Библиотечное мероприятие "Библиотерапия в образовании и воспитании"

Загрузка ...

Библиотечное мероприятие

«Библиотерапия в образовании  и воспитании»

                                                                              

Цель мероприятия: познакомить слушателей с основными понятиями  библиотерапии, определить круг чтения произведений, пригодных для библиотерапии; апробировать в процессе работы со слушателями библиотерапевтическое воздействие конкретных произведений отдельных авторов.

Оборудование:презентация  «Библиотерапия в образовании  и воспитании», видеоролик «Испокон века книга растит и лечит человека», раздаточный материал.

                                                                     Ход мероприятия

Слайд 1

      Как вы думаете, в  чем заключается цель нашего мероприятия?

 (Ответы учащихся) Слайд 2

      Друзья,  в течение всей жизни мы с вами читаем книги. Некоторые из них надолго остаются в душе, а бывает, и переворачивают  нашу жизнь. И именно поэтому мне хочется начать наше мероприятие со стихотворения  Вероники Тушновой.  Слайд 3

                   «Открываю томик одинокий -
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этиx строчек плачу,
Значит, мне они предназначались»

 Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с понятием «библиотерапия». Что же такое библиотерапия?

 Слайд 4.

      Библиотерапия –  термин, в переводе с греческого, означающий  «лечение книгой» или терапия с помощью книг. Это использование специально отобранной литературы как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения.                                              Слайд 5.                                                                                                                                                                                                                Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно - пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым, недугом. Книга в нашем сознании - это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела.  

      Сейчас, трудно не заметить, что прилавки книжных магазинов  завалены всевозможной литературой   различного содержания.  Почему люди читают именно это? Почему вообще люди читают? Если не учитывать вынужденное (в учебных заведениях) и познавательное чтение, а взять на рассмотрение только чтение для удовольствия, то люди обычно читают, такую литературу, которая отвечает их внутреннему состоянию.

Слайд 6                                                                                                                                                                                                     Воздействие хорошей книги – это и есть библиотерапия: прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности.

    Так какое же влияние оказывает библиотерапия в образовании и воспитании?

На уроках литературы  или литературного чтения дети, читая книги, рассуждают, оценивают поступки героев, ситуации и отношения, в которых оказались персонажи.  Рисуют перед собой картину прекрасного, читая описание природы.

Беседа и размышление, именно на уроках литературы, иногда помогает справиться со стрессом, принять какое-то решение, уйти от проблемы посредством погружения в мир книги.

Слайд 7

    Библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. Библиотекарь – это посредник между автором и читателем,  он  приобщает детей к книжной культуре – а значит, запускает процесс самолечения книгой.

     Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков.  Книга может поднять настроение,успокоить, помочь выйти из сложной ситуации.

      Наблюдая за читающим человеком, по выражению лица можно определить, какое произведение он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.

Читая художественное произведение, ребенок  проигрывает определенные жизненные ситуации, погружается во  внутренний мир героев и примеряет его на себя.

Слайд 8,9

Какие  же  книги оказывают хороший лечебный эффект? Это художественная литература разных жанров:

-классическая литература, которая помогает ориентироваться в окружающем мире, делать правильный вывод в сложной жизненной ситуации;

-литература автобиографического характера, которая  побуждает к развитию в себе положительных качеств, способствует избавлению от комплексов, учит находить выход из самых затруднительных положений;

-детективная и приключенческая литература  способствует развитию интуиции и аналитического мышления;                                                                              

-юмористическая литература, учит видеть смешное в любых жизненных явлениях, смех обладает наибольшим оздоравливающим влиянием на ребенка;                                                                                                 - фантастика, где придуманная страна мечты переносит ребенка из реальной жизни в фантастическую среду. 

-детская поэзия  поднимает настроение и отвечает насущным потребностям детской души.                                                                                                                                                                                                                                          «Лечебная» значимость сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, вера в способность человека жить мудро.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          А сейчас давайте  прочитаем несколько рассказов (В.Осеева «Навестила,  В.Сухомлинский «Скажи человеку «здравствуйте»), которые можно использовать для библиотерапии в воспитании.

В.Осеева «Навестила (раздаточный материал) – чтение текста

О чем рассказывается  в этом рассказе? Чему можно научиться на примере этого рассказа? (ответы учащихся)

В  рассказе Осеевой  «Навесила» рассказывается о том, как Муся навестила свою подругу. Но не обращала внимания на то, что пыталась рассказать о своем здоровье Валя, а лишь пыталась рассказать ей о флюсе, который был у нее летом. Муся поступила не правильно по отношению к подруге, ведь  она пришла навестить ее, поддержать, а не рассказывать ей о своей болезни. Она должна была помочь ей, сделать полоскание налить грелку.

В.Сухомлинский «Скажи человеку «здравствуйте» - чтение текста

В рассказе Сухомлинского мы видим проявление вежливости и воспитанности при обращении с другими людьми.

Эти рассказы  благоприятно влияют на сознание ребенка.

В заключение нашего мероприятия  давайте посмотрим  с вами видеоролик  о  целительной силе книги: «Испокон века книга растит и лечит человека». Просмотр видеоролика

А теперь подведем итог мероприятия. Какое же воздействие оказывает, по-вашему, книга на человека? Увидели ли вы это на сегодняшнем мероприятии?

(Ответы учащихся).

Слайт 10

Таким образом, сделаемвывод: если книга вызывает в ребенке душевный отклик и сопереживание судьбе героев, то мы можем говорить о благотворном воздействии хорошего художественного произведения на его эмоциональный мир.

Чтение хорошего произведения художественной литературы может поднять настроение,успокоить, помочь выйти из сложной ситуации, привести  читателя в состояние покоя, умиротворения.

Использованные источники:

http://vogelz.ru/rasskazy/oseeva-v-a/volshebnoe-slovo/navestila/

http://pumbr.ru/korotkie-rasskazy-dlya-detej/

https://www.youtube.com/watch?v=OBQMubLpIFI     http://bibydel.ru/index.php/zapiski/178-biblioterapiya

http://www.azovlib.ru/page/resurscbs/biblioposobiya/posobiya/Biblioterapiya.htm