Аннатация к рабочей программе по биологии 5-9 кл
к рабочей программе по биологии
на 2017-2018 уч.г
Рабочая
программа по биологии в 5-7 классах составлена на основании Федерального
государственного стандарта основного общего образования второго поколения
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
примерной программы по биология 5- 9 классы., программыИ.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2012. — 304с., Федерального перечня учебников, образовательной программы школы, учебного плана МБОУ-ООШ с.Ивановка на 2017-2018 уч.г
Учебники:
Биология: 5 класс.И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.: ил.
Биология: 6 класс. Автор: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 192 с.: ил.,
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой, В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
. – М.: Вентана-Граф, 2017
Рабочая программа по биологии в 8-9 классах составлена на основе
Федерального Государственного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089)
Примерной программы основного общего образования по
биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений
РФ и авторской программы А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша к учебнику "Человек
и его здоровье" 8 класс. (Из Сборника "Природоведение. Биология.
Экология: 5-11 класс: программы" / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н.
Пономарёва и др. –М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.), Федерального
перечня учебников, образовательной программы школы, учебного плана МБОУ-ООШ с.Ивановка на 2017-2018 уч.г
Учебники:
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. .И. Ц. «Вента-Граф» 2010г.
И.Н. Пономарев, О.А. Корнилова, В.С. Н.М. Чернова «Биология 9 класс»/ Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. «Вентана- Граф» 2010г
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
5 класс- 35ч ( ФГОС, 1 час в неделю, всего-35 ч.в год)
6 класс – 35 ч (ФГОС, 1 час в неделю, всего -35 ч. в год)
7 класс - 70 часов(ФГОС, 1 час+1 час за счет школьного компонента, всего -70ч. в год);
8 класс - 70часов (2 часа в неделю, всего-70 ч.в.год);
9 класс - 70 часов (2 часа в неделю, всего-70 ч .в год)
Цели и задачи:
биологического образования в основной школе, формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием
интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального Российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; •осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, инфор мационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации тру да и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
5 класс (основное общее образование)
Рабочая программа по биологии
в 5 классе составлена на основании Федерального
государственного стандарта основного общего образования второго поколения
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
примерной программы по биология 5- 9 классы., программыИ.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2012. — 304с., Федерального перечня учебников, образовательной программы школы, учебного плана МБОУ-ООШ с.Ивановка на 2017-2018, Учебник:
Биология: 5 класс.И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 128 с.: ил.
Биология: 6 класс. Автор: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 192 с.: ил.,
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2016
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г.).
6 класс (основное общее образование)
Рабочая
программа по биологии
в 6 классе составлена на основании
Федерального государственного стандарта основного общего образования второго
поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря
примерной программы по биология 5- 9 классы., программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2012. — 304с., Федерального перечня учебников, образовательной программы МБОУ-ООШ с.Ивановка , учебного плана школы на 2017-2018 уч.г..
Учебник системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс. Автор: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 192 с.: ил.,
7 класс (основное общее образование)
Рабочая
программа по биологии
в 7 классе составлена на
основании Федерального государственного
стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
примерной программы по биология 5- 9 классы., программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2012. — 304с., Федерального перечня учебников, образовательной программы МБОУ-ООШ с.Ивановка , учебного плана школы на 2017-2018 уч.г..
Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко; В.С. Кучменко «Биология» 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013г.
8 класс (основное общее образование)
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе Федерального
Государственного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089)
Примерной программы основного общего образования по
биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений
РФ и авторской программы А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша к учебнику "Человек
и его здоровье" 8 класс. (Из Сборника "Природоведение. Биология.
Экология: 5-11 класс: программы" / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н.
Пономарёва и др. –М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.), Федерального
перечня учебников, образовательной программы школы, учебного плана МБОУ-ООШ с.Ивановка на 2017-2018 уч.г
Учебник:
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек» 8 класс,«Вента-Граф» 2011г.
Курс биологии в 8 классе - школьный курс биологии, он опирается на биологические знания, полученные учащимися в 7 классе. На уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии, гигиены и психологии, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека, даётся обзор основных систем органов их связи, анализаторах, поведений и психикой.
9 класс (основное общее образование)
Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа составлена на основании Программы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2010г.) Авторы программы по биологии 9 класс - И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова, М,: «Вентана- Граф» 2014г).
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 9 классах определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 9 классах 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68ч.
Учебно-методический комплект по предмету
Учебник Биология – 9 класс, И.Н. Пономарев, О.А. Корнилова, В.С. Н.М. Чернова/ Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. «Вентана- Граф» 2012г.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - тик ток накрутка