- Работа с формулой на отдельных листах.

У вас получился осознанный выбор профессии, при котором вы учли и личные устремления, и свои возможности, и потребности общества.

 

4. Кл. рук. Говорят, в мире существует около 50 тысяч профессий. Специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в 5 больших групп по Е.А.Климову. Попробуйте определить, к какому типу принадлежите вы.

1. Человек-природа. люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, геолог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

2. Человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. (Учитель, врач, журналист, психолог, продавец).

4. Человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки. (Бухгалтеры, экономист, корректор, переводчик, программист, ученые, лаборанты, люди, работающие в научных центрах).

5. Человек-художественный образ. людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. (Музыканты, художники, актеры, дизайнеры.

 

5. -Тест «Твоя профессия».

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

     а) выспаться;

     б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

     в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

     а) удочку, набор для вышивания;

     б) коньки или лыжи;

     в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

     а) в одиночку;

     б) с семьей или друзьями;

     в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

     а) почувствовали бы полную свободу;

     б) занялись бы поиском выхода или каким–нибудь делом;

     в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите:

     а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить                                                                                                рыбу, мечтать;

     б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

     в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Теперь подсчитаем количество набранных баллов:

 

А

1 балл

Б

2 балла

В

3 балла

5-8 б. – люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист, психолог). Зато они хорошо себя будут чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотхозяйстве. (Программист, слесарь, токарь, бухгалтер и т.д.)

8-12 б. – люди общительные, хорошо чувствуют себя в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут находиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

12-15 б. – в этих людях слишком много энергии и силы. Они не могут долго быть в одиночестве. Выбирать профессии связанные с большим количеством людей. (Агент по рекламе, продавец, дилер, учитель, брокер, тренер, коммерческий директор).

 

6. Кл.рук. Но какую бы вы профессию вы не выбрали, всегда следует помнить – каждый труд требует знаний, умений, терпения, мастерства.

Выбирая профессию, необходимо:

  1. Узнать, какие профессии и специальности нужны там, где вы проживаете.
  2. Хорошенько подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает.
  3. Подробно изучить эту профессию; оценить возможность, ее приобретения.
  4. Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться  с  родителями, учителями, врачами, если есть возможность, получить  квалифицированную профконсультацию.
  5. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.

6.      Рефлексия. Помог ли наш классный час осознать что-то, определиться, или, может быть, утвердил вас в правильности выбора, который вы уже сделали?