Библиотечное мероприятие "Библиотерапия в образовании и воспитании"
Библиотечное мероприятие
«Библиотерапия в образовании и воспитании»
Цель мероприятия: познакомить слушателей с основными понятиями библиотерапии, определить круг чтения произведений, пригодных для библиотерапии; апробировать в процессе работы со слушателями библиотерапевтическое воздействие конкретных произведений отдельных авторов.
Оборудование:презентация «Библиотерапия в образовании и воспитании», видеоролик «Испокон века книга растит и лечит человека», раздаточный материал.
Ход мероприятия
Слайд 1
Как вы думаете, в чем заключается цель нашего мероприятия?
(Ответы учащихся) Слайд 2
Друзья, в течение всей жизни мы с вами читаем книги. Некоторые из них надолго остаются в душе, а бывает, и переворачивают нашу жизнь. И именно поэтому мне хочется начать наше мероприятие со стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 3
«Открываю томик одинокий -
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этиx строчек плачу,
Значит, мне они предназначались»
Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с понятием «библиотерапия». Что же такое библиотерапия?
Слайд 4.
Библиотерапия – термин, в переводе с греческого, означающий «лечение книгой» или терапия с помощью книг. Это использование специально отобранной литературы как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. Слайд 5. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно - пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым, недугом. Книга в нашем сознании - это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела.
Сейчас, трудно не заметить, что прилавки книжных магазинов завалены всевозможной литературой различного содержания. Почему люди читают именно это? Почему вообще люди читают? Если не учитывать вынужденное (в учебных заведениях) и познавательное чтение, а взять на рассмотрение только чтение для удовольствия, то люди обычно читают, такую литературу, которая отвечает их внутреннему состоянию.
Слайд 6 Воздействие хорошей книги – это и есть библиотерапия: прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности.
Так какое же влияние оказывает библиотерапия в образовании и воспитании?
На уроках литературы или литературного чтения дети, читая книги, рассуждают, оценивают поступки героев, ситуации и отношения, в которых оказались персонажи. Рисуют перед собой картину прекрасного, читая описание природы.
Беседа и размышление, именно на уроках литературы, иногда помогает справиться со стрессом, принять какое-то решение, уйти от проблемы посредством погружения в мир книги.
Слайд 7
Библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. Библиотекарь – это посредник между автором и читателем, он приобщает детей к книжной культуре – а значит, запускает процесс самолечения книгой.
Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков. Книга может поднять настроение,успокоить, помочь выйти из сложной ситуации.
Наблюдая за читающим человеком, по выражению лица можно определить, какое произведение он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.
Читая художественное произведение, ребенок проигрывает определенные жизненные ситуации, погружается во внутренний мир героев и примеряет его на себя.
Слайд 8,9
Какие же книги оказывают хороший лечебный эффект? Это художественная литература разных жанров:
-классическая литература, которая помогает ориентироваться в окружающем мире, делать правильный вывод в сложной жизненной ситуации;
-литература автобиографического характера, которая побуждает к развитию в себе положительных качеств, способствует избавлению от комплексов, учит находить выход из самых затруднительных положений;
-детективная и приключенческая литература способствует развитию интуиции и аналитического мышления;
-юмористическая литература, учит видеть смешное в любых жизненных явлениях, смех обладает наибольшим оздоравливающим влиянием на ребенка; - фантастика, где придуманная страна мечты переносит ребенка из реальной жизни в фантастическую среду.
-детская поэзия поднимает настроение и отвечает насущным потребностям детской души. «Лечебная» значимость сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, вера в способность человека жить мудро. А сейчас давайте прочитаем несколько рассказов (В.Осеева «Навестила, В.Сухомлинский «Скажи человеку «здравствуйте»), которые можно использовать для библиотерапии в воспитании.
В.Осеева «Навестила (раздаточный материал) – чтение текста
О чем рассказывается в этом рассказе? Чему можно научиться на примере этого рассказа? (ответы учащихся)
В рассказе Осеевой «Навесила» рассказывается о том, как Муся навестила свою подругу. Но не обращала внимания на то, что пыталась рассказать о своем здоровье Валя, а лишь пыталась рассказать ей о флюсе, который был у нее летом. Муся поступила не правильно по отношению к подруге, ведь она пришла навестить ее, поддержать, а не рассказывать ей о своей болезни. Она должна была помочь ей, сделать полоскание налить грелку.
В.Сухомлинский «Скажи человеку «здравствуйте» - чтение текста
В рассказе Сухомлинского мы видим проявление вежливости и воспитанности при обращении с другими людьми.
Эти рассказы благоприятно влияют на сознание ребенка.
В заключение нашего мероприятия давайте посмотрим с вами видеоролик о целительной силе книги: «Испокон века книга растит и лечит человека». Просмотр видеоролика
А теперь подведем итог мероприятия. Какое же воздействие оказывает, по-вашему, книга на человека? Увидели ли вы это на сегодняшнем мероприятии?
(Ответы учащихся).
Слайт 10
Таким образом, сделаемвывод: если книга вызывает в ребенке душевный отклик и сопереживание судьбе героев, то мы можем говорить о благотворном воздействии хорошего художественного произведения на его эмоциональный мир.
Чтение хорошего произведения художественной литературы может поднять настроение,успокоить, помочь выйти из сложной ситуации, привести читателя в состояние покоя, умиротворения.
Использованные источники:
http://vogelz.ru/rasskazy/oseeva-v-a/volshebnoe-slovo/navestila/
http://pumbr.ru/korotkie-rasskazy-dlya-detej/
https://www.youtube.com/watch?v=OBQMubLpIFI http://bibydel.ru/index.php/zapiski/178-biblioterapiya
http://www.azovlib.ru/page/resurscbs/biblioposobiya/posobiya/Biblioterapiya.htm
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - вк накрутка